Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:22, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 55 вопросов по дисциплине "Финансовое право".

Содержание

1. Финансовая деятельность государства, ее понятие и роль
2. Предмет и понятие финансового права
3. Система и источники финансового права
4. Понятие и виды финансово-правовых норм
5. Финансовые правоотношения, их особенности и виды
6. Субъекты финансового права
7. Основные принципы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления
8. Понятие и значение финансового контроля
9. Виды и органы финансового контроля
10. Методы финансового контроля
11. Понятие и социально-экономическая роль государственного и местного бюджета
12. Бюджетное устройство в Российской Федерации
13. Понятие и общая характеристика бюджетных прав
14. Понятие и принципы бюджетного процесса
15. Общие положения составления, рассмотрения и утверждения бюджетов
16. Контроль за исполнением бюджетов. Отчет об исполнении бюджетов
17. Понятие, классификация и основы правового регулирования целевых государственных и местных фондов
18. Правовой режим целевых бюджетных фондов
19. Правовой режим государственных и местных внебюджетных фондов
20. Правовой режим целевых фондов Правительства РФ
21. Выручка и прибыль предприятия
22. Правовой режим определения себестоимости продукции (работ, услуг)
23. Кредиты амортизационные отчисления и прочие поступления
24. Налоги, их понятие и роль
25. Налоговая система Российской Федерации. Порядок установления налоговых платежей
26. Налоговое право Российской Федерации, его источники
27. Налоговые правоотношения. Субъекты налогового права
28. Налоги с юридических лиц. Общая характеристика
29. Налог на добавленную стоимость и акцизы
30. Налог на прибыль и подоходный налог с предприятий
31. Налоги с физических лиц. Общие положения
32. Подоходный налог с физических лиц
33. Налог на имущество физических лиц
34. Налоги целевые и общие для юридических и физических лиц. Общие положения
35. Земельный налог
36. Иные общие для юридических и физических лиц налоги
37. Местные налоги и сборы. Особенности местных налогов и сборов
38. Понятие и система неналоговых доходов государства
39. Понятие и юридическая характеристика страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды
40. Понятие и значение государственного кредита в Российской Федерации. Государственный внутренний долг
41. Формы государственного внутреннего долга
42. Понятие и организация страхования
43. Виды страхования. Обязательное страхование
44. Понятие и система государственных расходов
45. Понятие и принципы финансирования
46. Понятие сметно-бюджетного финансирования и его объекты
47. Правовое регулирование внебюджетных средств бюджетных учреждений
48. Понятие, принципы и виды банковского кредита
49. Понятие денежной системы
50. Правовые основы денежной системы Российской Федерации
51. Правовые основы обращения наличных денег
52. Правовые основы безналичного денежного обращения
53. Понятие валюты и валютных ценностей
54. Понятие и содержание валютного регулирования
55. Валютный контроль

Работа содержит 1 файл

Финансовое право.doc

— 387.00 Кб (Скачать)

В зависимости от уровня управления целевые фонды подраз­деляются на федеральные и региональные. Многие целевые фонды являются одновременно и федеральными, и региональ­ными. Это обусловлено тем, что многие внебюджетные фонды, создаваемые на федеральном уровне, как правило, характери­зуются выделением части, передаваемой в распоряжение тер­риториальных властных структур.

Правовой режим целевых государственных и местных фондов денежных средств определяется как законами, так и иными нормативными актами. В их числе Законы Российской Федера­ции “Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и ис­полнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автоном­ных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петер­бурга, органов местного самоуправления”, “О дорожных фон­дах в РФ”°, “О занятости населения в РФ”", “О медицинском страховании граждан в Рф”, о федеральном бюджете на конкретный год. В них определены порядок формирования и использования целевых государственных и местных фондов денежных средств, порядок утверждения бюджетов государ­ственных внебюджетных фондов и отчетов об их исполнении.

 

18. Правовой режим целевых бюджетных фондов

Целевые бюджетные фонды денежных средств создаются в бюджетах для направленного финансирования наиболее при­оритетных отраслей народного хозяйства, государственных про­грамм или конкретных регионов. Целевые бюджетные фонды создаются в основном на федеральном уровне в силу Закона РФ о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год. Положения об этих фондах устанавливаются Правительством РФ. Однако не исключена возможность создания аналогичных фондов на уровне субъектов Федерации и административно-территориальных образований. Особенностью целевых бюджет­ных фондов является то, что они, как и бюджет, действуют в течение одного года, после чего создаются вновь или прекраща­ют свое существование.

В 1998 г. на федеральном уровне в соответствии с Законом РФ “О федеральном бюджете на 1999 год” были созданы следующие целевые бюджетные фонды: фонд государственной поддержки завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и при­равненные к ним местности, фонд финансовой поддерж­ки важнейших отраслей народного хозяйства.

Этот фонд образован впервые в федеральном бюджете в 1993 г. В соответствии с Положением об этом фоиде, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1994 г.", фонд создан для обеспечения гарантированного снаб­жения населения и предприятий северных регионов нефтью, нефтепродуктами, топливом, продовольствием, медикамента­ми, лекарственными средствами, а также продукцией произ­водственно-технического назначения. Источниками образова­ния этого фонда являются: средства федерального бюджета, процентные платежи за использование средств этого фонда на возвратной основе, внебюджетные средства". Основным источ­ником формирования фонда являются бюджетные ассигнова­ния. Их размер определяется законом о федеральном бюджете на предстоящий год. Использование средств фонда осуществляется путем предоставления возвратных ссуд регионам, а также предприятиям, производящим закупку и завоз продукции в порядке централизованных поставок. Средства фонда аккуму­лируются Министерством финансов РФ на специальном счете. Аналогичные фонды могут быть созданы на региональных уровнях.

Целевые бюджетные фонды — весьма подвижное явление в финансовой системе РФ. Правовые нормы, регулирующие поря­док образования и использования этих фондов, составляют часть правового института “бюджетное право”.

 

19. Правовой режим государственных и местных внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды денежных средств являются разно­видностью целевых государственных и местных фондов денеж­ных средств. Они создаются как на федеральном, так и на региональном уровнях, как в силу самих законов РФ и постанов­лений Правительства РФ, так и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, но по решению компетентных органов. Внебюджетные фонды весьма разнообразны: по своему целево­му назначению они могут быть подразделены на социальные и экономические фонды.

К числу социальных внебюджетных фондов денежных средств относятся Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд заня­тости населения РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования РФ. Эти фонды называются внебюджетными соци­альными фондами потому, что созданы в целях эффективной реализации социальных задач, а именно: финансирования вы­платы пенсий, пособий, материальной помощи, медицинского обслуживания и т.д.

Пенсионный фонд РФ создан в соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации “О государственных пенсиях в РФ”. Его правовой режим определен Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденном Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г.", а также Постановлением СМ — Правитель­ства РФ от 22 сентября 1993 г. “О передаче в ведение Совета Министров — Правительства РФ организаций и учреждений”. В соответствии с названными нормативными актами Пенсион­ный фонд России образован в целях государственного управле­ния финансами пенсионного обеспечения в РФ. Он передан на переходный период в ведение Правительства РФ. Денежные средства фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.

Государственный фонд занятости населения РФ образуется в соответствии с Законом Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации”" и предназначен для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и ре­ализацией государственной политики занятости населения. Пра­вовой режим фонда занятости определен Положением о Госу­дарственном фонде занятости населения РФ, утвержденном Постановлением Верховного Совета РФ от 8 июня 1993 г."

Средства фонда занятости являются федеральной государ­ственной собственностью и находятся в оперативном управле­нии и распоряжении Госкомитета РФ по занятости населения и подведомственных ему территориальных органов. Эти средства не входят в состав бюджетов.

В целях исполнения Закона Российской Федерации “О меди­цинском страховании граждан в Российской Федерации”" со­зданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Правовой режим этих фондов опре­делен Положением о Федеральном фонде обязательного меди­цинского страхования и Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденном Пос­тановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г.

Федеральный и территориальные фонды обязательного ме­дицинского страхования созданы для реализации государствен­ной политики в области обязательного медицинского страхова­ния граждан как составной части государственного социального страхования. Федеральный фонд создается Правительством РФ, а территориальные фонды — представительными и испол­нительными органами власти субъектами РФ.

Финансовые средства фондов находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.

Фонд социального страхования РФ является специализиро­ванным финансово-кредитным учреждением при Правительст­ве РФ. В соответствии с Указом Президента РФ “О фонде социального страхования Российской Федерации” от 7 августа 1992 г. он создан для финансирования выплат, пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, санаторно-курортного лечения и оздоровления трудящихся и членов их семей, а также других целей государ­ственного социального страхования. Правовой режим фонда определен Постановлением Правительства РФ “О фонде соци­ального страхования РФ”" от 12 февраля 1994 г.

В отличие от социальных, к числу экономических внебюджет­ных фондов денежных средств относятся фонды, предназначен­ные для развития и возрождения каких-то регионов, видов деятельности, а также фонды, направленные на финансирова­ние научных исследований, отдельных направлений хозяй­ственной деятельности и т.д. Они создаются как на федеральном, так и на региональном уровнях. К таким фондам сегодня относятся: фонд развития таможенной системы РФ, региональ­ные и местные внебюджетные фонды развития жилищного строительства, отраслевые и межотраслевые фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и др. Эти фонды создаются как в силу законов РФ, так и в соответствии с законами РФ и указами Президента РФ, но по решениям компетентных органов.

 

20. Правовой режим целевых фондов Правительства РФ

Разновидностью целевых государственных фондов денежных средств являются целевые фонды Правительства РФ. Эти фонды создаются по инициативе Правительства и по его же решению ликвидируются. Как правило, источником их формирования выступают бюджетные ассигнования. Эти фонды могут быть отнесены к экономической группе, ибо они создаются для решения экономи­ческих задач. К числу таких фондов относятся, в частности, фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и фонд национально-культурного возрожде­ния народов России.

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере создан в соответствии с Постановле­нием Правительства РФ от 3 февраля 1994 г., которым утвер­ждено и Положение об этом фонде". Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере являет­ся государственной некоммерческой организацией и образован для развития малого предпринимательства в научно-техничес­кой сфере (создание малых наукоемких фирм — инкубаторов бизнеса, инновационных, инжиниринговых центров и др.), а также поощрения конкуренции в научно-технической сфере путем оказания финансовой поддержки высокоэффективным наукоемким проектам, разрабатываемым малыми предприяти­ями. Источниками формирования средств фонда являются бюд­жетные ассигнования в размере 0,5% средств, предусмотренных ежегодно в федеральном бюджете на финансирование науки^, добровольные взносы юридических и физических лиц и др. Средства фонда используются на предоставление финансовой помощи для реализации проектов малого инновационного пред­принимательства, на долевое участие фонда в создании хозяй­ствующих субъектов, на финансирование подготовки и повыше­ния квалификации кадров для малого предпринимательства, на финансирование научных исследований и т.д. Деятельность фонда прекращается по решению Правительства РФ.

Фонд национально-культурного возрождения народов Рос­сии создан по Постановлению Правительства РФ от 25 мая 1994 г., которым утверждено и Положение об этом фонде". Финансовые ресурсы фонда формируются за счет средств федерального бюджета и добровольных взносов организаций и частных лиц. Средства фонда расходуются на организацию и проведение национальных праздников и юбилеев, финансовую поддержку религиозно-культурных мероприятий, оказание по­мощи в сохранении памятников национальной культуры.

Средства фонда расходуются в соответствии с решениями специально созданной комиссии Правительства РФ.

 

21. Выручка и прибыль предприятия

Прибыль является важнейшим показателем хозяйственной деятельности предприятия, финансовым результатом этой де­ятельности. Как известно, прибыль предприятия образуется в результате распределения выручки, полученной им от реализа­ции продукции (работ, услуг), выбывшего имущества. Под вы­ручкой от реализации понимается стоимость реализованной продукции (работ, услуг), различные части которой в процессе распределения выручки принимают форму денежных доходов и накоплений.

Что касается прибыли, то в качестве финансовых ресурсов предприятия используется прибыль, остающаяся у него после уплаты всех налогов. Прибыль, образующаяся у предприятия до уплаты налога на прибыль и некоторых других налогов, назы­вается валовой прибылью.

Понятие валовой прибыли предприятия и порядок ее опреде­ления даны в ст. 2 п. 2, 3, 4, 6 Закона Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”.

Валовая прибыль предприятия представляет собой сумму прибыли (убытка), складывающуюся из: 1) прибыли от реализа­ции продукции (работ, услуг); 2) прибыли от реализации основ­ных фондов, иного имущества предприятия; 3) доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включа­емыми в себестоимость продукции (работ, услуг). Прибыль (убыток) от реализации основных фондов и иного имущества предприятия определяется как разница между продажной и первоначальной стоимостью этих фондов и имущества. При этом первоначальная стоимость имущества не применяется к основ­ным фондам, нематериальным активам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам. Другими словами, прибыль (убыток) от реализации основных фондов, нематериальных активов и МБП определяется как разница между продажной и остаточной стоимостью этих фондов и имущества. В состав доходов (расходов) от внереализационных операций включаются: доходы, полученные от долевого участия в дея­тельности других предприятий; доходы от сдачи имущества в аренду; доходы (дивиденды, проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию и  пр.

Наиболее полный перечень внереализационных доходов и расходов предприятия дан в разделе втором Положения “О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитывае­мых при налогообложении прибыли”, утвержденном Постанов­лением Правительства РФ № 552 от 5 августа 1992 г.*

Валовая прибыль предприятия, определенная в соответствии с перечисленными требованиями, облагается налогом на при­быль, после чего используется предприятием как источник его финансовых ресурсов.

 

22. Правовой режим определения себестоимости продукции (работ, услуг)

Себестоимость продукции (работ, услуг) — это выражен­ные в денежной форме затраты предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

Необходимость единообразного определения себестоимости продукции (работ, услуг) на предприятиях различных форм собственности появилась сравнительно недавно (в 1990 г.) в связи с возникновением принципиально новой налоговой систе­мы, введением налога на прибыль как основного налога с предприятий. Для однозначного определения прибыли как важнейшего источника финансовых ресурсов предприятий и налога на прибыль должны действовать единые для всех пред­приятий понятия прибыли и себестоимости. Сегодня правовое регулирование затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), дано в ст. 4 Закона РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, в конкретизирующем его “Поло­жении о составе затрат по производству и реализации продук­ции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых резуль­татов, учитываемых при налогообложении прибыли”^ (1992 г.), а также в отраслевых инструкциях по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) применительно к специфике соответствующих произ­водств и видов деятельности^. Кроме того, в соответствии с Указом Президента РФ “О некоторых изменениях в налогооб­ложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уров­ней” (от 22 декабря 1993 г. с изменениями от 24 декабря 1993 г.) Правительством РФ утверждены 16 мая 1994 г. перечни затрат, включаемых в себестоимость банков и страховых организаций. Эти перечни содержатся в “Положении об особенностях опреде­ления налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками” и в “Положении об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками г другими кредитными учреждениями”"

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"