Правовое регулирование валютного контроля в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 23:38, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ организации валютного контроля и валютного регулирования в России. Исходя из этого, можно поставить следующие задачи:
определить сущность валютного контроля и валютного регулирования;
рассмотреть органы и агентов валютного контроля и валютного регулирования;
исследовать перспективы развития валютного контроля.

Содержание

Введение 3
1 Сущность валютного контроля и регулирования 5
1.1 Понятие и принципы валютного контроля и регулирования 5
1.2 Объекты и предмет валютного контроля 8
1.3 Формы и методы валютного контроля 10
2 Органы и агенты валютного контроля 14
2.1 Виды органов и агентов валютного контроля 14
2.2 Права и обязанности органов и агентов и их должностных лиц 16
2.3 Нарушение функций агентов 21
3 Перспективы развития валютного контроля в Российской Федерации 24
Заключение 28
Список использованных источников 30

Работа содержит 1 файл

курсовая по фин праву 1.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

     Основная  форма общего валютного контроля - проведение проверок (последующий  контроль).

     3) банковский - осуществляется Банком России (в том числе его территориальными учреждениями) и уполномоченными банками в отношении любых валютных операций, совершаемых клиентами уполномоченных банков, а также Банком России в отношении уполномоченных банков в связи с исполнением ими норм валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.

     При этом Банк России обладает статусом органа валютного контроля, а уполномоченные банки - статусом агентов валютного контроля.

     Основная  форма банковского валютного  контроля - наблюдение (текущий контроль) и проверки (последующий контроль).

     4) таможенный - осуществляется таможенными органами в отношении лиц, осуществляющих валютные операции, связанные с перемещением (ввозом и вывозом) через таможенную границу Российской Федерации объектов валютных правоотношений.

     При этом таможенные органы обладают статусом агентов валютного контроля.

     Основная  форма таможенного валютного  контроля - наблюдение (текущий контроль).8

     Организационно-правовые формы валютного контроля на практике существуют не изолированно, а тесно  переплетаются. Наиболее ярким примером их взаимодействия может служить осуществление валютного контроля при экспортно-импортных операциях, в котором участвуют и банки, и таможенные органы.

     Такое положение делает необходимым обеспечение  четкой координации между всеми органами и агентами валютного контроля как для обеспечения целостности и максимальной эффективности системы валютного контроля, так и во избежание дублирования функций или неоправданного вмешательства в валютные операции резидентов и нерезидентов.

     В целях решения данной проблемы Правительство  Российской Федерации специально уполномочено на осуществление необходимой межведомственной координации. Однако, опыт функционирования системы валютного контроля в нашей стране не дает оснований для чрезмерной переоценки возможностей Правительства Российской Федерации в рабочем режиме обеспечивать взаимодействие различных органов валютного контроля.

     С учетом этого представляется целесообразным либо создание межведомственного совещательного координирующего органа для обсуждения наиболее важных вопросов в сфере валютного контроля, либо формирование коллегиального органа по аналогии с Национальным банковским советом для принятия ключевых решений в области проведения валютной политики, либо предоставление координирующих функций одному из реально действующих органов валютного контроля (наиболее целесообразно - Банку России).

     Таким образом, валютный контроль – это  комплекс нормативно закрепленных административных (правоприменительных) и организационных мер, осуществляемых специально уполномоченными на основании закона государственными органами или иными организациями (например, уполномоченными банками в качестве агентов валютного контроля) и направленных на реализацию порядка совершения валютных операций и сделок в части валютных ограничений, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка. 

 

2 Органы  и агенты валютного  контроля

2.1 Виды органов и  агентов валютного  контроля

     Валютный  контроль и валютное регулирование  в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с законом о валютном контроле и иными федеральными законами.

     Система валютного контроля в Российской Федерации формировалась постепенно. Первоначально в качестве органов  валютного контроля были предусмотрены  лишь Банк России и Правительство РФ в соответствии с законами Российской Федерации.

     В настоящее время органами валютного  контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.

     Агентами  валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»9, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.

     Профессиональными участниками рынка ценных бумаг  являются юридические лица, осуществляющие брокерскую деятельность (брокеры), дилерскую деятельность (дилеры), деятельность по управлению ценными бумагами (управляющие), деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг), депозитарную деятельность (депозитарии), деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг (регистраторы), деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг (организаторы торговли на рынке ценных бумаг).10

     Следует отметить, что профессиональные участники  рынка ценных бумаг, будучи агентами валютного контроля, подотчетны федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, не имеющему статуса органа валютного контроля. При этом Правительство Российской Федерации осуществляет специальную функциональную координацию между профессиональными участниками рынка ценных бумаг и Банком России. Однако формы и цели обеспечения такого взаимодействия остаются пока нечеткими;

     Таможенные  органы осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.11

     В то же время согласно ч. 3 ст. 22 закона о валютном контроле все таможенные органы, включая ФТС России, отнесены к категории агентов валютного контроля, что создает очевидную неопределенность в структуре правоотношений, возникающих между ФТС России и иными таможенными органами при осуществлении ими валютного контроля.

     Контроль  за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

     Контроль  за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

     Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

     Правительство Российской Федерации обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации.

     Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными и налоговыми органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Уполномоченные  банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым  органам для выполнения ими функций  агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных  Центральным банком Российской Федерации.12

2.2 Права и обязанности органов и агентов и их должностных лиц

     Органы  и агенты валютного контроля и  их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:

     1) проводить проверки соблюдения  резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

     2) проводить проверки полноты и  достоверности учета и отчетности  по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

     3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

     Органы  валютного контроля и их должностные  лица в пределах своей компетенции  имеют право:

     1) выдавать предписания об устранении  выявленных нарушений актов валютного  законодательства Российской Федерации  и актов органов валютного регулирования;

     2) применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

     Порядок представления резидентами и  нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается:

     1) для представления агентам валютного  контроля, за исключением уполномоченных  банков, - Правительством Российской Федерации;

     2) для представления уполномоченным банкам - Центральным банком Российской Федерации.

     В целях осуществления валютного  контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

     1) документы, удостоверяющие личность  физического лица;

     2) документ о государственной регистрации  физического лица в качестве  индивидуального предпринимателя;

     3) документы, удостоверяющие статус  юридического лица, - для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица - для резидентов;

     4) свидетельство о постановке на  учет в налоговом органе;

     5) документы, удостоверяющие права  лиц на недвижимое имущество;

     6) документы, удостоверяющие права  нерезидентов на осуществление  валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые  органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента,  если получение нерезидентом  такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

     7) уведомление налогового органа  по месту учета резидента об  открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;

     8) регистрационные документы в  случаях, когда предварительная  регистрация предусмотрена в соответствии с настоящим Федеральным законом;

     9) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;

     10) документы, оформляемые и выдаваемые  кредитными организациями, включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;

     11) таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

     12) паспорт сделки.

     13) документы, подтверждающие, что физические  лица являются супругами или близкими родственниками, включая документы, выданные органами записи актов гражданского состояния (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении), вступившие в законную силу решения суда об установлении факта семейных или родственных отношений, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, а также записи в паспортах о детях, о супруге и иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Информация о работе Правовое регулирование валютного контроля в Российской Федерации