Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 11:34, курсовая работа
Целью данной работы является определение правового статуса Центрального Банка Российской Федерации, и рассмотрение органов управления Центрального Банка.
Введение 3
Глава 1. Краткая история Банка России 5
Глава 2. Правовой статус Центрального банка РФ 10
2.1. Особенности правового статуса Центрального банка РФ 10
2.2. Принцип независимости Центрального банка РФ 15
2.3. Правовой режим имущества Центрального банка РФ 19
Глава 3. Органы управления Центральным Банком России 22
3.1. Председатель ЦБ РФ 22
3.2. Совет директоров 23
3.3. Национальный банковский совет 28
Глава 4. Взаимоотношения Центрального Банка с коммерческими банками. 33
4.1. Контроль Центрального Банка за коммерческими банками 33
4.2. Отзыв лицензии у коммерческих банков 34
Заключение 36
Список литературы 37
Курсовая
по финансовому праву
на тему: «Правовой статус Центрального Банка России»
Санкт-Петербург
2012
План:
Введение 3
Глава 1. Краткая история Банка России 5
Глава 2. Правовой статус Центрального банка РФ 10
2.1. Особенности
правового статуса
2.2. Принцип
независимости Центрального
2.3. Правовой режим имущества Центрального банка РФ 19
Глава 3. Органы управления Центральным Банком России 22
3.1. Председатель ЦБ РФ 22
3.2. Совет директоров 23
3.3. Национальный банковский совет 28
Глава 4. Взаимоотношения Центрального Банка с коммерческими банками. 33
4.1. Контроль Центрального Банка за коммерческими банками 33
4.2. Отзыв лицензии у коммерческих банков 34
Заключение 36
Список литературы 37
Банки - это атрибут не отдельно взятого региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет ни географических, ни национальных границ: это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом.
Банком является учреждение,
созданное для привлечения
Банки принимают и размещают денежные вклады, привлекают и предоставляют кредиты, осуществляют расчеты по поручению клиентов и банков-корреспондентов и их кассовое обслуживание, совершают иные, не противоречащие законодательству и предусмотренные их уставами операции, начиная от ведения счетов и кончая оказанием консультационных услуг. Эти операции могут проводиться как в рублях, так и в иностранной валюте. В то же время необходимо иметь в виду, что закон запрещает банкам осуществлять деятельность в сфере материального производства, торговли материальными ценностями, всех видов страхования.
Центральный Банк Российской
Федерации является мощнейшим центром
кредитной системы нашей
В настоящее время деятельность ЦБ РФ приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.
Целью данной работы является определение правового статуса Центрального Банка Российской Федерации, и рассмотрение органов управления Центрального Банка.
Центральный банк
Российской Федерации (Банк
2 декабря 1990 г.
Верховным Советом РСФСР был
принят Закон о Центральном
банке РСФСР (Банке России), согласно
которому Банк России являлся
юридическим лицом, главным
В июне 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР.
В ноябре 1991 г. в
связи с образованием
20 декабря 1991 г.
Государственный банк СССР был
упразднен и все его активы
и пассивы, а также имущество
на территории РСФСР были
В течение 1991-1992
гг. под руководством Банка России
в стране на основе
С декабря 1992 г.
начался процесс передачи
Свои функции, определенные
Конституцией Российской
В 1992-1995 гг. в порядке
поддержания стабильности
С 1995 г. Банк
России прекратил
С целью преодоления
последствий финансового
В 2003 г. Банк
России приступил к реализации
проекта по усовершенствованию
банковского надзора и
Предусматривается
реализация комплекса мер,
В декабре 2003 года был принят Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", В нем были определены правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а также компетенция, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, порядок выплаты возмещения по вкладам.
В развитие положений
этого закона в январе 2004 года
Банк России разработал
Официальной эмблемой Центрального банка стал герб Российской республики 1917 года, использовавшийся при Временном правительстве.
1 февраля 2010 в честь
своего 150-летия, Банк России
3 рубля серебром с фрагментом Устава Государственного банка 1860 г., стилизованным изображением слитков драгоценного металла и изображением четырёх монет и банкноты.
25 рублей серебром с
50 рублей золотом с профильным головным портретом Александра Второго
50000 рублей золотом со зданием
Центрального управления
Правовой статус Центрального
банка РФ с самого момента его
создания стал предметом для дискуссий
среди юристов. Дело в том, что
этот статус характеризуется определенной
двойственностью: с одной стороны
Центральный банк РФ является юридическим
лицом (что закреплено в ст. 1 Закона
о Центральном банке), осуществляет
банковские операции, получает прибыль,
то есть является частью банковской системы;
с другой стороны Центральный
банк РФ наделен государственно-
Такая противоречивость правового
статуса характерна не только для
Центрального банка РФ. Схожий правовой
статус имеют многие центральные
банки зарубежных государств. Такое
положение дел обусловлено
В этом состоит сущность Центрального банка РФ и этим обусловлен его двойственный правовой статус. По поводу его статуса в литературе ведутся непрекращающиеся споры. В основном, они ведутся по двум направлениям: а) можно ли считать Центральный банк РФ органом государственной власти; б) какую организационно-правовую форму имеет Центральный банк РФ как юридическое лицо.
По поводу того, является Банк России органом государственной власти, существует две точки зрения. Так, Г. А. Тосунян и А. Ю. Викулин считают, что «Банк России является одним из органов государственной власти».2 Такой вывод они делают из ч. 2 ст. 75 Конституции РФ, где содержится формулировка, что «защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка РФ, которую он осуществляет независимо от других органов власти». Однако даже они признают, что «Банк России... не относится к числу органов, которые осуществляют государственную власть в общепринятом (классическом) смысле этого слова».3 Такую оговорку авторы делают, так как Центральный банк РФ не может быть включен ни в одну из ветвей власти - ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную.
Анализируя Конституцию РФ, Г. А. Тосунян и А. Ю. Викулин приходят к выводу, что единая система государственной власти не исчерпывается федеральными органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Возможно существование и других органов. В итоге они останавливаются на определении, что «Центральный банк РФ - это орган государственной власти, выполняющий одну из исключительных федеральных функций».4
В пользу такой точки зрения говорит не только указание ч. 2 ст. 75 Конституции РФ. Центральный банк РФ наделен рядом полномочий, характерных только для органов государственной власти. Так, в соответствии со ст. 7 Закона о Центральном банке РФ Банк России имеет право по вопросам, отнесенным законодательством к его компетенции, издавать в форме указаний, положений, инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех физических и юридических лиц. Издание обязательных для исполнения нормативных актов - прерогатива органа государственной власти. Также Центральный банк РФ имеет право осуществлять надзор в банковской сфере. В соответствии со ст. 73 Закона о Центральном банке РФ Банк России имеет право проводить проверки кредитных организаций (их филиалов), направлять им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применять санкции по отношению к нарушителям. Такие полномочия также характерны для государственного органа.