Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 11:31, реферат
Одной из наиболее значимых сфер экономической деятельности государства является область бюджетных правоотношений. Это обусловлено важной ролью государственного, региональных и местных бюджетов в решении экономических и социальных задач страны. Для федеративного государства, каковым является Россия, оно особенно велико. Так, некоторые ученые ставят само существование государственной власти в зависимость от эффективного функционирования бюджетной системы.
Введение
1.Понятие бюджетного правонарушения, его признаки и состав
2.Понятие ответственности за нарушение бюджетного законодательства
3.Меры бюджетно-правовой ответственности
4.Виды бюджетных правонарушений
Заключение
Список литературы
2) объект правонарушения;
3) субъективная сторона правонарушения;
4) объективная сторона правонарушения.
Субъект бюджетного правонарушения
– лицо, его совершившее и подлежащее
в силу этого юридической
Объектом бюджетного правонарушения
(то есть то, на что оно посягает)
является установленный правопорядок
в сфере бюджетной
В более конкретном виде
(то есть применительно к конкретным
видам бюджетных
Субъективная сторона
бюджетного правонарушения – это
психическое отношение
Каждый элемент бюджетного правонарушения, предусмотренный нормами права, является обязательным: при отсутствии хотя бы одного из них деяние не может быть признано бюджетным правонарушением, что исключает применение мер юридической ответственности к лицу, совершившему это деяние.
2.Понятие ответственности за нарушение бюджетного законодательства
Юридическая ответственность – это реакция на правонарушение. Правонарушение выступает основанием ответственности; без правонарушения нет ответственности.
Любая юридическая ответственность
характеризуется тремя
Финансово-правовая ответственность за бюджетные правонарушения характеризуется следующими признаками:
1) данная ответственность
установлена непосредственно
2) к ответственности
3) ответственность
4) в основании ответственности
лежит бюджетное
5) ответственность состоит
в применении специфических
6) привлечение к бюджетно-
7) привлечение к ответственности
осуществляется в порядке,
8) бюджетно-правовая
При привлечении бюджетного
правонарушителя к юридической
ответственности государство
Первая цель – обеспечение
исполнения бюджетного законодательства.
Особенно это характерно для ситуации,
когда к ответственности
Вторая цель – наказание правонарушителя, что выступает средством его воспитания и предупреждения повторных правонарушений.
Третья цель – защита
имущественных интересов
В рамках финансовой ответственности
ответственность за нарушения бюджетного
законодательства формирует особый
вид ответственности –
Бюджетно-правовая ответственность – это применение уполномоченными органами, исполняющими бюджет, к нарушителю бюджетного законодательства мер юридической ответственности, установленных этим законодательством, возлагающих на правонарушителя дополнительных обременений имущественного характера.
3. Меры бюджетно-правовой ответственности
Меры бюджетно-правовой ответственности являются одновременно санкциями за совершение бюджетного правонарушения.
Финансово-правовые санкции принято подразделять на два вида: правовосстановительные и карательные (штрафные).
Большинство мер бюджетно-правовой ответственности за совершение бюджетных правонарушений являются правовосстановительными.
К ним относятся:
1) предупреждение о ненадлежащем
исполнении бюджетного
2) блокировка расходов;
3) изъятие бюджетных средств;
4) приостановление операций
по счетам в кредитных
5) сокращение или прекращение
финансовой помощи из
К числу карательных (штрафных) санкций, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации (да и то, с некоторой оговоркой), можно отнести лишь начисление штрафа и пени.
Рассмотрим виды бюджетно-правовой
ответственности в той
Предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса – это официальное уведомление участника бюджетного процесса о ненадлежащем исполнении им своих обязанностей с требованием прекратить нарушение бюджетного законодательства.
Блокировка расходов – прекращение бюджетного финансирования путем сокращения лимита бюджетных обязательств либо отказа в подтверждении этих обязательств.
Блокировка расходов применяется в двух случаях: 1) если бюджетные ассигнования были выделены при выполнении определенных условий, которые, однако, не были выполнены; 2) при выявлении фактов нецелевого использования денежных средств.
Изъятие бюджетных средств – принудительное отчуждение у бюджетополучателя денежных средств, предоставленных ему на возвратной основе, путем бесспорного списания этих средств с его лицевого счета.
Бесспорное списание бюджетных средств с лицевых счетов получателей бюджетных средств производится на основании решения органа, исполняющего бюджет субъекта Российской Федерации. Если в качестве этого органа выступает орган Федерального казначейства, то списание осуществляется на основе постановления, подписанного руководителем (заместителем руководителя) соответствующего органа Федерального казначейства.
Постановление о бесспорном списании бюджетных средств с лицевых счетов получателей бюджетных средств принимается на основе акта проверки получателя бюджетных средств, подписанного должностным лицом органа Федерального казначейства, уполномоченного проводить проверки, либо на основании заключения должностного лица органа Федерального казначейства об истечении срока возврата бюджетных средств или процентов (платы) за пользование бюджетными средствами.
Списание бюджетных средств с лицевого счета получателя бюджетных средств производится кредитной организацией либо Федеральным казначейством с лицевого счета бюджетного учреждения в Федеральном казначействе, указанного в постановлении о бесспорном списании бюджетных средств, в первоочередном порядке.
При недостаточности средств на лицевом счете получателя бюджетных средств (лицевом счете бюджетного учреждения) постановление о бесспорном списании бюджетных средств исполняется в соответствии с очередностью, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, при этом указанное постановление относится к очереди, предусматривающей расчеты с бюджетом.
Постановление о бесспорном
списании бюджетных средств принимается
в течение 10 дней после составления
акта проверки (представления заключения),
удостоверяющего наличие
Приостановление операций по счетам в кредитных организациях – запрет на проведение операций по счетам участников бюджетного процесса в кредитных организациях до устранения причин, послуживших основанием для этого запрета.
Сокращение или прекращение финансовой помощи из бюджета – уменьшение суммы бюджетных ассигнований, осуществляемых в форме финансовой помощи (дотации, субвенции, субсидии).
Штраф – принудительное взыскание определенной денежной суммы с нарушителя бюджетного законодательства.
Пеня – денежное взыскание,
применяемое при просрочке
4. Виды бюджетных правонарушений
Бюджетные правонарушения могут быть трех видов:
1) финансово-правовыми (
2) административными;
3) уголовными.
Составы бюджетных правонарушений, носящих финансово-правовой характер, устанавливают Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные федеральные закона.
В настоящее время Бюджетный кодекс Российской федерации предусматривает следующие виды бюджетных правонарушений.
1. Нецелевое использование
бюджетных средств,
Данное правонарушение влечет бюджетно-правовую ответственность в виде изъятия в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.
Особой разновидностью этого
правонарушения, которая устанавливается
ежегодным законом о
При этом периодом нецелевого
использования средств
Данное правонарушение влечет бюджетно-правовую ответственность в виде штрафа в размере двойной ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на период использования указанных средств не по целевому назначению.
2. Невозврат либо
Данное правонарушение влечет:
а) изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, полученных на возвратной основе, процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, взыскание пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;
б) сокращение или прекращение всех других форм финансовой помощи из соответствующего бюджета, в том числе предоставление отсрочек и рассрочек по уплате платежей в соответствующий бюджет.
3. Неперечисление либо
несвоевременное перечисление
Данное правонарушение влечет:
а) изъятие в бесспорном порядке сумм процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, полученными на возвратной основе;
б) взыскание пени за просрочку
уплаты процентов (платы) за пользование
указанными бюджетными средствами в
размере одной трехсотой
4. Непредставление либо
несвоевременное представление
отчетов и иных сведений, необходимых
для составления проектов
Данное правонарушение влечет вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
5. Неперечисление бюджетных
средств получателям бюджетных
средств, перечисление