Понятие финансов и финансовой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 02:49, контрольная работа

Описание работы

Финансы представляют собой отношения по созданию и перераспределению общественных благ и богатств. В этом смысле они тесным образом связаны с денежным обращением и сферой кредита. Вместе с тем, деньги выполняют различные функции, основной из которых можно назвать функцию всеобщего эквивалента, товара, который служит измерителем ценности и стоимости других товаров, работ и услуг

Содержание

Понятие финансов и финансовой деятельности.
Правовой статус государственных внебюджетных фондов: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ.
Понятие валюты и валютных ценностей. Принципы валютного регулирования.

Работа содержит 1 файл

финансы.docx

— 52.63 Кб (Скачать)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВАРИАНТ 1 

  1. Понятие финансов и финансовой деятельности.
  2. Правовой статус государственных внебюджетных фондов: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ.
  3. Понятие валюты и валютных ценностей. Принципы валютного регулирования.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие финансов и финансовой деятельности. 

Основные  понятия финансов 

      Финансы представляют собой отношения по созданию и перераспределению общественных благ и богатств. В этом смысле они  тесным образом связаны с денежным обращением и сферой кредита. Вместе с тем, деньги выполняют различные  функции, основной из которых можно  назвать функцию всеобщего эквивалента, товара, который служит измерителем  ценности и стоимости других товаров, работ и услуг. В отличие от них, финансы представляют собой  отношения, т.е. являются инструментом накопления и распределения богатства, что осуществляется, в том числе, при помощи денежных средств.

Наглядно  суть финансов и их составные компоненты можно представить следующим  образом:

Финансы - отношения  по:

Созданию  и использованию централизованных фондов государства Распределению и перераспределению  ресурсов (общественных благ) путем  использования государственного бюджета, территориальных бюджетов и внебюджетных фондов Созданию и перераспределению  фондов предприятий

      Финансы также тесно связаны с кредитом: последний создает основу для  расширенного воспроизводства и  ускоренного накопления богатства. Через кредитные отношения частично реализуется распределительная  функция финансов и направляется движение денежных и товарных потоков. Здоровое функционирование финансов во многом зависит от состояния денежного  обращения и кредита: чем более  развита денежная и кредитная  системы, тем эффективнее происходит накопление и перераспределение  общественного богатства.

Каковы функции  финансов? Принято выделять три функции, суть которых можно представить  следующим образом: 

Функции финансов
Распределительная Контрольная Регулирующая
В процессе производства и торговли возникают  различные доходы - прибыль предпринимателя, доход его работников, торговая наценка  посредников и т.д. Однако для  целей удовлетворения потребностей общества в развитии требуется перераспределить часть этих и иных доходов. Это  осуществляется путем изъятия (добровольного  либо принудительного) части указанных  доходов, создания за счет этих средств  фондов и расходования фондов на общественно  полезные цели: образование, медицину, строительство, оборону и т.д. К  примеру, срок окупаемости железнодорожного транспорта или метрополитена может  достигать десятки лет. Это означает, что далеко не каждая корпорация, фирма  или банк смогут позволить себе подобные инвестиции; роль инвестора в подобных малоэффективных и низкорентабельных  отраслях берет на себя государство. Для постройки железной дороги и  метрополитена требуются колоссальные средства - их аккумулирование и  расходование осуществляется при помощи распределительной функции финансов. А куда расходовать (на что распределить) ресурсы? Ведь они ограничены, и из двух проектов строительства железной дороги необходимо выбрать наиболее оптимальный. На подобные вопросы можно  ответить, использовав контрольную  функцию. Функционирование  общества и взаимодействие его членов возможно благодаря тому. Что существуют и постоянно совершенствуются механизмы  контроля и управления. В этом смысле финансы более чем "демократичны", поскольку имеют многочисленные механизмы контроля за правильностью  аккумулирования и распределения  фондов и ресурсов. Представим себе указанных ранее работников и  предпринимателей, у которых изымается  весь доход и накопления: теряется сама суть расширенного воспроизводства и повышения рентабельности. Финансы позволяют регулировать (при участии этих работников и предпринимателей) норму изъятия их денежных средств. Представим также, что Собранные таким образом средства расходуются не на метрополитен, а на ведение ненужной войны или строительство дачи чиновнику. Было ли тогда оправдано создание централизованного фонда ресурсов? Скорее всего, нет. Поэтому финансы позволяют также определить наиболее оптимальные пути расходования аккумулированных средств, с тем, чтобы потребности общества были удовлетворены максимально. Представим теперь, что ресурсы были аккумулированы, правильно (по крайней мере, по формальным признакам верно) были выбраны пути инвестирования, к примеру, строительство  гидроэлектростанции. Однако в результате постройки выяснилось, что были затоплены  ценные сельхозземли, и прилежащие районы переживают экономическую стагнацию. Как помочь людям выровнять уровень  развития их района и сравнять его  со среднегосударственным? Как создать  современное производство, которое  могло бы способствовать замедлению оттока молодежи и в перспективе  принести повышение жизненного уровня населения этого района? Один из путей - предоставить ресурсы, необходимые  для выправления сложившейся  ситуации, постройки завода по производству компьютеров, обеспечения жителей  жильем и т.д. Эти ресурсы могут  быть предоставлены банком или финансовой компанией. Но они вряд ли захотят  осуществлять долгосрочные и пока не сулящие высоких прибылей вложения, тем более. Что в определенной степени речь не идет о получении  прибыли, а о предоставлении помощи оказавшимся в беде людям. Предоставлении дотации государственным бюджетом в таком случае характеризует  третью - регулирующую - функцию финансов.
 

      Что же является основой для того, чтобы  финансы могли осуществлять описанные  функции? Безусловно, основой является материальная предпосылка аккумулирования  и распределения ресурсов. Выше использовался  термин "общественное богатство", который необходимо уточнить: материальной основой финансов является национальный доход.

Национальный  доход представляет собой добавленную  стоимость, т.е. то улучшение товара, работы, услуги, которое на каждой стадии взаимодействия производителей, посредников  и потребителей "добавляется" каждым из них. Для того, чтобы студент  ИДО мог получить диплом РУДН, кто-то должен его напечатать на гербовой бумаге, для чего кто-то, в свою очередь  должен эту бумагу изготовить из сырья (несложно достроить цепочку: кто-то должен срубить дерево, обработать его и т.д.) На каждой стадии изготовления бумаги каждый работник "добавлял стоимость", т.е. вкладывал свой труд и ресурсы, что увеличивает цену конечного  продукта. Так вот, совокупность всех доходов, которые были получены каждым работником на стадии обработки и  продажи продукта, называется национальным доходом (он может быть подсчитан  путем сложения всей вновь созданной  стоимости и вычитания стоимости  потребленных в ходе ее создания ресурсов).

      Национальный  доход является основой финансов. Через два главных компонента национального дохода - фонды накопления и фонды потребления - происходит аккумулирование и распределение  ресурсов общества, выравнивание пропорций  и тенденций экономического развития и контроль за правильностью указанных  мер. Если показатель национального  дохода сокращается, то это служит верным знаком к тому, что финансовые отношения  необходимо корректировать (к примеру, уменьшить размер обязательных изъятий  дохода работников и предпринимателей, либо начать жить "по средствам" - сократить расходы и вложения в неэффективные отрасли).  

История финансов и финансовых отношений. 

      Развитие  финансов и финансовых отношений  неразрывно связано с развитием  и становлением государств. Ведь финансы  представляют собой отношения по накоплению и распределению и  последующему перераспределению национального  богатства, причем перераспределение  необходимо именно для осуществления  функций государства. Поэтому финансовые отношения начинают развиваться  тогда, когда появляется необходимость  часть добычи с войны или охоты  отложить и передать тем, кто не участвовал в ее получении (либо заплатить дань соседнему более сильному племени). В дальнейшем финансы развивались  по пути установления руководством племени, общины, поселения и т.д. тех или  иных натуральных повинностей, необходимых  для существования данного общества. С широким развитием рыночных отношений (установлением т.н. капиталистической  формы хозяйствования) финансовые отношения  становятся более многообразными. В  частности, устраняется их единственная связь с казной и прихотями  монарха, короля или шаха. Развиваются  и совершенствуются денежные отношения, некоторые натуральные повинности и оброки заменяются более прогрессивной  формой налогообложения - денежной. Совершенствуются и развиваются функции государства: помимо содержания двора и придворных хозяйств, а также армии и полиции, государство начинает становится активным проводником экономических интересов  крупных торговцев и производителей, финансируя колониальные захваты и  политику протекционизма. Появляется и развивается контрольная функция  финансов: хорошо известен один из лозунгов американской революции "No taxation without representation", который связан с желанием жителей США - тогда поданных Великобритании - участвовать в определении направлений  и объемов расходования налоговых  поступлений в бюджет. Тогда же развивается и институт интерполяций - вопросов, задаваемых представителю  исполнительной власти в парламенте.

      Дальнейшее  развитие финансовых отношений без  преувеличения связано с демократизацией  общества. В большинстве государств укрепляется парламентская (представительная) власть, зарождается политика социальной стабильности, что подразумевает  необходимость перераспределения  средств в пользу наиболее бедных слоев, установления социальный гарантий в виде пособий и пенсий (небезынтересно будет, кстати, отметить, что родоначальником  пенсионного и вообще социального  обеспечения был Бисмарк), внедрения  специальных государственных программ по социальной защите и поддержке (медицина, образование, обеспечение занятости  и т.д.). Особенно быстрые преобразования в данной области принес с собой  двадцатый век; в течение первой трети совокупность разнообразных  финансовых отношений складывается в финансовую систему в том  виде, в котором она, с незначительными  изменениями, существует и поныне. Вместе с тем, он принес и противоположную  тенденцию - колоссальное увеличение военных  расходов (среди них необходимо выделить и расходы на научные исследования). А укрепление военного аппарата, как  правило, влечет и укрепление всей государственной  власти, что также требует расходов. Таким образом, развитие финансов в  нынешнем столетии во многом обуславливалось  единством и борьбой противоположностей: необходимостью увеличения военных  и сопутствующих им расходов и  необходимостью осуществления политики социальной стабильности.

      Кроме того, развитие экономических отношений  на всех уровнях обнажило проблемы циклических и иных кризисов, что, в свою очередь, привело к развитию и усилению масштаба государственного стимулирования экономики. В последующих  лекциях будет подробнее рассмотрен механизм подобного вмешательства (см. фискальная политики и монетаризм), однако здесь можно заметить, что  масштабы вмешательств государств в  экономику огромны и в значительной степени влияют на финансовые отношения. Естественно, что с увеличением  вмешательства финансовые отношения  обогащаются и приобретают новые  грани.

      Таким образом, совершенствование финансов неразрывно связано с развитием  общества: чем сложнее и выше уровень  отношений между людьми, тем более  совершенной структурой обладают финансы. Они поэтому вообще неотделимы от человека, поскольку представляют собой  распределение и перераспределение  созданных человеком богатств. Это, помимо прочего, означает, что история финансов не закончилась: они будут и далее совершенствоваться и развиваться. 

Финансовая  система и финансовая политика 

      Выше  указывалось, что в двадцатом  веке окончательно складывается нынешняя структура финансовой системы. Что  же представляет из себя финансовая система? Какие элементы ее составляют? Как  осуществляется их взаимодействие и  какова их иерархия?

      Финансовая  система представляет их себя определенным образом организованную совокупность всех сфер финансовых отношений, т.е. совокупность механизмов аккумулирования, распределения  и перераспределения фондов.

      Принято различать следующие элементы, или  звенья, финансовой системы:

      (1) государственный  бюджет и бюджеты регионов  и местные бюджеты, которые  в совокупности представляют  собой бюджетную систему;

      (2) внебюджетные  фонды;

      (3) государственный  кредит;

      (4) финансы  различных предприятий и организаций.

      Нередко в качестве отдельного звена выделяют и финансы страхового рынка, указывая на его специфику и отличия  от финансов предприятий. Однако мы считаем, что в настоящее время формы  и методы страхования настолько  разнообразны, что нет причин выделять финансы именно страховых организаций  из общего элемента финансы предприятий. Однако на данном этапе страхование  представляет настолько уникальную сферу человеческой деятельности, что  мы в дальнейшем будем следовать  традиционному выделению страхования  в качестве самостоятельного элемента финансовой системы. 

      Для целей анализа экономики принято  различать макроэкономику (т.е. регулирование  на государственном или межгосударственном уровне) и микроэкономику (т.е. экономику  предприятия или отрасли). Исходя из этого, первые три звена финансовой системы можно отнести к централизованным финансам, которые служат целям макроэкономического  регулирования; четвертый элемент - финансы предприятий - является инструментом микроэкономики. Как взаимодействуют  указанные элементы? Предприятие  А заработало определенную сумму  прибыли, с суммы которой уплачивается налог (реально налоги уплачиваются не только с прибыли, но и с многих других объектов). Указанный налог  поступает в централизованный фонд - государственный бюджет, из которого финансируется весь комплекс государственный  расходов. В нашем случае такими расходами можно назвать строительство  дороги, по которой предприятие А  развозит свою продукцию покупателям, и выплату государством зарплаты служащим стоящей рядом больницы, которые на эти деньги покупают у  предприятия А продукцию. Оно  также уплачивает во внебюджетные фонды  специальные взносы, часть которых  затем расходуется на выплату  пенсий. Пенсионеры приобретают на эти деньги товар у предприятия  Б, которое является контрагентом предприятия  А. Вырученные таким образом средства далее идут на заключение различных  договоров страхования (к примеру, страхуется отгружаемый контрагентам товар и ответственность предприятия  А). Страховая компания В, во-первых, уплачивает налоги, во-вторых, помещает полученные в виде страховой премии средства в банк под 10% годовых. Уплаченные страховой компанией налоги и  взносы в фонды пойдут на содержание милиционера, который расположен рядом  с предприятием А, а также на выплаты  сотрудникам предприятия А по болезни, рождению ребенка и т.д. Банк, в котором лежат деньги страховой  компании В, получает от руководства  предприятия А заявку на кредит и, по изучении бизнес-плана, принимает  решение о выдаче кредита. Полученные предприятием А средства идут на расширение производства и найм новых сотрудников, что, в свою очередь, приводит к повышению  суммы уплачиваемых налогов, страховых  премий (отгружается больше товара) и дивидендов акционерам. Кругооборот  ресурсов возобновляется.

Информация о работе Понятие финансов и финансовой деятельности