Правовое регулирование налогов с юридических лиц и физических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 22:31, курсовая работа

Описание работы

Ведущую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет правовое регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью в области финансов.
Цель курсовой работы – раскрыть сущность и структуру правового регулирования налогов и сборов. В данной курсовой работе мною будут рассмотрены особенности налогового законодательства, правовое регулирование налогообложения физических и юридических лиц а, в частности: • рассмотрены объекты налогообложения; • исследованы налоговые ставки; • найдено определение сущности налогов и сборов, рассмотрены их виды, функции; • обращено особое внимание на налоговую ответственность; • проанализировано правовое регулирование физических лиц;

Содержание

Введение 3
Теоретическая часть 4
Глава 1 Правовое регулирование налогов и сборов 4
Основы налогового законодательства 4
Глава 2 Правовое регулирование налогов с юридических лиц и физических лиц 14
Правовое регулирование налогообложения юридических лиц 14
Правовое регулирование налогообложения физических лиц 18
Практическая часть 25
Заключение 27
Список литературы 32

Работа содержит 1 файл

Курсовая Фин. право - Правовое регулирование налогов с юридических лиц и физических лиц.docx

— 69.41 Кб (Скачать)

а) налоговые проверки;

б) получение объяснений налогоплательщиков и иных обязанных  лиц;

в) проверки данных учета  и отчетности;

г) осмотр помещений и  территорий, используемых налогоплательщиками  для извлечения дохода (прибыли);

д) в других формах, предусмотренных Кодексом (ст. 82 НК РФ).

В целях повышения эффективности  налогового контроля со стороны налоговых  органов законодатель предусмотрел в НК РФ ч. I правила, закрепляющие определенную, строго обязательную последовательность контрольных действий:

    • учет налогоплательщиков (ст. 83 — 86 Кодекса);
    • проведение налоговых проверок и оформление их результатов (ст. 87 - 100 Кодекса);
    • производство по делу о налоговом правонарушении (ст. 101 — 105 Кодекса).

В ходе учета налоговые  органы — Государственные налоговые  инспекции (ГНИ) — получают важные сведения о налогоплательщиках:

1) об их количестве;

2) месте нахождения;

3) видах деятельности;

4) наличии имущества;

5) источниках прибыли (доходов).

При постановке на первичный  учет каждому налогоплательщику  присваивается идентификационный  номер (ИНН), который налогоплательщики  обязаны указывать в декларациях, отчетах, заявлениях, платежных, расчетных  и иных документах.

Виды налоговых проверок, порядок и условия их проведения, правила составления соответствующих  документов закреплены в ст. 87 — 100 НК РФ ч. I. Налоговые органы (ГНИ) проводят следующие виды налоговых проверок: камеральные и выездные.

Камеральная налоговая проверка проводится:

1) у всех налогоплательщиков (т.е. организаций и индивидуальных  предпринимателей);

2) по месту нахождения  налогового органа на основе  налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком  и служащих основанием для  исчисления и уплаты налога, а  также других документов о  деятельности налогоплательщика,  имеющихся у налогового органа;

3) регулярно каждый квартал.

Выездная налоговая проверка проводится только на основании решения  руководителя налогового органа (ГНИ) или его заместителя не чаще одного раза в год и не может, как правило, продолжаться более двух месяцев, лишь в исключительных случаях вышестоящий  налоговый орган может увеличить  продолжительность выездной проверки до трех месяцев, а также с выездом  должностных лиц налоговых органов  к налогоплательщику по месту  его нахождения.

За налоговые правонарушения законодательство о налогах и  сборах предусматривает ответственность  за их совершение. Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое НК РФ установлена ответственность.

Налоговая ответственность – это применение уполномоченными органами к налогоплательщикам, плательщикам сборов и иным лицам, содействующим укрытию налога, налоговых санкций за совершение налогового правонарушения. Неисполнение налогоплательщиками своих обязанностей обеспечивается мерами государственного принуждения. За налоговое правонарушение применяют налоговые санкции, меры к принудительному взысканию недоимок по налогам. Исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам налогоплательщика-организации, индивидуального предпринимателя, плательщика сборов-организации или налогового агента-организации, наложением ареста на имущество налогоплательщика (ст. 72 НК РФ).

Налоговая ответственность  по своей природе представляет собой  разновидность финансово-правовой ответственности, поскольку, во-первых, законодательство о налогах и  сборах призвано обеспечить бюджеты  всех уровней (федеральный, региональные и местные) финансовыми (денежными) средствами; во-вторых, к налоговой  ответственности привлекаются налогоплательщики (организации и физические лица), в отношении которых со стороны  налоговых органов не может осуществляться исполнительно-распорядительная деятельность; в-третьих, налоговое правонарушение является самостоятельным видом юридического нарушения.

Налоговая ответственность  наступает с 16-летнего возраста (п. 2 ст. 107 НК РФ). Мерой ответственности  за совершение налогового правонарушения является налоговая санкция, применяемая  в виде денежных взысканий (штрафов). В зависимости от смягчающих или  отягчающих обстоятельств, установленных  Налоговым кодексом РФ ч. I, размер штрафа уменьшается либо увеличивается.

Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании  налоговой санкции не позднее  шести месяцев со дня обнаружения  налогового правонарушения и составления  соответствующего акта.

Объектом  налогообложения признаются такие операции:

    • реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации;
    • передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;
    • ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Кроме этих операций предусмотрены еще 18 операций, подпадающих под акцизный налог. Налоговый период устанавливается как каждый календарный месяц. Налоговые ставки устанавливаются на виды подакцизных товаров, среди которых: этиловый спирт-сырец из всех видов сырья, табачные и ювелирные изделия, легковые автомобили, нефть и стабильный газовый конденсат и другие подакцизные товары (ст. 193 НК РФ).

Налог на прибыль  организаций является одним из четырех важнейших видов обязательных платежей налоговой системы Российской Федерации. Данный налог отличается от НДС тем, что является прямым, т. е. «его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата»[1]. Правовой базой (основой) этого вида налога служат Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (далее — Закон), принятый Верховным Советом РФ 27 декабря 1991 г. и введенный с 1 января 1992 г.; Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах» от 22 декабря 1992 г.; Указ Президента РФ «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов разных уровней» от 22 декабря 1993 г. № 2270; Инструкция Министерства РФ по налогам и сборам «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» от 15 июня 2000 г. В настоящее время налог на прибыль организаций регулируется ст. 246 - 333 НК РФ.

Плательщиками налога на прибыль  согласно ст. 246 НК РФ признаются: российские организации, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства  и/или получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Объектом  налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком (ст. 247 НК РФ).

Прибылью  является:

1) для российских организаций — полученный доход, уменьшенный на величину производственных расходов;

2) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, — полученный через эти постоянные представительства доход, уменьшенный на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, определенных в соответствии с гл. 25 НК РФ;

3) для иных иностранных организаций — доход, полученный от источников в Российской Федерации. Доходы указанных налогоплательщиков определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ.

Ст. 309 НК РФ установила (закрепила) особенности налогообложения иностранных  организаций, не осуществляющих деятельность через постоянные представительства  в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации.

Налоговая ставка согласно ст. 284 НК РФ устанавливается в размере 24 %. При этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 7,5 %, зачисляется в федеральный бюджет, сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 %, зачисляется в местные бюджеты. Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в Российской Федерации через постоянные представительства, устанавливаются в следующих размерах:

1) 20 % — с любых доходов, кроме указанных в подпункте 2 настоящего пункта и п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ;

2) 10 % — от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров (включая трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для транспортировки) в связи с осуществлением международных перевозок.

Пункты 3 и 4 ст. 284 НК РФ установили некоторые особенности ставок по налогу. В частности, в налоговой  базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие  ставки:

1) 6 % — по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами — налоговыми резидентами Российской Федерации;

2) 15 % — по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций.

При этом налог исчисляется  с учетом особенностей, предусмотренных  ст. 275 НК РФ. Пункт 4 ст. 284 НК РФ установил, что к налоговой базе, определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств, применяют следующие  налоговые ставки:

1) 15 % — по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (кроме ценных бумаг, указанных в подпункте 2 настоящего пункта), условиями выпуска и обращения, которых предусмотрено получение дохода в виде процентов;

2) 0 % — по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 г. включительно, и другие особенности.

Налоговым периодом по налогу признается календарный год. Отчетными  периодами по налогу на прибыль организаций  признаются первый квартал, полугодие  и девять месяцев календарного года (ст. 285 НК РФ). Налог на прибыль организаций  наряду с вышеизложенными элементами закрепил значительное число особенностей правового регулирования налоговых  отношений. Например, особенности определения доходов банков (ст. 290 НК РФ), особенности определения доходов страховых организаций (страховщиков) (ст. 293 НК РФ), особенности налогообложения срочных сделок (ст. 301 НК РФ) и др.

Юридические лица как налогоплательщики  уплачивают и другие виды налогов, предусмотренных  НК РФ.

 

Глава 2 Правовое регулирование налогов с юридических  лиц и физических лиц

 

2.1. Правовое регулирование налогообложения юридических лиц

 

Среди нормативных актов, обеспечивающих налогообложение юридических  лиц, особое значение имеют Закон  РФ «О налоге на добавленную стоимость», принятый Верховным Советом РСФСР 6 декабря 1991 г. с изменениями и  дополнениями, внесенными федеральными законами от 17 марта 1997 г. с изменениями  и дополнениями, внесенными федеральными законами от 7 марта 1996 г., от 10 января 1997 г., от 18 февраля 1998 г.; Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27 декабря 1991 г. с изменениями и дополнениями, включая внесенные Федеральным законом от 10 января 1997 г.

Особая значимость этих актов  состоит в том, что они установили (запретили) налоги, которые по тяжести  налогового бремени выделяются среди  обязательных платежей.

С введением с 1 января 2001 г. в действие ч. II Налогового кодекса  РФ (гл. 21 «Налог на добавленную стоимость») Закон РФ «О налоге на добавленную  стоимость» от 6 декабря 1991 г. утратил  силу за исключением подпунктов «Т», «У», «Щ», «Э», «Я» п. 2 ст. 5, которые  утрачивают силу с 1 января 2002 г. (ст. 1 и 2 Федерального закона «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации» от 19 июля 2000 г.).

Налогу на добавленную  стоимость в НК РФ отведена гл. 21.

Налог на добавленную стоимость  представляет собой форму изъятия  в бюджет добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства, и определяется как разница между  стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:

а) организации;

б) индивидуальные предприниматели;

в) лица, признаваемые налогоплательщиками  налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу  России, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ (ст. 143 НК РФ).

Таким образом, плательщиками  НДС являются юридические лица и  индивидуальные предприниматели. Что  касается иностранных организаций, то согласно п. 2 ст. 144 НК РФ они имеют  право встать на учет в налоговых  органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации. Постановка на учет осуществляется налоговым  органом на основании письменного  заявления иностранной организации.

Информация о работе Правовое регулирование налогов с юридических лиц и физических лиц