Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:22, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 55 вопросов по дисциплине "Финансовое право".

Содержание

1. Финансовая деятельность государства, ее понятие и роль
2. Предмет и понятие финансового права
3. Система и источники финансового права
4. Понятие и виды финансово-правовых норм
5. Финансовые правоотношения, их особенности и виды
6. Субъекты финансового права
7. Основные принципы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления
8. Понятие и значение финансового контроля
9. Виды и органы финансового контроля
10. Методы финансового контроля
11. Понятие и социально-экономическая роль государственного и местного бюджета
12. Бюджетное устройство в Российской Федерации
13. Понятие и общая характеристика бюджетных прав
14. Понятие и принципы бюджетного процесса
15. Общие положения составления, рассмотрения и утверждения бюджетов
16. Контроль за исполнением бюджетов. Отчет об исполнении бюджетов
17. Понятие, классификация и основы правового регулирования целевых государственных и местных фондов
18. Правовой режим целевых бюджетных фондов
19. Правовой режим государственных и местных внебюджетных фондов
20. Правовой режим целевых фондов Правительства РФ
21. Выручка и прибыль предприятия
22. Правовой режим определения себестоимости продукции (работ, услуг)
23. Кредиты амортизационные отчисления и прочие поступления
24. Налоги, их понятие и роль
25. Налоговая система Российской Федерации. Порядок установления налоговых платежей
26. Налоговое право Российской Федерации, его источники
27. Налоговые правоотношения. Субъекты налогового права
28. Налоги с юридических лиц. Общая характеристика
29. Налог на добавленную стоимость и акцизы
30. Налог на прибыль и подоходный налог с предприятий
31. Налоги с физических лиц. Общие положения
32. Подоходный налог с физических лиц
33. Налог на имущество физических лиц
34. Налоги целевые и общие для юридических и физических лиц. Общие положения
35. Земельный налог
36. Иные общие для юридических и физических лиц налоги
37. Местные налоги и сборы. Особенности местных налогов и сборов
38. Понятие и система неналоговых доходов государства
39. Понятие и юридическая характеристика страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды
40. Понятие и значение государственного кредита в Российской Федерации. Государственный внутренний долг
41. Формы государственного внутреннего долга
42. Понятие и организация страхования
43. Виды страхования. Обязательное страхование
44. Понятие и система государственных расходов
45. Понятие и принципы финансирования
46. Понятие сметно-бюджетного финансирования и его объекты
47. Правовое регулирование внебюджетных средств бюджетных учреждений
48. Понятие, принципы и виды банковского кредита
49. Понятие денежной системы
50. Правовые основы денежной системы Российской Федерации
51. Правовые основы обращения наличных денег
52. Правовые основы безналичного денежного обращения
53. Понятие валюты и валютных ценностей
54. Понятие и содержание валютного регулирования
55. Валютный контроль

Работа содержит 1 файл

Финансовое право.doc

— 387.00 Кб (Скачать)

Одним из основных признаков является то, что страховые взносы являются централизованными доходами государства. Данный признак определяется двумя моментами. Во-первых, внебюджетные социальные фонды, источником образования которых они являются, относятся к государственной форме собственности. Более того, три из этих фондов находятся в федеральной собственности независимо от территориального уровня их образования. Исключением является фонд обязатель­ного медицинского страхования, который разделяется на Феде­ральный фонд и территориальные фонды обязательного меди­цинского страхования. Однако территориальные фонды также являются государственной формой собственности, что подчер­кивается в Положении об этих фондах^

Централизованный характер страховых взносов во все внебюджетные социальные фонды основан на централизован­ном регулировании порядка их установления и уплаты. В частности, их размер, круг плательщиков, сроки и т. д. устанав­ливаются исключительно федеральным законодательством.

Следующим признаком страховых взносов в государственные внебюджетные фонды является то, что они относятся к обяза­тельным неналоговым платежам. Их обязательность подтвер­ждается тем, что суммы сокрытых, заниженных и не внесенных в установленный срок страховых платежей во внебюджетные социальные фонды взыскиваются в принудительном порядке, установленном законодательством.

Целевая направ­ленность в использовании. Это означает, что страховые взносы зачисляются только в тот внебюджетный фонд, который был определен в момент установления взносов и используются в соответствии с общим целевым направлением средств фонда.

Как и для всех страховых платежей, для страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды характе­рен признак возвратности. Возвратность выражается в том, что при наступлении определенных событий (пенсионный воз­раст, болезнь, рождение ребенка, потеря работы и т. д.) за счет страховых взносов и других источников, поступающих в соот­ветствующий внебюджетный социальный фонд, обеспечивается ь .лф^деленной мере материальная поддержка граждан и упла­ченные страховые взносы как бы возвращаются.

 

40. Понятие и значение государственного кредита в Российской Федерации. Государственный внутренний долг

Для привлечения денежных средств в распоряжение государ­ства, помимо других способов, применяется государственный кредит (от лат. ссуда).

Кредит — это предоставление денег или товаров в долг на определенный срок на условиях возмездности и возвратности. Вознаграждение за пользование кредитом устанавливается, как правило, в форме процента.

Кредит имеет несколько видов (форм)'. Одним из основных видов кредита, является государственный кредит. Государственный кредит как самосто­ятельный финансово-правовой институт состоит из относитель­но обособленных однородных финансовых отношений, регули­руемых определенной системой правовых норм.

Государственный кредит как экономическая категория — это система денежных отношений, возникающих в связи с привле­чением государством на добровольных началах для временного использования свободных денежных средств юридических и физических лиц. Экономическая сущность государственного кредита заключается в том, что временно свободные денежные средства юридических и физических лиц аккумулируются и на условиях возвратности и возмездности используются государ­ством как ссудный капитал. Государство направляет его на общегосударственные потребности (как правило, на покрытие дефицита бюджета) либо перераспределяет на льготных усло­виях между отраслями народного хозяйства, предприятиями и другими хозяйствующими субъектами, имеющими большое со­циальное и экономическое значение для государства и его граждан.

С правовой точки зрения государственный кредит — это урегулированные правовыми нормами отношения по аккуму­ляции государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на принципах добровольности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.

В результате реализации финансово-правовых отношений по госкредиту формируется внутренний государственный долг, с материальной точки зрения представляющий собой общую сумму задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам.

Правовые основы государственного кредита в Российской Федерации закреплены в различных нормативных актах, основ­ным среди которых является Закон Российской Федерации “О государственном внутреннем долге Российской Федерации”. Этот Закон впервые был принят 13 ноября 1992 г.

 

41. Формы государственного внутреннего долга

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть выражены в следующих трех формах, закрепленных в ст. 2 Закона РФ “О Государственном внутреннем долге РФ”:

1) в форме кредитов, получаемых государством в лице Пра­вительства Российской Федерации; 2) в форме государственных займов, осуществляемых посред­ством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ; 3) долговые обязательства в других формах, гарантированные Правительством Российской Федерации.

Использование такой формы государственных долговых обя­зательств, как кредиты Правительства Российской Федерации, обусловлено недостаточностью бюджетных средств.

Государственные займы — вторая основная форма государ­ственного долга, названная в Законе “О государственном внут­реннем долге”. Государственные займы представляют собой кредитные отношения между государством (как правило, в лице Правительства) и юридическими и физическими лицами, которые оформляются путем выпуска и размещения среди последних государственных ценных бумаг. Порядок выпуска государственных займов Российской Феде­рации, как установлено в ст. 75 Конституции РФ, определяется на основе федерального закона. Принцип добровольности разме­щения государственных займов закреплен в Основном Законе России (п. 4 ст. 75 КРФ).

В целях оформления государственных внутренних займов выпускаются ценные бумаги различных видов: облигации, каз­начейские обязательства, бескупонные облигации и другие.

В результате всех государственных кредитных операций РФ формируется государственный внутренний долг РФ, в состав которого включаются все задолженности прошлых лет и вновь возникающие задолженности.

 

42. Понятие и организация страхования

Страхование является самостоятельным звеном финансовой системы Российской Федерации. Оно выступает в двух обособ­ленных формах: в форме социального страхования и собственно страхования, связанного с непредвиденными чрезвычайными событиями.

Социальное страхование подразделяется, в свою очередь, на два вида: государственное социальное страхование и негосудар­ственное социальное страхование. В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации первый из названных видов социального страхования гражданам России гарантирует­ся, второй — поощряется.

Вторая форма страхования — собственно страхование, свя­занное с непредвиденными чрезвычайными событиями.

Страхование определяется как “обеспече­ние от возможного ущерба путем периодических взносов специ­альному учреждению, которое выплачивает денежное возмеще­ние в случае такого ущерба”.

В экономическом аспекте страхование представляет собой систему экономических отношений по поводу образования цен­трализованных и децентрализованных резервов денежных и материальных средств, необходимых для покрытия непредви­денных нужд общества и его членов.

С материальной точки зрения в ходе страхования создаются денежные (материальные) фонды специализированных учреж­дений — страховщиков, используемые для возмещения ущерба, причиненного стихийными бедствиями, несчастными случаями, а также в связи с наступлением определенных событий.

Основой организации и правового регулирования страховых отношений и деятельности страховых предприятий в России стал Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. “О страховании”". В нем впервые дается правовое понятие страхо­вания: это отношения по защите имущественных и личных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взно­сов (ст. 2).

Характерными чертами страхования являются: 1. Не постоянный, а вероятностный характер отношений. При страховании нельзя заранее предусмотреть ни время наступления страхового случая (определенного события, с кото­рым связано возмещение потерь страхователю), ни размер причиненных убытков. 2. Возвратность средств. Страховые платежи после объ­единения их в страховой фонд подлежат (за вычетом расходов за услуги страховой компании) выплате самим же страховате­лям. Размер выплат конкретному страхователю при данной форме страхования (в отличие от социального) может зависеть не только от величины потерь, но и от условий конкретного страхового договора, например от размера страховых плате­жей, срока договора и т.д. Возврат средств, согласно средне­статистическим данным, осуществляется, как правило, по истечении пяти — десяти лет после их внесения. 3. Строго очерченный (замкнутый) характер перераспреде­лительных отношений. Перераспределительные отношения при страховании заключаются в том, что сумма ущерба, подле­жащая возмещению при наступлении страхового случая, рас­пределяется между всеми участниками этих отношений. 4. Целевое использование создаваемого фонда.

Предупредительная функция страхования заключается в том, что страховые компании вправе использовать временно свободные средства страхователей на проведение широкой системы профилактических мероприятий, направленных на предупреждение наступления возможных убытков страховате­лей. Восстановительная (защитная) функция страхования про­является в том, что в случае наступления страхового случая и выплаты определенной, обусловленной договором денежной суммы происходит полное или частичное погашение (восстанов­ление) потерь, понесенных юридическими или физическими лицами. Страхование может выполнять и сберегательную функцию. Это происходит тогда, когда оно используется как средство обеспечения защиты не только личных и имущественных потерь, но и самих денежных средств, вложенных в качестве страховых платежей. Контрольная функция как основная функция финансов при­суща и страхованию. Она проявляется в том, что страховые платежи аккумулируются в страховой фонд на строго опреде­ленные цели, используются в строго определенных случаях и строго определенным кругом субъектов.

 

43. Виды страхования. Обязательное страхование

Страхование (в собственном смысле) в зависимости от объек­та" страхования подразделяется на две основные отрасли — имущественное страхование и личное страхование.

Объектом имущественного страхования являются имущес­твенные интересы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом. Объектом личного страхования выступают личные блага гражданина, связанные с его жизнью, здоровьем, трудоспособностью. При личном страховании объек­том страхования могут быть как имущественные интересы, связанные с жизнью, здоровьем и проч. самого страхователя, так и интересы, связанные с жизнью, здоровьем и проч. застрахо­ванного лица, т.е. лица, в пользу которого страховщик заключает со страхователем договор.

Закон о страховании предусматривает две формы страхова­ния: добровольную и обязательную. Первая осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком. Общие условия и порядок проведения добровольного страхования уста­навливаются на основе законодательства каждым страховщи­ком самостоятельно в Правилах добровольного страхования. Конкретные же условия страхования устанавливаются при заключении отдельно взятого договора страхования.

Обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона Оно может выступать в виде: обязательного государ­ственного страхования, осуществляемого за счет средств бюд­жета, и обязательного страхования, осуществляемого за счет средств самих страхователей.

Виды, условия и порядок проведения обязательного Страхо­вания определяются соответствующими нормативными финан­сово-правовыми актами.                         ^

Правительству РФ поручено разработать проект Закона “Об основах проведения обязатель­ного страхования в Российской Федерации”, где будет опреде­лено его понятие, а также общие (в том числе — и обязательного государственного страхования) цели, задачи, принципы и усло­вия проведения страхования в этой форме.

При разработке проектов законов по вопросам обязательного страхования в соответствии с основными направлениями госу­дарственной политики в этой сфере должны обеспечиваться: а) первоочередное правовое урегулирование видов обязательно­го страхования, направленных на защиту гарантированных Конституцией РФ прав и свобод гражданина; б) подтверждение проведения в Российской Федерации основных видов обязатель­ного личного и имущественного страхования; в) сохранение, а при необходимости — увеличение установленных страховых сумм по видам обязательного личного страхования; г) единство основных положений порядка и условий проведения обязатель­ного страхования в Российской Федерации".

Так, характерными чертами страховых правоотношений по обязательному стра­хованию, как и финансовых правоотношений, являются: во-первых, установление государством видов, порядка и условий обязательного страхования, осуществляемого за счет средств самих страхователей, наличие государственного контроля (над­зора) в этой сфере либо непосредственное участие государства (уполномоченного им органа) в качестве обязательного субъекта отношений по обязательному государственному страхованию; во-вторых, применение при регулировании возникновения, из­менения и прекращения этих правоотношений методом государственно-властных велений.

 

44. Понятие и система государственных расходов

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"