Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 21:18, реферат
Всеобъемлющий характер финансового контроля предопределяет большое количество структур, в той или иной мере осуществляющих функции в этой области. Система органов, осуществляющих финансовый контроль, может быть классифицирована на органы, для которых контрольные функции в области финансов не являются основными и органы, специально созданные для осуществления финансового контроля.
План:
1. ОРАНЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ.
2. ВИДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
1.1. Виды и органы финансового контроля.
План:
1. ОРАНЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ.
2. ВИДЫ ФИНАНСОВОГО
КОНТРОЛЯ
1.
ОРАНЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ.
Всеобъемлющий характер
финансового контроля предопределяет
большое количество структур, в той
или иной мере осуществляющих функции
в этой области. Система органов,
осуществляющих финансовый контроль,
может быть классифицирована на органы,
для которых контрольные
В Республике Беларусь придается большое значение совершенствованию государственного контроля. В этих целях реорганизуются прежние и создаются новые органы, в функ ции которых входит осуществление финансового контроля. В 1997г. создан Комитет государственного контроля, в 1994г. Служба контроля администрации Президента. Упразднены в эти годы Контрольная палата, Департамент экономического контроля при Кабинете Министров. Контрольные функции в области финансов осуществляют и местные органы власти, и вправления в пределах своей компетенции.
Высшим специализированным
органом финансового контроля является
Комитет государственного контроля.
Кон ституция Республики Беларусь указывает
на то, что этот орган осуществляет государственный
контроль за исполнени ям республиканского
бюджета, использованием государственной
собственности, исполнением актов Президента,
Парламента, Правительства и других государственных
органов, регулирующих отношения государственной
собственности, хозяйственные, финансовые
и налоговые отношения. В функции комитета
входит осуществление контроля за: исполнением
законодательных актов, регулирующих
отношения государственной собственности,
хозяйственные, финансовые и налоговые
отношения; сохранностью и использованием
государственного имущества и денежных
средств; расходованием средств государственного
бюджета, выделя емых на выполнение государственных
социально-экономических программ; инвестиционной
деятельностью органов государственного
управления и хозяйствующих субъектов;
ис пользованием исполнительными и распорядительными
органами кредитов и валютных ресурсов;
движением валютных средств на территории
Республики Беларусь, а также сроками
и полнотой их поступления от экспорта
товаров и услуг; состоянием контрольно-
Осуществляя эти и другие контрольные функции, Министерство финансов применяет предусмотренные законами Положением о Министерстве финансовые санкции и административные штрафы к нарушителям государственной финансовой дисциплины. Аналогичные функции на местном уровне реализуют областные финансовые управления, районные и городские финансовые отделы.
В системе Министерства
финансов исключительно контрольными
функциями занимается Главное контрольно-
Значительный объем контрольных полномочий при сутствует в деятельности Национального банка, Государ ственного страхового надзора, Комитета по ценным бумагам. Касается это, главным образом, контроля за де ятельностью соответственно коммерческих банков и не банковских финансовых организаций, страховых компаний, профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Все органы, уполномоченные
осуществлять функции госу дарственного
финансового контроля, при проведении
ре визий и проверок финансово-хозяйственной
деятельности в министерствах, других
центральных органах управления, исполнительных
комитетах, а также на предприятиях, в
объединениях, организациях и учреждениях
независимо от форм собственности, руководствуются
едиными требованиями, изложенными в Положении
о порядке организации и проведении ревизий
и проверок финансово-хозяйст венной деятельности
предприятий, объединений, организа ций
и учреждений, утвержденном постановлением
Кабинета Министров Республики Беларусь 1 декабря
1995года.
государственного финансового контро ля в сочетании с применением хозрасчетных форм его организации, адекватным рыночным методам хозяйствования. В этих целях в республике создана система органов независимого финансового контроля - аудит. Аудиторская деятельность-- независимая проверка аудиторами, аудиторскими организациями бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов субъектов хозяйствования. Аудиторы оказывают предприятиям услуги по анализу и финансово-хозяйственной деятельности, составлению отчетности, расчетов, в том числе по платежам в бюджет и внебюджетные фонды и другие услуги, предусмотренные Законен об аудиторской деятельности.
Аудит может быть
внешним и внутренним.
Регулирование аудиторской деятельности в республике возложено на Аудитор- скую палату, которая выдает специалистам после аттестации соответствующей ко- миссией лицензии на занятие аудиторской деятельностью, контролирует соблюдение аудиторами и аудиторскими организациями порядка осуществления аудиторской деятельности.
Правовой статус Аудиторской палаты Республики Беларусь вызывает определенные проблемы. С одной стороны, это орган государственного управления, а с другой палата существует за счет взносов аудиторов, т.е. субъектов, относительно которых она выполняет контрольные функции. Это находится в противоречии с основным принципом государственного контроля: его независимость о контролируемых, проверяемых субъектов.
2.
ВИДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.
Финансы выполняют три функции; в том числе контрольную. Контрольная функция финансов проявляется в финан совом контроле, важнейшем в системе государственного Контроля. Необходимость в финансовом контроле вытекает также из управления финансами государства. Специфика фи нансового контроля состоит в том, что финансы одновремен но являются объектом и субъектом контроля.
В самом общем плане реализация контрольной функции финансов состоит в выявлении отклонений от заданных экономической и финансовой политикой нормативных предписаний относительно функционирования всей сис темы хозяйственных и финансовых отношений. В более узком значении контрольная функция состоит в предупреж дении и устранении выявленных в результате контроля негативных явлений и фактов, дестабилизирующих развитее экономики и финансов, наносящих вред интересам госу дарства, трудовых коллективов и большинства населения.
Финансовый контроль реализуется относительно всех стадий финансовый деятельности: мобилизации, распре деления и использования государственных денежных средств. Исходя из этого, основными задачами финансово го контроля являются: проверка выполнения финансовых обязательств перед государством; законности распределения финансовых ресурсов; целевого характера и эффектив ного использования государственных средств; правильности совершения финансовых операций; соблюдения государственной финансовой дисциплины.
Особенностями финансового контроля является его всеобъ емлющий и универсальный характер и то, что объектом являются не только денежные средства, по и материальные и трудовые ресурсы, так как товарно-денежные отношения выра жаются в денежной форме.
В сфере финансового контроля находятся практически все органы государственной власти и государственного управления, предприятия, независимо от форм собственности, та часть населения, которая является участниками финансовые отношений. Что касается государственных органов, то они одновременно являются субъектами и объектами финансового контроля. Универсальность заключается в том, что, несмотря на специфику всех объектов финансового контроля, последний использует практически одни и те же приемы и способы.
Экономические показатели
и социальные параметры, как правило,
имеют денежное выражение. Валовой
внутренний продукт, объемы промышленного
и сельскохозяйственного
Финансовый контроль особенно в сфере материального производства имеет, кроме чисто контрольного значения, и большое аналитическое. Сопоставление результатов и затрат, использование таких категорий, как выручка, рентабельность, прибыль, цена, налоги и т.д. позволяют делать выводы и принимать необходимые меры по более эффективному использованию всех факторов производства, улучшению организации работы. Это обстоятельство позволяет говорить о контроле рублем как своеобразном проявлении финансового контроля. Термин "контроль рублем" широко использовался экономической и юридической литературе советского времени, но не потерял своего значения и смысла и в нынешнее время.
Финансовый контроль
фиксирует отклонения от установленных
государством предписаний в области
финансов.Совокупность требований, установленных
в законодательниц порядке относительно
функционирования финансовою механизма
государства и обязанность соблюдал, их
формируют финансовоправовую
Система финансового
контроля в Республике Беларусь включает
общегосударственный или
Государственный
контроль осуществляется органами государственной
власти и государственного управления.
Национальное собрание и местные
Советы осуществляют финансовый контроль
при рассмотрении и утверждении
бюджетов, заслушивании отчетов исполнительной
власти о ходе исполнения бюджета. Постоянные комиссии
Внутрихозяйственный финансовый контроль осущест вляется администрацией, работниками финансовых служб и бухгалтерий. Его главные задачи заключаются в непрерывном соблюдении за состоянием финансово-хозяйственной деятельности, выявлении внутрихозяйственных резервов, обеспечении сохранности денежных средств и материальных ценностей, устранении причин и условий, способствующих хищениям и бесхозяйственности.
Независимый финансовый контроль - это новый вид финансового контроля. Его осуществляют аудиторы при наличии лицензии Аудиторской палаты. Аудиторские организации частные аудиторы оказывают помощь в постановке бухгалтерского учета, исчислении налогов, проверке финансовых операций до проверок, проводимых государственными финансовыми контролерами. Это платный контроль: между аудитором и клиентом заключается соответствующий договор.
Общественный финансовый контроль в нынешних условиях осуществляют профсоюзные органы, ревизионные комиссии создаваемые в трудовых коллективах. К общественному относятся также письма и сигналы граждан в правоохранительные контрольные органы редакции газет, в которых сообщаю факты злоупотреблений в финансовой сфере.