Правовое регулирование валютного контроля в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 23:38, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ организации валютного контроля и валютного регулирования в России. Исходя из этого, можно поставить следующие задачи:
определить сущность валютного контроля и валютного регулирования;
рассмотреть органы и агентов валютного контроля и валютного регулирования;
исследовать перспективы развития валютного контроля.

Содержание

Введение 3
1 Сущность валютного контроля и регулирования 5
1.1 Понятие и принципы валютного контроля и регулирования 5
1.2 Объекты и предмет валютного контроля 8
1.3 Формы и методы валютного контроля 10
2 Органы и агенты валютного контроля 14
2.1 Виды органов и агентов валютного контроля 14
2.2 Права и обязанности органов и агентов и их должностных лиц 16
2.3 Нарушение функций агентов 21
3 Перспективы развития валютного контроля в Российской Федерации 24
Заключение 28
Список использованных источников 30

Работа содержит 1 файл

курсовая по фин праву 1.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

     Особую  роль при предупреждении нарушений  в валютной сфере играют уполномоченные банки, поскольку они являются агентами валютного контроля и могут оказывать своим клиентам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, консультационные услуги. К тому же уполномоченные банки владеют информацией о внешнеэкономических операциях участников внешнеэкономической деятельности и расчетах по ним и могут анализировать и предупреждать нарушения, выявлять типичные ошибки в действиях клиентов банков. В связи с этим огромное значение приобретает взаимодействие Росфиннадзора с уполномоченными банками, основной целью которых и является проведение мероприятий предупредительного характера в виде информирования клиентов о составе и сроках представления документов, необходимых для учета валютных операций, а также напоминания клиентам об истечении сроков представления таких документов. Кроме того, уполномоченные банки могут разъяснять своим клиентам вопросы применения валютного законодательства, информировать об изменениях. Так, ряд банков на постоянной основе проводит консультации по вопросам применения валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, регулярно информирует клиентов об изменениях валютного законодательства, о разъяснениях Банка России, Росфиннадзора, таможенных и налоговых органов и т. д. Некоторые банки проводят обучение своих клиентов, размещают на сайтах и стендах информацию о сроках представления документов и т. д.  

     Заключение

     Валютный  контроль – это комплекс нормативно закрепленных административных (правоприменительных) и организационных мер, осуществляемых специально уполномоченными на основании закона государственными органами или иными организациями (например, уполномоченными банками в качестве агентов валютного контроля) и направленных на реализацию порядка совершения валютных операций и сделок в части валютных ограничений, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка.

     В настоящее время органами валютного  контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.

Агентами  валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра, подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.

     В действующей системе Банк России как орган валютного контроля, с одной стороны, и подотчетные ему уполномоченные банки как агенты валютного контроля, с другой стороны, осуществляют валютный контроль в отношении различных групп субъектов.

     В то же время ряд вопросов возникает и в связи с включением профессиональных участников рынка ценных бумаг в число агентов валютного контроля за соблюдением валютного законодательства на рынке ценных бумаг несмотря на то, что они сами являются операторами этого рынка и налицо - очевидный конфликт их интересов. Кроме того, остается неясным, должны ли профучастники осуществлять также и валютный контроль в отношении друг друга, или эта функция будет отнесена к компетенции иного органа или агента валютного контроля.

     Предупреждение  нарушений в валютной сфере является одним из приоритетных направлений деятельности Росфиннадзора как органа валютного контроля. Это относится и к деятельности агентов валютного контроля, поскольку все мы понимаем, что комплекс упреждающих мер воздействия способствует минимизации правонарушений в валютной сфере. В 2010 году большое внимание было уделено направлению в адрес участников ВЭД писем, предупреждающих о наличии в их действиях признаков нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования. Также были направлены письма в уполномоченные банки с просьбой обратить внимание на соблюдение клиентами сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

     Зачастую  правонарушения связаны не только с  незнанием действующего законодательства, но и с отсутствием у многих юридических лиц четко организованного механизма внутреннего контроля за осуществлением внешнеэкономической деятельности.

     На  основании вышеизложенного можно  сделать вывод, что новая система валютного контроля требует определенной доработки с точки зрения устранения имеющихся противоречий, обеспечения реализуемости закрепленных прав и исполнимости обязанностей, а также передачи контрольных функций от уполномоченных банков государственным органам. Только дальнейшее совершенствование валютного законодательства позволит создать действительно эффективную и в то же время необременительную для банков систему валютного контроля, адекватную декларируемым принципам валютной либерализации.

 

Список  использованных источников

 
  1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994г. № 51-ФЗ (ред. от 15.03.2010) .-М.:«Ось-89», 2010.
  2. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003г. № 61-ФЗ (ред. от 27.11.2010г).URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 19.03.2011)
  3. Федеральный закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003г. № 173-ФЗ в ред. от 07.02.2011г. № 127-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 19.03.2011)
  4. Федеральный закон Российской Федерации «О Банке Развития» от 17.05.2007г. № 82-ФЗ. в ред. от 29.12.2010г URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.03.2011)
  5. Федеральный закон Российской Федерации «Об экспортном контроле» от 18.07.1999г. № 183-ФЗ в ред. от 07.05.2009г. № 90-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.03.2011)
  6. Федеральный закон Российской Федерации «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996г. № 39-ФЗ (ред. от 19.11.2010). URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 19.03.2011)
  7. Валютное регулирование в России: Сб. основных нормативных актов/ Сост. Т.П. Базарова, А.Е. Лисов; Под ред. Т.П. Базаровой. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2007.
  8. Грачева Е. Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. - М, 2000.
  9. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Т. 2. М., 2006.
  10. Тосунян Г.А., Емелин А.В. Валютное право Российской Федерации. – М.: Дело, 2006.
  11. Адаменко Ю.П., Люкевич И.Н. Выполнение банками функций агента валютного контроля // Деньги и кредит. №3, 2008.
  12. Емелин А.В. Основы организации и функционирования системы валютного контроля в Российской Федерации // Деньги и кредит. №8, 2009.

Информация о работе Правовое регулирование валютного контроля в Российской Федерации