Виды и органы финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 21:18, реферат

Описание работы

Всеобъемлющий характер финансового контроля предопределяет большое количество структур, в той или иной мере осуществляющих функции в этой области. Система органов, осуществляющих финансовый контроль, может быть классифицирована на органы, для которых контрольные функции в области финансов не являются основными и органы, специально созданные для осуществления финансового контроля.

Содержание

План:
1. ОРАНЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ.
2. ВИДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 52.33 Кб (Скачать)

Право на  получение бюджетных средств распорядителя получают формально с момента утверждения соответствующего  бюджета. Фактическое перечисление  средств  с  соответствующих   счетов бюджетов производится лишь при наличии утвержденных финансовых планов и смет.

Как главные, так  и нижестоящие распорядители  бюджет ных средств обязаны использовать выделенные им ассигнова ния строго по целевому назначению и в пределах утвержденных смет. За нарушения в использовании средств распорядители несут предусмотренную законодательством ответственность.

В процессе исполнения бюджетов возникают различные отношения  между звеньями бюджетной системы. Эти отношения регулируются законом  о бюджетной системе. Уже упоминалась  взаимоответственность вышестоящих  и нижестоящих бюджетов при принятии решений, приводящих к уменьшению доходов  или увеличению расходов соот ветствующих бюджетов. Но могут возникать другие случаи. В частности, при принятии Парламентом, Президентом, Сове том Министров, местными Советами депутатов и их исполко мами решений, вызывающих увеличение доходов или уменьшение расходов нижестоящих бюджетов, образующиеся в связи с этим излишки доходов или экономия в расходах подлежат передаче в вышестоящие бюджеты.

В случае принятия местными Советами депутатов решений, противоречащих законам Республики Беларусь и решениям вышестоящих  Советов депутатов в части  размеров нормативов, а также в  части взаимных расчетов, либо несоблюдение ими и их исполнительными комитетами указанных Сложений в процессе исполнения бюджетов, средства, причитающиеся  соответствующим бюджетам,  взыскиваются в бесспорном порядке.

Исполнение бюджетов завершается 31 декабря. Однако, для решения расчетов и исполнения обязательств в период исполнения бюджетов предусматривается льготный период, составляющий один месяц. Бюджетный год плюс льготныепериоды определяются как бюджетный период.                 

УТВЕРЖДЕНИЕ ОТЧЕТА БЮДЖЕТА.

Завершающим этапом   последней   стадии  бюджетного процесса - исполнения бюджета, является отчет от исполнении бюджета. В отчете можно выделить три этапа - подготовка отчета, его рассмотрение и утверждение.                Работа по составлению отчета начинается сразу же после завершения бюджетного года. Организация работы по составлению отчета возлагается на Правительство и исполкомы местных Советов депутатов. Непосредственно составлением отчетов об исполнении бюджета занимается соответственно Министерство финансов и финансовые органы.

.           Органы исполнительной власти общей компетенции на правляют всем распорядителям бюджетных средств письмо с требованием предоставить информацию с фактическим ис пользованием бюджетных средств Финансовые органы на ос нове предоставляемых им отчетных данных и своей информации составляют проект отчета об исполнении бюдже та.

Составляемые финорганами отчеты передаются соответствую щим органам исполнительной власти для их рассмотрения и предоставления в органы представительной власти. Отчет рассматривается в постоянных комиссиях и затем представляется для утверждения на заседании органов представительной власти Угождение отчета оформляется постановлением органа представительной власти.

По республиканскому бюджету отчет должен быть предо ставлен в Парламент не позже пяти месяцев со времени окончания отчетного финансового года. Сроки представле ния отчетов об исполнении местных бюджетов зависят от уровня бюджетов и определяются местной представительной властью.

Общим правилом для  всех видов бюджетов является и то, что отчеты об исполнении бюджетов за предыдущий год рассматриваются  и утверждаются одновременно с рассмотрением  и утверждением бюджетов на предстоящий  год. Отчет об исполнении бюджета  публикуется для всеобщего сведения.

1.3. Банковская  система Республики Беларусь.

План:

1. НАЦОНАЛЬНЫЙ  БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.

2. КОММЕРЧИСКИЕ  БАНКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.

1.

НАЦОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.

Преобразования 1988-90  годов  коренным  образом  изменили банковскую систему бывшего  СССР.  Было  покончено огосударствлением   банковского   сектора,   подчиненностью Центрального банка исполнительной власти.  И,  таким разом, сформировалась  типичная  для  стран с рыночной экономикой банковская система. Под национальной банковскойсистемой принято понимать внутренне организованную, взаимосвязанную, объединенную едиными целями и задачамисовокупность  банковских  учреждений. Банками    являются государственные,  акционерные  и  другие организации, созданные для привлечения денежных средств и их размещение в форме кредита, а также для осуществления других операций, предусмотренных банковским законодательством.

Банковская система  Республики Беларусь - двухуровневая. Она включает Национальный банк (центральный) и коммерческие банки (их в настоящее время более тридцати), функционирование банков регулируется двумя основнымизаконами- "О Национальном банке Республики Беларусь" и банках и банковской деятельности в Республике Бела русь". В указанных законах не указывается на другие небанковские организации, хотя такие учреждения в Республике функционируют. Их правовой статус долгое время был вооб ще не определен. И только в конце 1996 годаПравительством И Национальным банком было принято совместное поста новление, утвердившее "Временное положение о небанковских финансовых организациях в Республике Беларусь".

Правовой статус Национального банка отличается от правового статуса коммерческих банков тем, что Националь ный банк является одновременно органом управления и хозяйствующим субъектом. Как орган управления он наделен широкими полномочиями по управлению финансово-кредитной системой Республики Беларусь. Его хозяйственная деятельность есть продолжение реализации его администра тивных функций, так как, вступая в отношения с Прави тельством и коммерческими банками он руководствуется интересам, денежно-кредитной политики.

Национальный  банк подчиняется  Парламенту. Председатель и члены правления назначаются Президентом с согласия Нижней палаты Парламента. Главной целью Национального банка является обеспечение внутренней и внешней устойчивости официальной  денежной единицы,  поддержание стабильности  цен. Основные   задачи   заключаются   в выработке и  проведении денежно-кредитной политики, вы даче лицензий и осуществлении надзора  за  юридическими лицами, занимающимися банковской деятельностью. Национальный банк наделен исключительным правом на эмиссию денег,  и это право делает его неуязвимым, с точки  зрения  опасности банкротства.

Клиентами Национального  банка  являются  Правительст во и коммерческие банки. По отношению к Правительству Национальный банк  выступает  как банкир,  экономический советник и финансовый агент. Как банкир Национальный банк обеспечивает  кассовое исполнение  бюджета,  предоставляет кредиты для частичного финансирования бюджетного дефицита. Поскольку денежно-кредитная политика является составной частью экономической политики, Национальный банк консуль тирует Совет Министров по вопросам денежного  обращения, кредитования, валютного регулирования. Национальный банк представляет Правительство в отношениях с международными финансовыми организациями. Нельзя не отметить и того, что Правительство  и  Национальный  банк  не несут ответственности по обязательствам друг друга, за исключением случаев предусмотренных законом.

В отношениях Парламент  Национальный банк последний имеет  право законодательной инициативы. По поручению Парламента он может  брать на себя обязательства и  осущест влять операции, связанные с участием Республики Беларусь в работе международных финансовых организаций. Нацио нальный банк ежегодно к 1 ноября представляет в Парламент. Основные направления денежно-кредитной политики на оче редной год, а также ежеквартально информирует Парламент о состоянии денежной системы. В обязанности Национально го банка входит ежегодно представлять в Парламент отчет о собственной деятельности и деятельности всей кредитной сис темы государства. Парламент, по представлению Националь ного банка, утверждает распределение его прибыли. Так, в Законе О бюджете на 1997 год (ст.34) установлено, что 50 про центов прибыли Национального банка ежемесячно перечисля ется в доход республиканского бюджета.

Для выполнения обязанностей по управлению денежно-кредитной системой Национальный банк наделен широ ким спектром прав. Во-первых, он вправе требовать от органов управления финансовой и экономической информа ции. Во-вторых, издавать обязательные для выполнения банками и другими хозяйствующими субъектами норматив ные документы. В-третьих, специалисты Национального банка по письменному распоряжению своих руководите лей могут посещать любые предприятия и банки, инспек тировать бухгалтерские счета, иные документы банков и других юридических лиц и получать от них информацию.

2.

КОММЕРЧИСКИЕ  БАНКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.

Национальный  банк не занимается кредитно-расчетным  об служиванием предприятий и населения. Главным звеном в обслуживании народного хозяйства и граждан являются коммерческие банки, составляющие второй уровень банков ской системы. Банки могут создаваться на основе государст венной, частной и смешанной форм собственности. Коммерческие банки различаются по принадлежности уставно го капитала и способу его формирования на: государственные, акционерные, на банки представляющие собой общества с ограниченной ответственностью, на банки с участием иностранного капитала, а также иностранные банки. По видам совершаемых операции - на универсальные и специализированные. По территориальным признакам - на республи канские и региональные. Основная масса существующих в республике банков - это акционерные общества открытого типа. Несмотря на то, что в названии некоторых белорусскихбанков присутствует указание на их специализацию, например. Белорусский биржевой банк, все они являются универсальными банками. Тем не менее, специализация все же есть, она касается не спектра оказываемых услуг, а ориентации на работу с определенной группой клиентов. Так, Белагропромбанк, в основном, обслуживает предприятия агропромышленного комплекса, колхозы, совхозы.

В своей  оперативной  деятельности  банки  независимы от представительных  и  исполнительных государственных органов. Служащие госаппарата не могут  совмещать  выполнение своих служебных обязанностей с работой в коммерческих банках.  Банки не отвечают по обязательства государства, а государство не отвечает по обязательствам банков. Отношения государственно-коммерческие банки опосредуются  через  Национальный  банк.  Законодательств устанавливает, что банки отвечают по своим обязательства перед клиентами всем  принадлежащим  им Имуществом денежными средствами, но, в то же время, не отвечают обязательствам вкладчиков и клиентов банка.

Деятельность  коммерческих банков осуществляется на новации лицензии Национального  банка. Каждая конкретная банковская услуга лицензируется, что позволяет допускать  финансовый рынок только профессионально  подготовленные специалистов.  По своему правовому статусу   коммерческие: банки   не   должны   осуществлять административно-контрольные  полномочия  относительно своей клиентуры. Однако, в двух случаях они  все  же  осуществляют  эти полномочия, но в данном случае отсутствуют интересы банков, связанные с извлечением прибыли. Положением о кассовых операциях на   коммерческие   банки   возложены обязанности  периодически проверять соблюдение предприятиями, организациями и учреждениями правил ведения кассовых операций.  Коммерческий банк,  получив лицензию на совершение валютных операций и став уполномоченным банком, обязан осуществлять контрольные операции по валют ным операциям своих клиентов. В законодательстве и литературе за ними укрепилось понятие - "агенты валютного Контроля". Коммерческие банки гарантирует тайну по операциям, счетам и вкладам своих клиентов и корреспондентов.

За непродолжительный  период существования банковской системы  Республики Беларусь в ней возник ряд проблем. В вопросах регулирования банковской системой они заключа ются в следующем: банковская система играет исключительно важную роль в обеспечении нормального  функционирования экономики. Поэтому она должна управляться не специальным ведомственным органом управления в лице Национального банка, а структурой, представляющей интересы всей нацио нальной экономики. В некоторых странах образованы бан ковские комитеты, в состав которых входят представители финансовых и экономических ведомств государства, представительных и  исполнительных  органов, крупнейших коммерческих  банков. Очевидно, что такой орган целесообразно утвердить и в Республике, наделив его соответствующими права ми и обязанностями.

Последние два  года в Белоруссии происходит монополизация банковской деятельности: мелкие и средние банки объединя тся с более крупными,  становясь их филиалами.  Против реорганизации банков не может быть никаких возражений. Однако, как показывает мировой опыт, централизация банковского капитала и концентрация банковской деятельности не должны .приводить к ухудшению обслуживания хозяйствующих субъек тов и населения.  По количеству кредитных учреждении на 100 тысяч населения Беларуси еще отстает от стран с традиционно хорошо поставленным банковским бизнесом.

Информация о работе Виды и органы финансового контроля