Анализ дебиторской задолженности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обуславливается тем, что процесс управления дебиторской задолженностью, с одной стороны, является частью маркетинговой политики предприятия, с другой - составляющей финансового управления деятельностью предприятия. Задачей финансового менеджмента является эффективное управление дебиторской задолженностью как активами предприятия с целью оптимизации ее размера и обеспечения своевременной индексации долга.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3
Теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью предприятия………………………………………………………………………….5
Понятие, сущность и виды дебиторской задолженности……………….5
1.2 Подходы к управлению дебиторской задолженности и анализ ее оборачиваемости…………………………………………………………………….7
1.3 Зарубежный опыт управления дебиторской задолженностью………….10
2. Анализ системы управления дебиторской задолженности в ООО «Арсеньевский молочный комбинат»……………………………………….……13
2.1 Краткая характеристика деятельности ООО «Арсеньевский молочный комбинат»………………………………………………………………………...…13
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Арсеньевский молочный комбинат»..………14
2.3 Анализ факторов дебиторской задолженности……………………………22
Заключение ………………………………………………………………..………..29
Список используемой литературы ………………………………………..………31
Приложение

Работа содержит 1 файл

Управление дебиторской задолженностью на предприятии.doc

— 554.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение ……………………………………………………………………………..3

  1. Теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью предприятия………………………………………………………………………….5
    1. Понятие, сущность и виды дебиторской задолженности………………….5

1.2 Подходы к  управлению дебиторской задолженности и анализ ее оборачиваемости…………………………………………………………………….7

1.3 Зарубежный  опыт управления дебиторской  задолженностью………….10

2. Анализ системы управления дебиторской задолженности в ООО «Арсеньевский молочный комбинат»……………………………………….……13

2.1 Краткая характеристика деятельности ООО «Арсеньевский молочный комбинат»………………………………………………………………………...…13

2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Арсеньевский молочный комбинат»..……………………………………………………………..14

2.3 Анализ факторов дебиторской задолженности……………………………22

Заключение ………………………………………………………………..………..29

Список используемой литературы ………………………………………..………31

Приложение 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  данной темы обуславливается тем, что  процесс управления дебиторской задолженностью, с одной стороны, является частью маркетинговой политики предприятия, с другой - составляющей финансового управления деятельностью предприятия. Задачей финансового менеджмента является эффективное управление дебиторской задолженностью как активами предприятия с целью оптимизации ее размера и обеспечения своевременной индексации долга.

В условиях формирования рыночной экономики России предприятия  и организации с разными формами  собственности получили широкую  самостоятельность в вопросах обеспечения  их сырьем, кадрами, организации процесса производства продукции, услуг, оплаты труда, в установлении размера индивидуальной заработной платы, выборе систем оплаты труда, определении расходов на оплату и т.д.

Дебиторская задолженность  может возникнуть по всем видам расчетов предприятия с контрагентами и является их составной частью. Основной вид взаимных долговых обязательств имеет место при расчетах с поставщиками и подрядчиками.

Рациональная  организация контроля за состоянием расчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств по поставкам продукции в заданном ассортименте и качестве, повышению ответственности организаций за соблюдение платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния организаций.

Основная цель курсовой работы – рассмотреть управление дебиторской задолженностью на предприятии, а также применить полученные знания на практике на примере ООО «Арсеньевский молочный комбинат».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- теоретическое  изучение управления дебиторской  задолженности;

- изучение управление  дебиторской задолженности в  зарубежной практике;

- анализ управления  дебиторской задолженности на предприятии ООО «Арсеньевский молочный комбинат».

Объектом исследования курсовой работы является общество с  ограниченной ответственностью «Арсеньевский молочный комбинат».

Предметом исследования является система управления дебиторской задолженностью.

Работа состоит  из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении определены актуальность, цели и задачи, объект и предмет исследования.

В первом разделе  рассматривается теоретические  аспекты управления дебиторской задолженностью. В ней изложены сущность, цель, функции и роль управления дебиторской задолженностью в рыночной экономике.

Во втором разделе  проанализировано финансовое состояние  предприятия рассматривается методология  управления дебиторской задолженностью: управление использованием оборотного капитала, авансированного в запасы.

В заключении рассматриваются  основные выводы по работе.

Методологическая  основа управления дебиторской задолженностью изложена в трудах следующих ученых: Гаджинского А.М., Зайцева Н.Л., Стояновой Е.С., Бланка И.А. и других.

 

 

 

 

1. Теоретические  аспекты управления дебиторской  задолженностью предприятия

 

    1. Понятие, сущность и виды дебиторской задолженности

 

Должник, дебитор (от латинского слова debitum-долг, обязанность) одна из сторон гражданско-правового обязательства имущественной связи между двумя либо более лицами.

Дебиторская задолженность является суммой долга, которая причитает организации от иных юридических лиц либо граждан. Формирование дебиторской задолженности на основании системы безналичных расчетов собой представляет объективный процесс хозяйственной деятельности организации.

По характеру  образования дебиторская задолженность  делится на нормальную и неоправданную. К нормальной задолженности организации относится та, которая обусловлена ходом выполнения производственной программы организации, а также действующими формами расчетов (задолженность по предъявленным претензиям, задолженность за подотчетными лицами, за товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил).

Дебиторская задолженность является важным компонентом оборотного капитала. Когда одна организация продаёт товары иной организации, не значит совсем, что стоимость проданного товара будет оплачена немедленно.[4, с.15]

В современный период, из-за перехода на новейший план счетов и новейшую систему учета дебиторской задолженности, определяют такие виды как: дебиторская задолженность заказчиков и покупателей, зависимых, дочерних товариществ, юридических лиц контролируемых совместно, другой дебиторской задолженности, дебиторская задолженность по выданным авансам, расходы будущих периодов.

Дебиторской задолженностью являются средства, которые причитаются организации, но еще ею не полученные. Дебиторская задолженность отражается в составе оборотных средств, срок погашения которой не выше одного года.

Дебиторская задолженность определяется такими статьями как: дебиторская задолженность по прочим операциям и по основной деятельности организации.

К дебиторской  задолженности по прочим операциям можно отнести статьи, как авансы филиалам, служащим, как гарантия долга депозиты, дебиторская задолженность по финансовым операциям (по процентам и дивидендам) и др.

В экономически развитых странах дебиторская задолженность указывается в балансе по чистой стоимости реализации, то есть исходит из такой суммы денежных средств, предположительно полученная при погашении данной задолженности.

Управление  дебиторской задолженностью определяет, изначально, контроль в расчетах за оборачиваемостью средств. Ускорение оборачиваемости - это положительная тенденция экономической деятельности организации. [6, с.28]

Ускорение оборачиваемости достигается с помощью отбора потенциальных покупателей, условий оплаты, воздействию на дебиторов и контролю за сроками погашения задолженности. Отбор покупателей производится с помощью анализа соблюдения их платежной дисциплины в прошлом, анализу уровня их финансовой устойчивости, анализу их текущей платежеспособности и анализу иных финансовых показателей, которые характеризуют финансовое состояние организации-покупателя.

Определение условий  оплаты товаров покупателями заключается  в том, что покупателю устанавливаются  границы сроков оплаты товаров: оплатили раньше – получили скидку по оплате товаров, оплатили в срок – потеряли предоставляемую скидку, оплатили позднее срока - платите штраф.

Контроль за сроками погашения дебиторской  задолженности включает в себя ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения. Наиболее распространенная классификация предусматривает следующую группировку дебиторской задолженности в днях: до 30 дней, от 30 до 60 дней, от 60 до 90 дней, от 90 до 120 дней, более 120 дней.

Управление  дебиторской задолженностью объясняется обязательным проведением сравнительного анализа с величиной кредиторской задолженности величины дебиторской задолженности.

Управление  дебиторской задолженностью определяется созданием анализа фактических потерь, а так же  резервов по сомнительным долгам, которые связаны с непогашением дебиторской задолженности.

 

1.2 Подходы  к управлению дебиторской задолженности и анализ ее оборачиваемости

 

На прибыльность компании, а так же на дисконтную и кредитную политику для малоэффективных  покупателей, на пути ускорения востребования  долгов и уменьшение безнадежных  долгов, на выбор условий продажи, которые обеспечивают гарантированное поступление денежных средств - на все это непосредственно влияет управление дебиторской задолженностью.

Приемы управления дебиторской задолженностью являются: оформление счетов, учет заказов, установление характера дебиторской задолженности. Из тех моментов, которые подлежат рассмотрению, есть некоторые, которые требуют особого внимания, например необходимость поиска путей сокращения среднего промежутка времени между выпиской счета-фактуры покупателю и завершением операции по продаже товара. [10, с.175]

 Обязательно  оцениваются возможные издержки, которые связаны с дебиторской  задолженностью, (упущенная выгода  от неиспользования средств, вместо  их инвестирования). Управление дебиторской  задолженностью работает с двумя  видами резервов времени - выписка счета-фактуры и отправка почтой. Количество дней от отправки товара покупателю и до высылки счета - это время на выписку счета. Поэтому компании необходимо отправлять счета одновременно с товаром. Между подготовкой счета-фактуры и получением его покупателем - это будет время почтовой доставки.

Если использовать  службу срочных почтовых отправлений  для крупных счетов-фактур с вручением  в предусмотренные сроки или  предоставляя скидки за авансовые платежи - время почтового прохождения  документов можно сократить за счет децентрализации выписки счета-фактуры и почтовой отправки. Главный момент в управлении дебиторской задолженностью - это определение сроков кредита, который предоставляется покупателям, оказывая при этом влияние на объемы продаж и получение денег.

При оценке платежеспособности потенциального покупателя необходимо учитывать финансовую устойчивость, честность покупателя, имущественное  обеспечение. Кредитную надежность покупателя можно оценить количественными  методами анализ регресса, он рассматривает изменение зависимой: переменной, которая имеет место при изменении независимой (информативной) переменной. Такой метод особенно важен, когда требуется оценить большое количество некрупных покупателей. Если ваша компания продает товары многим покупателям и длительное время не меняет свою кредитную политику, необходимо скрупулезно оценивать возможные потери по безнадежным долгам.

Управление  дебиторской задолженностью включает:

1) анализ реальной  стоимости существующей дебиторской  задолженности; 

2) анализ дебиторов; 

3) контроль над  соотношением дебиторской и кредиторской  задолженности; 

4) оценка и  реализация факторинга;

5) разработка политики авансовых расчетов и предоставления коммерческих кредитов.

Оценка дебиторской  задолженности реальной стоимости  и ее анализ, заключается в анализе  задолженности по срокам ее возникновения, формировании на эту сумму резерва  по сомнительным долгам и в выявлении безнадежной задолженности. Соотношение кредиторской и дебиторской задолженностей - это эффективность финансового менеджмента и характеристика финансовой устойчивости предприятия.

В практике финансовой деятельности российских предприятий часто появляется такая ситуация, когда происходит невыгодное снижение дебиторской задолженности без изменения кредиторской (обязательств).

При уменьшении дебиторской задолженности, снижается  коэффициент покрытия (ликвидности), предприятие приобретает признаки несостоятельности и становится уязвимым со стороны кредиторов и госорганов.

Уменьшение  дебиторской задолженности снижает  коэффициент покрытия.  Финансовые менеджеры решают вопросы снижения дебиторской задолженности, и ее балансирования с кредиторской.

При анализе  соотношения между дебиторской  и кредиторской задолженностями  важен анализ условий коммерческого  кредита, который предоставляется  организации поставщиками сырья  и материалов. [21, с.69]

4. Условия платежей  за отгруженную продукцию - один  из факторов, который влияет на объем продаж.

На уровень  дебиторской задолженности оказывают  влияние такие основные факторы, как:

-оценка реального  состояния дебиторской задолженности,

Информация о работе Анализ дебиторской задолженности