Правовое регулирование налогов с юридических лиц и физических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 22:31, курсовая работа

Описание работы

Ведущую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет правовое регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью в области финансов.
Цель курсовой работы – раскрыть сущность и структуру правового регулирования налогов и сборов. В данной курсовой работе мною будут рассмотрены особенности налогового законодательства, правовое регулирование налогообложения физических и юридических лиц а, в частности: • рассмотрены объекты налогообложения; • исследованы налоговые ставки; • найдено определение сущности налогов и сборов, рассмотрены их виды, функции; • обращено особое внимание на налоговую ответственность; • проанализировано правовое регулирование физических лиц;

Содержание

Введение 3
Теоретическая часть 4
Глава 1 Правовое регулирование налогов и сборов 4
Основы налогового законодательства 4
Глава 2 Правовое регулирование налогов с юридических лиц и физических лиц 14
Правовое регулирование налогообложения юридических лиц 14
Правовое регулирование налогообложения физических лиц 18
Практическая часть 25
Заключение 27
Список литературы 32

Работа содержит 1 файл

Курсовая Фин. право - Правовое регулирование налогов с юридических лиц и физических лиц.docx

— 69.41 Кб (Скачать)

Налог считается установленным  только при наличии юридического факта определенности налоговой  обязанности, то есть когда в совокупности определены налогоплательщики и  следующие обязательные элементы налогообложения:

  • объект налогообложения; налоговая база; налоговый период;

  • налоговая ставка; порядок исчисления налога;

  • порядок и сроки уплаты налога.

При установлении сборов в качестве обязательных элементов  должны быть определены:

  • плательщики сборов;

  • объект обложения;

  • облагаемая сбором база; ставка сбора.

Таким образом, если законодатель не установил или не определил  хотя бы один из перечисленных обязательных элементов налогообложения, налог  не должен считаться установленным, и обязанность по его уплате не возникает.

Помимо вышеперечисленных  существенных (или обязательных) элементов  налогообложения существуют и дополнительные (или факультативные) элементы юридического состава налога. Так, в необходимых  случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах  и сборах могут также предусматриваться  налоговые льготы и основания  для их использования налогоплательщиком.

Исполнение налоговой  обязанности обеспечивается силой государственного принуждения, осуществляемого налоговыми органами, а в необходимых случаях и органами налоговой полиции. За неисполнение рассматриваемой обязанности налогоплательщик несет ответственность, вплоть до уголовной. С учетом системообразующего характера и значения обязанности налогоплательщиков (или плательщиков сборов) участвовать в расходах государства отдельные авторы кратко именуют обязанность по уплате налога (сбора) общим термином "налоговая обязанность". Это узкий подход к определению понятия "налоговая обязанность налогоплательщика или плательщика сбора".

Поэтому следует помнить, что рассматриваемая обязанность  является главной, конституционной, но не единственной налоговой обязанностью налогоплательщиков и плательщиков сборов.

Иные обязанности указанных  лиц, предусмотренные, в частности, нормами ст. 23 НК РФ, также являются налоговыми по своей сути, так как  проистекают из налоговых правоотношений и установлены действующим налоговым  законодательством. К ним, например, относятся:

    • обязанность встать на учет в налоговых органах, если такое требование содержится в НК РФ;

    • вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

    • представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" и т. д.

Эти обязанности носят  по отношению к основной конституционной  обязанности налогоплательщиков и  плательщиков сборов - обязанности  по уплате налогов (сборов) - производный  и обеспечительный характер. Поэтому  понятие "налоговая обязанность  налогоплательщика или плательщика  сбора" включает в себя как обязанность  по уплате налогов (сборов), так и  иные обязанности участников налоговых  правоотношений, установленные налоговым  законодательством.

Обязанность по уплате налога (сбора) возникает, изменяется и прекращается при наличии определенных оснований, которые устанавливаются НК РФ. Исполнение обязанности по уплате налога (сбора) может осуществляться добровольно и принудительно.

Обязанность по уплате конкретного  налога (сбора) возникает у налогоплательщика  и плательщика сбора с момента  появления у него объекта налогообложения, которым могут являться: имущество, операции по реализации товаров (работ, услуг), стоимость реализованных  товаров (выполненных работ, оказанных  услуг), прибыль, доход либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с  наличием которого у налогоплательщика  законодательство о налогах и  сборах связывает возникновение  обязанности по уплате налога (п. 1 ст. 38 части первой НК РФ). При этом:

    • стоимостная характеристика объекта налогообложения означает, что он может выражаться в денежной сумме;

    • количественная - характеризует объект налогообложения количеством вещей, объединенных определенным родовым признаком (например, послевоенный налог на плодовые деревья на приусадебных участках, взимавшийся в зависимости от количества таких деревьев);

    • физическая - используется, к примеру, при установлении и взимании транспортного налога, когда за основу расчета подлежащего уплате налога берется мощность двигателя транспортного средства, исчисляемая в лошадиных силах, либо объем двигателя, исчисляемый в кубических сантиметрах.

Под основными видами объектов налогообложения понимаются:

  • имущество;

  • деятельность налогоплательщика по реализации товаров, работ, услуг;

  • экономические результаты такой деятельности, в частности: прибыль, доход;

  • иные объекты.

Каждый налог имеет  самостоятельный объект обложения. Объекты федеральных, региональных и местных налогов определяются исключительно федеральным законодателем. Это одна из гарантий недопущения  многократного налогообложения, когда  один и тот же объект облагается несколькими налогами одновременно. Приостановление обязанности по уплате налогов и сборов осуществляется в отношении налогоплательщиков - физических лиц, признанных безвестно  отсутствующими или недееспособными, а принадлежащих им денежных средств - недостаточными для исполнения указанной  обязанности. Обязанность по уплате налогов приостанавливается по решению  налогового органа. При принятии в  установленном порядке решения  об отмене признания физического  лица безвестно отсутствующим или  недееспособным приостановленное исполнение обязанности по уплате налогов и  сборов возобновляется со дня принятия указанного решения (п. 3 ст. 51 НК РФ).

Обязанность по уплате налога (сбора) прекращается при наступлении  хотя бы одного из нижеуказанных юридических  фактов:

    • уплаты налога (сбора) - своевременного и в полном объеме исполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора) своей налоговой обязанности путем перечисления исчисленной в установленном порядке суммы налога в соответствующий бюджет;

    • смерти налогоплательщик<sp


Информация о работе Правовое регулирование налогов с юридических лиц и физических лиц