Налоговые правоотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение налоговых правоотношений. Для достижения поставленной цели, авторам необходимо решить следующие задачи:

1.рассмотреть основные понятия о налоговых правоотношениях;
2.изучить участников налоговых правоотношений (обратив особое внимание на их права и обязанности);
3.привести примеры судебной практики реализации налоговых правоотношений;
4.сделать определенные выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 - 4


ГЛАВА I. Общие понятия о налоговых правоотношениях 5 - 12

1.1 Налоговые правоотношения: понятия и виды 5 – 8

1.2. Структура налоговых правоотношений 8 – 10

1.3 Возникновение, изменение и прекращение налоговых

правоотношений 10 - 12


ГЛАВА II. Участники налоговых правоотношений 13 - 24

2.1 Участники налоговых правоотношений: обзорная

характеристика 13 - 16

2.2 Основные права и обязанности участников налоговых

правоотношений 16 - 23


ГЛАВА III. Судебная практика 24 - 26


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 - 29


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ

АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 30 - 32

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ФИНАНСОВОЕ КУЧЕРЯВЕНКО(2).doc

— 148.00 Кб (Скачать)

     Права налогоплательщиков (плательщиков сборов):

     1. получать по месту своего учета  от налоговых органов бесплатную  информацию (в том числе в письменной  форме) о действующих налогах  и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения [3, СТ. 21].

     2. получать от Министерства финансов  Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

     3. использовать налоговые льготы  при наличии оснований и в  порядке, установленном законодательством  о налогах и сборах;

     4. получать отсрочку, рассрочку или  инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных законодательством;

     5. на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов; на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам

     6. и другие права [3, СТ. 21].

     Налогоплательщики имеют также и иные права, установленные  Налоговым кодексом Российской Федерации и другими актами законодательства о налогах и сборах. Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.

     Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется  административная и судебная защита их прав и законных  интересов, порядок защиты которых определяется Налоговым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами [20, С. 207].

     Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков (плательщиков сборов) влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами [3, СТ. 22].

     Рассмотрев  основные права налогоплательщиков (плательщиков сборов) предлагается перейти к рассмотрению основных обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов). Налогоплательщики обязаны:

     1. уплачивать законно установленные  налоги;

     2. встать на учет в налоговых  органах, если такая обязанность  предусмотрена законодательством;

     3. вести в установленном порядке  учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

     4. представлять в установленном  порядке в налоговый орган  по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность  предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

     9. нести иные обязанности, предусмотренные  законодательством о налогах и сборах [3, СТ. 23].

     Для налогоплательщиков-организаций и  индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, а также адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты законодательством о налогах и сборах устанавливаются дополнительные обязанности.

     Особое  внимание, по мнению авторов настоящего исследования, следует уделить конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы. Это – обобщенное требование. Оно разделяется на следующие составные части: 1) обязанность правильно исчислять налог; 2) обязанность уплачивать налог в полном объеме; 3) уплачивать налог своевременно; 4) уплачивать налог в установленном порядке.

     Рассмотрев  права и обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов), предлагается перейти к рассмотрению прав и обязанностей налоговых агентов, как участников налоговых правоотношений.

     Налоговые агенты имеют те же права, что и  налогоплательщики, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации. Обеспечение и защита прав налоговых агентов осуществляется в том же порядке, что и права налогоплательщиков.

     Налоговые агенты обязаны:

  1. правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;
  2. письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;
  3. вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;
  4. представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;
  5. в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов;
  6. налоговые агенты несут также другие обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.

     Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации для уплаты налога налогоплательщиком. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Налоговые органы Российской Федерации как  участники налоговых правоотношений.

     Налоговые органы действуют в пределах своей  компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговые органы вправе:

  1. требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронном виде, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;
  2. проводить налоговые проверки в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ;
  3. производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
  4. вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
  5. приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ;
  6. и другие права, предусмотренные Налоговым кодексом РФ [3, СТ. 31].

     Налоговые органы обязаны:

  1. соблюдать законодательство о налогах и сборах;
  2. осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
  3. вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;
  4. бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;
  5. руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
  6. и другие обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами [3, СТ. 32].

     Таможенные  органы пользуются правами и несут  обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, Налоговым кодексом РФ, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

     Должностные лица таможенных органов обязаны:

  1. действовать в строгом соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
  2. реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;
  3. корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не унижать их честь и достоинство;
  4. а также другие обязанности в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле [3, СТ. 33-34].

     Итак, рассмотрев характеристику участников налоговых правоотношений, а также их основные права и обязанности, предлагается подвести некоторые итоги, сделав следующие выводы:

  1. участники (субъекты) налоговых правоотношений – это субъекты налогового права, которые реализуют (осуществляют) права и обязанности, закрепленные за ними в законодательстве о налогах и сборах, а также в иных правовых актах, путем участия в налоговых правоотношениях;
  2. субъекты налоговых правоотношений наделены налоговой правосубъектностью,  которая характеризуется налоговой правоспособностью и налоговой дееспособностью; налоговая правоспособность – это способность иметь права и обязанности, установленные нормами налогового права; налоговая дееспособность – это способность самостоятельно осуществлять права и обязанности, установленные нормами налогового права;
  3. Налоговый кодекс РФ определяет, что участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются: а) организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками или плательщиками сборов; б) организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами; в) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы); г) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации);
  4. основой правового статуса налогоплательщика является конституционная обязанность платить налоги и сборы: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы»; установленные законами права налогоплательщиков имеют целью поддержание баланса прав и интересов в их взаимоотношениях с налоговыми органами
  5. под правами налогоплательщиков понимают также конкретные правила их взаимоотношений с налоговыми органами, имеющие целью гарантировать соблюдение гражданских, экономических, социальных прав и интересов граждан в налоговых отношениях;
  6. права налогоплательщиков (плательщиков сборов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов; неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков (плательщиков сборов) влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами;
  7. основные права и обязанности участников налоговых правоотношений закреплены в Налоговом кодексе Российской Федерации.

 

      ГЛАВА III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА.

     Рассмотрев  теоретическую основу заявленной темы, предлагается рассмотреть пример судебной практики, для того, чтобы исследование было наиболее полным.

     Налоговый орган обратился в Арбитражный  суд Иркутской области с заявлением о взыскании с налогоплательщика  штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового Кодекса РФ (неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налогов (сбора) или других неправомерных действий (бездействия).

     Решением  суда в удовлетворении заявленных требований отказано. В апелляционной инстанции  законность и обоснованность решения  суда не проверялись.  Не согласившись с решением суда, налоговый орган обратился в суд кассационной инстанции с жалобой, сославшись на то, что представление уточненной налоговой декларации и документов, подтверждающих применение налоговых вычетов за проверяемый период, не является обстоятельством, исключающим ответственность за совершение налогового правонарушения, выявленного при проведении камеральной проверки первоначально представленной налоговой декларации.  Суд кассационной инстанции, оставляя решение суда первой инстанции без изменения, указал на следующее.

     В соответствии с положениями статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел  о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд  в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

     Как разъяснено в пункте 42 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при применении статьи 122 НК РФ судам необходимо иметь в виду, что «неуплата или неполная уплата сумм налога» означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в данной статье деяний (действий или бездействия).

     Как следует из решения налогового органа, вынесенного по результатам камеральной проверки первоначально представленной налогоплательщиком налоговой декларации, основанием для привлечения его к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ послужило непредставление по полученному от налогового органа требованию документов, подтверждающих правомерность применения налоговых вычетов НДС.

Информация о работе Налоговые правоотношения