Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:22, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 55 вопросов по дисциплине "Финансовое право".

Содержание

1. Финансовая деятельность государства, ее понятие и роль
2. Предмет и понятие финансового права
3. Система и источники финансового права
4. Понятие и виды финансово-правовых норм
5. Финансовые правоотношения, их особенности и виды
6. Субъекты финансового права
7. Основные принципы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления
8. Понятие и значение финансового контроля
9. Виды и органы финансового контроля
10. Методы финансового контроля
11. Понятие и социально-экономическая роль государственного и местного бюджета
12. Бюджетное устройство в Российской Федерации
13. Понятие и общая характеристика бюджетных прав
14. Понятие и принципы бюджетного процесса
15. Общие положения составления, рассмотрения и утверждения бюджетов
16. Контроль за исполнением бюджетов. Отчет об исполнении бюджетов
17. Понятие, классификация и основы правового регулирования целевых государственных и местных фондов
18. Правовой режим целевых бюджетных фондов
19. Правовой режим государственных и местных внебюджетных фондов
20. Правовой режим целевых фондов Правительства РФ
21. Выручка и прибыль предприятия
22. Правовой режим определения себестоимости продукции (работ, услуг)
23. Кредиты амортизационные отчисления и прочие поступления
24. Налоги, их понятие и роль
25. Налоговая система Российской Федерации. Порядок установления налоговых платежей
26. Налоговое право Российской Федерации, его источники
27. Налоговые правоотношения. Субъекты налогового права
28. Налоги с юридических лиц. Общая характеристика
29. Налог на добавленную стоимость и акцизы
30. Налог на прибыль и подоходный налог с предприятий
31. Налоги с физических лиц. Общие положения
32. Подоходный налог с физических лиц
33. Налог на имущество физических лиц
34. Налоги целевые и общие для юридических и физических лиц. Общие положения
35. Земельный налог
36. Иные общие для юридических и физических лиц налоги
37. Местные налоги и сборы. Особенности местных налогов и сборов
38. Понятие и система неналоговых доходов государства
39. Понятие и юридическая характеристика страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды
40. Понятие и значение государственного кредита в Российской Федерации. Государственный внутренний долг
41. Формы государственного внутреннего долга
42. Понятие и организация страхования
43. Виды страхования. Обязательное страхование
44. Понятие и система государственных расходов
45. Понятие и принципы финансирования
46. Понятие сметно-бюджетного финансирования и его объекты
47. Правовое регулирование внебюджетных средств бюджетных учреждений
48. Понятие, принципы и виды банковского кредита
49. Понятие денежной системы
50. Правовые основы денежной системы Российской Федерации
51. Правовые основы обращения наличных денег
52. Правовые основы безналичного денежного обращения
53. Понятие валюты и валютных ценностей
54. Понятие и содержание валютного регулирования
55. Валютный контроль

Работа содержит 1 файл

Финансовое право.doc

— 387.00 Кб (Скачать)

Круг объектов налога на имущество по действующему зако­нодательству существенно расширен. Плательщиками налога являются физические лица, имею­щие в собственности объекты, указанные в Законе о данном налоге.

Объекты налогообложения — жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, а также моторные лодки, вертолеты, самолеты и другие транспортные средства (за приведенным выше исключением). Обязанность уплаты налога с этих объектов возникает у физических лиц только в том случае, если они находятся у него в собственности.

Определяя ставки налога, Закон делит объекты налогообло­жения на две группы.

1. За строения, помещения и сооружения уплачивается еже­годно до 0,1% от их инвентаризационной стоимости, определя­емой для расчета суммы по обязательному страхованию. Ставки в этом пределе ежегодно устанавливаются органами законода­тельной (представительной) власти субъектов Федерации.

2. Транспортные средства облагаются налогом в зависимости от мощности двигателя по ставкам, установленным с каждой лошадиной силы или с каждого киловатта мощности в процентах к минимальной заработной плате (от 3 до 13,5%). Они различа­ются по видам транспортных средств (вертолеты и самолеты, яхты и катера, и т. д.).

Предусмотрены многочисл. Льготы. Поскольку данный вид налога является местным и зачисля­ется в местный бюджет (по месту нахождения, регистрации имущества), то органы власти автономных округов и автоном­ной области и органы местного самоуправления могут предос­тавлять дополнительные, помимо предусмотренных в Законе, льготы и уменьшать размеры ставок.

 

34. Налоги целевые и общие для юридических и физических лиц. Общие положения

Налоги, имеющие определенное целевое назначение, извест­ны в мировой практике налогообложения. Такие налоги появи­лись еще до капитализма. Сохраняются они и в настоящее время. В отличие от обычного порядка, они зачисляются, как правило, не в бюджет как денежный фонд общего значения, а в целевые внебюджетные фонды. Например, в США существует налог на продажу бензина, бензопродуктов, топлива, смазочных матери­алов: он поступает в дорожный фонд.

Такой опыт был довольно широко использован при установ­лении новой налоговой системы в Российской Федерации. В 1990-х гг. был введен ряд налогов, зачисляемых в целевые внебюджетные фонды или в бюджет, но специальной строкой для использования на определенные цели. Единичные случаи придания налогу целевого назначения встречались в советской практике и прежде. Например, налог с владельцев транспорт­ных средств и других самоходных машин и механизмов, дей­ствовавший на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1988 г.', был предназначен для привлечения средств на строительство и ремонт автомобильных дорог.

Четко выраженное целевое назначение из числа действую­щих налогов имеют налоги, зачисляемые в дорожные фонды. Такой же характер свойственен земельному налогу, который учитывается в бюджете отдельной строкой, транспортному налогу, а также некоторым платежам обязательного характера, включенным законодательством в налоговую систему РФ (пла­тежи за пользование природными ресурсами, лесной доход, сбор на нужды образовательных учреждений и др.).

 

35. Земельный налог

Земельный налог установлен Законом Российской Федерации “О плате за землю” от 11 октября 1991 г. В связи с его принятием прекращено взимание налогов, установленных законодательст­вом СССР,— сельскохозяйственного, земельного и налога с владельцев строений.

Согласно названному Закону земельный налог, являясь ис­точником бюджетных доходов, представляет собой одну из форм платы за землю в связи с установлением платности землеполь­зования. Цель введения платы за землю — стимулирование рационального использования земель, выравнивание социаль­но-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирования специальных фондов финансирования этих мероприятий. Таким образом, закон определяет конкретное целевое назначение налога на землю.

Плательщиками налога являются собственники земли, зем­левладельцы и землепользователи. Арендаторы не уплачивают земельный налог, так как за землю, переданную в аренду, с них взимается арендная плата.

Объект налогообложения — земля. При этом закон делит земли на два вида: а) сельскохозяйственного назначения (для которых размер налогообложения ниже) и б) несельскохозяй­ственного назначения.

При взимании налога за земли сельскохозяйственного назна­чения закон различает две группы налогоплательщиков В первую входят колхозы, совхозы, фермерские хозяйства, межхозяйственные предприятия и организации, ко­оперативы и другие сельскохозяйственные предприятия. С них взимается только земельный налог, все остальные налоги по отношению к ним не применяются. Но если предприятие имеет доходы от несельскохозяйственной деятельности, то на них положение об освобождении от налогов не распространяется.

Ко второй группе отнесены сельскохозяйственные предпри­ятия индустриального типа (птицефабрики, тепличные комби­наты, зверосовхозы, животноводческие комплексы и др.) по перечню, утвержденному органами государственной власти субъ­ектов Федерации. Эти предприятия должны уплачивать, кроме налога на землю, и другие налоги.

Единицей налогообложения для перечисленных плательщи­ков определен один гектар (1 га) пашни.

Ставки, налога. Закон утверждает средние ставки по респуб-^ ликам, краям, областям, автономной области, автономным окру-^ гам, на основании которых соответствующие органы законода­тельной (представительной) власти субъектов Федерации ут-. верждают ставки налога для данной территории. При их опре­делении должно учитываться качество земельных угодий. Эти же органы устанавливают минимальные ставки за один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий.

Налогообложение земель несельскохозяйственного назна­чения. К ним отнесены земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков, а также расположенные вне населенных пунктов земли различного специального назначения.

Перечисленные виды земель облагаются налогом по разным ставкам, однако большей частью они выше ставок по землям сельскохозяйственного назначения (за исключением случаев, когда к последним приравниваются отдельные виды земель).

Средства, полученные от этого налога, имеют целевое назна­чение. Они хотя и зачисляются в бюджет (местный), но учиты­ваются в нем отдельной строкой и должны использоваться исключительно на указанные в Законе цели (финансирование мероприятий по землеустройству, повышению их плодородия и т. п., фиксированные выплаты пользователям земли, ведущим сельскохозяйственное производство на землях низкого качест­ва).

 

37. Местные налоги и сборы. Их особенности.

В настоящее время в Российской Федерации сформировалась новая система местных налогов и сборов в силу Закона “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”^ от 27 декабря 1991 г. Закон выделяет в налоговой системе группу платежей, именуемую местными налогами. В нее вклю­чены налоги в собственном смысле слова, помимо них — сборы и другие платежи, близкие по своим юридическим свойствам к налогам. Первоначально в Законе были перечислены 22 таких платежа, а впоследствии их перечень был дополнен новыми платежами.

Все эти платежи отличают общие особенности, а именно: а) использование поступлений по этим платежам на местные нужды в пределах территории соответствующего органа мест­ного самоуправления; б) начисление их в местные бюджеты или внебюджетные фонды в качестве закрепленных доходов; в) возложение организации введения и взимания данных платежей на органы местного самоуправления; г) нахождение поступления и использования платежей под контролем органов местного самоуправления; д) наличие у органов местного самоуправления более широ­кой компетенции по правовому регулированию местных налогов и сборов в сравнении с другими платежами налоговой системы.

Правовое регулирование местных налогов и сборов органы местного самоуправления осуществляют в. пределах полномо­чий, определенных законодательством РФ.

Прежде всего эти органы, устанавливая местные налоги и сборы на своей территории, должны руководствоваться их перечнем, предусмотренным в Законе “Об основах налоговой системы”, за пределы которого они выходить не вправе. Другие вопросы местных налогов и сборов — установление ставок льгот и др.— также решаются в рамках, определенных законе^ дательством РФ. По упомянутым вопросам упомянутые органы принимают решение.

Местные налоги и сборы подразделяются на две группы в зависимости от порядка их установления:

во-первых, налоги и сборы, устанавливаемые законодатель­ством РФ и подлежащие обязательному введению на всей территории Российской Федерации. (налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью).

во-вторых, налоги и сборы, вводимые по усмотрению органов местного самоуправления. (другие платежи входят во вторую группу: их более двадцати).

 

38. Понятие и система неналоговых доходов государства

Определенная часть денежных средств поступает в распоря­жение государства через взимание неналоговых платежей. Неналоговые платежи, как и налоги, уплачиваются юридиче­скими и физическими лицами. И те и другие платежи, поступа­ющие в распоряжение государства, устанавливаются органами представительной власти Российской Федерации и ее субъек­тов^. Все это позволяет объединить налоговые и неналоговые поступления в общей категории государственных доходов.

Вместе с тем для неналоговых доходов государства характер­ны некоторые особенности, отличающие их от государственных налогов. Во-первых, большинство неналоговых платежей имеют дву­сторонний характер. То есть субъекты правоотношений, возни­кающих по поводу уплаты большинства неналоговых платежей, имеют взаимные права и обязанности. Так, государство, взимая неналоговые платежи, обязано совершить соответствующие действия в поль­зу плательщиков этих платежей,— например, предоставить право на занятие какой-либо деятельностью и т. п. В свою очередь, плательщики неналоговых платежей вправе потребовать от государственных органов совершения в свою пользу соответствующих действий. Такая взаимосвязь прав и обязанностей субъектов правоотношений, возникающих по по­воду уплаты большинству неналоговых платежей, придает им характер возмездности. Во-вторых, в отличие от налогов, которые всегда являются обязательными платежами, неналоговые доходы могут иметь форму обязательных и добровольных платежей. Большая часть неналоговых доходов формируется за счет обязательных плате­жей. Их обязательность подтверждается принудительным взыс­канием в определенном ии,.,кдке в случае неуплаты в предусмот­ренных случаях.

Методы при­влечения дополнительных денежных средств на принципе добровольности определены законодательством. К ним относят­ся выпуск и распространение государственных ценных бумаг, проведение государственных лотерей, взносы в порядке осущес­твления благотворительной деятельности и иные законные методы.

В-третьих, особенностью неналоговых платежей является и то, что для них в большей степени, чем для налогов, характерен признак целевой направленности. Целевое направление использования неналоговых дохо­дов устанавливается при введении неналоговых платежей и закрепляется в правовых актах, определяющих порядок исчис­ления и взимания каждого конкретного платежа.

Перечень платежей, составляющих группу неналоговых до­ходов государства, на разных территориальных уровнях опре­деляется Законом “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”^ иным федеральным законодательством и законо­дательством субъектов Федерации^

К платежам данной группы относятся: платежи в связи с пользованием недрами (за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, платежи за поль­зование акваторией и участками морского дна и др.); неналого­вые платежи за землю (арендная плата, нормативная цена земли); платежи за предоставление государственными органами услуг, совершение иных юридически значимых действий в пользу юридических и физических лиц (государственная пош­лина, таможенная пошлина, иные пошлины, лицензионные и регистрационные сборы: за получение лицензии на занятие той или иной деятельностью, за регистрацию уставных документов, за проверку средств измерений, за сертификацию товаров и другие сборы);

в) страховые и иные платежи юридических и физических лиц, в основе которых лежат конкретные государственные програм­мы (задачи) социального или экономического характера; доходы от приватизации государственной собственности. С расширением объектов, подлежащих приватизации, увеличи­ваются и доходы от ее осуществления; доходы штрафного характера (штрафы, пени, неустойки и т. п.),

Все перечисленные группы поступлений и образуют ненало­говые доходы государства.

 

39. Понятие и юридическая характеристика страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды

Одним из источников формирования государственных вне­бюджетных социальных фондов являются страховые взносы.

Под страховыми взносами в государственные внебюджет­ные социальные фонды понимаются обязательные платежи, уплачиваемые юридическими и физическими лицами в соот­ветствующие фонды в порядке и размерах, установленных правовыми актами.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"