Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 00:26, доклад
За финансовые правонарушения к правонарушителю применяются финансовые санкции.
Финансовые санкции — это меры государственного принуждения, предусмотренные финансово-правовыми нормами, возлагающими на правонарушителей дополнительные обременения в виде финансовых пеней и штрафов. Иначе говоря, финансово-правовые санкции — это и есть меры финансово-правовой ответственности.
За финансовые
правонарушения к правонарушителю
применяются финансовые санкции.
Финансовые санкции — это меры государственного
принуждения, предусмотренные финансово-правовыми
нормами, возлагающими на правонарушителей
дополнительные обременения в виде финансовых
пеней и штрафов. Иначе говоря, финансово-правовые
санкции — это и есть меры финансово-правовой
ответственности.
За налоговые правонарушения финансово-правовые санкции предусмотрены в ст. 116-129, 132-135, а также в ст. 75 НК РФ. Однако надо иметь в виду, что в ст. 114 НК РФ в качестве меры ответственности назван только штраф. Это обусловлено неоднозначным пониманием юридической ответственности и, в частности, отождествлением в большинстве случаев юридической ответственности только с карательными санкциями правовых норм. Между тем финансово-правовые санкции как меры ответственности подразделяются на карательные и восстановительные.
За бюджетные правонарушения санкции предусматриваются в ежегодно принимаемых законах о бюджетах на очередной финансовый год. В частности, в ФЗ «О федеральном бюджете на 1998 год» финансовые санкции содержатся в ст. 56. Бюджетный кодекс РФ также в ряде случаев прибегает к финансовым санкциям за нарушение бюджетного законодательства, однако совместно с административными. Финансово-правовые санкции предусмотрены и в ст. 124 Таможенного кодекса РФ. К финансово-правовым следует отнести и санкции за нарушение порядка ведения кассовых операций, установленные в ст. 9 Указа Президента РФ от 24 мая 1994 г. «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей».
Специфические признаки, рассмотренные вместе, позволяют отличить эти финансово-правовые санкции от административно-правовых.
Во-первых, финансово-правовые санкции применяются за совершение финансового правонарушения, которое в сравнении с административным имеет специфику (по субъектам). Во-вторых, финансово-правовые санкции имеют исключительно имущественный (денежный характер). Это — пени и штрафы. В-третьих, денежные средства, изъятые у правонарушителя в качестве санкций, зачисляются в бюджет или государственный внебюджетный фонд. В-четвертых, санкции, применяемые за финансовые правонарушения, часто носят восстановительный и штрафной характер.
Все финансово-правовые санкции подразделяются на два вида: правовосстановительные и штрафные (карательные).
Правовосстановительные санкции направлены на устранение вреда, причиненного государству или муниципальному образованию финансовым правонарушением. Правовосстановительной санкцией является пеня. В бюджетном и таможенном законодательстве не содержится понятие пени, хотя эта санкция предусмотрена. Это понятие определено только в ст. 75 НК РФ применительно к налоговым правонарушениям. «Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налога или сбора в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки».
А я катаюсь на фингерборд для начинающих, помоги мне разобраться с ними! Контрактные АКПП - ремонт акпп тойота. Ремонт акпп.
Функция пени как
финансово-правовой санкции заключается
в том, чтобы компенсировать государству
или муниципальному образованию
тот вред, а именно убытки, которые
они несут в связи с
Размер пени как финансово-правовой санкции определен в законодательстве. Пеня за налоговые правонарушения равна одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но не более 0,1% в день относительно неуплаченной суммы налога или сбора (п. 4 ст. 75 НК РФ). Однако во всех случаях сумма пеней не может превышать неуплаченной суммы налога. Пеня за бюджетные правонарушения в 1998 г. равнялась одной трехсотой действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки. Этот же размер пени предусмотрен и в БК РФ (ст. 290, 291, 305).
Пеня как финансово-правовая санкция отличается от пени как гражданско-правовой санкции. Финансово-правовые пени в отличие от гражданско-правовых не могут быть установлены соглашением сторон; суммы этих пеней взыскиваются исключительно в доход государства или муниципальных образований; взыскание этих пеней с организаций осуществляется в бесспорном порядке уполномоченными государственными органами, а гражданско-правовые пени могут быть взысканы только через суд.
Карательные (штрафные) финансово-правовые санкции устанавливаются за финансовые правонарушения в целях наказания правонарушителя. Они устанавливаются в виде штрафов.
Финансово-правовые
штрафы за совершение налогового правонарушения
взимаются в размерах, предусмотренных
в гл. 16 Налогового кодекса РФ. При
наличии смягчающих обстоятельств размер
такого штрафа уменьшается не меньше чем
в два раза, а при наличии отягчающих —
увеличивается на 100%.
Финансово-правовой штраф за нарушение
бюджетного законодательства предусматривается
ежегодно принимаемым законом о федеральном
бюджете. В частности, в соответствии со
ст. 56 ФЗ «О федеральном бюджете на 1998 год»
за нецелевое использование предприятиями
и организациями средств федерального
бюджета взимается штраф в размере двойной
действующей ставки рефинансирования
Центрального банка РФ.
Штраф как мера финансово-правовой ответственности взимается также в соответствии с Указом Президента РФ «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей» при несоблюдении условий работы с денежной наличностью, а также несоблюдении порядка ведения кассовых операций:
за расчеты
наличными денежными средствами
с другими предприятиями, учреждениями
и организациями сверх
за неоприходование (неполное оприходование)
в кассу денежной наличности — в трехкратном
размере неоприходованной суммы;
за несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств, а также за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов — в трехкратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности.
Штраф как мера финансово-правовой ответственности принципиально отличается от административного штрафа и гражданско-правового штрафа.
Финансовый штраф
отличается от административного по порядку
его применения: во-первых, финансовый
штраф не может быть заменен иным взысканием,
а также уполномоченный орган не может
по своему усмотрению освобождать от наложения
штрафа; во-вторых, исключается возможность
взыскания штрафа и обжалования постановления
о наложении штрафа в порядке производства
по делам об административных правонарушениях;
в-третьих, часто финансовый штраф налагается
вместе со взысканием недоимки по налогам
и пени (п. 3 ст. 101 НК РФ).
Учитывая, что финансово-правовая ответственность является разновидностью имущественной, целесообразно финансовый штраф отличать и от штрафа как меры гражданско-правовой ответственности. Так, финансовый штраф, налагаемый за финансовые правонарушения, уплачивается налогоплательщиком, получателем бюджетных кредитов за счет прибыли, остающейся у организации после уплаты налогов, а гражданско-правовой штраф относится на внереализационные расходы предприятия. Кроме того, финансовый штраф предусматривается в законодательстве, а гражданско-правовой штраф может устанавливаться соглашением сторон. От финансово-правовых санкций, являющихся мерами финансово-правовой ответственности, нужно отличать иные меры государственного принуждения, применяемые компетентными органами в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
В отличие от мер финансово-правовой ответственности, направленных на устранение вреда, причиненного финансовым правонарушением, и наказание правонарушителя, иные меры государственного принуждения в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований направлены на то, чтобы предупредить возможные неправомерные действия субъектов финансовых правоотношений, а в случае необходимости — пресечь противоправные действия и обеспечить привлечение правонарушителя к финансовой или иной юридической ответственности. В связи с этим иные меры государственного принуждения в вышеназванной сфере подразделяются на предупредительные и пресекательные.
Предупредительные
меры государственного принуждения
выполняют функцию
В число предупредительных
мер, в частности, включаются следующие:
а) право налоговых органов вызывать на
основании письменного уведомления в
налоговые органы налогоплательщиков
и иных обязанных лиц для дачи пояснений
в связи с уплатой (перечислением) ими
налогов (ст. 31 НК РФ);
б) право налоговых органов осматривать
(обследовать) любые используемые налогоплательщиком
для извлечения дохода либо связанные
с содержанием объектов налогообложения
независимо от места их нахождения производственные,
складские, торговые и иные помещения
и территории, производить инвентаризацию
принадлежащего налогоплательщику имущества
(ст. 31 НК РФ);
в) право налоговых
органов требовать от банков документы,
подтверждающие исполнение платежных
поручений налогоплательщиков и
иных обязанных лиц и инкассовых
поручений (распоряжений) налоговых
органов о списании со счетов налогоплательщиков
и иных обязанных лиц сумм налогов и санкций
за налоговые правонарушения (ст. 31 НК
РФ);
г) вызов в качестве свидетелей лиц, которым
могут быть известны какие-либо обстоятельства,
имеющие значение для проведения налогового
контроля (ст. 31 НК РФ);
д) право органов казначейства получать
от банков, иных финансово-кредитных учреждений
справки о состоянии счетов организаций,
использующих средства федерального бюджета,
государственных (федеральных) внебюджетных
фондов, а также внебюджетные (федеральные)
средства.
Бюджетный кодекс РФ также предусматривает меры государственного принуждения предупредительного характера. В частности, за невозврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе предусматриваются не только финансово-правовые санкции, но и предупредительная мера в виде сокращения или прекращения всех других форм финансовой помощи из соответствующего бюджета, в том числе предоставление отсрочек и рассрочек по уплате платежей в соответствующий бюджет. Эта мера направлена на то, чтобы предупредить возможное аналогичное правонарушение со стороны получателей бюджетных ссуд в будущем (ст. 290 БК РФ)
Пресекательные меры государственного принуждения в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований выполняют функцию пресечения противоправных действий и создания условий для привлечения правонарушителя к финансовой или иной юридической ответственности.
К пресекательным
мерам государственного принуждения,
в частности, относятся следующие:
а) право налоговых органов изымать по
акту при проведении налоговых проверок
у налогоплательщика или иного обязанного
лица документы, свидетельствующие о совершении
налоговых правонарушений в случаях, когда
есть достаточные основания полагать,
что эти документы будут уничтожены, сокрыты,
изменены или заменены (ст. 31 НК РФ);
б) право налоговых
органов приостанавливать операции
по счетам лиц в банках и налагать
арест на имущество налогоплательщиков
и иных обязанных лиц в порядке,
предусмотренном НК РФ (ст. 31).
в) право налоговых органов в ходе налоговой
проверки производить выемку документов
и предметов и т.д. (ст. 94 НК РФ).