Правовое регулирование налогов с юридических лиц и физических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 22:31, курсовая работа

Описание работы

Ведущую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет правовое регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью в области финансов.
Цель курсовой работы – раскрыть сущность и структуру правового регулирования налогов и сборов. В данной курсовой работе мною будут рассмотрены особенности налогового законодательства, правовое регулирование налогообложения физических и юридических лиц а, в частности: • рассмотрены объекты налогообложения; • исследованы налоговые ставки; • найдено определение сущности налогов и сборов, рассмотрены их виды, функции; • обращено особое внимание на налоговую ответственность; • проанализировано правовое регулирование физических лиц;

Содержание

Введение 3
Теоретическая часть 4
Глава 1 Правовое регулирование налогов и сборов 4
Основы налогового законодательства 4
Глава 2 Правовое регулирование налогов с юридических лиц и физических лиц 14
Правовое регулирование налогообложения юридических лиц 14
Правовое регулирование налогообложения физических лиц 18
Практическая часть 25
Заключение 27
Список литературы 32

Работа содержит 1 файл

Курсовая Фин. право - Правовое регулирование налогов с юридических лиц и физических лиц.docx

— 69.41 Кб (Скачать)

 

 

АННОО СПО

«Санкт-Петербургский  полицейский техникум экономики, управления и права»

 

Юридический факультет

 

 

Курсовая работа

 

По дисциплине: « Финансовое право »

По теме: « Правовое регулирование налогов с юридических лиц и физических лиц »

 

 

 

 

 

 

Слушателя:

21 заочной группы

Подсыпаниной Д.В.

№ зачет. книжки 120-10

 

Преподаватель:

Погорелова Г.М

 

 

Санкт-Петербург

2013 год

 

Содержание

 

Введение            3

Теоретическая часть           4

Глава 1 Правовое регулирование налогов и сборов      4

    1. Основы налогового законодательства       4

Глава 2 Правовое регулирование налогов с юридических лиц и физических лиц  14

    1. Правовое регулирование налогообложения юридических лиц   14
    2. Правовое регулирование налогообложения физических лиц    18

Практическая часть           25

Заключение            27

Список литературы           32

 

Введение

Ведущую роль в формировании и развитии экономической структуры  любого современного общества играет правовое регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью в  области финансов.

Цель курсовой работы – раскрыть сущность и структуру правового регулирования налогов и сборов. В данной курсовой работе мною будут рассмотрены особенности налогового законодательства, правовое регулирование налогообложения физических и юридических лиц а, в частности:

  • рассмотрены объекты налогообложения;
  • исследованы налоговые ставки;
  • найдено определение сущности налогов и сборов, рассмотрены их виды, функции;
  • обращено особое внимание на налоговую ответственность;
  • проанализировано правовое регулирование физических лиц;
  • проанализировано правовое регулирование юридических лиц

 

Теоретическая часть

 

Глава 1 Правовое регулирование налогов и сборов

 

    1. Основы налогового законодательства

 

Законодательство о налогах  и сборах представляет собой систему  современных нормативных правовых актов, призванную эффективно обеспечивать финансовыми средствами бюджеты всех уровней: федеральный, региональные и местные.

В соответствии со ст. 1 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) все нормативные правовые акты о налогах и сборах разделены на две группы: на законы и иные нормативные правовые акты. К первой группе относятся НК РФ, федеральные и региональные (т. е. субъектов РФ) законы, ко второй — иные нормативные правовые акты, принятые законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ и представительными органами местного самоуправления. Однако НК РФ ч. I не указывает, какие по названию акты принимают законодательные (представительные) органы. Поэтому, исходя из фактических полномочий представительных органов, к таким актам относятся постановления и решения, например постановление Московской Городской Думы «О введении в действие Закона города Москвы «О ставках и льготах по налогу на прибыль» от 2 марта 1994 г. №13.

Таким образом, термин «законодательство о налогах и сборах» охватывает НК РФ, федеральные, региональные законы и иные нормативные правовые акты, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных налогах и сборах. В данный термин не входят нормативные правовые акты, издаваемые государственными органами исполнительной власти, и акты исполнительных органов местного самоуправления. В основу правового построения налоговой системы в Российской Федерации положены определенные принципы, отражающие объективные закономерности развития российского государства. К таким принципам относятся: всеобщность налогообложения; равенство налогообложения; справедливость налогообложения; законность налогообложения и др.

Всеобщность налогообложения означает, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Принцип справедливости — это, когда налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из политических, идеологических, экономических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками.

Принцип равенства налогообложения представляет собой положение, согласно которому все налогоплательщики имеют равные обязанности по уплате налогов и сборов и равные права в получении налоговых льгот.

Принцип законности налогообложения означает обязательное исполнение требований законодательства всеми субъектами налогового права. В частности, ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы в ином порядке, чем это определено Налоговым кодексом РФ.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 НК РФ).

Из определения следует, что понятие «налог» характеризуется  экономико-правовыми признаками.

К экономическим признакам  следует отнести имущество, выраженное в денежной форме, а также платеж, т. е. денежный расчет.

К юридическому признаку можно  отнести форму отчуждения принадлежащих  налогоплательщикам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п. 2 ст. 8 НК РФ).

Система налогов и сборов в Российской Федерации определяется ст. 12 — 18 НК РФ ч. I. В соответствии с  этими нормами устанавливаются  и взимаются:

    • федеральные налоги и сборы;
    • налоги и сборы субъектов Российской Федерации;
    • местные налоги и сборы.

 Законодательство о  налогах и сборах регулирует  властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов,  сборов в Российской Федерации  от 1993 г. № 2292, «О некоторых  изменениях в налогообложении  и во взаимоотношениях бюджетов  разных уровней» от 22 декабря 1993 г. № 2270; постановления Правительства РФ «Об утверждении ставок акцизов по отдельным видам товаров» от 30 сентября 1993 г. N° 985, «Об уточнении показателей республиканского бюджета Российской Федерации на IV квартал 1993 г.» от 23 декабря 1993 г. № 1324, «Об акцизе на автомобили марки «Москвич» от 9 января 1994 г. № 13, «О внесении изменений в некоторые решения Правительства Российской Федерации» от 14 февраля 1994 г. № 116; изменения и дополнения № 8 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации «О порядке исчисления и уплаты акцизов» от 9 декабря 1991 г. № 2.

В настоящее время акцизы регулируются ст. 179 — 206 НК РФ. Налогоплательщиками  акциза признаются:

    • организации;
    • индивидуальные предприниматели;
    • лица, признаваемые налогоплательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

В Кодексе предусмотрены  особенности определения налогоплательщика  в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности). Например, участники договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) несут солидарную ответственность  по исполнению обязанности по уплате налога. В качестве лица, исполняющего обязанности по исчислению и уплате всей суммы налога, признается лицо, ведущее дела простого товарищества. В случае если ведение дел простого товарищества осуществляется совместно  всеми участниками простого товарищества, то они самостоятельно определяют участника, исполняющего обязанности по исчислению и уплате всей суммы налога.

Плательщиками налогов и  сборов признаются юридические и  физические лица. Филиалы и представительства  российских юридических лиц не являются самостоятельными плательщиками налогов  и сборов, т.е. не являются налогоплательщиками (ст. 19 НК РФ ч. I).

В НК РФ ч. I (ст. 20) введена  новая категория налогоплательщиков — это взаимозависимые лица, которыми признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут  непосредственно влиять на условия  или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно: одно лицо участвует  в имуществе другого лица (организации) и доля такого участия составляет более 20%; одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению; лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

Однако вышеназванная  правовая норма не раскрывает особенности  таких понятий, как «должностное лицо», «условия деятельности лица»  и др. А между тем, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому  лицу по должностному положению, то в  этом случае речь идет о должностном  лице как служащем. Из многочисленных определений, предложенных учеными, наиболее удачным следует признать такое: «должностными лицами называются служащие, имеющие право совершать служебные  юридические действия»[2]. В науке  административного права широко распространено мнение о том, что  «различие между должностными лицами и иными служащими состоит  в том, что первые имеют властные (распорядительные) полномочия, а вторые — нет»[3]. Это определение должностного лица распространяется на все должностные  лица, в том числе на работников, на которых возложены властные полномочия в государственных, муниципальных  органах власти, руководители, их заместители, начальники цехов (отделов, служб), их заместители  организаций всех форм собственности.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что ст. 20 НК РФ ч. I установила положение, согласно которому все физические лица, выполняющие  полномочия должностного лица, обязаны  платить налоги.

Что касается положения ст. 20 НК РФ ч. I о том, что одно лицо участвует  в имуществе другого лица (организации) и доля такого участия составляет более 20%, то в этом случае оно является налогоплательщиком. Это положение  распространяется на организации, участвующие  в уставном капитале зависимого хозяйственного общества (ст. 106 ГК).

Объектами налогообложения могут быть: операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое обоснование, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. При этом указывается, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с настоящим Кодексом (ст. 38 НК РФ ч. I).

Определив виды объектов налогообложения, законодатель далее раскрывает их суть с позиции налогообложения. В  частности, под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав, за исключением имущественных прав, относящихся к имуществу в  соответствии с ГК (ст. 128 — 132).

Товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

Работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе этой деятельности. Например, юридическая или медицинская консультация, оказанная одним лицом другому лицу.

Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Подоходный налог с физических лиц», «Налог на прибыль организаций», «Налог на доходы от капитала» НК РФ.

Возникновение, изменение  и прекращение обязанности по уплате налога или сбора базируются на обстоятельствах, предусмотренных  законодательством о налогах и сборах (ст. 44 НК РФ ч. I).

Такими обстоятельствами признаются:

а) наличие статуса налогоплательщика  у конкретного субъекта налоговых  отношений, предопределенного налоговой  правоспособностью и налоговой  дееспособностью;

б) наличие объекта налогообложения  у плательщика;

в) отсутствие права на освобождение от уплаты налога или сбора, т. е. отсутствие налоговых льгот у конкретного  налогоплательщика;

г) наличие норм законодательства о налогах и сборах, закрепляющих порядок и условия налогообложения.

Исполнение обязанности  по уплате налогов и сборов может  обеспечиваться следующими способами:

а) залогом имущества;

б) поручительством;

в) пеней;

г) приостановлением операций по счетам в банке;

д) наложением ареста на имущество налогоплательщика (ст. 72 НК РФ ч. I). Порядок и условия применения способов обеспечения исполнения налоговых обязанностей изложены в ст. 73 — 77 НК РФ.

За надлежащим исполнением  законодательства о налогах и  сборах установлен налоговый контроль, проводимый должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции в следующих формах:

Информация о работе Правовое регулирование налогов с юридических лиц и физических лиц