Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 11:31, реферат
Одной из наиболее значимых сфер экономической деятельности государства является область бюджетных правоотношений. Это обусловлено важной ролью государственного, региональных и местных бюджетов в решении экономических и социальных задач страны. Для федеративного государства, каковым является Россия, оно особенно велико. Так, некоторые ученые ставят само существование государственной власти в зависимость от эффективного функционирования бюджетной системы.
Введение
1.Понятие бюджетного правонарушения, его признаки и состав
2.Понятие ответственности за нарушение бюджетного законодательства
3.Меры бюджетно-правовой ответственности
4.Виды бюджетных правонарушений
Заключение
Список литературы
Содержание:
Введение
1.Понятие бюджетного
2.Понятие ответственности
за нарушение бюджетного
3.Меры бюджетно-правовой ответственности
4.Виды бюджетных
Заключение
Список литературы
Введение
Одной из наиболее значимых
сфер экономической деятельности государства
является область бюджетных
Фактическим основанием для финансовой ответственности является бюджетное правонарушение - виновное нарушение бюджетного законодательства, бюджетного процесса, за которое Бюджетным кодексом РФ установлена ответственность.
Понятия "бюджетное правонарушение"
и "нарушение бюджетного законодательства"
соотносятся как общее и
Общественная опасность
бюджетного правонарушения состоит
в причинении вреда (или угрозе причинения
вреда) отношениям, возникающим в
процессе формирования доходов и
осуществления расходов бюджетов всех
уровней бюджетной системы
1.Понятие бюджетного правонарушения, его признаки и состав
Общие вопросы ответственности
за нарушения регламентируются нормами
части четвертой (гл. 28 "Общие положения")
БК РФ, большинство из которых носит
отсылочный характер. Положения о
конкретных видах административных
правонарушений в сфере бюджетной
деятельности и размеры санкций
(ответственности за их совершение)
установлены статьями 15.14 "Нецелевое
использование бюджетных
Бюджетный кодекс Российской
Федерации устанавливает, что неисполнение
либо ненадлежащее исполнение установленного
настоящим Кодексом порядка составления
и рассмотрения проектов бюджетов,
утверждения бюджетов, исполнения и
контроля за исполнением бюджетов всех
уровней бюджетной системы
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает и основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
К числу таких оснований относится:
- неисполнение закона (решения) о бюджете;
- нецелевое использование бюджетных средств;
- неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;
- неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;
- несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;
- несвоевременное зачисление
бюджетных средств на счета
получателей бюджетных средств;
- несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;
- несвоевременное доведение
до получателей бюджетных
- несвоевременное доведение
до получателей бюджетных
- несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете;
- несоответствие уведомлений
о бюджетных ассигнованиях,
- несоблюдение обязательности
зачисления доходов бюджетов, доходов
бюджетов государственных
- несвоевременное исполнение
платежных документов на
- несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов;
- отказ подтвердить принятые
бюджетные обязательства,
- несвоевременное подтверждение
бюджетных обязательств, несвоевременное
осуществление платежей по
- финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись;
- финансирование расходов
в размерах, превышающих размеры,
включенные в бюджетную
- несоблюдение нормативов
финансовых затрат на оказание
государственных или
- несоблюдение предельных
размеров дефицитов бюджетов, государственного
или муниципального долга и
расходов на обслуживание
- открытие счетов бюджета
в кредитных организациях при
наличии на соответствующей
- иные основания в соответствии
с Бюджетным кодексом
По поводу указанных оснований
применения мер принуждения за нарушения
бюджетного законодательства, отметим
следующее. Во-первых, не всякое неисполнение
или ненадлежащее исполнение бюджетного
законодательства формирует собой
бюджетное правонарушение. Во-вторых,
не всякая мера государственного принуждения
выражает собой юридическую
Прежде чем рассмотреть
понятие бюджетного правонарушения,
отметим, что это понятие является
родовым и объединяет различные
виды правонарушений. Некоторые из
них предусмотрены Уголовным
кодексом Российской Федерации и
носят характер уголовного преступления,
другие – Кодексом Российской Федерации
об административных правонарушениях
и носят характер административных
правонарушений, третьи зафиксированы
непосредственно в Бюджетном
кодексе Российской Федерации и
соответственно носят характер финансовых
или собственно бюджетных правонарушений.
В качестве бюджетных их, собственно,
и квалифицирует сам Бюджетный
кодекс Российской Федерации, не только
сам устанавливающий
Бюджетное правонарушение (как
разновидность финансового
Бюджетное правонарушение имеет
свой состав и характеризуется
Первым признаком бюджетного правонарушения является его противоправность – правонарушитель совершает деяние, противоречащее предписаниям норм бюджетного законодательства, нарушает их.
Вторым признаком бюджетного правонарушения выступает виновность, что отражает психическое отношение правонарушителя к своему деянию. При этом данное отношение порицается и осуждается государством.
Вина может иметь форму умысла или неосторожности. В свою очередь умысел может быть прямым и косвенным.
Бюджетное правонарушение признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность общественно опасных последствий и желало их наступления.
Бюджетное правонарушение признается
совершенным с косвенным
Бюджетное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований легкомысленно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя при должной внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.
Третьим признаком бюджетного правонарушения выступает вред, причиненный данным деянием.
Бюджетные правонарушения нарушают интересы, обусловленные правом и охраняемые им. При этом в зависимости от характера правонарушения могут пострадать интересы государства и субъекта Российской Федерации (например, в случае нецелевого использования бюджетных ассигнований), либо интересы лиц, финансируемых из бюджета (например, в случае недофинансирования из бюджета).
Четвертым признаком бюджетного
правонарушения выступает наличие
причинной связи между
Пятым признаком бюджетного правонарушения выступает наличие юридической ответственности за его совершение (иначе говоря, наказуемость деяния, составляющего содержание правонарушения).
Следует иметь в виду, что не все нарушения норм бюджетного законодательства формируют собой состав бюджетного правонарушения – некоторые такие нарушения не обеспечены возможностью применения финансово-правовой ответственности. Исполнение предписаний бюджетного законодательства, не подкрепленных мерами юридической ответственности, государство обеспечивает другими методами (например, мерами государственного принуждения, не являющимися мерами юридической ответственности).
Каждое бюджетное
Состав бюджетного правонарушения
– это совокупность предусмотренных
нормами права элементов, при
наличии которых деяние признается
бюджетным правонарушением, являющимся
основанием для применения к виновному
мер юридической
Элементами бюджетного правонарушения являются: