Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 00:26, доклад
За финансовые правонарушения к правонарушителю применяются финансовые санкции.
Финансовые санкции — это меры государственного принуждения, предусмотренные финансово-правовыми нормами, возлагающими на правонарушителей дополнительные обременения в виде финансовых пеней и штрафов. Иначе говоря, финансово-правовые санкции — это и есть меры финансово-правовой ответственности.
ф за нарушение правил совершения расчетных операций предприятие может взыскать только с обслуживающего банка. Ответственность, предусмотренная п. 7 Положения о штрафах, не может быть применена к обслуживающему банку, если задержка поступления средств на счет его клиента произошла не по его вине, а вследствие нарушений, допущенных почтой или иными банками. В обязанность банка входит зачисление средств на счет клиента в день поступления соответствующих документов. Пункт 7 Положения о штрафах предусматривает ответственность банка за несвоевременное исполнение этой обязанности. До поступления документов у банка отсутствует обязанность по проведению банковских операций, и, следовательно, он не может нести ответственность, если просрочка зачисления средств на счет кредитора произошла вследствие действий иных участников расчетной операции. С 1 июля 1992 г. с банков снята ответственность за начисление и взыскание пени в расчетах между клиентами и установлено, что при несвоевременной оплате поставленной продукции покупатель (плательщик) уплачивает пеню в порядке, предусмотренном в договоре между поставщиком (получателем) и покупателем (плательщиком). Постановлением Президиума Верховного Совета РФ и Правительства РФ от 25 мая 1992 г. с 1 июля 1992 г. введена пеня за просрочку платежа в пользу поставщика в размере 0,5 процента в день в случаях," когда размер ее не определен по согласованию между поставщиком и покупателем в договоре на поставку. Этим же актом предусмотрено, что в случае задержки зачисления на счета клиентов платежа по вине банка с указанного банка взимается в пользу поставщика пеня за каждый день просрочки зачисления платежа в размере 0,5 процента в день. Уплатой штрафов, предусмотренных законодательством, не ограничивается имущественная ответственность банков. В договоре между банком и клиентом могут предусматриваться дополнительные штрафные санкции. Кроме того, банки несут ответственность за причиненный клиенту материальный ущерб в размере прямых убытков и упущенной выгоды. Размер имущественной ответственности предприятий перед банком непосредственно законом не определен. Здесь применяются общие нормы гражданско-правовой ответственности. В ряде случаев конкретный размер такой ответственности 380 устанавливается в договорах банковского счета и вклада, кредитных договорах и имеет целью способствовать выполнению предприятием своих обязанностей в кредитно-расчетных операциях. Следует подчеркнуть, что санкции банка, применяемые к предприятию, не освобождают его от ответственности перед контрагентами по договорам, в соответствии с которыми производятся расчеты. Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем средств рассматриваются сторонами в установленном порядке без участия банковских учреждений. Претензии к банку, связанные с выполнением расчетных
операций, направляются предприятием в обслуживающий его банк, с которым заключен договор банковского счета. В свою очередь коммерческие банки направляют свои претензии в расчетно-кассовый центр Центрального банка РФ. Подача жалобы и предъявление иска не приостанавливает операции по счету. Споры, возникающие между банками и предприятиями о взыскании штрафов за нарушение правил документооборота и применении мер имущественной ответственности, рассматриваются аритражным судом. Предприятие несет полную ответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины. Предприятие, систематически не выполняющее свои обязательства по расчетам, может быть объявлено неплатежеспособным. Об этом сообщается основным поставщикам товарно-материальных ценностей и вышестоящему органу. В последнее время участились случаи хищения денежных средств путем их зачисления на счета предприятий по фиктивным авизо и другим платежным документам. В связи с этим установлен особый порядок наложения ареста на незаконно поступившие на счет денежные средства. Основанием для наложения ареста на денежные средства является постановление следователя, которое должно содержать следующие сведения: наименование органа расследования, дату и место вынесения постановления, должность, звание или классный чин, фамилию и инициалы следователя, принявшего решение о наложении ареста, описание имевших место обстоятельств и мотивов принятого решения, полное наименование предприятия, его юридический адрес по регистрации, номер расчетного счета, сумма, 381 на которую налагается арест, полное наименование банка, которому направляется данное постановление, номер корреспондентского счета этого банка и наименование расчетно-кассового центра (РКЦ), номер отдельного лицевого счета на балансовом счете 140 «Депозиты правоохранительных органов», на который должны быть зачислены указанные средства. Постановление следователя о наложении ареста на денежные средства должно быть заверено печатью органа, в производстве которого находится данное уголовное дело. Один экземпляр указанного постановления вручается коммерческому банку, а другой — руководителю предприятия. По получении постановления следователя банк прекращает операции с арестованными средствами и не использует их как кредитные ресурсы. Не позднее трех рабочих дней после получения постановления о наложении ареста предприятие должно представить в банк поручение на перечисление суммы средств, указанных в постановлении, на отдельный лицевой счет на балансовом счете 140 «Депозиты правоохранительных органов». Если руководители предприятий отказываются дать согласие на такое перечисление, денежные средства остаются на счете предприятия с наложением на них ареста. В том случае, если у банка имеются данные о том, что авизо и платежные документы подложные, но уголовное дело не возбуждалось, он обязан безотлагательно передать материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.