Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 04:14, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Прокурорский надзор".
1.
Законность – этот принцип
выражается в требовании
Принцип законности является наиболее общим, так как именно он лежит в основе всех иных принципов организации и деятельности органов прокуратуры.
2.
Демократизм – как
Демократизм прокурорского надзора означает прежде всего его осуществление в интересах народа и от его имени. Проявляется это, в частности, в установлении связей населения с прокурорскими органами, причем связь эта носит двусторонний характер. Закон “О прокуратуре РФ” (ст. 10) возлагает на прокуроров обязанность в установленные сроки рассматривать предложения, заявления и жалобы граждан, государственных и общественных организаций, проводить личный прием граждан. Из принципа демократизма вытекает открытость прокурорской системы, гласность ее деятельности, обязанность прокуроров информировать не только государственные органы, но и “население о состоянии законности” (ст. 4 Закона). Строгое соблюдение названного принципа служит гарантией укрепления законности, предотвращает превращение прокуратуры в замкнутую бюрократическую систему.
Развитие демократизма в деятельности прокуратуры связано также с расширением и совершенствованием коллегиальных начал в организации надзора. Закон “О прокуратуре РФ” закрепил положение, согласно которому коллегии образуются как в Генеральной прокуратуре, так и в прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах (ст. 15, 20 Закона “О прокуратуре РФ”).
3.
Публичность. Согласно
Аналогичным
образом Генеральный прокурор РФ
вправе обращаться в Конституционный
Суд Российской Федерации “по
вопросу нарушения
Специальные принципы прокурорского надзора.
1.
Единство и централизация
Единство и централизация прокурорского надзора означают, что вся система прокуратуры сверху донизу организуется на основе единых принципов, руководствуется единым законодательством, преследует единые цели, разрешает единые задачи. Прокуроры, за редкими исключениями, наделяются одинаковыми правами и несут одинаковые обязанности по надзору за законностью. Во всех отраслях надзорной деятельности полномочия всех прокуроров по отношению к организациям и гражданам однотипны. При осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, участии при рассмотрении в судах уголовных и гражданских дел все прокуроры обладают сходными полномочиями, закрепленными в процессуальном законодательстве и Законе “О прокуратуре РФ”. Не случайно по этому в процессуальных кодексах (ст. 34 УПК; ст. 41 ГПК), Законе “О прокуратуре РФ” (ст. 27, 28, 54) любое лицо прокурорского надзора именуется “прокурором” в обобщающем смысле этого слова независимо от должности и звания того или иного работника. С учетом всего этого действия конкретного прокурора всегда рассматриваются как деятельность прокуратуры в целом. Это дает возможность в любой момент заменить одного прокурора другим, а вышестоящему прокурору принять на себя функции нижестоящего.
Принципу единства и централизации не противоречит процессуальная самостоятельность, которой обладает прокурор как участник судебного рассмотрения конкретных гражданских и уголовных дел. В этом своем качестве прокурор действует в рамках соответствующего процессуального законодательства и полностью независим при отстаивании той правовой позиции, которая сложилась в его сознании в результате личного участия в деле, непосредственной оценки доказательств по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности (ст. 71 УПК). Никакой вышестоящий прокурор не вправе понудить нижестоящего прокурора, участвующего в деле в качестве государственного обвинителя, отстаивать позицию, с которой последний не согласен. Прокурор, участник процесса, опротестовавший судебное решение, считая его незаконным и необоснованным, лишь сам вправе отозвать свой протест (ст. 37 Закона “О прокуратуре РФ”).
2.
Независимость прокурорского
Прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов”.
Рассматриваемый принцип тесно связан с принципом централизации – он подчеркивает независимость прокуратуры от других государственных органов власти и управления.
В
частности, не только районные прокуроры,
но и прокуроры субъектов
При решении вопроса о привлечении к ответственности нарушителей закона, в том числе и представителей властных структур, прокурор огражден от влияния любых органов государства (как федеральных, так и местных), любых должностных лиц.
3.
Гласность прокурорского
На принципе гласности основаны и многие формы и методы прокурорского надзора: проверка состояния законности на поднадзорных объектах и государственных структурах, рассмотрение жалоб и заявлений, принесение протестов и представлений, вынесение официальных предостережений, участие в рассмотрении гражданских и уголовных дел, участие в заседаниях представительных органов и т.п.
При расследовании преступлений с разрешения прокурора могут быть преданы гласности те или иные данные, полученные следователем. Выступления с помощью средств массовой информации – печати, радио, телевидения, – могут способствовать раскрытию преступлений, обнаружению лиц, их совершивших.
Гласность имеет и еще один аспект – учет общественного мнения, критика отдельных моментов в деятельности прокуратуры должны быть использованы в целях совершенствования ее деятельности, недопущения обюрокрачивания прокурорской системы.
Основные направления (отрасли) прокурорского надзора
По
своей сущности прокурорский надзор
как специфический вид
В соответствии с этим в едином прокурорском
надзоре выделяются следующие отрасли
прокурорского надзора.
I. Надзор за соблюдением
Конституции РФ, исполнением
законов и соответствием
законам издаваемых
правовых актов.
Характеризуя эту отрасль прокурорского
надзора, следует прежде всего отметить
необыкновенную широту предмета надзора.
В предмет данной отрасли надзора входит
соблюдение Конституции РФ и огромного
количества чрезвычайно разнообразных
по содержанию законов, а также законность
издаваемых правовых актов. Их многочисленность
и разнообразие не позволяют хоть в какой-то
мере назвать их основные виды. Поэтому
в ст. 21 Закона о прокуратуре о предмете
надзора этой отрасли надзора сказано
лишь в самой общей форме: «соблюдение
Конституции Российской
Федерации» и «исполнение
законов действующих
на территории Российской
Федерации».
Более подробно в Законе о прокуратуре
характеризуется предмет надзора в части
субъектов, исполняющих законы. Хотя и
здесь многочисленность и разнообразие
этих субъектов позволили ограничиться
перечислением только их видов. Согласно
ст. 21 Закона о прокуратуре ими являются:
а) федеральные министерства; б) государственные
комитеты, службы и иные федеральные органы
исполнительной власти; в) представительные
(законодательные) и исполнительные органы
государственной власти субъектов РФ;
г) органы местного самоуправления; д)
органы военного управления; е) органы
контроля; ж) должностные лица перечисленных
органов; з) органы управления и руководители
коммерческих и некоммерческих организаций.
Нет нужды еще раз подчеркивать многочисленность
этих субъектов, их разнообразие и специфику
их деятельности.
В связи с чрезвычайной широтой предмета
рассматриваемой отрасли прокурорского
надзора в ее пределах на практике выделяются
дополнительные, более узкие направления
(подотрасли), например, надзор за исполнением
законов в социальной сфере, в экономической
сфере, в сфере исполнения законодательства
о несовершеннолетних, в сфере природоохранного
законодательства и т.д. Названное направление
отрасли прокурорского надзора осуществляется
в двух формах. Согласно
ст. 21 Закона о прокуратуре прокурорский
надзор осуществляется не только за соблюдением
Конституции РФ и исполнением законов,
но и за соответствием законам издаваемых
перечисленными в этой статье субъектами
правовых актов.
Устанавливая право и обязанность прокуроров
осуществлять надзор за законностью правовых
актов, Закон о прокуратуре (ст. 21) не
конкретизирует ни законы, которым должны
соответствовать правовые акты, ни виды
этих актов. Установлено только, что эти
акты издаются субъектами исполнения
законов, перечисленными в той же
ст. 21 Закона о прокуратуре. При этом
следует иметь в виду, что проверке законности
подлежат только правовые акты, т.е. акты
порождающие, прекращающие или изменяющие
правовые (юридические) отношения.
2. Надзор за соблюдением
прав и свобод человека
и гражданина. Надзор в этом направлении
осуществляется за исполнением законов
федеральными министерствами, государственными
комитетами, службами и иными федеральными
органами исполнительной власти, представительными
(законодательными) и исполнительными
органами субъектов РФ, органами местного
самоуправления, органами военного управления,
органами контроля, их должностными лицами,
а также органами управления и руководителями
коммерческих и некоммерческих организаций.
Специфика этой отрасли прокурорского
надзора определяется сферой общественных
отношений, связанных с правами и свободами
граждан.
В предмет данной отрасли прокурорского
надзора входит соблюдение норм Конституции
РФ, определяющих права и свободы граждан
и исполнение большого числа законов,
объединенных сферой регулирования прав
и свобод человека и гражданина. Непосредственно
исполняют эти нормативные акты организации,
учреждения, их должностные лица, а также
руководители коммерческих и некоммерческих
организаций и их органы управления.
Характеризуя эту отрасль прокурорского
надзора, следует особо подчеркнуть ее
приоритетность как отражение и важный
путь реализации государственной политики
в области защиты прав и свобод человека
и гражданина в Российской Федерации.
3. Надзор за исполнением
законов органами, осуществляющими
оперативно-розыскную
деятельность, дознание
и предварительное следствие. Эта отрасль
выделена из единого прокурорского надзора
в связи с исключительной важностью для
каждого гражданина и государства деятельностью
органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность, дознание и предварительное
следствие, спецификой этой деятельности
и комплексом законов, ее регулирующих.
Названные виды деятельности затрагивают
важнейшие права и свободы граждан, их
нарушения влекут за собой тяжелые, иногда
непоправимые последствия для граждан,
могут причинять им невосполнимый вред.
Вот почему государство сочло необходимым
закрепить в Законе о прокуратуре деятельность
прокуроров по надзору за исполнением
законов названными органами в самостоятельную
отрасль надзора, подчеркивая тем самым
ее особую важность.
осуществление прокурорского надзора
в рассматриваемой сфере призвано обеспечивать
права и свободы не только лиц, совершивших
преступление, но и потерпевших от конкретного
преступления, а также права и свободы
иных законопослушных граждан, о чем на
практике иногда забывается.
4. Надзор за исполнением
законов администрациями
органов и учреждений,
исполняющих наказание
и применяющих назначаемые
судом меры принудительного
характера, администрациями мест
содержания и заключенных
под Режим законности распространяется
не только на дознание, предварительное
следствие и оперативно-розыскную деятельность.
Лица, чья вина в совершении преступления
установлена судом, к которым уже применяются
меры наказания, также имеют права и свободы..
Соблюдение этих прав и свобод лиц, отбывающих
наказание, не менее важно, чем соблюдение
прав и свобод законопослушных граждан.
Закон о прокуратуре предусматривает
осуществление надзора за исполнением
законов, регламентирующих права и свободы
не только осужденных, но и лиц, подозреваемых
и обвиняемых в совершении преступления,
в случае их задержания или заключения
под стражу. Так как при этом вина указанных
лиц еще не установлена судом, прокурорский
надзор должен выступать гарантией законности
осуществленного ограничения свободы
этих граждан. В этом также просматривается
двуединая задача прокурорского надзора
– обеспечение прав и свобод граждан и
интересов государства.
В связи с принятием федеральных законов
от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах»'
и от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном
производстве»2, а также согласно
п. 2 ст. I Закона о прокуратуре прокуратура
РФ осуществляет надзор
за исполнением законов
судебными приставами. Эту деятельность
прокуроров можно рассматривать как часть
прокурорского надзора за исполнением
законов государственными органами, исполняющими
приговоры и иные решения судов.
5. Самостоятельным
направлением в деятельности
прокуроров является
их участие в рассмотрении
дел судами. Согласно Закону о прокуратуре
(ст. 35, 36, 39) прокурор участвует в рассмотрении
уголовных, гражданских, арбитражных и
административных дел.
Это направление состоит из надзорной
и иной, ненадзорной деятельности прокурора.
В соответствии с требованиями Закона
о прокуратуре прокурор, участвуя в рассмотрении
уголовных, гражданских и иных дел, осуществляет
две основные функции. Первая
– он принимает непосредственное участие
в производстве по конкретным уголовным,
гражданским, арбитражным и административным
делам. С учетом положений судебной реформы
и принятого на ее основе нового процессуального
законодательства о состязательности
судебного процесса в этих случаях прокурор
выступает в качестве равноправного участника,
стороны уголовного, гражданского или
арбитражного судопроизводства.
Вторая функция прокурора состоит
в прокурорском надзоре
за законностью решений,
приговоров, определений
и постановлений суда. Реализация этой
функции, закрепленной
в п. 1 ст. 36 Закона о прокуратуре, предполагает
право и обязанность прокурора опротестовать
или обжаловать в установленном порядке
указанные акты суда в случаях выявления
их незаконности или необоснованности.
Осуществление указанных функций прокурором
преследует решение нескольких задач.
Наиболее важные из них: защита прав и
свобод человека и гражданина, защита
охраняемых законов интересов общества
и государства, защита предприятий, организаций
и иных юридических лиц.
Решение поставленных задач в процессе
участия прокурора в рассмотрении конкретных
дел или осуществлении надзора за законностью
издаваемых судом правовых актов осуществляется
путем применения предоставленных прокурору
законом полномочий.
В п. 4 ст. 35 Закона о прокуратуре
сказано, что полномочия прокурора, участвующего
в судебном рассмотрении дел, определяются
процессуальным законодательством РФ.
К сказанному следует добавить, что полномочия
прокурора, не участвующего в судебном
рассмотрении дел, но проверяющего законность
решений суда по этим делам (например,
в порядке надзора), также регламентируются
процессуальным законодательством.
Понятие, предмет,
цели и задачи прокурорского
надзора в РФ.
Прокурорский
надзор – специфическая деятельность
государственных органов
Специфический вид государственного контроля.
Независимая и обособленная структура.
Осуществляется от имени государства
в целом. Прокурор, осуществляя надзор,
защищает интересы и действует от имени
всех членов общества, объединенных общей
системой государства.
Осуществляет поддержание порядка в государстве
различными способами, но главным образом
при помощи государственного контроля.
Направлен на обеспечение эффективности
деятельности государственного аппарата.
Надзор - это контрольная
деятельности за исполнением
только законов.
Прокурор – физическое лицо, состоящее
на постоянной или временной службе в
органах прокуратуре, принятое на работу
в соответствии с ФЗ и исполняющее обязанности
в соответствии с ФЗ и распоряжениями
генерального прокурора. Понимается под
понятием прокурора – генеральный прокурор,
прокурор субъекта, прокурор города, района,
специализированной прокуратуры, заместители
генерального прокурора, его помощники,
советники, старшие помощники, по особым
поручениям, прокурор-криминалист. Осуществляют
специфическую деятельность. Также в системе
органов работают прокурорские работники
– работники, занимающие вспомогательные
должности, научно-педагогические работники
и другие.
Прокурорский надзор как отрасль науки
– сумма знаний о формах, средствах, методах,
осуществления прокурорской деятельности.
Предмет прокурорского
надзора.
Общественные отношения, на регулирование
которых и обеспечение законности направлена
деятельность органов прокуратуры.
Объект прокурорского
надзора.
Предприятия, учреждения, организации,
государственные органы, их должностные
лица, в которых проводятся прокурорские
проверки исполнения законов.
Субъект прокурорского
надзора.
Прокурор как должностное лицо органа
прокуратуры, но также к субъектам относится
и сам орган.
Сущность
Выявление и установление правонарушений,
а также применение правовых средств для
устранения выявленных правонарушений.
Средства подразделяются на: