Субъекты внешних заимствований

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 00:43, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи исследования. Недостаточная разработанность темы предопределила цель и задачи ее исследования. Основной целью работы является разработка системы теоретических основ и практических рекомендаций по вопросу анализа субъектов внешних заимствований в РФ.

Содержание

Введение 3
1. Бюджетные права органов государственной власти и местного самоуправления 5
2. Осуществление государственных и муниципальных заимствований 10
3. Займы территорий в РФ 17
Заключение 25
Библиографический список литературы 26

Работа содержит 1 файл

Субъекты внешних заимствований.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

     Также в соответствии с БК РФ (п. 2 ст. 103) определены цели осуществления государственных  и муниципальных внутренних заимствований, т.е. заимствований, по которым возникают долговые обязательства субъекта РФ в валюте РФ:

  • финансирование дефицитов соответствующих бюджетов. Государственные внутренние заимствования России осуществляются для финансирования ненефтегазового дефицита федерального бюджета, представляющего собой согласно п. 1 ст. 96.7 Кодекса разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году;
  • погашение долговых обязательств соответственно России, субъекта РФ или муниципального образования.

     В пункте 3 ст. 103 БК РФ определено понятие  государственных внутренних заимствований  России, а в п. 4 этой же статьи - понятие государственных внешних заимствований России. Говоря упрощенно, к первым относятся заимствования, по которым возникают долговые обязательства России в валюте РФ, ко вторым - заимствования, по которым возникают долговые обязательства России в иностранной валюте.

     Пункт 4 ст. 103 БК РФ, кроме того, определяет цели осуществления государственных  внешних заимствований России: финансирование ненефтегазового дефицита федерального бюджета, а также погашение государственных  долговых обязательств России.

     Право осуществлять государственные внутренние и внешние заимствования России от имени России предоставлено Правительству  РФ. При этом предусмотрено, что таким  правом Правительство РФ может наделить Минфин России. Соответствующие полномочия Минфина России закреплены в ст. 165 Кодекса, а также в Положении о Минфине России.

     Пункт 5 ст. 103 БК РФ предусматривает право  Правительства РФ (в случае наделения  соответствующими полномочиями - Минфина  России) осуществлять внутренние (внешние) заимствования с превышением установленного на соответствующий финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период верхнего предела государственного внутреннего (внешнего) долга РФ.

     Такие заимствования могут осуществляться в целях замещения внешних (внутренних) заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга РФ в рамках установленного на соответствующий финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период общего объема государственного долга РФ (суммы внутреннего и внешнего долга).

     Верхний предел государственного внутреннего  и внешнего долга России на конец  очередного финансового года и каждого  года планового периода согласно п. 2 ст. 199 БК РФ относится к основным характеристикам федерального бюджета.

     Законом о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. (ст. 1) утверждены:

  • верхний предел государственного внутреннего долга России на 1 января 2009 г. в сумме 1824700,7 млн. руб., на 1 января 2010 г. и на 1 января 2011 г. - 2275764,7 и 2856847,4 млн. руб. соответственно;
  • верхний предел государственного внешнего долга России на 1 января 2009 г. в сумме 43,3 млрд. долларов США, или 32,1 млрд. евро, на 1 января 2010 г. - 43,9 млрд. долларов США, или 32,3 млрд. евро, на 1 января 2011 г. - 45,0 млрд. долларов США, или 33,0 млрд. евро.

     К государственным заимствованиям субъектов  РФ относятся:

  • государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени субъекта РФ, по которым возникают долговые обязательства субъекта РФ;
  • кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями Кодекса в бюджет субъекта РФ от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства субъекта РФ.

     Также определены понятия внутренних и  внешних заимствований субъектов  РФ. Говоря упрощенно, к первым относятся  заимствования, по которым возникают  долговые обязательства субъекта РФ в валюте РФ, ко вторым - заимствования, по которым возникают долговые обязательства субъекта РФ в иностранной валюте.

     Целями  осуществления государственных  внешних заимствований субъекта РФ являются обеспечение погашения  существующего государственного внешнего долга субъекта РФ и (или) финансирование дефицита бюджета субъекта РФ. Как говорилось выше, целями осуществления государственных внутренних заимствований субъекта РФ является финансирование дефицита бюджета субъекта РФ, а также погашение долговых обязательств субъекта РФ.

     Государственные внутренние и внешние заимствования  субъекта РФ осуществляются в соответствии с БК РФ и законами субъекта РФ. Право  осуществлять государственные внутренние и внешние заимствования субъекта РФ от имени субъекта РФ принадлежит  высшему исполнительному ОГВ субъекта РФ. Таким правом законом субъекта РФ может быть наделен финансовый орган субъекта РФ, т.е. орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий составление и организацию исполнения бюджета субъекта РФ.

     Следует отметить, что в ранее действовавшей редакции БК РФ (т.е. до внесения изменений Законом 2007 г. № 63-ФЗ) об осуществлении субъектами РФ заимствований в иностранной валюте не говорилось вообще, что являлось одним из пробелов Кодекса.

     В настоящий момент п. 7 ст. 103 БК определяет понятие муниципальных заимствований. К таковым относятся:

  • муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, по которым возникают муниципальные долговые обязательства;
  • кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями Кодекса в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы РФ и от кредитных организаций, по которым возникают муниципальные долговые обязательства.

     Осуществление муниципальных заимствований предусмотрено в ст. 64 Закона о местном самоуправлении: муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг, в порядке, установленном представительным ОМСУ в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов федеральных ОГВ.

     Как говорилось выше, целями осуществления  муниципальных внутренних заимствований  является финансирование дефицита местного бюджета, а также погашение долговых обязательств муниципального образования.

     Муниципальные заимствования осуществляются в соответствии с Кодексом и уставом муниципального образования. Право осуществлять муниципальные заимствования от имени муниципального образования принадлежит местной администрации.

 

      3. Займы территорий в РФ 

      В соответствии с Законом РФ “Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономных областей, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления”, принятого 15 апреля 1993 г. №4807—1, исполнительным органам власти субъектов Федерации было разрешено получать ссуды из иных бюджетов, у коммерческих банков или выпускать займы на инвестиционные цели.

      Указанный закон предусматривал, что максимальный размер соотношения общей суммы  займов, кредитов, иных долговых обязательств соответствующего бюджета и объема его расходов устанавливается законами РФ. Такая мера вполне оправдана, поскольку опыт развитых стран Запада дает нам многочисленные примеры банкротства отдельных территорий, в том числе и таких крупных городов, как Нью-Йорк. Однако длительное время заемная деятельность территорий в пределах нашего государства законодательно не ограничивалась.

      Первые  ограничения заемной деятельности субъектов Федерации были установлены  указами Президента РФ. Однако они  касались только тех субъектов, которые  размещали свои заимствования на внешних рынках.

      Бюджетный кодекс РФ предусмотрел регулирование заемной деятельности территорий путем введения следующих ограничений.

      1) Предельный объем государственного  долга субъекта РФ ограничен  (точно так же, как и муниципального  долга) объемом доходов соответствующего  бюджета без учета финансовой  помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы (ст. 107).

      2) Предельный объем заемных средств,  направляемых субъектом РФ в  течение текущего финансового  года на финансирование дефицита  бюджета, не должен превышать  30% объема доходов субъекта РФ  на текущий финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и привлеченных в текущем финансовом году заемных средств (для муниципальных образований ограничение составляет 15% объема доходов местного бюджета) (ст. II).

      3) Предельный объем расходов на обслуживание долга субъекта РФ не должен превышать 15% объема расходов его бюджета (аналогичные ограничения установлены и для муниципалитетов).

      Если  при исполнении бюджета субъекта РФ нарушаются второе или третье ограничения  и субъект РФ не в состоянии  обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств Бюджетный кодекс допускает применение следующих мер:

  • назначение ревизии бюджета субъекта РФ;
  • передачу исполнения бюджета субъекта РФ под контроль Министерства финансов РФ;
  • принятие других мер, предусмотренных законодательством (аналогичные меры предусмотрены и для муниципальных образований.

      К государственным заимствованиям субъектов  РФ относятся займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных  государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства субъекта РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в валюте обязательств.

      Совокупность  долговых обязательств субъекта РФ образует государственный долг субъекта РФ. Формы долговых обязательств субъекта РФ соответствуют формам долговых обязательств РФ.

      Порядок выпуска и размещения ценных бумаг  субъектами Федерации регулируется Федеральным законом “Об особенностях эмиссии и обращения государственных  и муниципальных ценных бумаг” от 29 июля 1998 г. №136-ФЗ. Государственными ценными бумагами субъекта РФ признаются ценные бумаги, выпущенные от имени субъекта РФ.

      Направление использования денежных средств, привлекаемых в результате размещения ценных бумаг, эмитированных субъектами Федерации, и порядок их расходования устанавливаются законами субъектов Федерации.

      Эмитентом ценных бумаг субъекта РФ выступает  орган исполнительной власти субъекта Федерации, к функциям которого и  соответствии с законодательством  субъекта РФ отнесено составление и/или исполнение бюджета субъекта Федерации.

      Внутренние  займы территории. Все внутренние займы территорий по источникам получения  средств можно разделить на две  группы: займы у юридических и  физических лиц и займы у федерального бюджета.

      1. Заимствования у юридических и физических лиц в основном реализуются через выпуск субфедеральных ценных бумаг. По состоянию на конец 1997 г. из 89 субъектов Федерации эмиссию собственных ценных бумаг осуществили 60.

      Не  у всех субъектов, вступивших на путь региональных заимствований, все проходило гладко уже с самого начала. За исключением займов Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Нижегородской областей неудачи большинства местных властей заключались в том, что им не удавалось разместить выпуски целиком, что, во-первых, корректировало в нежелательную сторону ожидаемый объем бюджетных поступлений, а, во-вторых, не позволило местным администрациям реализовать программы, под которые и осуществлялись заимствования. Наконец, многие столкнулись с трудностью своевременного погашения долговых обязательств, что дестабилизировало финансовый рынок.

      Среди причин неудач займов субъектов РФ можно выделить следующие:

      1) отсутствие мониторинга по изучению  емкости регионального рынка;

      2) недостаточно профессиональное  размещение;

      3) давление со стороны более  конкурентоспособных федеральных  ценных бумаг;

      4) региональная замкнутость при  размещении займов и отсутствие  выхода на сопредельные территории;

Информация о работе Субъекты внешних заимствований