Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 11:47, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".

Работа содержит 1 файл

билеты по праву.doc

— 439.00 Кб (Скачать)

Структура финансово правовой нормы: гипотеза – диспозиция - санкция

Финансово- правовая ответственность- применение в установленном порядке к нарушителям финансово- правовых норм особых мер – финансовых санкций, -дополнительное обременение имущественного характера

2 функции: охранительная и стимулирующая

 

 

  1. Правовое регулирование отношений в области банковской деятельности.

 

Органом банковского  регулирования и банковского  надзора является Банк России. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.

Цели  банковского регулирования и банковского надзора:

1) поддержание  стабильности банковской системы  РФ;

2) защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Регулирующие  и надзорные функции Банка  России осуществляются через действующий  на постоянной основе орган - Комитет  банковского надзора. Структура  Комитета банковского надзора утверждается Советом директоров. Руководитель Комитета банковского надзора назначается Председателем Банка России. Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами.

Для осуществления  своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом  директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.

Банк России не вправе требовать от кредитных  организаций выполнения не свойственных им функций, а также требовать представления не предусмотренной федеральными законами информации о клиентах кредитных организаций и об иных третьих лицах, не связанной с банковским обслуживанием указанных лиц.

Банк России не вправе устанавливать прямо или  косвенно не предусмотренные федеральными законами ограничения на проведение операций клиентами кредитных организаций.

В целях обеспечения  устойчивости кредитных организаций  Банк России может устанавливать  следующие обязательные нормативы:

1) минимальный  размер уставного капитала для создаваемых кредитных организаций, размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций в качестве условия создания на территории иностранного государства их дочерних организаций и (или) открытия их филиалов, получения небанковской кредитной организацией статуса банка, а также получения кредитной организацией статуса дочернего банка иностранного банка;

2) предельный  размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал  кредитной организации;

3) максимальный  размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

4) максимальный  размер крупных кредитных рисков;

5) нормативы  ликвидности кредитной организации;

6) нормативы  достаточности собственных средств  (капитала); -,

7) размеры валютного,  процентного и иных финансовых рисков;

8) минимальный  размер резервов, создаваемых под  риски;

9) нормативы  использования собственных средств  (капитала) кредитной организации  для приобретения акций (долей)  других юридических лиц;

10) максимальный  размер кредитов, банковских гарантий  и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам).

 

  1. Правовой статус Банка России.

 

ЦБ  правовой статус

Регламентируется  ФЗ86 от 10 июня 2002 «о ЦБ РФ»

По правовому  статусу – юридическое лицо, одновременно является государственным органом.

Ключевым элементом  правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.    

 Нормотворческие полномочия  Банка России предполагают его  исключительное право по изданию  нормативных актов, обязательных  для федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.   

 Банк России является юридическим  лицом. Уставный капитал и иное  имущество Банка России являются  федеральной собственностью, при  этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью.    

 Государство не отвечает  по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России  – по обязательствам государства,  если они не приняли на себя  такие обязательства.   

 В своей деятельности Банк  России подотчетен Государственной Думе.

 

Цели  деятельности (функции):

  1. Защита и обеспечение устойчивости рубля
  2. Развитие и укрепление банковской системы РФ
  3. Обеспечение эффективности и бесперебойного функционирования платежной системы

Ст. 2 «о банках и банковской деятельности» - получение прибыли на является целью деятельности ЦБ

Функции и полномочия ЦБ:

  1. Реализация курсовой политики в условиях режима управляемого плавающего валютного курса
  2. Бесперебойное функционирование платежной системы. Местонахождение центральных органов – Москва. Денежная единица – рубль, один рубль = 100 копеек. ЦБ – эмитент рубля- монопольно осуществляет эмиссию организует определяет налично-денежное обращение.

Срок обмена банкнот  старого образца на новые –  не менее одного года, но не более 5 лет. ЦБ принимает решения о выпуске новых банкнот и монет, информация публикуется в СМИ и должна быть направлена в ГОс.Дум

  1. Определение порядка перевозки и хранения денежных средств
  2. Порядок ведения кассовых операций

Денежно-кредитная  политика

Правовые основы в ФЗ «О ЦБ РФ»

Основные  инструменты и методы:

  1. Установление % ставок
  2. Установление нормативов обязательных резервов
  3. Установление правил регулирования операций на открытом рынке
  4. Рефинансирование кредитных организаций
  5. Валютные интервенции
  6. Установление ориентиров роста денежной массы
  7. Обеспечение эмиссии от своего имени
  8. Установление количественных ограничений

 

 

 

    

 

  1. Правовой статус кредитной организации.

 

Понятие кредитной организации

Банковская  деятельность – коммерческая деятельность кредитных организаций направленная на систематическое осуществление банковских операций на основании лицензии ЦБ. Могут быть и небанковские организации:

    1. Особенность осуществление полке получение лицензии ЦБ вместе с регистрацией
    2. Эмиссии коммерческих банков регистрируются только в ЦБ
    3. Деятельность организационная, экономическая
    4. Деятельность направлена на осуществление целей ЦБ
    5. Перечень банковских операций закреплен в ФЗ – включая финансовую деятельность )образование фондов), деятельность с образованием и ликвидацией – неявляющихся деятельностью банка

Банковская  операция – определенная технология (набор и осуществление банковских действий)

Управление  рисками – банковская операция указано  в ФЗ и инструкции от 16 января 2004 «Об обязательных нормативах банка»

Банковские  сделки- сделки помимо банковских и небанковских организаций не могут осуществлять иные организации, имеют императивный характер, без ограничений в пространстве.

На  осуществление любой из сделок необходима лицензия !!!

Банковская  деятельность – коммерческая, получение  систематической прибыли на основании лицензии.

Меры  ответственности применяемые ЦБ в отношении кредитных организаций:

  1. Предупредительные меры
  2. Принудительные меры –основание – невыполнение кредитными организациями законодательства, регулирующего банковскую деятельность, предписания ЦБ, действия банка создало реальную угрозу вкладчикам – штрафы, требование осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению, требование о соответствующем размере УК и величины собственных средств (180 млн руб, у ЦБ – 3 млрд), требование об реорганизации кредитной организации, ограничение проведения отдельных операций (на срок не более 6 мес), запрет на осуществление кредитной организацией банковских операций по лицензии на срок до 3 лет, запрет на открытие филиалов до 1 года, требование о замене руководителей, назначение временной администрации по управлению кредитной организацией, отзыв лицензии. Оформляется в виде предписаний.

 

 

  1. Меры, применяемые Банком России в случае нарушения банковского законодательства.

Действующие нормы предусматривают систему мер ответственности за нарушение банковского законодательства. Основу нормативных актов, устанавливающих ответственность кредитных организаций, составляют Кодекс РФ об административных правонарушениях (ст. 15.26) и Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О ЦБ РФ» (ст. 74).

Так, в соответствии с Законом штраф взыскивается с кредитной организации за совершение следующих деяний: нарушение федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России; непредставление информации; представление неполной или недостоверной информации; неисполнение в установленный Банком России срок его предписаний об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации.

В то же время КоАП РФ предусматривает наложение штрафа на кредитную организацию в случае нарушения ею установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований.

Между мерами ответственности, предусмотренными Законом и КоАП РФ, существуют принципиальные отличия. Это способ выражения денежного взыскания (КоАП РФ определяет размер штрафа в рублях, Закон устанавливает зависимость штрафа от минимального размера уставного капитала), а также субъект — получатель взыскиваемых штрафов (по КоАП РФ штрафы перечисляются в государственный бюджет, а по Закону — в доход Банка России). В соответствии со ст. 15.26 КоАП РФ максимальный размер штрафа, который предусмотрен для кредитных организаций, составляет 50 тыс. руб., в соответствии же с Законом размер штрафа может достигать 1% минимального размера уставного капитала, который по состоянию на 1 января 2007 г. равен 5 млн. евро в сумме рублевого эквивалента (175 млн. руб.). Как видно, размеры штрафов, налагаемые в соответствии с КоАП РФ, несопоставимы со штрафами, предусмотренными Законом, несущественны для кредитных организаций и не могут служить достаточным стимулом для соблюдения ими законодательства, в отличие от штрафов, предусмотренных Законом.

Несогласованность норм негативно влияет на правоприменительную деятельность Банка России при наложении штрафных санкций и вызывает многочисленные иски кредитных организаций в арбитражные суды об обжаловании действий Банка России.

Вопрос преодоления  имеющейся правовой коллизии между  нормами административного и финансового права, несмотря на принятие последних изменений в КоАП РФ, остался открытым. Некоторым авторам путь решения этой проблемы видится в исключении норм об ответственности кредитных организаций из Закона. По нашему мнению, это приведет к тому, что меры воздействия, предусмотренные в ФЗ «О ЦБ РФ», такие, как ограничение операций, меры по финансовому оздоровлению, отзыв лицензии и т.д., за исключением штрафа (несущественного по размерам), не будут применяться к кредитным организациям, потому что они не предусмотрены КоАП РФ. 

 

  1. Правовое регулирование валютных отношений.

 

Основы  валютного регулирования.

Закон от 10 декабря 1993 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании  и валютном контроле»

Принципы:

- приоритет  экономических мер реализации  государственной политики валютного  регулирования,

- исключение неправомерного вмешательства государства в сферу деятельности хозяйствующих субъектов,

- единство системы  внешней и внутренней политики  валютного регулирования,

- обеспечение  защиты государством законных  интересов резидентов, нерезидентов  при совершении валютных операций,

- единство системы  валютного регулирования и валютного  контроля.

Разделение  участников:

- резиденты,

- нерезиденты.

Присоединение (?) разделение субъектов

 

Экономическая деятельность – резиденты/нерезиденты

- Резиденты  – граждане РФ, кроме граждан РФ, постоянно проживающих на территории другой страны и нормами законодательства этой страны признанные официально постоянно проживающими,

- иностранные  граждане, лица без гражданства,  которые постоянно проживающие  на законных основаниях (вид на жительство) на территории РФ,

- юридические  лица, созданные в соответствии  с законодательством РФ, их филиалы,  представительства, ? другие подразделения  юридических лиц, которые находятся  за рубежом.

- дипломатические  представительства и консульские представительства РФ за рубежом,

- представительства  РФ в международных организациях,

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"