Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 23:38, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ организации валютного контроля и валютного регулирования в России. Исходя из этого, можно поставить следующие задачи:
определить сущность валютного контроля и валютного регулирования;
рассмотреть органы и агентов валютного контроля и валютного регулирования;
исследовать перспективы развития валютного контроля.
Введение 3
1 Сущность валютного контроля и регулирования 5
1.1 Понятие и принципы валютного контроля и регулирования 5
1.2 Объекты и предмет валютного контроля 8
1.3 Формы и методы валютного контроля 10
2 Органы и агенты валютного контроля 14
2.1 Виды органов и агентов валютного контроля 14
2.2 Права и обязанности органов и агентов и их должностных лиц 16
2.3 Нарушение функций агентов 21
3 Перспективы развития валютного контроля в Российской Федерации 24
Заключение 28
Список использованных источников 30
Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.
Все
документы должны быть действительными
на день представления агентам
Документы представляются агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.
Оригиналы документов принимаются агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные агентом валютного контроля копии.
Налоговые органы, осуществляющие предварительную регистрацию, в пределах своей компетенции обязаны рассматривать заявления резидентов о предварительной регистрации и принимать решение о предварительной регистрации либо об отказе в предварительной регистрации.
Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:
1)
осуществлять контроль за
2)
представлять органам
Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством Российской Федерации коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.
Органы
и агенты валютного контроля при
наличии информации о нарушении
актов валютного
1) в отношении юридического лица - наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место государственной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения;
2)
в отношении физического лица
- фамилию, имя, отчество, данные
о документе, удостоверяющем
Органы и агенты валютного контроля представляют органу валютного контроля, уполномоченному Правительством Российской Федерации, необходимые для осуществления его функций документы и информацию в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за неисполнение функций, установленных настоящим Федеральным законом, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.
Обычно все нарушения группируются по направлениям валютного контроля:
Это логично вытекает из содержания нормативных актов Банка России, но данная классификация не содержит информации о причинах нарушений. Для установления взаимосвязи между нарушениями и внешнеэкономическими сделками были оценены и сгруппированы нарушения банков с точки зрения «умышленности».
Нарушения выполнения функций агента валютного контроля можно разделить на две группы - случайные и неслучайные.
Случайные нарушения возникают по причине технических или операционных сбоев в банковских технологиях. Нарушения этой группы исключим из рассмотрения в данной работе. Остановимся на анализе неслучайных нарушений.
К неслучайным нарушениям можно отнести неслучайные неумышленные и неслучайные умышленные. Неслучайные неумышленные - нарушения, связанные с непониманием инструкций (или с искренним заблуждением). Нарушения неслучайные умышленные имеют место, когда банк для своей выгоды целенаправленно «идет на поводу» у клиента.
Сопоставление конкретных нарушений с видами сделок позволяет сделать вывод, что неслучайные неумышленные нарушения характерны в основном для подозрительных урегулированных сделок. Неслучайные умышленные - исключительно для сделок, проводимых в нарушение валютного законодательства. Нарушения, не поддающиеся точной квалификации, для подозрительных неурегулированных сделок. То есть более 50% общего числа нарушений приходится на подозрительные сделки, валютные операции по которым недостаточно урегулированы.
В настоящее время органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.
Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.
Таким образом, банки, предоставляя сведения о подозрительных сделках, включают в их число значительное число сделок, не имеющих ничего общего с оттоком капитала. По нашему мнению, целесообразно разработать детальную классификацию сделок, подозрительных на отток капитала, включив в нее дополнительные признаки-фильтры, например, такие, как завышение импортных и занижение экспортных цен по сравнению с мировыми, передача результатов выполнения услуг по электронным каналам связи, и увязать эти признаки-фильтры с конкретными сделками.
В условиях мирового экономического кризиса, затронувшего и Россию, совершенствование государственного контроля за осуществлением валютных операций приобрело особую актуальность. В рамках исполнения государственной функции по валютному контролю Росфиннадзор и его территориальные органы в 2010 году решали задачи по выявлению и пресечению нарушений валютного законодательства и актов органов валютного регулирования. Особое внимание было уделено повышению эффективности методов контроля. Положительные результаты в значительной степени достигались благодаря взаимодействию с Банком России, а также агентами валютного контроля: ФНС России, ФТС России и коммерческими банками.
Что
касается 2011 года, то мы продолжается работа
по анализу и обобщению
Валютное законодательство должно учитывать новые явления и тенденции в экономике, вызванные мировым финансовым кризисом. Поэтому рассматривается возможность использования таких инструментов, как: изменение порядка осуществления валютного контроля за трансграничными переводами валюты РФ между резидентами; создание системы отслеживания и противодействия заключению фиктивных внешнеторговых контрактов, что потребует более четкой и отлаженной системы сбора и анализа информации о валютных операциях, а также принятия ряда мер валютного регулирования; установление дополнительных требований к режиму счетов резидентов в банках, расположенных за пределами России.
В
целях совершенствования
Эффективной реализации Росфиннадзором функций по валютному контролю способствует налаженное взаимодействие с Банком России, таможенными и налоговыми органами. Так, одной из форм взаимодействия Росфиннадзора с агентами валютного контроля является реализация полученных от агентов валютного контроля (ФТС России, ФНС России) протоколов об административных правонарушениях по статье 15.25 КоАП РФ «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования».
Основными причинами нарушения валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования являются, во-первых, низкий уровень внутреннего контроля у участников ВЭД по соблюдению требований валютного законодательства и актов органов валютного регулирования. Во-вторых, Банк России установил новые более короткие сроки представления подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций, и резиденты не успели перестроиться под более жесткие требования. Но не во всех случаях такое ужесточение оправданно. В-третьих, обстоятельства, связанные с личностью правонарушителя, а именно недостаточная квалификация и низкий образовательный уровень, игнорирование и пренебрежительное отношение к закону.
В ряде случаев причины совершения правонарушений связаны с несовершенством самого валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования. Так, например, в области совершения валютных операций между резидентами, а также валютных операций в наличной форме положения Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» допускают неоднозначную трактовку, что приводит к совершению нарушений со стороны резидентов и нерезидентов и одновременно определяет отрицательную судебную практику в отношении вынесенных постановлений о наказании. Положения статьи 19 Закона № 173-ФЗ о соблюдении контрактных сроков совершения расчетов сформулированы без учета возможного многообразия изложения условий о сроках в контрактах, а зачастую и отсутствия в контракте этих условий.
Отдельной проблемой являются «фирмы-однодневки» — заведомо неплатежеспособные юридические лица. Такие «призраки», как правило, отсутствуют по месту государственной регистрации, не обладают имуществом, не ведут финансово-хозяйственную деятельность, их учредителями и директорами являются номинальные лица. Зачастую их деятельность сводится к тому, чтобы принести в банк для обоснования перевода денег за границу несколько фиктивных таможенных деклараций. Понятно, что это только один из незаконных видов деятельности, для которых создаются такие юридические лица. Важно, что сегодня есть уже не только понимание необходимости комплексного решения проблемы совместными усилиями целого ряда государственных органов, но и проработан ряд принципиальных мер по противодействию этому явлению. Росфиннадзор активно участвует в этой работе. В связи с этим Росфиннадзор и его территориальные органы активно проводят разъяснительную работу с участниками ВЭД. В целях формирования у последних необходимых знаний для создания механизмов, позволяющих обеспечить надлежащий внутренний контроль за соблюдением требований валютного законодательства, Росфиннадзор проводит в субъектах Федерации совещания по вопросам и проблемам, связанным с валютным контролем.
Информация о работе Правовое регулирование валютного контроля в Российской Федерации