Переход к рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 05:40, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определение направлений совершенствования деятельности целевых фондов (Пенсионного фонда Украины в соответствии с проводимой пенсионной реформой и других фондов).
Для реализации поставленной цели, по мнению автора, необходимо решить следующие задачи:
проследить развитие основных целевых фондов (государственного пенсионного обеспечения и социального страхования) в Украине;
провести анализ показателей пенсионного обеспечения населения.
определить задачи, возложенные на Пенсионный фонд государством в этой области;
показать возможные пути реформирования пенсионной системы Украины;

Работа содержит 1 файл

Переход к рыночной экономике сопровождается модернизацией всей ф.doc

— 877.50 Кб (Скачать)

Фонд социального страхования  образуется за счет:

страховых взносов предприятий, учреждений, а также иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;

доходов от инвестирования части временно свободных у него средств;

добровольных взносов  граждан и юридических лиц;

ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также на другие цели[25].

Величина страховых  взносов предприятий и организаций  определяется как произведение установленного процента (тарифа) к фонду заработной платы рабочих и служащих. Тарифы страховых взносов устанавливаются правительством на определенный период по каждому профессиональному союзу с учетом условий труда и состава работающих. Размер тарифов должен обеспечить достаточные поступления для покрытия запланированных расходов. Норматив отчислений юридических лиц в ФСС установлен на 1996 г. в размере 5,4% на все виды начисленной оплаты труда по всем основаниям. Работающие в этот фонд ничего не платят.

Для обеспечения деятельности ФСС создан центральный аппарат, а в региональных отраслевых отделениях - аппараты органов ФСС. При ФСС образуется Правление, при региональных отраслевых отделениях - координационные советы. Руководство деятельностью ФСС осуществляется его председателем, который назначается Правительством РФ.

Бюджет Фонда социального  страхования РФ на 2005 г. принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации в размере 42,7 трлн. руб.[27].

Средства ФСС расходуются  на выплаты различных пособий (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, единовременно при рождении ребенка, на погребение), финансирование санаторно-курортного обслуживания трудящихся, материального обеспечения деятельности профсоюзов, направленную на защиту интересов трудящихся.

Пособие по временной  нетрудоспособности выдается работнику  при утрате трудоспособности вследствие болезни, увечья, болезни члена его семьи, а также в других случаях. Размер пособия зависит от продолжительности трудового стажа, причины появления нетрудоспособности. Если нетрудоспособность появилась в результате трудового увечья или профессионального заболевания, пособие выдается в размере полного заработка независимо от непрерывности стажа работы.[14].

Пособие по беременности и родам имеет целью обеспечить охрану здоровья матери и ребенка. Предоставляется оно в сумме полного заработка (независимо от трудового стажа) в период отпуска по беременности и родам.

Пособие на рождение ребенка  предназначается для компенсации  возникающих дополнительных расходов. По социальному страхованию выплачиваются также пособия на детей малообеспеченным семьям, по уходу за ребенком до достижения им определенного возраста, на погребение[16].

Пособия на детей малообеспеченным семьям назначается, если средний совокупный месячный доход на члена семьи  не превышает установленного минимума. Право на получение пособия имеет все рабочие и служащие государственных, кооперативных, общественных, индивидуальных предприятий и организаций независимо от продолжительности трудового стажа и формы оплаты труда.

Расходы по санаторно-курортному обслуживанию трудящихся и их детей  связаны с выделением средств социального страхования для бесплатного или на льготных условиях приобретения трудящимися путевок в дома отдыха, турбазы, санатории, пионерские лагеря[19].

Обучение и переобучение инвалидов осуществляется в специальных заведениях с последующим трудоустройством. К ним относятся профтехучилища, средние специальные и высшие учебные заведения. Кроме того, на производстве организовано бригадное и индивидуальное обучение.

Расхода на содержание интернатов для престарелых и инвалидов  финансируются по статьям сметы учреждения в соответствии с действующими нормами и нормативами.

За счет средств ФСС  осуществляется также и социальное страхование членов колхозов по правилам и нормам, установленным для рабочих и служащих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. 6. Пенсионная система  Эстонии.

1.6.1. Виды пенсий в  Эстонии

а) Государственные пенсии.

  • Возрастная пенсия (vanaduspension). Для достигших 60 лет мужчин, у которых рабочий стаж не менее 25 лет и для достигших 55 лет женщин, у которых рабочий стаж не менее 20 лет; 
  • Пенсия по инвалидности (invaliidsuspension) назначается при частичной или полной потере трудоспособности независимо от стажа;
  • Пенсия при потере источника дохода в семье (toitjakaotuspension) назначается нетрудоспособным ее членам, в случае смерти ее члена, приносившего основной доход;
  • Досрочная пенсия (väljateenitud aastate pension)– назначается специалистам в некоторых областях, где вредное для здоровья производство не позволяет им достичь пенсии по возрасту из-за ранней потери трудоспособности или ее уменьшения;
  • Пенсия поддержки (hoolduspension) назначается на 5 лет позже, чем пенсия по возрасту для тех, у кого нет права на какой-либо другой вид пенсии.

б) Профессиональные пенсии – взносы делает работодатель; причем это могут быть как добровольные, так и обязательные взносы.

в) Добровольные пенсии или профессиональные контракты – взносы делает получатель пенсии. Также могут быть как добровольные, так и обязательные.1

1.6.2 Схемы пенсионных  выплат

Существует несколько  широко принятых схем начисления пенсий. Пенсия по выбытии (pension lahkumisel, pay-as-you-go) – пенсия выплачивается из имеющегося в настоящий момент в наличии капитала, который собирается независимо от долгосрочных инвестиций (планов) плательщика пенсионных взносов. В случае государственной пенсии, пенсия выплачивается за счет «сегодняшних» налогоплательщиков. Существует опасность, что из-за низкого , а в последние семь лет вообще отрицательного прироста населения в Эстонии, будущие поколения пенсионеров будет, грубо говоря, «некому кормить», и население еще сильнее «постареет». Такой вариант для системы, предусматривающей частные пенсионные фонды, не подходит. 

 

   Схема с назначенным  взносом (määratud sissemaksetega pensioniskeem, defined contribution plan) назначает плательщику взносов (спонсору) точную сумму, которую тот должен регулярно вносить в пенсионный фонд. Таким образом взносы примут формы процентов от заработной платы или дохода. Сумма выплат обычно не гарантируется, зависит от продолжительности выбранной схемы (иными словами от фактора времени) и от доходности сделанных пенсионным фондом инвестиций. Причем согласно закону, инвестиции могут быть произведены в акции на фондовом рынке, в инвестиционные фонды, а также в акции самого предприятия, что в общем-то не лишено смысла, так как прослеживается определенная логическая цепочка: чем успешнее действует предприятие, тем лучше его показатели прибыли, рентабельности и проч., тем выше котируются его акции на рынке ценных бумаг, тем больше доходность пенсионного фонда, и тем выше наконец пенсии, полученные из этого фонда. Такой вариант называется ESOP, employee stock ownership program.2 Он довольно органично вписывается в концепцию частных пенсионных фондов.

 

   Схема  с назначенным размером выплат (määratud väljamaksetega pensioni skeem, defined benefit plan) берет за основу заданный размер пенсионных выплат после выхода на пенсию. Причем размер пенсионных выплат зависит в первую очередь от стажа и от размера заработной платы в период занятости, а размеры взносов нарпямую зависят от желаемого результата.

 

  Выплаты (väljamaksed). Производимые из пенсионных фондов выплаты зависят от суммы, которая накопилась на момент выхода на пенсию. За эти деньги можно «купить» пенсию: до конца жизни как аннуитет или на определенный период.

  Три последние схемы хорошо подходят для частных пенсионных фондов.

 

1.6.3. Фонды пенсионного  страхования

          Государственный фонд пенсионного  страхования

    На сегодняшний  день в Эстонии не существует  четкого законодательного акта, который бы регулировал деятельность пенсионных фондов, как таковых. Однако это далеко не значит, что не существует никакого контроля за этой частью финансового рынка. С 2001 года пенсионная система  состоит из трех компонентов: государственной пенсии, обязательного страхования и добровольного страхования. У каждого человека таким образом будет своего рода выбор. И будет возможность позаботиться о своей старости. Если сейчас можно услышать мнение: «Хочу отложить себе на старость, так как на пенсию не прожить»,- имеется в виду заработать и положить на счет в банке, то при добровольном пенсионном страховании можно будет сделать тоже самое, но при квалифицированной помощи финансовых посредников, а именно – пенсионных фондов. Такая схема уже довольно продолжительное время действует в некоторых развитых странах, например в Великобритании.3

 

    В настоящий  момент пенсионный фонд формируется  за счет так называемого целевого  налога – социального налога (sotsiaalmaks). И плательщиками в данном случае выступают работодатели независимо от форм собственности. Расчет страховых взносов в пенсионный фонд осуществляется работодателями самостоятельно и перечисление происходит ежемесячно с помощью платежных поручений. Каждый месяц 20 % отчисляются в госбюджет от брутто (до отчисления прочих налогов) фонда заработной платы. В скором времени планируется введение отчетности по каждому работнику в отдельности, что по мнению законодателей должно прекратить выплаты «зарплаты в конвертах»4. Ведь совершенно точно известно, что многие предприятия, в особенности малые, платят своим работникам зарплату неофициальную, а социальный налог перечисляют от общего фонда зарплаты, что позволяет существенно уменьшать расходы по заработной плате. К плательщикам, нарушившим порядок оплаты страховых взносов, применяются финансовые санкции.         

 

    Социальное  страхование можно также назвать  общественным или социальным  товаром, с производством которого  частный сектор не справляется.  Предлагаемое частное страхование  может лишь дополнить государственное,  но не может его целиком заменить. На формирование капитала для пенсионных выплат в Эстонской республике уходит основная часть бюджета социального страхования и  составляет от его общей суммы приблизительно ¾ (см. приложение). Но пенсии в Эстонии очень низкие по сравнению со странами Западной Европы, где кстати  пенсии считаются более защищающими, чем в США, Японии или Австралии. В последних она составляет «только» 45-60% от средней зарплаты, а в странах Европейского Совета – 55-75% соответственно.5

 

     Вот наверное  еще один критерий для вступления в Европейский Союз, преодолеть который Эстонии будет не так уж просто. Пенсионеров в Эстонии по данным регистра около 400 тысяч, что составляет примерно 26% населения. В странах Европейского Совета, где люди выходят на пенсию обычно в возрасте 65 лет, процент пенсионеров лишь 14-15%. Действительно, что рост числа жителей пенсионного возраста связан прежде всего со старением населения.  Поэтому низкие пенсии в Эстонии обусловлены не только общим достаточно низким уровнем доходов населения, но и большим числом лиц пенсионного возраста.6  

 

       Частный фонд пенсионного страхования

  Фонд нельзя просто  так организовать на пустом  месте, для этого необходимы  некоторые предпосылки. На первый  взгляд, сегодня в самом предпочтительном  положении находятся страховые компании. У них самая подходящая база для того, чтобы занять пустующую нишу на финансовом рынке и начать предоставлять услуги частного пенсионного страхования. Они имеют необходимый капитал, а также опыт ведения подобных расчетов. Ведь пенсии – это тоже своего рода страхование, учитывающее фактор времени как один из основных. Поскольку в Эстонии самыми успешно развивающимися финансовыми посредниками являются коммерческие банки, то возможна ситуация при которой банки тоже предпримут все усилия, чтобы предложить свои услуги в этой области. Существует несколько способов контролирования и управления пенсионными фондами (а значит, и возможность получения прибыли) для коммерческих банков:

 

1). Трастовая деятельность, то есть банк является поверенным в делах пенсионного фонда. Например, это может быть маклерская деятельность при купле-продаже финансовых инструментов на бирже ценных бумаг. Поверенный банк покупает от лица фонда, уполномочившего его на эту сделку.  

 

2). Инвестиционное управление, то есть коммерческий банк может управлять инвестиционным портфелем, принадлежащим пенсионному фонду, причем фонд вправе сам назначить портфельного управляющего или за него это сделает банк.

 

3). Продажа персональных  пенсий или как их еще можно  назвать персональных программ. Коммерческий банк может выдавать от своего имени обязательства на выплату пенсии на определенных условиях, которые, однако, не должны котироваться на вторичном рынке, то есть их нельзя перепродавать. Человек покупает облигацию, по которой банк начинает выплачивать проценты после выхода этого человека на пенсию, а также может погасить на оговоренных ранее условиях.

 

4). Пенсионные советы. Банк может оказывать консультации  по помещению средств в различные  пенсионные фонды и финансовые  инструменты на длительные сроки, составлять приблизительные графики выплат, оказывать юридические консультации.7

Информация о работе Переход к рыночной экономике