Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 11:47, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".
В особенной части курса разделы и отдельные финансово-правовые институты рассматриваются в историческом плане, предлагаются пути совершенствования финансово-правовых норм, проводится сравнительно-правовой анализ соответствующих разделов и финансово-правовых институтов
Финансовое право имеет свой предмет регулирования, не свойственный другим отраслям права. Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности, т. е. деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств. Эти отношения отличаются большим разнообразием по своему содержанию и по кругу их участников. Главная особенность общественных отношений, являющихся предметом финансового права, состоит в том, что они возникают в процессе финансовой деятельности государства. Отсюда и другая их особенность — они представляют собой разновидность имущественных отношений, так как возникают по поводу финансовых ресурсов, денежных средств. Это — финансовые отношения, одной из сторон в которых всегда выступает государство или его орган.
Исходя из этого объектом финансово-правовых отношений является финансовая деятельность государства.
Финансовая система понимается в двух смыслах:
1) как юридическая категория - представляет собой совокупность государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность. Финансовая деятельность - деятельность государства по образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих его бесперебойное функционирование и развитие;
2) как экономическая категория – совокупность экономических отношений по образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов.
Состав финансовой системы в юридическом смысле:
1) Министерство финансов РФ;
2) Федеральное казначейство РФ;
3) Банк России;
4) налоговые органы (Министерство по налогам и сборам РФ);
5)таможенные органы;
6) бухгалтерии предприятий, организаций, учреждений и т. д.
Состав финансовой системы в экономическом смысле:
1) бюджетная система, включающая федеральный бюджет, бюджет государственных внебюджетных фондов, бюджет субъектов РФ, бюджет территориальных внебюджетных фондов, местный бюджет;
2) денежные фонды хозяйствующих субъектов (физических и юридических лиц);
3) страхование - отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Утверждение бюджетной классификации РФ; установление единых форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ; осуществление иных полномочий.
Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. Их разнообразие зависит от многих факторов: от субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств.
В юридической литературе принято делить методы осуществления финансовой деятельности на две группы: методы собирания денежных средств (налоги, добровольные взносы, кредитование, финансирование); методы их распределения и использования.
Финансовые правоотношения – общественные отношения в бюджетной сфере, в области кредитования, страхования и налогообложения, урегулированные нормами финансового права.
Субъектами финансового права являются лица (физические или юридические), государственно-территориальные образования и их органы, за которыми финансовым законодательством признано особое юридическое свойство (качество) правосубъектности, дающее возможность участвовать в различных финансовых правоотношениях.
Субъекты финансовых отношений.
1. Российская Федерация, к ведению которой относятся:
1) установление
основ федеральной политики и
федеральные программы в
2) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование;
3)денежная эмиссия;
4) основы ценовой политики;
5) федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
6) федеральный бюджет;
7)федеральные налоги и сборы;
8) федеральные фонды регионального развития.
Полномочия
Российской Федерации в сфере
финансового регулирования осущ
1) Правительством РФ;
2) Министерством финансов РФ;
3) Министерством по налогам и сборам РФ;
4)Федеральным казначейством;
5) Центральным банком и т. д.
2. Субъекты РФ - в совместном ведении РФ и ее субъектов в области финансовых правоотношений находятся следующие сферы:
1) установление
общих принципов
2) вне пределов
ведения РФ и совместного
3. Муниципальные образования, в пределы ведения которых входят:
1)местные финансы;
2)формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;
3)установление местных налогов и сборов;
4) решение других финансовых вопросов местного значения.
4. Юридические и физические лица.
Классификация субъектов финансово-правовых отношений:
1)в зависимости от обязательности участия субъектов в финансовых правоотношениях:
а)обязательные субъекты - Российская Федерация, ее субъекты или муниципальное образование в лице своих органов;
б)факультативные - юридические или физические лица (финансовые правоотношения могут возникать и действовать, например, между Российской Федерацией и ее субъектом);
2) по количеству участников:
а)публичные субъекты - органы государственной власти и органы местного самоуправления;
б) частные субъекты - физические и юридические лица.
Одним из основных способов взаимоотношений между субъектами финансовых правоотношений являются межбюджетные отношения.
Межбюджетные отношения - отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Межбюджетные отношения основываются на принципах:
1)распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;
2) разграничения
(закрепления) на постоянной
3) равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
4) выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований.
(не уверена, что это правильно..)
Важнейшее место в
системе финансового контроля со
стороны Правительства
РФ занимает Министерство финансов РФ
(Минфин), которое не только разрабатывает
финансовую политику страны, но и непосредственно
контролирует её осуществление. Все структурные подразделения Минфина в той или
иной форме контролируют финансовые отношения.
Прежде всего, Минфин осуществляет финансовый
контроль в процессе разработки федерального
бюджета; контролирует поступление и расходование
бюджетных средств и средств федеральных
внебюджетных фондов; участвует в проведении
валютного контроля; контролирует направление
и использование государственных инвестиций,
выделяемых на основании решения Правительства
РФ.
По результатам контроля Минфин вправе требовать устранения выявленных нарушений; ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального бюджета предприятий и организации при наличии у них фактов незаконного расходования средств, а также непредставления ими соответствующей отчётности; взыскивать государственные средства, используемые не по назначению, с наложением предусмотренных штрафов.
Большую роль в проведении
финансового контроля играет осуществляемое
Минфином методическое руководство организацией
бухгалтерского учёта в стране, а также
проведение аттестаций по аудиту и лицензированию аудиторской
деятельности (сюда не входит аудит банков).
Следует отметить, что контрольные
полномочия Минфина РФ распространяются
на финансовые средства только федерального
уровня.
Бюджетное законодательство РФ предусматривает
финансовую самостоятельность субъектов
Федерации и органов местного самоуправления.
Они сами несут ответственность за формирование
и использование своих бюджетов и внебюджетных
фондов.
Деятельность Минфина РФ в области
валютного и экспортного
Основной задачей в этой области являются
поиск и пресечение «лазеек» в валютном
законодательстве, позволяющих осуществлять
беспрепятственный отток валютных активов
за рубеж;
Финансово-правовая норма – установленное государством, обеспеченное возможностью применения принуждения и закрепленное в источниках финансового права правило поведения, регулирующее отношения в сфере государственного управления.
Особенности финансово-правовой нормы:
1)императивность - в отличие от норм, например гражданского или трудового права, нормы финансового права носят государственно-властный характер и изменению в зависимости от воли участников финансовых правоотношений не подлежат;
2) финансово-правовые нормы регулируют особый вид правоотношений - финансовые.
Классификация финансово-правовых норм:
1 )по юридической силе:
а) законодательные;
б) подзаконные;
2) по характеру воздействия на поведение субъектов правоотношений:
а)обязывающие - нормы в обязательном порядке предписывают субъектам финансово-правовых отношений совершать определенные активные действия. Так, например, п. 2 ст. 163 Бюджетного кодекса закрепляет обязанности получателей бюджетных средств;
б)управомочивающие - диспозитивные нормы, предоставляют субъектам финансовых правоотношений право выбора: совершать какие-либо…
Финансовые правоотношения – общественные отношения в бюджетной сфере, в области кредитования, страхования и налогообложения, урегулированные нормами финансового права.
Признаки финансовых правоотношений - существуют строго в правовой форме, т. е. представляют собой общественные отношения, регламентированные финансово-правовыми нормами.
Структура финансовых правоотношений:
1) субъект - физические, юридические лица, государственные (Российская Федерация и ее субъекты) и муниципальные образования;
2) объект - денежные
фонды государственных,
3) содержание - совокупность прав, обязанностей и ответственности субъектов финансовых правоотношений;
4) основания возникновения,
изменения и прекращения
5) метод финансово-правового регулирования – чаще всего императивный;
6) способ защиты финансовых правоотношений - выделяют 3 способа: самозащиту, защиту прав и интересов в административном и судебном порядке.
Особенности финансовых правоотношений:
1) обязательным субъектом
финансовых правоотношений
2) обязательным объектом
финансовых правоотношений
3) финансовые правоотношений возникают в процессе перераспределения денежных фондов
Правовые основы финансовой деятельности
Принципы:
Финансово-правовые нормы: