Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 00:26, доклад
За финансовые правонарушения к правонарушителю применяются финансовые санкции.
Финансовые санкции — это меры государственного принуждения, предусмотренные финансово-правовыми нормами, возлагающими на правонарушителей дополнительные обременения в виде финансовых пеней и штрафов. Иначе говоря, финансово-правовые санкции — это и есть меры финансово-правовой ответственности.
Применение финансовых санкций за нарушение финансового законодательства осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ, Таможенным кодексом РФ, Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. «О Федеральном казначействе», Указом Президента РФ от 23 марта 1994 г. «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей», письмом Минфина России от 4 октября 1995 г. «О применении штрафных санкций за нецелевое использование средств федерального бюджета», а также письмом Госналогслужбы России от 17 июля 1996 г. «Об ответственности организаций за нецелевое использование средств федерального бюджета, несвоевременный возврат этих средств, а также за просрочку уплаты процентов за их использование». Бюджетный кодекс РФ также в ст. 285 определяет порядок применения такой финансово-правовой санкции как пеня.
За налоговые правонарушения, нарушение таможенного законодательства, а также бюджетные правонарушения применяется такая финансово-правовая санкция, как пеня.
В соответствии
с Налоговым кодексом РФ пеня может
быть уплачена налогоплательщиком добровольно
или взыскана с него в принудительном
порядке. При этом в соответствии с п. 6
ст. 75
НК РФ принудительное взыскание пени с
налогоплательщика производится в бесспорном
порядке, а с физических лиц — в судебном
порядке.
Добровольная
уплата пени осуществляется следующим
образом:
а) налоговый орган, приняв решение по
результатам налоговой проверки, направляет
налогоплательщику в 10-дневный срок от
даты вынесения соответствующего решения
требования об уплате налога и соответствующих
пеней. Срок исполнения такого требования
указывается в самом требовании;
б) в случае исполнения налогоплательщиком
требования налогового органа по уплате
налога и пеней в установленный срок имеет
место добровольная уплата им финансово-правовой
санкции в виде пени.
Принудительное
взыскание пени с организации-
а) такое взыскание возможно в случае неуплаты
налогоплательщиком пени в добровольном
порядке;
б) налоговый орган осуществляет принудительное
взыскание пени за счет денежных средств,
находящихся на счетах организаций, а
при недостаточности или отсутствии —
за счет иного имущества организации-налогоплательщика
или организации-налогового агента;
в) принудительное
взыскание пени с организаций
происходит путем направления налоговым
органом в банк инкассового поручения
на списание и перечисление в соответствующие
бюджеты денежных средств со счетов
этих организаций. Решение о взыскании
принимается не позднее 10 дней после истечения
срока исполнения требования об уплате
налога. Решение, принятое после истечения
этого срока, является недействительным
и исполнению не подлежит. Однако в этом
случае налоговый орган может обратиться
в суд с иском о взыскании с организации
причитающейся к уплате суммы налога.
Решение о взыскании должно быть доведено
до сведения организации в срок не позднее
пяти дней после вынесения решения о нем;
г) взыскание пени может производиться
с рублевых расчетных (текущих) и валютных
счетов организаций и не может производиться
с депозитного счета организации, если
не истек срок действия депозитного договора;
д) при взыскании средств с валютных счетов
организации руководитель налогового
органа (его заместитель) одновременно
с инкассовым поручением направляет поручение
банку на продажу не позднее следующего
дня валюты этой организации;
е) инкассовое поручение (распоряжение) исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, в случае, когда взыскание производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если пени взыскивается с валютных счетов.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах организации налоговый орган вправе взыскать пени за счет иного имущества организации в соответствии со ст. 47 НК РФ.
Порядок принудительного
взыскания пени с физического
лица-налогоплательщика или
а) согласно ст. 48 НК РФ налоговый орган
обращается в суд с иском о взыскании пени
за счет имущества физического лица. Такой
иск может быть подан налоговым органом
в течение шести месяцев после истечения
требования об уплате налога;
б) взыскание пени за счет имущества физического
лица производится на основании вступившего
в законную силу решения суда в соответствии
с ФЗ «Об исполнительном производстве»
с учетом особенностей, предусмотренных
Налоговым кодексом РФ.
В соответствии со ст. 124 ТК РФ пени за неуплаченные таможенные платежи взыскиваются таможенным органом Российской Федерации в бесспорном порядке с организаций, а также с физических лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации для коммерческих целей. С физических лиц, перемещающих товары через таможенную границу не для коммерческих целей, взыскание производится в судебном порядке.
Пеня за бюджетные правонарушения, предусмотренные в ежегодно принимаемых законах о федеральном бюджете в виде просрочки уплаты основной суммы долга и процентов за пользование средствами федерального бюджета, предоставленными на возвратной основе, взыскивается налоговыми органами службы в трехдневный срок по представлению органов Федерального казначейства.
В Бюджетном кодексе РФ также определен порядок применения финансовой санкции в виде пени. В соответствии со ст. 284 БК РФ органы Федерального казначейства имеют право: а) взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки; б) взыскивать в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. Бесспорное списание бюджетных средств осуществляется на основе постановления, подписанного руководителем (заместителем руководителя) соответствующего органа Федерального казначейства. Такое постановление принимается на основе акта проверки получателя бюджетных средств либо на основе заключения должностного лица органа Федерального казначейства об истечении срока возврата бюджетных средств или процентов (платы) за пользование бюджетными средствами. Постановление о бесспорном списании бюджетных средств принимается в течение 10 дней после составления акта проверки (ст. 285 БК РФ).
Помимо пени
за налоговые правонарушения, нарушения
бюджетного законодательства, а также
нарушения порядка ведения
Порядок наложения штрафа за налоговые правонарушения установлен в ст. 101, 104, 111, 115 НК РФ. Штраф может быть уплачен лицом, совершившим налоговое правонарушение, добровольно или взыскан с него в судебном порядке.
Добровольная
уплата штрафа за налоговые правонарушения
возможна в следующем порядке:
а) налоговый орган направляет налогоплательщику
(иному обязанному лицу) требование об
уплате недоимки по налогу, пени, а также
штрафа. Срок уплаты указывается в требовании;
б) в случае исполнения налогоплательщиком
(иным обязанным лицом) требования налогового
органа в установленный срок, имеет место
добровольная уплата им финансово-правовой
санкции в виде штрафа.
Взыскание штрафа с налогоплательщика
(или иного обязанного лица) за налоговое
правонарушение в судебном порядке осуществляется
в случае:
а) если налогоплательщик (иное обязанное
лицо) отказался добровольно уплатить
сумму штрафа или пропустил срок уплаты,
указанный в требовании;
б) исковое заявление о взыскании штрафа
с организации или индивидуального предпринимателя
подается налоговым органом в арбитражный
суд, а с физического лица, не являющегося
индивидуальным предпринимателем, — в
суд общей юрисдикции.
В ст. 111 НК РФ предусматриваются обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения. Эти обстоятельства должны учитываться при вынесении налоговым органом решения о привлечении лица к налоговой ответственности и направлении ему требования об уплате штрафа, а также судом при рассмотрении дела о налоговом правонарушении. К таким обстоятельствам относятся: а) совершение налогового правонарушения вследствие стихийного бюдствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств; б) совершение налогового правонарушения физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния; в) выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных указаний и разъяснений, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции.
В ст. 112 НК РФ указываются обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. К обстоятельствам, смягчающим ответственность, относятся: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; иные обстоятельства, которые налоговым органом или судом могут быть признаны смягчающими ответственность. При наличии хотя бы одного из вышеназванных смягчающих обстоятельств размер штрафа, указанный в налоговом требовании, подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с установленным в Налоговом кодексе РФ.
К обстоятельствам, отягчающим ответственность, относится совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. В этом случае размер штрафа увеличивается налоговым органом или судом на 100% (ст. 114 НК РФ).
Налоговый кодекс РФ в ст. 115 устанавливает срок давности и для взыскания штрафа за налоговое правонарушение. Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании штрафа не позднее трех месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. Однако в случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или прекращении уголовного дела.
Порядок наложения финансового штрафа за бюджетные правонарушения установлен сегодня Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. «О федеральном казначействе». Он производится налоговыми органами в бесспорном порядке в трехдневный срок по представлении органов Федерального казначейства.
Наложение финансового
штрафа за несоблюдение правил ведения
кассовых операций, а также несоблюдение
условий работы с денежной наличностью
осуществляется органами Министерства
по налогам и сборам РФ по сведениям, предоставляемым
коммерческими банками и другими органами,
контролирующими соблюдение организациями
порядка ведения кассовых операций и условий
работы с денежной наличностью.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БАНКОВ и ПРЕДПРИЯТИЙ ЗА НАРУШЕНИЕ РАСЧЕТНОЙ ДИСЦИПЛИНЫСтрогое соблюдение правил расчетных операций всеми участниками расчетных отношений является важным средством, обеспечивающим укрепление договорной и платежной дисциплины. Банки и предприятия несут ответственность за нарушение правил совершения расчетных операций в соответствии с действующим законодательством. Законодательные акты содержат как общие, так и специальные условия такой ответственности. К общим относятся условия, наличие которых необходимо для возложения ответственности на нарушителя обязательства в любом гражданском правоотношении: 1) противоправность; 2) наличие убытков; 3) причинная связь между противоправными действиями (бездействием) и вредоносными последствиями; 4) вина правонарушителя. Например, несвоевременное зачисление банком средств на счет клиента, подпадающее под вышеперечисленные условия, является основанием для возложения на него имущественной ответственности в денежной форме. Однако законодательство содержит и специальные нормы об ответственности за нарушение правил совершения расчетных операций, предусматривая ответственность в виде денежных штрафов . При этом для такой ответственности достаточно самого факта нарушения по вине банка. Имущественная ответственность коммерческих банков и их клиентов в расчетных правоотношениях определяется: а) нормативными актами и б) договорами между банком и его клиентом. К нормативным актам следует отнести законодательные акты, а также правила, издаваемые Центральным банком РФ. Эти нормативные акты не могут быть изменены соглашением сторон расчетных правоотношений. Среди таких актов особое место занимает Положение о штрафах за нарушение правил совершения расчетных операций, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1983 г. № 911. Согласно п. 7 этого акта за несвоевременное (позднее следующего дня после получения соответствующего документа) или неправильное списание средств со счета владельца, а также за несвоевременное или неправильное зачисление банком сумм, причитающихся владельцу, владелец вправе потребовать от банка (расчетно-кассового центра) уплатить в свою пользу штраф в размере 0,5 процента несвоевременно зачисленной (списанной) суммы за каждый день задержки. Эта норма сохранила свою силу до настоящего времени. Штрафные санкции могут быть применены только при наличии договорных отношений между банком, допустившим нарушение, и предприятием-клиентом. В соответствии с п. 29 Закона о банках и банковской деятельностиі отношения между предприятием и банком носят договорный характер. Поэтому 1 См.: Гл. 19 учебника. 2 СЗ РФ. 1995. Ns 18. Ст. 1593. 378 1 ВВС РСФСР. 1990. N8 27. Ст. 357. 379 Ж: штра