Виды и органы финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 21:18, реферат

Описание работы

Всеобъемлющий характер финансового контроля предопределяет большое количество структур, в той или иной мере осуществляющих функции в этой области. Система органов, осуществляющих финансовый контроль, может быть классифицирована на органы, для которых контрольные функции в области финансов не являются основными и органы, специально созданные для осуществления финансового контроля.

Содержание

План:
1. ОРАНЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ.
2. ВИДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 52.33 Кб (Скачать)

1.2 Стадии  республиканского бюджета.

План:

1. СОСТАВЛЕНИЕ.

2. РАССМОТРЕНИЕ.

3. УТВЕРЖДЕНИЕ.

4. ИСПОЛНЕНИЕ.

5. УТВЕРЖДЕНИЕ  ОТЧЕТА.

СОСТАВЛЕНИЕ БЮДЖЕТА.

Составление проекта  бюджета происходит в несколько  эта пов. Первый состоит в доведении Минфином по поручению Совета Министров до всех заинтересованных инстанций указаний о сроках составления республиканского и местных бюджетов. Далее организуется работа по определению общего объема доходов и расходов региона в целом и каждого бюджета, суммы отдельных видов доходов и расходов, размера собственных доходов бюджета каждого уровня, потребности в суммах отчислений от общереспубликанских и других налогов и доходов.

Собранная информация анализируется. С учетом этого Министерство финансов направляет всем заинтересованным письма об особенностях составления  проекта бюджета на предстоящий  финансовый год с учетом экономического и социального развития Республики.

Практическая  работа по составлению проектов бюджета  начинается с анализа отчетных данных об исполнении бюджета за предыдущий год и ходе исполнения  бюджета в текущем году. Одновременно учитываются макроэкономические показатели, содержащиеся  в  прогнозах экономического и социального развития республики, и показатели развития административно-территориальных единиц.  Бюджетное планирование всегда основывается на экономических показателях, так как финансы есть отражение положения дел в экономике.  На основании этого делаются прогнозные оценки поступлений в бюджет с учетом  действующего  налогового  законодательства. Планирование расходов осуществляется исходя из расчетов, представляемых министерствами, ведомствами и другими органами управления, которые находятся на бюджетном финансировании.  Исходя из этого, Министерство финансов и местные финансовые органы определяют доходы и расходы бюджетов. Причем расходы бюджетов формируются с учетом прогнозируемых доходов.

Прогнозные показатели по доходам и расходам республиканского бюджета и местных бюджетов на предстоящий год и предложения  по сбалансированию бюджетов Министерством  финансов представляются Совету Министров, а финансовыми органами - исполкомам местных Советов депутатов.

Если на местах не представляется возможным сформи ровать сбалансированные по доходам и расходам проектыбюджетов, исполнительные комитеты представляют в вышестоящий исполнительный орган в установленные сроки расчеты, на основании которых определяются нормативы отчислений от регулирующих доходов, а также предложения об изменении состава объектов, финансируемых из данного бюджета. Эти предложения рассматриваются исполкомом вышестоящего Совета депутатов с участием представите лей нижестоящих исполкомов, инициировавших эти предложения. Полное или частичное отклонение предложений должно быть оформлено протоколом разногласий. Для разре шения спора выше- и нижестоящие органы представительной власти создают согласительную комиссию, решение которой доводится до обеих сторон.

Такой порядок  создает правовую базу для обеспечения  под готовки проектов всех бюджетов в установленные сроки, четкость в прохождении всех этапов составления  проекта бюд жета.

Разработанные проекты  республиканского и местных бюджетов вносятся соответственно на рассмотрение Совета Министров и соответствующих  исполкомов    местных Советов депутатов. Последние после детального обсуждения принима ют решения о представлении бюджетов соответственно в На циональное собрание и местные Советы депутатов. Этим заканчивается первая стадия бюджетного процесса.

Введение института  президентства в Республике Беларусь пока не нашло отражения в бюджетном  законодательстве в части его  полномочий в бюджетном процессе на стадии составления проекта бюджета. Очевидно, они должны состо ять в рассмотрении представленных Совету Министров ма териалов по проекту бюджета и принятия окончательного решения о его представлении в Парламент.

РАССМОТРЕНИЕ  И УТВЕРЖДЕНИЕ БЮДЖЕТА.

Рассмотрение  и утверждение бюджета, как уже  было отме чено, относится к компетенции представительной власти. Однако, элементы рассмотрения присутствуют и в стадии составления проекта бюджета. Так, Кабинет Министров рассматривает на своем заседании представленный Министер ством финансов проект республиканского бюджета предложения о размерах нормативов отчислении от общереспубликанских налогов и доходов в местные бюджеты областей и города Минска.

По действующему в настоящее время порядку, представ ленный Правительством проект республиканского бюджета до внесения его на утверждение  сессии Парламента рассматрива ется в постоянных комиссиях. Аналогичный порядок существу ет и на уровне местного самоуправления. К рассмотрению представленных материалов по проекту бюджета постоянные Комиссии имеют право привлекать представителей Прави тельства и Министерства финансов.

По результатам  рассмотрения постоянные комиссии вносят предложения представительной власти о принятии про екта бюджета или его отклонении.

В процедурном  отношении сегодня более отработан  ме ханизм прохождения рес- публиканского бюджета. Поэтому особо остановимся именно на нем.

С докладом о проекте  бюджета выступает представитель  Правительства. Содоклад по этому вопросу  делает председатель отраслевой постоянной комиссии. Затем начинаются прения по сделанным докладам. На голосование выносятся основ ные показатели доходной и расходной частей республиканско го бюджета, нормативы отчислений от общереспубликанских налогов и доходов, Предельный размер дефицита бюджета. Решение по поставленным па голосование бюджетным по казателям считается принятым, если за пего проголосовало большинство избранных депутатов.

Принятый Национальным собранием республиканский бюджет оформляется Законом. В Законе о бюджете отражают ся:

-общий объем  доходов и расходов республиканского  бюдже та;

-размер основных  доходов по республиканскому  бюджету;

-ассигнования  из республиканского бюджета  на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мера приятии, науки, внеэкономической деятельности, органов государственной власти и управления, судов, правоохранительных органов, органов прокуратуры, государственной безопасности, обороны, пограничных войск, таможенной службы;

-размер резервного  фонда Президента и других  целевых фондов, образуемых в  соответствии с действующим законодательством;

-размер средств,  направляемых на обслуживание  и погашение государственного  долга;

-предельный размер  дефицита по республиканскому  бюдже ту;

-размер других  расходов общереспубликанского  характера;

-размер оборотной  кассовой наличности;

-нормативы отчислений  от общереспубликанских налогов к доходов в местные бюджеты областей и города Минска.

В случае отклонения Парламентом представленного проекта  бюджета, постоянные комиссии должны внести предложения об увеличении доходов, сокращений расходов или внесении изменении  в налоговое законодательство. Проект бюджета возвращается правительству  на доработку.

При несогласии с  решением Парламента глава государства  вправе, в соответствии с Законом  о Президенте, не позднее, чем в 10-дневный  срок возвратить его со своими возражениями в Парламент для повторного обсуждения и голосования. Если Парламент большинством (не менее двух третей от избранных  депутатов) подтвердит ранее принятое решение, Президент обязан в трехдневный  срок подписать закон. Если по истечении  указанного срока закон в бюджете  не возвращается в Парла мент, Закон считается подписанным в той редакции, в ко торой он был направлен главе государства. Закон о бюджете должен быть опубликован в республикан ских газетах для всеобщего сведения.

Этим заканчивается  третья стадия бюджетного про цесса. Республиканский бюджет и нормативы отноше ний от общереспубликанских налогов и доходов утверждаются Парламентом до наступления нового финансо вого года. Однако, как показывает практика последних лет, Закон о бюджете принимается после Нового года. Законода тель предусмотрел такую возможность. Чтобы процесс финан сирования расходов не прекращался, Совету Министров и исполкомам местных Советов депутатов предоставлено право расходовать средства в размере одной двенадцатой объема бюджетных ассигновании предыдущего года в пределах по ступающих в течение каждого месяца доходов, вплоть до ут верждения ассигнований Парламентом и соответствующими Советами депутатов.

ИСПОЛНЕНИЕ  БЮДЖЕТА.

Все предшествующие стадии бюджетного процесса обес печивают государство основным финансовым планом. Его реализация происходит в процессе исполнения бюджета. Эта стадия относится в компетенции исполнительной власти. Последняя ежегодно разрабатывает и доводит до всех заинтересо ванных правила исполнения бюджета. Вместе с тем, можно выделить основные принципы исполнения бюджетов всех уровней.                                                                                                                                       Первое. В процессе исполнения бюджетов могут быть внесены изменения в их расходную и доходную части. Делается это на основании решений органов представительной и исполнительной власти.

Второе. Главным  документом, на основании которого осу ществляется исполнение бюджетов, является бюджетная роспись доходов и расходов, составляемая финансовыми органами.

Третье. В исполнении бюджетов принимают участие все  республиканские и местные государственные  органы, предприятия, организации и  учреждения всех форм собст венности, а также определенная часть населения.

Четвертое. Законодательство предусматривает санкции и меры ответственности к юридическим и физическим лицам за нарушения против бюджета Республики Беларусь.

Решающая роль в исполнении бюджетов принадлежит  Министерству финансов, местным финансовым органам, Главной государственной  налоговой инспекции и региональ ным государственным налоговым инспекциям. Министерству финансов предоставлено право получать от министерств, дру гих центральных органов управления, предприятии, объедине ний, организаций и учреждений информацию об осуществлении бюджетно-финансовых операций по формированию и использованию государственных финансовых средств; осущест влять контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных ассигнований. Ему также вменяется в обязаннос ти ограничивать и приостанавливать финансирования расходов за счет государственных средств в случае несоблюдения их получателями требований нормативных актов, непредостав ления ими информации о движении государственных финансовых средств. Идентичными правилами наделены финансовые органы.

Важная роль в  исполнении бюджетов принадлежит казна чейству, в функции которого входит управление доходами и расходами республиканского бюджета и контроль за его исполнением.

Обязательным  условием исполнения бюджетов является кассовое исполнение бюджета. Законами о бюджетной системе и о  Национальном банке оно возложено  на банковскую систему. Кассовое исполнение бюджета заключается в приеме, хра нении и выдаче бюджетных средств. В основе кассового испол нения бюджета лежит принцип единства кассы, означающий, что все доходы данного бюджета аккумулируемся на одном счете в конкретном кредитном учреждении. Из него в уста новленном порядке производится выдача средств получате лям бюджетных назначений. В процессе кассового исполнения бюджета осуществляется координация работы на этом участ ке кредитных учреждений и казначейства.

Принцип сбалансирования бюджета означает, что каждый бюджет должен быть сбалансирован не только по году, но и в каждом квартале. В процессе исполнения бюджета, если в каком-то квартале недостаточно поступлений для осуществления запланированных расходов, может быть временно Позаимствована оборотная кассовая наличность и свободные остатки средств, образовавшиеся на начало года.

Поквартальное распределение бюджетных средств произ водится по каждому министерству, управлению (отделу) исполкома, по каждому виду доходов и по каждой свободной смете расходов. Составленное таким образом поквартальное распределение доходов и расходов служит основанием для разработки росписи доходов и расходов соответствующего бюджета. А это, как уже отмечалось, основной документ, регулирующий отношения между субъектами бюджетных отношений в процессе исполнения бюджета. Это не только чисто финансовый, но и юридический акт, удостоверяющий право руководителей субъектов-получателей бюджетных назначений на использование бюджетных средств в течение года.

В утвержденные росписи  доходов и расходов бюджета Могут  быть внесены изменения в случаях  принятия законодательных и подзаконных актов, вызывающих изменения доходов и расходов бюджета. Изменения в роспись доходов расходов могут также быть внесены руководителем фннорганов в пределах предоставленных ему прав. Для нижестоящих финорганов основанием для внесения изменений в показатели утвержденного бюджета служат также уведомления по взаимным расчетам, направленным вышестоящим фннорганом, Взаимные расчеты вышестоящего бюджета с нижестоящими бюджетами могут иметь место при издании, после утверждения бюджета, новых законов, постановлений и распоряжений Правительства.

Выделяемые из бюджета средства поступают в  распоря жение руководителей бюджетных учреждений, которых при нято называть распорядителями бюджетных средств. По определению распорядители бюджетных средств - это долж ностные лица, которым законодательством предоставлено право распоряжаться денежными средствами, выделенными избюджета.

Распорядители бюджетных  средств подразделяются на главных и нижестоящих. К главным распорядителям бюджетных средств относятся руководители министерств и ве домств, управления (отделов) исполкомов местных Советов депутатов. Нижестоящие распорядители - это руководители подчиненных органов подведомственных организаций и уч реждении (прежнее на звание- распорядители бюджетных кре дитов).

Главные и нижестоящие распорядителей бюджетных средств наделены различными правами в использовании средств. Главные распорядители имеют право не только расходовать бюджетные средства на содержание возглавляемых им учреждений, но и распределять выделенные им ассигновать между нижестоящими  распорядителями.  Нижестоящие распорядители бюджетных средств, если в их подчинении подведомственные учреждения, должны использовать их частично на собственные нужды  и частично перераспределив их  между руководимыми ими учреждениями. Руководители конкретных учреждений получают бюджетные средства для непосредственного расходования.

Информация о работе Виды и органы финансового контроля