Право на получение
бюджетных средств распорядителя получают
формально с момента утверждения соответствующего бюджета.
Фактическое перечисление средств с соответствующих счетов
бюджетов производится лишь при наличии
утвержденных финансовых планов и смет.
Как главные, так
и нижестоящие распорядители
бюджет ных средств обязаны использовать
выделенные им ассигнова ния строго по
целевому назначению и в пределах утвержденных
смет. За нарушения в использовании средств
распорядители несут предусмотренную
законодательством ответственность.
В процессе исполнения
бюджетов возникают различные отношения
между звеньями бюджетной системы.
Эти отношения регулируются законом
о бюджетной системе. Уже упоминалась
взаимоответственность вышестоящих
и нижестоящих бюджетов при принятии
решений, приводящих к уменьшению доходов
или увеличению расходов соот ветствующих
бюджетов. Но могут возникать другие случаи.
В частности, при принятии Парламентом,
Президентом, Сове том Министров, местными
Советами депутатов и их исполко мами
решений, вызывающих увеличение доходов
или уменьшение расходов нижестоящих
бюджетов, образующиеся в связи с этим
излишки доходов или экономия в расходах
подлежат передаче в вышестоящие бюджеты.
В случае принятия
местными Советами депутатов решений,
противоречащих законам Республики
Беларусь и решениям вышестоящих
Советов депутатов в части
размеров нормативов, а также в
части взаимных расчетов, либо несоблюдение
ими и их исполнительными комитетами
указанных Сложений в процессе исполнения
бюджетов, средства, причитающиеся
соответствующим бюджетам, взыскиваются
в бесспорном порядке.
Исполнение бюджетов
завершается 31 декабря. Однако, для решения
расчетов и исполнения обязательств в
период исполнения бюджетов предусматривается
льготный период, составляющий один месяц. Бюджетный
год плюс льготныепериоды определяются
как бюджетный период.
УТВЕРЖДЕНИЕ
ОТЧЕТА БЮДЖЕТА.
Завершающим этапом последней стадии бюджетного
процесса - исполнения бюджета, является
отчет от исполнении бюджета. В отчете
можно выделить три этапа - подготовка
отчета, его рассмотрение и утверждение. Работа
по составлению отчета начинается сразу
же после завершения бюджетного года.
Организация работы по составлению отчета
возлагается на Правительство и исполкомы
местных Советов депутатов. Непосредственно
составлением отчетов об исполнении бюджета
занимается соответственно Министерство
финансов и финансовые органы.
. Органы исполнительной
власти общей компетенции на правляют
всем распорядителям бюджетных средств
письмо с требованием предоставить информацию
с фактическим ис пользованием бюджетных
средств Финансовые органы на ос нове
предоставляемых им отчетных данных и
своей информации составляют проект отчета
об исполнении бюдже та.
Составляемые финорганами отчеты
передаются соответствую щим органам
исполнительной власти для их рассмотрения
и предоставления в органы представительной
власти. Отчет рассматривается в постоянных
комиссиях и затем представляется для
утверждения на заседании органов представительной
власти Угождение отчета оформляется
постановлением органа представительной
власти.
По республиканскому
бюджету отчет должен быть предо
ставлен в Парламент не позже пяти месяцев
со времени окончания отчетного финансового
года. Сроки представле ния отчетов об
исполнении местных бюджетов зависят
от уровня бюджетов и определяются местной
представительной властью.
Общим правилом для
всех видов бюджетов является и то,
что отчеты об исполнении бюджетов
за предыдущий год рассматриваются
и утверждаются одновременно с рассмотрением
и утверждением бюджетов на предстоящий
год. Отчет об исполнении бюджета
публикуется для всеобщего сведения.
1.3. Банковская
система Республики Беларусь.
План:
1. НАЦОНАЛЬНЫЙ
БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.
2. КОММЕРЧИСКИЕ
БАНКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.
1.
НАЦОНАЛЬНЫЙ
БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.
Преобразования 1988-90 годов коренным образом изменили
банковскую систему бывшего СССР. Было покончено
огосударствлением банковского сектора, подчиненностью Центрального банка исполнительной власти. И, таким
разом, сформировалась типичная для стран
с рыночной экономикой банковская система.
Под национальной банковскойсистемой
принято понимать внутренне организованную,
взаимосвязанную, объединенную едиными целями
и задачамисовокупность банковских учреждений.
Банками являются государственные, акционерные и другие
организации, созданные для привлечения
денежных средств и их размещение в форме
кредита, а также для осуществления других
операций, предусмотренных банковским
законодательством.
Банковская система
Республики Беларусь - двухуровневая.
Она включает Национальный банк (центральный)
и коммерческие банки (их в настоящее время
более тридцати), функционирование банков
регулируется двумя основнымизаконами-
"О Национальном банке Республики Беларусь"
и банках и банковской деятельности в
Республике Бела русь". В указанных
законах не указывается на другие небанковские
организации, хотя такие учреждения в
Республике функционируют. Их правовой
статус долгое время был вооб ще не определен.
И только в конце 1996 годаПравительством И
Национальным банком было принято совместное
поста новление, утвердившее "Временное
положение о небанковских финансовых
организациях в Республике Беларусь".
Правовой статус
Национального банка отличается
от правового статуса коммерческих
банков тем, что Националь ный банк
является одновременно органом управления
и хозяйствующим субъектом. Как орган
управления он наделен широкими полномочиями
по управлению финансово-кредитной системой
Республики Беларусь. Его хозяйственная деятельность
есть продолжение реализации его администра
тивных функций, так как, вступая в отношения
с Прави тельством и коммерческими банками
он руководствуется интересам, денежно-кредитной
политики.
Национальный
банк подчиняется Парламенту. Председатель
и члены правления назначаются Президентом
с согласия Нижней палаты Парламента.
Главной целью Национального банка является
обеспечение внутренней и внешней устойчивости
официальной денежной единицы, поддержание
стабильности цен. Основные задачи заключаются в
выработке и проведении денежно-кредитной
политики, вы даче лицензий и осуществлении
надзора за юридическими лицами, занимающимися
банковской деятельностью. Национальный
банк наделен исключительным правом на
эмиссию денег, и это право делает его неуязвимым,
с точки зрения опасности банкротства.
Клиентами Национального банка являются Правительст
во и коммерческие банки. По отношению
к Правительству Национальный банк выступает как
банкир, экономический советник и финансовый
агент. Как банкир Национальный банк обеспечивает кассовое
исполнение бюджета, предоставляет кредиты
для частичного финансирования бюджетного
дефицита. Поскольку денежно-кредитная
политика является составной частью экономической
политики, Национальный банк консуль тирует
Совет Министров по вопросам денежного обращения,
кредитования, валютного регулирования.
Национальный банк представляет Правительство
в отношениях с международными финансовыми
организациями. Нельзя не отметить и того,
что Правительство и Национальный банк не
несут ответственности по обязательствам
друг друга, за исключением случаев предусмотренных
законом.
В отношениях Парламент
Национальный банк последний имеет
право законодательной инициативы.
По поручению Парламента он может
брать на себя обязательства и
осущест влять операции, связанные с участием
Республики Беларусь в работе международных
финансовых организаций. Нацио нальный
банк ежегодно к 1 ноября представляет
в Парламент. Основные направления денежно-кредитной
политики на оче редной год, а также ежеквартально
информирует Парламент о состоянии денежной
системы. В обязанности Национально го банка
входит ежегодно представлять в Парламент
отчет о собственной деятельности и деятельности
всей кредитной сис темы государства.
Парламент, по представлению Националь
ного банка, утверждает распределение
его прибыли. Так, в Законе О бюджете на
1997 год (ст.34) установлено, что 50 про центов
прибыли Национального банка ежемесячно
перечисля ется в доход республиканского
бюджета.
Для выполнения обязанностей
по управлению денежно-кредитной системой
Национальный банк наделен широ ким
спектром прав. Во-первых, он вправе требовать
от органов управления финансовой и экономической
информа ции. Во-вторых, издавать обязательные
для выполнения банками и другими хозяйствующими
субъектами норматив ные документы. В-третьих,
специалисты Национального банка по письменному
распоряжению своих руководите лей могут
посещать любые предприятия и банки, инспек
тировать бухгалтерские счета, иные документы
банков и других юридических лиц и получать
от них информацию.
2.
КОММЕРЧИСКИЕ
БАНКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.
Национальный
банк не занимается кредитно-расчетным
об служиванием предприятий и населения.
Главным звеном в обслуживании народного
хозяйства и граждан являются коммерческие
банки, составляющие второй уровень банков
ской системы. Банки могут создаваться
на основе государст венной, частной и
смешанной форм собственности. Коммерческие
банки различаются по принадлежности
уставно го капитала и способу его формирования
на: государственные, акционерные, на банки
представляющие собой общества с ограниченной
ответственностью, на банки с участием
иностранного капитала, а также иностранные
банки. По видам совершаемых операции
- на универсальные и специализированные.
По территориальным признакам - на республи
канские и региональные. Основная масса
существующих в республике банков - это
акционерные общества открытого типа.
Несмотря на то, что в названии некоторых
белорусскихбанков присутствует указание
на их специализацию, например. Белорусский
биржевой банк, все они являются универсальными
банками. Тем не менее, специализация все
же есть, она касается не спектра оказываемых
услуг, а ориентации на работу с определенной
группой клиентов. Так, Белагропромбанк,
в основном, обслуживает предприятия агропромышленного
комплекса, колхозы, совхозы.
В своей оперативной деятельности банки независимы
от представительных и исполнительных
государственных органов. Служащие госаппарата
не могут совмещать выполнение своих служебных
обязанностей с работой в коммерческих
банках. Банки не отвечают по обязательства
государства, а государство не отвечает
по обязательствам банков. Отношения государственно-коммерческие
банки опосредуются через Национальный банк. Законодательств
устанавливает, что банки отвечают по
своим обязательства перед клиентами
всем принадлежащим им Имуществом денежными
средствами, но, в то же время, не отвечают
обязательствам вкладчиков и клиентов
банка.
Деятельность
коммерческих банков осуществляется на
новации лицензии Национального
банка. Каждая конкретная банковская услуга
лицензируется, что позволяет допускать
финансовый рынок только профессионально
подготовленные специалистов. По своему
правовому статусу коммерческие: банки не должны осуществлять
административно-контрольные полномочия относительно
своей клиентуры. Однако, в двух случаях
они все же осуществляют эти полномочия,
но в данном случае отсутствуют интересы
банков, связанные с извлечением прибыли.
Положением о кассовых операциях на коммерческие банки возложены
обязанности периодически проверять соблюдение
предприятиями, организациями и учреждениями
правил ведения кассовых операций. Коммерческий
банк, получив лицензию на совершение валютных
операций и став уполномоченным банком,
обязан осуществлять контрольные операции
по валют ным операциям своих клиентов.
В законодательстве и литературе за ними
укрепилось понятие - "агенты валютного Контроля".
Коммерческие банки гарантирует тайну
по операциям, счетам и вкладам своих клиентов
и корреспондентов.
За непродолжительный
период существования банковской системы
Республики Беларусь в ней возник
ряд проблем. В вопросах регулирования банковской системой
они заключа ются в следующем: банковская
система играет исключительно важную
роль в обеспечении нормального функционирования экономики.
Поэтому она должна управляться не специальным
ведомственным органом управления в лице
Национального банка, а структурой, представляющей интересы
всей нацио нальной экономики. В некоторых
странах образованы бан ковские комитеты,
в состав которых входят представители
финансовых и экономических ведомств
государства, представительных и исполнительных органов, крупнейших
коммерческих банков. Очевидно, что такой
орган целесообразно утвердить и в Республике,
наделив его соответствующими права ми
и обязанностями.
Последние два
года в Белоруссии происходит монополизация банковской деятельности:
мелкие и средние банки объединя тся с
более крупными, становясь их филиалами. Против
реорганизации банков не может быть никаких
возражений. Однако, как показывает мировой
опыт, централизация банковского капитала
и концентрация банковской деятельности
не должны .приводить к ухудшению обслуживания хозяйствующих
субъек тов и населения. По количеству
кредитных учреждении на 100 тысяч населения
Беларуси еще отстает от стран с традиционно
хорошо поставленным банковским бизнесом.