Шпаргалка по "Прокурорскому надзору"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 04:14, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Прокурорский надзор".

Работа содержит 1 файл

семинар.doc

— 175.50 Кб (Скачать)

     Методика  прокурорского надзора. 
Совокупность приемов и способов, которые использует прокурор в процессе проведения прокурорской работы. Рекомендации по проведению конкретных видов проверок. Методики закрепляются в приказах и указаниях Генерального прокурора, методических пособиях, информационных письмах, они должны иметь научную основу. Методика отличается от в тактики прокурорского надзора – совокупность конкретных приемов по проведению конкретной проверки. Тактика зависит от конкретной обстановки. От правильной организации методики и тактики во многом зависит результативность.  
Цели и задачи прокурорского надзора. 
Основными целями является обеспечение верховенства закона и обеспечения иерархии законов.  Другими целями прокурорского надзора являются:

  • Обеспечение единства и укрепление законности
  • Обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина
  • Обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства в целом

     Конкретные  виды деятельности направленной на достижение целей отражены в пункте 2 статьи 1 ФЗ «о прокуратуре». Одним из важнейших  направлений деятельности является координация деятельности других органов. 
Задачи прокурорского надзора. 
Конкретные меры, которые принимают органы прокуратуры. Для достижения вышеуказанных целей принимаются различные по содержанию, по кругу субъектов, по средствам решения задачи. Они определяются конкретными ситуациями. Задачи делятся на три уровня:

  • Общие – наиболее важные. Определяются в конституции, в ФЗ «О прокуратуре», в иных ФЗ.
  • Укрепление законности и охрана от посягательств общественного и государственного строя
  • Охрана от посягательств на политические, трудовые, жилищные и другие личные права граждан.
  • Охрана прав и законных интересов предприятий и организаций, независимо от форм собственности.
  • Специальные – задачи по конкретным направлениям.  
  • Контроль за исполнением нормативно-правовых актов
  • Частные – различаются в зависимости от направления, а также от вида применяемого правового средства прокурорского надзора. Для решение одной частной задачи может быть использована другая частная задача.  
    3. Прокуратура в системе государственных органов РФ и ее задачи.  
    Прокуратура представляет собой единую централизованную систему органов, подчиненных Генеральному прокурору и осуществляющая от имени РФ надзор за соблюдением Конституции и исполнением законодательства действующего на ее территории.  
    Российская прокуратура является самостоятельной структурой, не входящей ни в одну из ветвей власти.  
    В российских условиях прокуратура выполняет функции одного из элементов системы сдержек и противовесов в механизме разделения властей.  
    Из содержания Конституции следует, что прокуратура не может относиться ни к органам судебной, ни к органам исполнительной власти. Правосудие в РФ осуществляется только судами. С другой стороны, ст. 77 К РФ устанавливает, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Органы же прокуратуры, действующие на территории субъектов РФ являются федеральными органами – звеньями централизованной системы прокуратуры.  
    Прокуратура и законодательная власть.  
    Назначение генерального прокурора осуществляется Советом Федерации по представлению Президента.  
    Отсутствие у Генерального Прокурора права законодательной инициативы. Но все равно в рамках данных органов ведется серьезная «законопроектная» работа, которые направляются Президенту, Правительству.  
    В ряде субъектов прокуроры обладают правом законодательной инициативы в отношении законодательства субъектов.  
    Прокуратура и исполнительная власть.  
    Отношения строятся по двум направлениям: 
    Отношения надзора и отношения взаимодействия.  
    Прокуратура и судебная власть.  
    Суд осуществляет контроль за законностью применения прокуратурой мер процессуального принуждения при предварительном расследовании преступлений. В свою очередь, прокуратура контролирует законность судебных решений путем их опротестования в вышестоящие суды.  
    Специфика роли прокурора заключается в том, что с одной стороны, он выступает как субъект судебного разбирательства в соответствующих процессуальных формах, а с другой – осуществляет надзорные функции.  
    Важная роль в рассмотрении уголовных дел – поддерживает возложенную государством функцию государственного обвинения.

     Задачи: 
Основными целями является обеспечение верховенства закона и обеспечения иерархии законов.  Другими целями прокурорского надзора являются:

  • Обеспечение единства и укрепление законности
  • Обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина
  • Обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства в целом

     Конкретные  виды деятельности направленной на достижение целей отражены в пункте 2 статьи 1 ФЗ «о прокуратуре». Одним из важнейших  направлений деятельности является координация деятельности других органов. 
Задачи прокурорского надзора. 
Конкретные меры, которые принимают органы прокуратуры. Для достижения вышеуказанных целей принимаются различные по содержанию, по кругу субъектов, по средствам решения задачи. Они определяются конкретными ситуациями. Задачи делятся на три уровня:

  • Общие – наиболее важные. Определяются в конституции, в ФЗ «о прокуратуре», в иных ФЗ.
  • Укрепление законности и охрана от посягательств общественного и государственного строя
  • Охрана от посягательств на политические, трудовые, жилищные и другие личные права граждан.
  • Охрана прав и законных интересов предприятий и организаций, независимо от форм собственности.
  • Специальные – задачи по конкретным направлениям.
      • Контроль за исполнением нормативно-правовых актов
  • Частные – различаются в зависимости от направления, а также от вида применяемого правового средства прокурорского надзора. Для решение одной частной задачи может быть использована другая частная задача.
  • Объект и предмет прокурорского надзора.

     Предмет прокурорского надзора - общественные отношения, на регулирование и обеспечение  законности которых направлена деятельность органов прокуратуры.  
Предмет прокурорского надзора - понятие по смыслу ст. 21, 26, 29, 32 ФЗ «О прокуратуре», призванное разграничить основные направления (отрасли) прокурорского надзора в зависимости от характера правоотношений. Каждое направление прокурорского надзора имеет свой предмет – исполнение законов определенным юридическими и должностными лицами.  
Объект прокурорского надзора – научная категория, не получившая до сих пор однозначного научного определения. Под объектом прокурорского надзора следует понимать государственные органы, учреждения, организации, органы местного самоуправления, а также их деятельность, связанную с исполнением законов.

     №8-9. Принципы единства и  централизации П  РФ. 
Это конституц-й, индивид-ный, присущий только П принцип универсального х-ра. Ст. 129 К, п.1, ст. 4 ФЗ «О П» (П- единая фед централиз система органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прок-в вышестоящим и ГП. 
Сущность вытекает из поставленных перед П законом специф-х целей и задач – обеспечение соблюдения К и исполн-я действ-х законов на всей тер-рии РФ. 
Принцип единства означает, что все террит-ые и специализир-ые П, действующие на тер-рии РФ, составляют единую систему. П.3, ст.  11 – не допускается создание органов П, не вход-х в единую систему. Каждый прок-р действует от имени РФ. Все прокуроры наделены в пределах своей компетенции едиными полномочиями. Акты прок-го реагирования имеют одинаковую обязательную юр.силу и подлежат исполнению на основании единых для всех прокур-в юр.гарантий. Также проявляется в том, что вышестоящий прок-р может поручить нижестоящему выполнение своих обяз-тей, принят на себя исполнение обяз-тей нижестоящего, изменить люб его решение, кроме случаев, спец-но предусм-х в законе… 
Централизация системы органов П проявл-ся в подчиненности нижестоящ-х прокуроров вышестоящим и ГП. Последний назначает на должность прокуроров всех уровней: республики в составе РФ, края, области, города, района. Назн-ие прок-ра субъекта- по соглас-ю с ОГВ этого субъекта. Независимо от порядка назначения все прок-ры осв-ся от должности ГП-м.  
Единство и централизация органов П обеспечивается искл-ым правом ГП-ра в пределах выделенной ему штатной численности и фонда оплаты труда устанавливать штаты и структуру Ген Прок-ры, а также подчин-х ему П, опред-ть их права и обяз-ти, разграничивать компетенцию. Пример- приказ ГП-ра от 21.10.96г. об организац-х основах деят-ти Пр с районным делением… 
Внесение изменений в ФЗ в части образ-я след комитета не наруш-т принцип. Единство и централизация обеспечены единством целей и задач ст. 1 закона….Полит-м и констит-м гарантом единства фед центр-ой системы органов П служит Президент. Соотн-ие властных полн-й ГП и Председателя СК основано на разграничении надзорных функций П и функции осуществления угол преследования, реализ-ой в соот с треб-ми заква об УСП. 
Законодательное закрепление принципа обеспечения проц-й незав-ти следственного аппарата при произве предвар расследования по УД обусловило качественно новое соотн власти и подчинения прокурора и раб-в след-х органов прок-ры, а также ГП и Председателя СК, явл-ся по статусу первым замом ГП. Но этого не колеблет основ единства и централизации…

     №10. Принцип законности в деятельности П.  
Основополагающий принцип государственного руководства, важное средство укрепления и развития государственности, необходимое условие и предпосылка реализации демократического режима правового государства. 
Относится к числу конституционных, общих принципов универсального х-ра и означает, что все органы прок-ры формируются, наделяются полномочиями и осущ-т свои функции на основе закона, в рамках закона и в условиях их проц-го равенства с поднадзорными субъектами перед законом и судом. 
Каждое действие прокурора, каждый акт его реагирования должны быть строжайшим образом: основаны на законе, должны сов-ся в порядке, уст-х законом, не должны нарушать права, зак-ые интересы ФЛ, ЮЛ и тд……плюс- прок-р отчитывается в Парламенте (из лекции).

     №11. Принцип независимости  и самостоятельности  органов П (принцип  независимости прок-го надзора). 
Индив, отраслевой принцип, сущность кот - все организационное устройство системы П, формирование всех террит-х и специализир-х П осущ-ся независимо от каких-либо ОВ, ГП-ра. 
В свою очередь, созданные ГП-м органы П и их сотрудники осуществляют все фунц-ые действия и принимают решения только на основе своих внутр-х убеждений, материалов проверок и расследований.  
Ст. 3 закона- орг-ция и порядок деят-ти П и полномочия прок-в опред-ся МД, ФКЗ, ФЗ, подлежит расширит толкованию, т.е. рег-ся и указами, и постановлениями, а также актами КС. 
Принцип независ-ти – абз. 2 п. 1 ст. 4 ФЗ – органы П осущ-т полномочия независимо от ФОГВ субъектов РФ, ОМСУ, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на тер РФ законами. 
Независимость органов П при реализации функц задач носит абсолютный х-р. Означает – ГП-р и подчин-ые только ему нижестоящие прок-ры в своей деятельности по достижению целей и задач, стоящих перед ПН, никому не подконтрольны и не подотчетны. п.6 ст.12- ГП ежегодно предоставляет палатам ФС и Президенту доклад о состоянии законности и правопорядка РФ и о проделанной работе по их укреплению, говорит о гласности, а не о подотчетности. 
Абс-й х-р принципа - п.3 ст.4 ФЗ - прок-ры и следователи органов П не м/б членами выборных и иных ОГВ и МСУ, если избир-ся, то службу в органах приостанавливают. 
Ст.5 ФЗ – императивное требование о недопустимости вмешательства в осуществление прок-го надзора.  Воздействие ФОГВ, ОГВ суб-в, ОМСУ, общ объед, СМИ, ДЛ на прок-ра с целью повлиять на принимаемое решение и т.д, влечет за собой уст-ю законом отв-ть. П. 2, 3 ст.5 – прок-р и след-ль не обязаны давать к-л объяснений по существу нах-ся в их произве дел и материалов и проч. Никто не вправе без разрешения прок-ра разглашать материалы проверок и предв следствия, пров-х органами П, до их завершения.  
Важными эл-ми нез-ти явл-ся:1) недопустимость вмеш-ва в деят-ть П; 2)воспрепятствование деят-ти прок-ра влечет АО, УО, ДО. Воспрепятствование: недоп-ие на тер-ю и в помещ-я поднадз-х субъектов органов, огр-ие доступа к их док-там, невыделение экспертов…..преод-е воспрепят-я: принуд привод, прив-е к отв-ти за отказ от дачи показаний……плюс ст. 17.7 коап, ст. 294 ук.3) обяз-ть прок-ра и след-ля давать пояснения по сущ-ву нах-ся в их произве дел и материалов только в случаях и порядке, пред в законе.ст.37 упк, 125 упк, и др…

     №12. Принцип гласности  в деятельности П.  
Общий отраслевой принцип универсального х-ра, означает открытость деятельности органов П, доступ-ть для гр-н, СМИ. Посредством его реализации общество осущ-т контроль за деятельностью органов П. Собл-ие принципа повышает уровень информированности населения о состоянии законности и деятельности П по обеспечению прав и свобод гр-н, о недостатках этой работы…след-но- позволяет им обращаться в органы П, т.е. порождает обратную связь с ними. Гр-не, СМИ сообщают об известных им правонар-х.  
Реализ-ция принципа- ряд особенностей: 1) сущ-т нормативное ограничение принципа гласности. П. 2 ст. 4 – предписывает органам П действовать в соот с заквом РФ о гос и иной спец-но охр-ой законом тайне. Ст. 5 ФЗ о гос тайне – перечень. Виды служ тайны: следств, нотар, врачебная, тайна совещат комнаты и тд….также спец-но охр-ся ком тайна и ее раз-ти:банковская, страхования….плюс- воен тайна. Вывод: органы П действуют гласно в той мере ,в какой это не против-т треб-м заква об охране прав и свобод гр-н ,а также заква о гос/иной спец-но охр законом тайне. 2) на органы П возложено осущ ПН за исполнением закона о гос тайне (ст 32).. 
Из лекции: органы П обязаны инф-ть ФОВ, ОС, МСУ, население о состоянии правопорядка на опред тер-х.  
Норма п. 6 ст. 12- ГП ежегодно предоставляет палатам ФС и Президенту доклад о состоянии законности и правопорядка РФ и о проделанной работе по их укреплению, говорит о гласности, а не о подотчетности. 
13.ФУНКЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ  
1. Понятие и система функций органов прокуратуры  
Правильное установление места и роли прокуратуры в системе государственных органов, разделения и взаимодействия властей предопределяется точным установлением состава функций, необходимых для выполнения возложенных на прокуратуру задач.  
Ключевой правовой категорией, которая раскрывает и объясняет содержание, структуру и пределы деятельности прокуратуры, как и иного органа, являются ее функции.  
Закон о прокуратуре РФ содержит указание на функции в ряде норм. В ст. 1, определяя понятие прокуратуры, Закон раскрывает его через основную функцию - надзор за исполнением законов. При этом подчеркивается, что «прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами (п. 1 ст. 1).  
В другой норме определяется, что «на прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами» (ст. 3).  
В п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре РФ содержится, по существу, перечень основных функций прокуратуры.  
Основываясь на общих положениях государственно-правовой теории, понятие функции прокуратуры можно сформулировать как такой вид ее деятельности, который предопределяется социальным предназначением прокуратуры, выраженным в ее задачах; характеризуется определенным предметом ведения; направлен на решение этих задач и требует использования присущих ему полномочий и правовых средств. Названные элементы, характеризующие Функцию, находятся в строгой взаимозависимости. Их изменение, Уточнение, прежде всего в части задач прокуратуры, сфер проявления ее деятельности, должно неизбежно влечь необходимую корректировку в остальных частях функциональной характеристики. Наиболее подвижной и очевидной составной частью функции являются полномочия прокуратуры и правовые средства их осуществления, которые придают ей требуемую выраженность и логическую завершенность и которые должны иметь четкую и полную правовую форму.  
Важнейшим условием эффективности деятельности прокуратуры служит внутренняя взаимосвязанность и взаимообусловленность функций. Такая взаимообусловленность, естественно, вытекает из единства задач обеспечения законности и правопорядка.  
Главная функция прокуратуры, предопределившая необходимость ее создания, - надзор за исполнением законов. Она закрепляется в ст. 1 действующего Закона о прокуратуре РФ. В зависимости от сфер правовых отношений, в которых осуществляется деятельность прокуратуры (сферы исполнительно-распорядительной деятельности органов управления, органов предварительного следствия, правосудия, исполнения и др.), надзорная функция подразделяется на подфункции, каждая из которых сохраняет все структурные части функции, наполняя их различным содержанием. Наиболее заметны различия в особенностях предмета надзора, в процедурах его осуществления, объеме и характере полномочий прокуроров и правовых последствий применения соответствующих им правовых средств. К числу таких подфункций относятся:  
• надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;  
• надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;  
• надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;  
• надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.  
В сфере рассмотрения дел судами прокурор участвует во всех видах судопроизводства и во всех судебных инстанциях. Законом выделена задача опротестовывать противоречащие закону решения,' приговоры, определения и постановления судов. В этом проявляется специфичность надзорной деятельности в сфере судопроизводства. Прокуратуры осуществляют надзор не за судами, которые, естественно, независимы при отправлении правосудия, однако деятельность судей подчиняется закону, требованиям которого должны соответствовать судебные решения. Это требование характерно и для других сфер деятельности. Прокуроры осуществляют надзор, например, не за должностными лицами органов управления, а за законностью принимаемых ими правовых актов.  
Поэтому сущность надзора состоит в деятельности прокурора по проверке соблюдения законов, установлению правонарушений, их правовой оценке, а также в требовании (предложении), обращенном к компетентным органам и должностным лицам, о принятии мер к устранению выявленных нарушений. Исключение составляют сферы правовых отношений, в которых, в связи с их соответствующей спецификой, прокурор полномочен непосредственно восстановить нарушенную законность (отменить незаконное решение следователя и т.п.).  
Надзорные функции (подфункции) прокуроров находятся в системной взаимосвязи и обусловленности. В совокупности надзорные функции составляют единый прокурорский надзор, осуществляемый от имени Российской Федерации на всей ее территории.  
Все названные признаки самостоятельной функции характерны для осуществляемого прокуратурой уголовного преследования за совершение преступлений. Ее основное содержание состоит в следующих полномочиях прокурора: возбудить уголовное дело о любом преступлении и поручить производство расследования соответствующему следователю, органу дознания либо независимо от подследственности в установленном порядке принять расследование по делу о любом преступлении к своему производству; поручить расследование любого дела следователю прокуратуры.  
Расследование преступлений тесно связано с функциями надзора, оно нередко возникает по его результатам либо, наоборот, результаты расследований служат помимо иных источников сведений поводом для проведения прокурорских проверок в порядке надзора.  
Самостоятельной функцией служит координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Она состоит в обеспечении согласованной, взаимоувязанной деятельности правоохранительных органов, осуществляемой каждым из них в соответствии со своими целями и задачами, полномочиями и средствами их реализации.  
Другой самостоятельной, но тесно связанной с надзорной, функцией прокуратуры является участие ее в правотворческой деятельности. Эта функция заключается в том, что прокурор, устанавливая в ходе реализации своих надзорных и иных полномочий необходимость совершенствования действующих нормативных правовых актов, вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней, предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов.  
В отличие от функций существует понятие: основные направления деятельности органов прокуратуры. Эти понятия тесно между собой связаны, но четко различаются. Прокуратура не должна и не может подменять деятельность других государственно-правовых структур по обеспечению законности, с одинаковой интенсивностью осуществлять надзор за исполнением всех законов, во всех сферах правовых отношений. В этом и нет необходимости. Здесь должны быть правильно выбраны приоритеты, от обеспечения которых в решающей степени зависит состояние законности и правопорядка в районе, городе, субъекте Федерации, в стране в целом.

     14. Понятие и система  функций органов  П. 
Функции П – вид ее деятельности, который предопределяется социальным предназначением П, выраженным в ее задачах; характеризуется определенным предметом ведения; направлен на решение этих задач и требует использования присущих ему полномочий и правовых средств.  
Главная функция П – надзор за исполнением законов (статья 1 ФЗ «О прокуратуре»). Надзорная функция разделяется на подфункции в зависимости от сфер правовых отношений, в которых осуществляется деятельность П.  
Подфункции П:

  • надзор за исполнением законов государственными органами, органами военного управления и органами местного самоуправления, за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина государственными органами, органами военного управления и органами местного самоуправления, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
  • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие.
  • надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих меры принудительного характера, администрациями мест задержанных и заключенных под стражу.

     Вторая  самостоятельная функция –  координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.  
Третья – правотворческая деятельность. Прокурор может вносить субъектам права законодательной инициативы соответствующего и нижестоящего уровня предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативно-правовых актов.

     15. Основные направления  (отрасли) ПН. 
О прокурорском надзоре говорится в ФЗ «О прокуратуре» в Разделе III и некоторые статьи Раздела IV.  
Основными направлениями ПН являются:

  • надзор за соблюдением Конституции и исполнение законов РФ, а также за соответствием законам правовых актов, издаваемых федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Он же называется общий надзор.
  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
  • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
  • надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стажу
  • надзор за исполнением законодательства судебными приставами
  • участие прокурора в рассмотрении уголовных, гражданских, административных, арбитражных дел судами
  • иные полномочия:  -координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью

Информация о работе Шпаргалка по "Прокурорскому надзору"