Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 11:47, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".

Работа содержит 1 файл

билеты по праву.doc

— 439.00 Кб (Скачать)

В особенной части курса разделы и отдельные финансово-правовые институты рассматриваются в историческом плане, предлагаются пути совершенствования финансово-правовых норм, проводится сравнительно-правовой анализ соответствующих разделов и финансово-правовых институтов

 

  1. Объект и предмет финансово-правовых отношений

Финансовое право имеет  свой предмет регулирования, не свойственный другим отраслям права. Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности, т. е. деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств. Эти отношения отличаются большим разнообразием по своему содержанию и по кругу их участников. Главная особенность общественных отношений, являющихся предметом финансового права, состоит в том, что они возникают в процессе финансовой деятельности государства. Отсюда и другая их особенность — они представляют собой разновидность имущественных отношений, так как возникают по поводу финансовых ресурсов, денежных средств. Это — финансовые отношения, одной из сторон в которых всегда выступает государство или его орган.

Исходя из этого объектом финансово-правовых отношений является финансовая деятельность государства.

 

  1. Финансовая система РФ. Методы осуществления финансовой деятельности

 

Финансовая система понимается в двух смыслах:

1) как юридическая категория - представляет собой совокупность государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность. Финансовая деятельность - деятельность государства по образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих его бесперебойное функционирование и развитие;

2) как экономическая категория – совокупность экономических отношений по образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Состав финансовой системы в юридическом смысле:

1) Министерство финансов РФ;

2) Федеральное казначейство РФ;

3) Банк России;

4) налоговые органы (Министерство по налогам и сборам РФ);

5)таможенные органы;

6) бухгалтерии предприятий, организаций, учреждений и т. д.

Состав финансовой системы в экономическом смысле:

1) бюджетная система, включающая  федеральный бюджет, бюджет государственных внебюджетных фондов, бюджет субъектов РФ, бюджет территориальных внебюджетных фондов, местный бюджет;

2) денежные фонды хозяйствующих субъектов (физических и юридических лиц);

3) страхование - отношения по  защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Утверждение бюджетной классификации РФ; установление единых форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ; осуществление иных полномочий.

Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. Их разнообразие зависит от многих факторов: от субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств.

В юридической литературе принято делить методы осуществления  финансовой деятельности на две группы: методы собирания денежных средств (налоги, добровольные взносы, кредитование, финансирование); методы их распределения и использования.

 

  1. Субъекты финансового права: понятие и виды.

 

Финансовые  правоотношения – общественные отношения в бюджетной сфере, в области кредитования, страхования и налогообложения, урегулированные нормами финансового права.

Субъектами  финансового права являются лица (физические или юридические), государственно-территориальные образования и их органы, за которыми финансовым законодательством признано особое юридическое свойство (качество) правосубъектности, дающее возможность участвовать в различных финансовых правоотношениях.

Субъекты  финансовых отношений.

1. Российская  Федерация, к ведению которой относятся:

1) установление  основ федеральной политики и  федеральные программы в области  экономического развития Российской  Федерации;

2) установление  правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование;

3)денежная эмиссия;

4) основы ценовой  политики;

5) федеральные  экономические службы, включая федеральные  банки;

6) федеральный  бюджет;

7)федеральные  налоги и сборы;

8) федеральные  фонды регионального развития.

Полномочия  Российской Федерации в сфере  финансового регулирования осуществляются государственными федеральными органами власти:

1) Правительством  РФ;

2) Министерством  финансов РФ;

3) Министерством  по налогам и сборам РФ;

4)Федеральным  казначейством;

5) Центральным  банком и т. д.

2. Субъекты РФ - в совместном ведении РФ и ее субъектов в области финансовых правоотношений находятся следующие сферы:

1) установление  общих принципов налогообложения  и сборов в РФ;

2) вне пределов  ведения РФ и совместного ведения  России и ее субъектов, субъекты  РФ обладают всей полнотой  государственной власти.

3. Муниципальные  образования, в пределы ведения которых входят:

1)местные финансы;

2)формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;

3)установление  местных налогов и сборов;

4) решение других финансовых  вопросов местного значения.

4. Юридические и физические лица.

Классификация субъектов  финансово-правовых отношений:

1)в  зависимости от обязательности  участия субъектов в финансовых правоотношениях:

а)обязательные субъекты - Российская Федерация, ее субъекты или муниципальное образование в лице своих органов;

б)факультативные - юридические или физические лица (финансовые правоотношения могут возникать и действовать, например, между Российской Федерацией и ее субъектом);

2) по количеству участников:

а)публичные  субъекты - органы государственной власти и органы местного самоуправления;

б) частные субъекты - физические и юридические лица.

Одним из основных способов взаимоотношений между субъектами финансовых правоотношений являются межбюджетные отношения.

Межбюджетные  отношения - отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Межбюджетные  отношения основываются на принципах:

1)распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;

2) разграничения  (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;

3) равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

4) выравнивания  уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований.

 

  1. Правосубъектность финансовых органов государства.

(не уверена, что  это правильно..)

Важнейшее место в  системе финансового контроля со стороны Правительства 
РФ занимает Министерство финансов РФ (Минфин), которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует её осуществление. Все структурные подразделения Минфина в той или иной форме контролируют финансовые отношения. Прежде всего, Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основании решения Правительства РФ.

По результатам контроля Минфин вправе требовать устранения выявленных нарушений; ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального бюджета предприятий и организации при наличии у них фактов незаконного расходования средств, а также непредставления ими соответствующей отчётности; взыскивать государственные средства, используемые не по назначению, с наложением предусмотренных штрафов.

Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое 
Минфином методическое руководство организацией бухгалтерского учёта в стране, а также проведение аттестаций по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности (сюда не входит аудит банков).

Следует отметить, что контрольные  полномочия Минфина РФ распространяются на финансовые средства только федерального уровня. 
Бюджетное законодательство РФ предусматривает финансовую самостоятельность субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Они сами несут ответственность за формирование и использование своих бюджетов и внебюджетных фондов.

Деятельность Минфина РФ в области  валютного и экспортного контроля тесно связана с Центробанком России и Федеральной таможенной службы. 
Основной задачей в этой области являются поиск и пресечение «лазеек» в валютном законодательстве, позволяющих осуществлять беспрепятственный отток валютных активов за рубеж;

 

  1. Финансовое законодательство. Финансово-правовые нормы. Виды финансово-правовых норм.

 

Финансово-правовая норма – установленное государством, обеспеченное возможностью применения принуждения и закрепленное в источниках финансового права правило поведения, регулирующее отношения в сфере государственного управления.

Особенности финансово-правовой нормы:

1)императивность - в отличие  от норм, например гражданского или трудового права, нормы финансового права носят государственно-властный характер и изменению в зависимости от воли участников финансовых правоотношений не подлежат;

2) финансово-правовые нормы  регулируют особый вид правоотношений - финансовые.

Классификация финансово-правовых норм:

1 )по юридической  силе:

а) законодательные;

б) подзаконные;

2) по характеру воздействия на поведение субъектов правоотношений:

а)обязывающие - нормы в обязательном порядке предписывают субъектам финансово-правовых отношений совершать определенные активные действия. Так, например, п. 2 ст. 163 Бюджетного кодекса закрепляет обязанности получателей бюджетных средств;

б)управомочивающие - диспозитивные нормы, предоставляют  субъектам финансовых правоотношений право выбора: совершать какие-либо…

Финансовые  правоотношения – общественные отношения в бюджетной сфере, в области кредитования, страхования и налогообложения, урегулированные нормами финансового права.

Признаки  финансовых правоотношений - существуют строго в правовой форме, т. е. представляют собой общественные отношения, регламентированные финансово-правовыми нормами.

Структура финансовых правоотношений:

1) субъект - физические, юридические лица, государственные  (Российская Федерация и ее  субъекты) и муниципальные образования;

2) объект - денежные  фонды государственных, муниципальных  образований, а также юридических  и физических лиц;

3) содержание - совокупность прав, обязанностей и ответственности субъектов финансовых правоотношений;

4) основания возникновения,  изменения и прекращения финансовых  правоотношений – юридические факты (события и действия: правомерные либо неправомерные) и юридические составы;

5) метод финансово-правового  регулирования – чаще всего императивный;

6) способ защиты финансовых  правоотношений - выделяют 3 способа:  самозащиту, защиту прав и интересов  в административном и судебном  порядке.

Особенности финансовых правоотношений:

1) обязательным субъектом  финансовых правоотношений является  государство или муниципальное образование (государственный или муниципальный орган). При этом права и обязанности участников финансовых правоотношений четко определены нормативно-правовыми актами и не могут определяться соглашением сторон;

2) обязательным объектом  финансовых правоотношений являются  соответствующие денежные фонды;

3) финансовые правоотношений  возникают в процессе перераспределения денежных фондов

 

Правовые  основы финансовой деятельности

Принципы:

  1. Федерализм – основы введены конституцией
  2. Законность
  3. Гласность
  4. Плановость

Финансово-правовые нормы:

  1. По характеру воздействия на участников
    1. Обязывающие – устанавливают, требуют, устанавливают действия
    2. Запрещающие
    3. Уполномочивающие

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"