Правовое регулирование налогов с юридических лиц и физических лиц
Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 22:31, курсовая работа
Описание работы
Ведущую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет правовое регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью в области финансов. Цель курсовой работы – раскрыть сущность и структуру правового регулирования налогов и сборов. В данной курсовой работе мною будут рассмотрены особенности налогового законодательства, правовое регулирование налогообложения физических и юридических лиц а, в частности: • рассмотрены объекты налогообложения; • исследованы налоговые ставки; • найдено определение сущности налогов и сборов, рассмотрены их виды, функции; • обращено особое внимание на налоговую ответственность; • проанализировано правовое регулирование физических лиц;
Содержание
Введение 3 Теоретическая часть 4 Глава 1 Правовое регулирование налогов и сборов 4 Основы налогового законодательства 4 Глава 2 Правовое регулирование налогов с юридических лиц и физических лиц 14 Правовое регулирование налогообложения юридических лиц 14 Правовое регулирование налогообложения физических лиц 18 Практическая часть 25 Заключение 27 Список литературы 32
Налог считается установленным
только при наличии юридического
факта определенности налоговой
обязанности, то есть когда в совокупности
определены налогоплательщики и
следующие обязательные элементы налогообложения:
объект налогообложения; налоговая база; налоговый период;
налоговая ставка; порядок исчисления налога;
порядок и сроки уплаты налога.
При установлении сборов
в качестве обязательных элементов
должны быть определены:
плательщики сборов;
объект обложения;
облагаемая сбором база; ставка сбора.
Таким образом, если законодатель
не установил или не определил
хотя бы один из перечисленных обязательных
элементов налогообложения, налог
не должен считаться установленным,
и обязанность по его уплате не
возникает.
Помимо вышеперечисленных
существенных (или обязательных) элементов
налогообложения существуют и дополнительные
(или факультативные) элементы юридического
состава налога. Так, в необходимых
случаях при установлении налога
в акте законодательства о налогах
и сборах могут также предусматриваться
налоговые льготы и основания
для их использования налогоплательщиком.
Исполнение налоговой
обязанности обеспечивается силой
государственного принуждения, осуществляемого
налоговыми органами, а в необходимых
случаях и органами налоговой полиции.
За неисполнение рассматриваемой обязанности
налогоплательщик несет ответственность,
вплоть до уголовной. С учетом системообразующего
характера и значения обязанности налогоплательщиков
(или плательщиков сборов) участвовать
в расходах государства отдельные авторы
кратко именуют обязанность по уплате
налога (сбора) общим термином "налоговая
обязанность". Это узкий подход к определению
понятия "налоговая обязанность налогоплательщика
или плательщика сбора".
Поэтому следует помнить,
что рассматриваемая обязанность
является главной, конституционной, но
не единственной налоговой обязанностью
налогоплательщиков и плательщиков
сборов.
Иные обязанности указанных
лиц, предусмотренные, в частности,
нормами ст. 23 НК РФ, также являются
налоговыми по своей сути, так как
проистекают из налоговых правоотношений
и установлены действующим налоговым
законодательством. К ним, например,
относятся:
обязанность встать на учет в налоговых органах, если такое требование содержится в НК РФ;
вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" и т. д.
Эти обязанности носят
по отношению к основной конституционной
обязанности налогоплательщиков и
плательщиков сборов - обязанности
по уплате налогов (сборов) - производный
и обеспечительный характер. Поэтому
понятие "налоговая обязанность
налогоплательщика или плательщика
сбора" включает в себя как обязанность
по уплате налогов (сборов), так и
иные обязанности участников налоговых
правоотношений, установленные налоговым
законодательством.
Обязанность по уплате налога
(сбора) возникает, изменяется и прекращается
при наличии определенных оснований,
которые устанавливаются НК РФ. Исполнение
обязанности по уплате налога (сбора) может
осуществляться добровольно и принудительно.
Обязанность по уплате конкретного
налога (сбора) возникает у налогоплательщика
и плательщика сбора с момента
появления у него объекта налогообложения,
которым могут являться: имущество,
операции по реализации товаров (работ,
услуг), стоимость реализованных
товаров (выполненных работ, оказанных
услуг), прибыль, доход либо иной объект,
имеющий стоимостную, количественную
или физическую характеристики, с
наличием которого у налогоплательщика
законодательство о налогах и
сборах связывает возникновение
обязанности по уплате налога (п. 1 ст. 38
части первой НК РФ). При этом:
стоимостная характеристика объекта налогообложения означает, что он может выражаться в денежной сумме;
количественная - характеризует объект налогообложения количеством вещей, объединенных определенным родовым признаком (например, послевоенный налог на плодовые деревья на приусадебных участках, взимавшийся в зависимости от количества таких деревьев);
физическая - используется, к примеру, при установлении и взимании транспортного налога, когда за основу расчета подлежащего уплате налога берется мощность двигателя транспортного средства, исчисляемая в лошадиных силах, либо объем двигателя, исчисляемый в кубических сантиметрах.
Под основными видами объектов
налогообложения понимаются:
имущество;
деятельность налогоплательщика по реализации товаров, работ, услуг;
экономические результаты такой деятельности, в частности: прибыль, доход;
иные объекты.
Каждый налог имеет
самостоятельный объект обложения.
Объекты федеральных, региональных
и местных налогов определяются
исключительно федеральным законодателем.
Это одна из гарантий недопущения
многократного налогообложения, когда
один и тот же объект облагается
несколькими налогами одновременно.
Приостановление обязанности по
уплате налогов и сборов осуществляется
в отношении налогоплательщиков
- физических лиц, признанных безвестно
отсутствующими или недееспособными,
а принадлежащих им денежных средств
- недостаточными для исполнения указанной
обязанности. Обязанность по уплате
налогов приостанавливается по решению
налогового органа. При принятии в
установленном порядке решения
об отмене признания физического
лица безвестно отсутствующим или
недееспособным приостановленное исполнение
обязанности по уплате налогов и
сборов возобновляется со дня принятия
указанного решения (п. 3 ст. 51 НК РФ).
Обязанность по уплате налога
(сбора) прекращается при наступлении
хотя бы одного из нижеуказанных юридических
фактов:
уплаты налога (сбора) - своевременного и в полном объеме исполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора) своей налоговой обязанности путем перечисления исчисленной в установленном порядке суммы налога в соответствующий бюджет;