Понятие и виды финансовых санкций

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 00:26, доклад

Описание работы

За финансовые правонарушения к правонарушителю применяются финансовые санкции.
Финансовые санкции — это меры государственного принуждения, предусмотренные финансово-правовыми нормами, возлагающими на правонарушителей дополнительные обременения в виде финансовых пеней и штрафов. Иначе говоря, финансово-правовые санкции — это и есть меры финансово-правовой ответственности.

Работа содержит 1 файл

Понятие и виды финансовых санкций.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

Понятие и виды финансовых санкций 

За финансовые правонарушения к правонарушителю  применяются финансовые санкции. 
Финансовые санкции — это меры государственного принуждения, предусмотренные финансово-правовыми нормами, возлагающими на правонарушителей дополнительные обременения в виде финансовых пеней и штрафов. Иначе говоря, финансово-правовые санкции — это и есть меры финансово-правовой ответственности.

За налоговые  правонарушения финансово-правовые санкции  предусмотрены в ст. 116-129, 132-135, а  также в ст. 75 НК РФ. Однако надо иметь в виду, что в ст. 114 НК РФ в качестве меры ответственности назван только штраф. Это обусловлено неоднозначным пониманием юридической ответственности и, в частности, отождествлением в большинстве случаев юридической ответственности только с карательными санкциями правовых норм. Между тем финансово-правовые санкции как меры ответственности подразделяются на карательные и восстановительные.

За бюджетные  правонарушения санкции предусматриваются  в ежегодно принимаемых законах  о бюджетах на очередной финансовый год. В частности, в ФЗ «О федеральном бюджете на 1998 год» финансовые санкции содержатся в ст. 56. Бюджетный кодекс РФ также в ряде случаев прибегает к финансовым санкциям за нарушение бюджетного законодательства, однако совместно с административными. Финансово-правовые санкции предусмотрены и в ст. 124 Таможенного кодекса РФ. К финансово-правовым следует отнести и санкции за нарушение порядка ведения кассовых операций, установленные в ст. 9 Указа Президента РФ от 24 мая 1994 г. «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей».

  • Специфические признаки
  • Функция пени
  • Финансово-правовые штрафы
  • Штраф
  • Предупредительные меры государственного принуждения
  • Бюджетный кодекс РФ

Специфические признаки

Специфические признаки, рассмотренные вместе, позволяют  отличить эти финансово-правовые санкции  от административно-правовых.

Во-первых, финансово-правовые санкции применяются за совершение финансового правонарушения, которое в сравнении с административным имеет специфику (по субъектам). Во-вторых, финансово-правовые санкции имеют исключительно имущественный (денежный характер). Это — пени и штрафы. В-третьих, денежные средства, изъятые у правонарушителя в качестве санкций, зачисляются в бюджет или государственный внебюджетный фонд. В-четвертых, санкции, применяемые за финансовые правонарушения, часто носят восстановительный и штрафной характер.

Все финансово-правовые санкции подразделяются на два вида: правовосстановительные и штрафные (карательные).

Правовосстановительные  санкции направлены на устранение вреда, причиненного государству или муниципальному образованию финансовым правонарушением. Правовосстановительной санкцией является пеня. В бюджетном и таможенном законодательстве не содержится понятие пени, хотя эта санкция предусмотрена. Это понятие определено только в ст. 75 НК РФ применительно к налоговым правонарушениям. «Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налога или сбора в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки».

А я катаюсь на фингерборд для начинающих, помоги мне разобраться с ними! Контрактные АКПП - ремонт акпп тойота. Ремонт акпп.

 

Функция пени

Функция пени как  финансово-правовой санкции заключается  в том, чтобы компенсировать государству  или муниципальному образованию  тот вред, а именно убытки, которые  они несут в связи с несвоевременной  уплатой соответствующими субъектами в бюджет налога, сбора, несвоевременным возвратом бюджетных средств и т.д. Таким образом, финансово-правовая пеня — это дополнительное обременение для правонарушителя.

Размер пени как финансово-правовой санкции  определен в законодательстве. Пеня за налоговые правонарушения равна одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но не более 0,1% в день относительно неуплаченной суммы налога или сбора (п. 4 ст. 75 НК РФ). Однако во всех случаях сумма пеней не может превышать неуплаченной суммы налога. Пеня за бюджетные правонарушения в 1998 г. равнялась одной трехсотой действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки. Этот же размер пени предусмотрен и в БК РФ (ст. 290, 291, 305).

Пеня как финансово-правовая санкция отличается от пени как гражданско-правовой санкции. Финансово-правовые пени в отличие от гражданско-правовых не могут быть установлены соглашением сторон; суммы этих пеней взыскиваются исключительно в доход государства или муниципальных образований; взыскание этих пеней с организаций осуществляется в бесспорном порядке уполномоченными государственными органами, а гражданско-правовые пени могут быть взысканы только через суд.

Карательные (штрафные) финансово-правовые санкции устанавливаются  за финансовые правонарушения в целях наказания правонарушителя. Они устанавливаются в виде штрафов.

Финансово-правовые штрафы

Финансово-правовые штрафы за совершение налогового правонарушения взимаются в размерах, предусмотренных  в гл. 16 Налогового кодекса РФ. При  наличии смягчающих обстоятельств размер такого штрафа уменьшается не меньше чем в два раза, а при наличии отягчающих — увеличивается на 100%. 
Финансово-правовой штраф за нарушение бюджетного законодательства предусматривается ежегодно принимаемым законом о федеральном бюджете. В частности, в соответствии со ст. 56 ФЗ «О федеральном бюджете на 1998 год» за нецелевое использование предприятиями и организациями средств федерального бюджета взимается штраф в размере двойной действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Штраф как мера финансово-правовой ответственности  взимается также в соответствии с Указом Президента РФ «Об осуществлении  комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов  и иных обязательных платежей» при  несоблюдении условий работы с денежной наличностью, а также несоблюдении порядка ведения кассовых операций:

за расчеты  наличными денежными средствами с другими предприятиями, учреждениями и организациями сверх установленных  предельных сумм — в двукратном размере суммы произведенного платежа; 
за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности — в трехкратном размере неоприходованной суммы;

за несоблюдение действующего порядка хранения свободных  денежных средств, а также за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов — в трехкратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности.

Штраф как мера финансово-правовой ответственности  принципиально отличается от административного  штрафа и гражданско-правового штрафа.

Финансовый штраф отличается от административного по порядку его применения: во-первых, финансовый штраф не может быть заменен иным взысканием, а также уполномоченный орган не может по своему усмотрению освобождать от наложения штрафа; во-вторых, исключается возможность взыскания штрафа и обжалования постановления о наложении штрафа в порядке производства по делам об административных правонарушениях; 
в-третьих, часто финансовый штраф налагается вместе со взысканием недоимки по налогам и пени (п. 3 ст. 101 НК РФ).

Учитывая, что финансово-правовая ответственность является разновидностью имущественной, целесообразно финансовый штраф отличать и от штрафа как меры гражданско-правовой ответственности. Так, финансовый штраф, налагаемый за финансовые правонарушения, уплачивается налогоплательщиком, получателем бюджетных кредитов за счет прибыли, остающейся у организации после уплаты налогов, а гражданско-правовой штраф относится на внереализационные расходы предприятия. Кроме того, финансовый штраф предусматривается в законодательстве, а гражданско-правовой штраф может устанавливаться соглашением сторон. От финансово-правовых санкций, являющихся мерами финансово-правовой ответственности, нужно отличать иные меры государственного принуждения, применяемые компетентными органами в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

В отличие от мер финансово-правовой ответственности, направленных на устранение вреда, причиненного финансовым правонарушением, и наказание  правонарушителя, иные меры государственного принуждения в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований направлены на то, чтобы предупредить возможные неправомерные действия субъектов финансовых правоотношений, а в случае необходимости — пресечь противоправные действия и обеспечить привлечение правонарушителя к финансовой или иной юридической ответственности. В связи с этим иные меры государственного принуждения в вышеназванной сфере подразделяются на предупредительные и пресекательные.

Предупредительные меры государственного принуждения

Предупредительные меры государственного принуждения  выполняют функцию предупреждения возможных неправомерных действий субъектов финансовых правоотношений. Главным образом эти меры применяются  органами Министерства по налогам и  сборам РФ, Государственным таможенным комитетом РФ при осуществлении налогового контроля, а в ряде случаев — органами Федеральной службы налоговой полиции и Федеральным казначейством.

В число предупредительных  мер, в частности, включаются следующие: 
а) право налоговых органов вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков и иных обязанных лиц для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими налогов (ст. 31 НК РФ); 
б) право налоговых органов осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, производить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества (ст. 31 НК РФ);

в) право налоговых  органов требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных  поручений налогоплательщиков и  иных обязанных лиц и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых  органов о списании со счетов налогоплательщиков и иных обязанных лиц сумм налогов и санкций за налоговые правонарушения (ст. 31 НК РФ); 
г) вызов в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля (ст. 31 НК РФ); 
д) право органов казначейства получать от банков, иных финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов организаций, использующих средства федерального бюджета, государственных (федеральных) внебюджетных фондов, а также внебюджетные (федеральные) средства.

Бюджетный кодекс РФ

Бюджетный кодекс РФ также предусматривает меры государственного принуждения предупредительного характера. В частности, за невозврат бюджетных  средств, предоставленных на возвратной основе предусматриваются не только финансово-правовые санкции, но и предупредительная мера в виде сокращения или прекращения всех других форм финансовой помощи из соответствующего бюджета, в том числе предоставление отсрочек и рассрочек по уплате платежей в соответствующий бюджет. Эта мера направлена на то, чтобы предупредить возможное аналогичное правонарушение со стороны получателей бюджетных ссуд в будущем (ст. 290 БК РФ)

Пресекательные  меры государственного принуждения  в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных  образований выполняют функцию пресечения противоправных действий и создания условий для привлечения правонарушителя к финансовой или иной юридической ответственности.

К пресекательным мерам государственного принуждения, в частности, относятся следующие: 
а) право налоговых органов изымать по акту при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или иного обязанного лица документы, свидетельствующие о совершении налоговых правонарушений в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены (ст. 31 НК РФ);

б) право налоговых  органов приостанавливать операции по счетам лиц в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков и иных обязанных лиц в порядке, предусмотренном НК РФ (ст. 31). 
в) право налоговых органов в ходе налоговой проверки производить выемку документов и предметов и т.д. (ст. 94 НК РФ).

Порядок применения финансовых санкций 

Информация о работе Понятие и виды финансовых санкций