Правовые основы исполнения бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 05:26, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Бюджетное право - основной раздел финансового права, включающий в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы РФ, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их между различными видами бюджетов, бюджетные права РФ, субъектов РФ, административно-территориальных единиц; регламентирующие бюджетный процесс, а также регулирующие формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества.

Содержание

Введение
Глава 1. Правовые основы бюджетного процесса
§ 1. Понятие, стадии и принципы бюджетного процесса
Глава 2.Правовые основы бюджетных процессов различных уровней
§ 1. Бюджетный процесс федерального уровня
§ 2. Бюджетный процесс в субъектах РФ
§ 3. Бюджетный процесс в муниципальных образованиях
Заключение
Список использованных нормативных актов и литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая по финансовому праву.docx

— 42.54 Кб (Скачать)

Содержание: 

 Введение

 Глава 1. Правовые  основы бюджетного процесса

 § 1. Понятие,  стадии и принципы бюджетного  процесса

 Глава 2.Правовые  основы бюджетных процессов различных  уровней

 § 1. Бюджетный  процесс федерального уровня

 § 2. Бюджетный  процесс в субъектах РФ

 § 3. Бюджетный  процесс в муниципальных образованиях

 Заключение

 Список использованных  нормативных актов и литературы 
 

Введение 

 Актуальность  темы. Бюджетное право - основной раздел финансового права, включающий в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы РФ, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их между различными видами бюджетов, бюджетные права РФ, субъектов РФ, административно-территориальных единиц; регламентирующие бюджетный процесс, а также регулирующие формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества.

 Нормы бюджетного  права по своему содержанию  подразделяются на материальные и процессуальные. Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной системы РФ, перечень доходов и расходов бюджетов, распределение их между различными бюджетами и т.д. К бюджетным процессуальным нормам относятся нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов, а также порядок составления и утверждения отчета об исполнении бюджета.

 Нормы бюджетного  права содержатся в Конституции  РФ. Статьи 71 и 72 определяют компетенцию  Российской Федерации и сферу  совместной деятельности Федерации и ее субъектов в области бюджета. В Конституции РФ установлен порядок рассмотрения, утверждения бюджета (ст. 101, 104, 106, 114 и др.).

 Цель и предмет  исследования. Основной целью настоящей  курсовой работы является проведение  комплексного анализа действующего  законодательства Российской Федерации  в части, касающейся бюджетного процесса, как на федеральном так и в субъектах федерации и в муниципальных образованиях, что обусловило постановку следующих задач:

 •    Исследовать      понятие     бюджетного процесса.

 •    Исследовать     стадии и принципы бюджетного  процесса.

 •    Провести     исследование     бюджетного  процесса федерального уровня, субъектов  федерации и муниципальных образований.

 Нормативные правовые  акты, регулирующие бюджетные правоотношения, установлены в ст. 3 Бюджетного  кодекса РФ.

 Совокупность  нормативных актов, содержащих  нормы бюджетного права, образуют  бюджетное законодательство.

 Согласно ст. 2 Бюджетного кодекса РФ бюджетное законодательство РФ состоит из Бюджетного кодекса РФ (далее по тексту - БК РФ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в соответствующих статьях кодекса. 

 Глава 1. Правовые  основы бюджетного процесса 

 § 1. Понятие,  стадии и принципы бюджетного  процесса 

 Бюджетный процесс  — это регламентированная нормами  про-цессуального бюджетного права деятельность государства и му¬ниципальных образований по составлению, рассмотрению и утвер¬ждению бюджета, его исполнению и заключению, а также по со¬ставлению и утверждению отчета о его исполнении.

 Бюджетный процесс  подразделяется на определенные  ста¬дии и длится относительно бюджета на предстоящий год около трех с половиной лет. Срок, в течение которого осуществляются бюджетные стадии, называется бюджетным циклом.

 Содержание бюджетного  процесса определяется государ¬ственным и бюджетным устройством страны, бюджетными пра¬вами соответствующих органов власти. Бюджетное законода¬тельство устанавливает систему органов, обладающих бюджет¬ными полномочиями, в которую входят:

 а) финансовые  органы. Структура федеральных финансовых  органов определяется указом  Президента РФ. Субъекты РФ в  целях осуществления бюджетной  политики создают финансо¬вые органы и органы финансового контроля в соответствии с законодательством субъекта РФ. Муниципальные образования в целях обслуживания местного бюджета и управления его сред-ствами создают муниципальные казначейства и (или) иные финансовые органы (должности) в соответствии с уставом му¬ниципального образования и законодательством Российской Федерации;

 б)  органы денежно-кредитного  регулирования. Таким органом  является Центральный банк РФ, который совместно с Прави¬тельством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредит¬ной политики, самостоятельно обслуживает счета бюджетов и осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации;

 в)  органы государственного (муниципального) финансового кон¬троля. К их числу относятся Счетная палата РФ, контрольные и финансовые федеральные органы исполнительной власти, контрольные органы законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и представительных орга¬нов местного самоуправления.

 Бюджетный процесс  в Российской Федерации регулируется  Конституцией РФ, БК РФ, законами  субъектов РФ, решениями представительных  органов, правилами о порядке  составления и исполнения бюджета,  издаваемыми Министерством финансов  РФ на основе бюджетного законодательства.

 В основе бюджетного  процесса лежат принципы, свойствен¬ные как для бюджетной системы Российской Федерации в це¬лом, так и только бюджетному процессу.

 Первая группа  принципов установлена БК РФ: единство бюджетной системы РФ; разграничение доходов и расходов  между уровнями бюджетной системы  РФ; самостоятельность бюджетов; полнота  отражения доходов и расходов  бюджетов; сбалансированность бюджета;  эффективность и экономность  использования бюджетных средств;  общее (совокупное) покры¬тие расходов бюджетов; гласность; достоверность бюджета; ад¬ресность и целевой характер бюджетных средств.

 Другую группу  составляют принципы, свойственные  именно бюджетному процессу:

 принцип разграничения  бюджетной компетенции между  органами представительной и  исполнительной власти. Консти¬туционное и бюджетное законодательство устанавливает следу¬ющее распределение компетенции по стадиям бюджетного про¬цесса между ветвями власти: составление и исполнение бюдже¬та отнесено к полномочиям органов исполнительной власти, а рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюдже¬та—к полномочиям представительных органов власти. Каждый орган государственной власти или орган местного самоуправле¬ния осуществляет бюджетные полномочия относительно своего уровня бюджета;

 принцип специализации  бюджетных показателей, который  реализуется через бюджетную  классификацию;

 принцип ежегодности бюджета означает обязательное при¬нятие бюджета на каждый календарный год до начала планиру¬емого года;

 принцип гласности  в бюджетном процессе предполагает  широкое обсуждение проекта бюджета  представительным орга¬ном соответствующего уровня, доведение его до сведения насе¬ления, опубликование утвержденного бюджета.

 Бюджетный процесс  в Российской Федерации состоит  из четырех стадий: составление  проекта бюджета; рассмотрение  и утверждение бюджета; исполнение  бюджета; составление и ут¬верждение отчета об исполнении бюджета.

 Стадия бюджетного  процесса — это совокупность  действий органов государственной  власти или органов местного  самоуп¬равления по осуществлению бюджетного процесса, характери¬зующихся внутренним единством и осуществлением определен¬ных действий в соответствии с бюджетной компетенцией каж¬дого органа.

 Составление проекта  бюджета осуществляется исполни¬тельными органами власти. Перед составлением идет разработ¬ка планов-прогнозов развития территорий и целевых программ, на основе которых создается сводный финансовый баланс госу¬дарства по территории России. Непосредственная работа по со¬ставлению проектов соответствующих бюджетов проводится Министерством финансов РФ, финансовыми органами субъек¬тов РФ или муниципальных образований.

 БК РФ устанавливает  перечень сведений, необходимых  для составления проектов бюджетов, и наделяет финансовые орга¬ны правом получать необходимые сведения от финансовых ор¬ганов другого уровня бюджетной системы РФ, а также от орга¬нов государства, органов местного самоуправления и юридичес¬ких лиц (ст. 172).

 Основываясь на  принципе утверждения бюджета  до начала финансового года, исполнительные  органы власти всех уровней  доводят до представительных  и исполнительных органов друго¬го уровня необходимые указания по разработке проектов бюд¬жетов.

 После представления  указанными органами в органы  испол¬нительной власти своих предложений по расчетам относитель¬но перераспределения доходов и расходов бюджетов разных уровней Правительство РФ не позднее чем за четыре с полови¬ной месяца до начала финансового года доводит до всех пред¬ставительных и исполнительных органов субъектов РФ следую¬щие данные:

 проектируемые  нормативы (проценты) отчислений  от регу¬лирующих доходов с учетом контингентов этих доходов, посту¬пающих на данной территории;

 данные о дотациях, субвенциях и трансфертах, начисляемых  к предоставлению из бюджетов  одного уровня бюджетам друго¬го уровня, и их целевое назначение;

 перечень закрепленных  в полном объеме и фиксированных  долей (в процентах) доходов  за бюджетами всех субъектов  РФ.

 В процессе  подготовки и составления проекта  бюджета меж¬ду органами исполнительной власти разных уровней возможно возникновение разногласий. С целью преодоления подобных конфликтов, органы исполнительной власти одного уровня мо¬гут вносить в органы исполнительной власти другого уровня свои предложения по изменению и уточнению проектируемых последними показателей.

 Рассмотрение  и утверждение бюджетов происходит  в пред¬ставительных органах — Федеральном Собрании РФ, законода¬тельных (представительных) органах субъектов РФ и выборных органах муниципальных образований. Проект бюджета в на¬званные органы вносится соответствующим органом исполни¬тельной власти в определенный законами (решениями) срок. Одновременно с проектом бюджета законодательному (предста¬вительному) органу представляются документы и материалы, определенные ст. 181 БК РФ.

 До принятия  закона (решения) о бюджете на  очередной финансовый год законодательный  (представительный) орган должен  рассмотреть и принять соответствующее  решение по законопроектам о  внесении изменений в налоговое  законода¬тельство.

 В случае невступления  в силу закона (решения) о бюджете  с начала финансового года  вводится механизм временного  управ¬ления бюджетом. В условиях невступления в силу закона (реше¬ния) о бюджете до начала финансового года расходование бюд¬жетных средств в целях продолжения финансирования инвести¬ционных объектов, государственных контрактов, оказания финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной си¬стемы РФ осуществляется в размере не более одной двенадца¬той ассигнований предыдущего года в расчете на месяц.

 В условиях временного управления закона (решения) о бюд¬жете на новый финансовый год органу, исполняющему бюджет, запрещается: осуществлять некоторые элементы бюджетной ком¬петенции; предоставлять бюджетные средства на инвестицион¬ные цели; предоставлять бюджетные средства на возвратной основе; предоставлять субвенции негосударственным юридическим лицам; осуществлять заимствования в размере более одной чет¬вертой объема заимствований предыдущего финансового года в расчете на квартал; формировать резервные фонды органов ис¬полнительной власти и осуществлять расходы из этих фондов.

Информация о работе Правовые основы исполнения бюджета