Убытки,
обусловленные естественными свойствами
груза, являются, по существу, неизбежными.
По этой причине страховщик освобождается
от их компенсации. Вместе с тем естественные
свойства ряда грузов, влекущие их
порчу, учитываются посредством
установления норм естественной убыли.
Соответственно, порча таких грузов
сверх упомянутых норм, если она
произошла по причинам, не зависящим
от страхователя и покрытыми условиями
страхования, должна быть компенсирована
страховщиком.
Действие
ст. 267 КТМ, в которой указаны последние
два обстоятельства, ограничивается договорами
страхования груза. Она не имеет отношения
к договорам страхования судна. Сказанное
означает, что убытки, причиненные застрахованному
судну вредоносными свойствами груза,
должны быть оплачены страховщиком судна,
кроме случаев, когда судовладелец знал
(или должен был знать) о таких свойствах
груза и не сообщил о них страховщику.
- Ядерный взрыв,
радиация или радиоактивное заражение.
Вредоносные
свойства атомной энергии могут
повлечь столь крупные убытки,
что их возмещение окажется чрезвычайно
затруднительным для страховщика.
Этим и обусловлено исключение упомянутых
факторов из числа рисков, покрываемых
страхованием. Убытки такого рода не подлежат
возмещению страховщиком независимо от
того, оказались ли они результатом
применения атомной энергии в
военных или мирных целях36. Данное
правило относится к договорам страхования
как судов, так и грузов.
- Военные или
пиратские действия, народные волнения,
забастовки, а также конфискации, реквизиции,
арест либо уничтожение судна или груза
по требованию соответствующих властей37
(ст. 270 КТМ).
Данная
норма, будучи диспозитивной, не исключает
страхового покрытия перечисленных
в ней рисков по специальному соглашению
между страховщиком и страхователем.
Это
обстоятельство, к сожалению, до сих
пор остается актуальным. Так морское
пиратство достигло в 2008 году беспрецедентных
масштабов, сделало вывод Международное
морское бюро (ММБ) в своем ежегодном докладе
по итогам года. Свою лепту в это, главным
образом, внесли участившиеся в 2008 захваты
судов в Сомали и Аденском заливе. По
всему миру в 2008 году количество нападений
пиратов на иностранные морские суда выросло
на 11% - до 293 случаев38. Поскольку пиратство
и вооруженный разбой на море по-прежнему
представляют значительную и возрастающую
угрозу безопасности морского судоходства,
государства-члены СРН (Совета Россия-НАТО)
расширят существующее сотрудничество
на тактическом уровне, в том числе путем
проведения совместной подготовки и учений39.
- Наличие специфического
правового режима «АБАНДОН».
В
случае, если имущество
застраховано от гибели, страхователь
или выгодоприобретатель может заявить
страховщику об отказе от своих прав на
застрахованное имущество (абандон) и
получить всю страховую сумму в
случае: 1) пропажи судна без вести; 2)
уничтожения судна и (или) груза (полной
фактической гибели); 3) экономической
нецелесообразности восстановления или
ремонта судна (полной конструктивной
гибели судна);
4) экономической
нецелесообразности устранения
повреждений судна или доставки
груза в порт назначения; 5) захвата
судна или груза, застрахованных от такой
опасности, если захват длится более чем
шесть месяцев40(ст. 278 КТМ).
В
вышеперечисленных случаях страхователь
(выгодоприобретатель), по существу, целиком
утрачивает застрахованное имущество,
а полная утрата имущества в принципе
является основанием для истребования
от страховщика всей страховой суммы.
Абандон
порождает правовые последствия
двоякого рода. Во-первых, он переносит
на страховщика права на застрахованное
имущество, ранее принадлежащее
страхователю. Во-вторых, страхователь
приобретает право на получение
полной страховой суммы41.
- Наличие случаев
обязательного перестрахования у перестраховщиков
риска и ответственности, а именно:
- При перевозе
собственником судна наливом в качестве
груза более чем 2 000 тонн нефти, способной
загрязнить морскую среду.
- При перевозе
собственником судна опасных и вредных
веществ, способных загрязнить морскую
среду.
Вместо
перестрахования собственник судна
вправе предоставить иное финансовое
обеспечение ответственности в
форме гарантии банка или гарантии
иной кредитной организации42.
Если
произошло загрязнение и причинен
ущерб, иск о его возмещении подается
страховщику или лицу, предоставившему
иное финансовое обеспечение ответственности
собственника судна.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак,
морское страхование – это страхование
объектов от опасностей или случайностей
на море. Оно оформляется специальным
договором морского страхования, согласно
условиям которого страховщик возмещает
страхователю или выгодоприобретателю
понесенные убытки.
На основании изученного материала подведем
краткие итоги.
Объекты
морского страхования – всякий имущественный
интерес, связанный с торговым мореплаванием,
а именно:
- судно; груз;
фрахт (плата за морскую перевозку); плата
за пользование судном; ожидаемая от судна
прибыль; зарплата; расходы на репатриацию;
перестрахование принятого на себя страховщиком
риска.
- Наличие в
КТМ РФ обстоятельств, освобождающих страховщика
от обязанности по возмещению убытков.
- Наличие специфического
правового режима «АБАНДОН».
- Наличие случаев
обязательного перестрахования у перестраховщиков
риска и ответственности.
В заключение хотелось
бы сказать, что тема данного исследования
до сих пор остается актуальной, поскольку
общество всегда должно иметь необходимые
ресурсы для немедленного восстановления
понесенных убытков. А страхование является
наиболее совершенным и гибким инструментом
для полного и быстрого возмещения ущерба
и потерь, как от природных катаклизмов,
так и от человеческой деятельности.
Обязательное
финансовое обеспечение рисков и ответственности
в торговом мореплавании было и будет
необходимо, в связи непрекращающимися
случаями крушений танкеров и загрязнения
морской окружающей среды.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Нормативные
правовые акты и другие
официальные документы
- Конституция
Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г. : по состоянию
на 30.12. 2008 г. // СЗ РФ. 2009.№ 4. Ст. 445. URL: http://www.constitution.ru
(дата обращения: 15.11.2010).
- Гражданский
кодекс Российской Федерации. Часть вторая
от 26 января 1996 г. №14-ФЗ: в ред. федер. закона
от 17 июля 2009 №145-ФЗ // СЗ РФ. 1996.N5. Ст. 410;
Рос. газ. 2009. 20 июля. URL: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=89528
(дата обращения: 15.11.2010)
- Кодекс торгового
мореплавания Российской Федерации: федер.
закон Рос. Федерации от 30 апреля 1999 годаN81-ФЗ:
принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации
31 марта 1999 г.: одобр. Советом Федерации
Федер. Собр. Рос. Федерации 22 апреля 1999
г. // Собрание законодательства Российской
Федерации. – 1999. –N18, ст. 2207. URL:http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=107167
(дата обращения: 11.11.2010)
- Об организации
страхового дела в Российской Федерации:
федер. закон Рос. Федерации от 27 ноября
1992 годаN4015-1 // Ведомости Съезда народных
депутатов Российской Федерации и Верховного
Совета Российской Федерации. – 1993. –N2,
ст. 56. URL:http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=103201
(дата обращения: 11.11.2010)
- Об основах
обязательного социального страхования:
федер. закон Рос. Федерации от 16 июля 1999
г.N165-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр.
Рос. Федерации 9 июня 1999 г.: одобр. Советом
Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации
2 июля 1999 г. // Собрание законодательства
Российской Федерации. – 1999. –N29. – Ст.
3686. URL: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=90069
(дата обращения: 11.11.2010)
- О защите
конкуренции: федер. закон Рос. Федерации
от 26 июля 2006 г.N135-ФЗ: принят Гос. Думой
Федер. Собр. Рос. Федерации 8 июля 2006 г.:
одобр. Советом Федерации Федер. Собр.
Рос. Федерации 14 июля 2006 г.// Российская
газета. – 2006. – 27 июля; Собрание законодательства
Российской Федерации. – 2006. –N31, ст. 3434.
URL: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=99148
(дата обращения: 11.11.2010)
- Специальная
литература
- Абрамов В.
Ю., Доровских И.В. Страхование: основы
правового регулирования// Закон. 2002. N2.
С. 9 – 15.
- Белошапко
Ю.Н. Проблемы ответственности в финансовом
и налоговом праве Российской Федерации:
учебное пособие. Владивосток: Изд-во Дальневост.
ун-та, 2003. 216 с.
- Белых В.С.,
Кривошеев И.В. Страховое право. М.: НОРМА,
2004. – С.455.
- Комментарий
к Кодексу торгового мореплавания РФ./Под
ред. Иванова Г.Г. М.: Спарк, 2000. 734 с.
- Мамедов
А.А. Финансовые правоотношения в сфере
страхования// Финансовое право. 2004. N2.
С.70 – 72.
- Морское
пиратство достигло рекордного масштаба
в 2008 году // Российский бизнес.URL:http://www.rb.ru/topstory/business/2009/01/16/
160326.html (дата обращения: 22.11.10).
- НАТО и Россия
договорились о совместных учениях для
борьбы с пиратами//Газета.ru.URL:http://www.gazeta.ru/news/lenta/2010/11/20/n_1577941.shtml
(дата обращения: 22.11.10).
- Страхование
ответственности судовладельцев.
URL:http://www.ifdk-insurance.ru/content/articles/index.php?article=885
(дата обращения: 05.11.10).
- Стрельников
В. В. Финансово-правовое регулирование
страхования и предмет финансового права
//Право и политика.2005.N2. С. 103 – 112.
- Тулинов
В. В., Горин В.С. Страхование и управление
риском. Терминологический словарь. –
М: Наука, 2000. URL: http://www.insur-info.ru/DICTIONARY/4277/
(дата обращения: 05.11.10).
- Финансовое
право: Учебник / Под ред. Химичевой Н.И.
М.: Юристъ, 2002. 599 с.
- Финансовое
право: Учебник /Отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П.
Толстопятенко. М.: Проспект, 2010. 520 с.
- Финансовое
право России: Учебник для вузов / Отв.
ред. Ю.А. Крохина. М.: Норма, 2008. 720 с.
- Финансовое
право. Серия "Учебники, учебные пособия"
/Под ред. Мандрицы В.М. Ростов н/Д: Феникс,
1999. 448 c.
- Юридический
справочник по торговому мореплаванию
/под ред. А. С. Кокина. М. : Спарк , 2002. 480 с.
- Эриашвили
Н.Д. Финансовое право М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон
и право, 2000. 606с.