Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 18:02, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение налоговых правоотношений. Для достижения поставленной цели, авторам необходимо решить следующие задачи:
1.рассмотреть основные понятия о налоговых правоотношениях;
2.изучить участников налоговых правоотношений (обратив особое внимание на их права и обязанности);
3.привести примеры судебной практики реализации налоговых правоотношений;
4.сделать определенные выводы.
ВВЕДЕНИЕ 3 - 4
ГЛАВА I. Общие понятия о налоговых правоотношениях 5 - 12
1.1 Налоговые правоотношения: понятия и виды 5 – 8
1.2. Структура налоговых правоотношений 8 – 10
1.3 Возникновение, изменение и прекращение налоговых
правоотношений 10 - 12
ГЛАВА II. Участники налоговых правоотношений 13 - 24
2.1 Участники налоговых правоотношений: обзорная
характеристика 13 - 16
2.2 Основные права и обязанности участников налоговых
правоотношений 16 - 23
ГЛАВА III. Судебная практика 24 - 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 - 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ
АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 30 - 32
Также существует мнение, что субъектом налогового правоотношения является лиц, чье поведение может быть подвержено регулированию нормами налогового права [18].
Юридическое содержание налоговых правоотношений образует совокупность прав и обязанностей субъектов налоговых правоотношений. При этом содержание налоговых правоотношений во многом зависит от вида налогового правоотношения. В юридической литературе выделяются регулятивные и охранительные налоговые правоотношения. В регулятивных правоотношениях на налогоплательщика возлагаются обязанности совершить определенные действия, противопоставленные праву требования уполномоченного органа или лица совершить определенные действия, а в охранительных налоговых правоотношениях праву уполномоченного органа по применению мер государственного принуждения соответствует обязанность налогоплательщика, плательщика сбора или иного лица, совершившего налоговое правонарушение, претерпевать определенные лишения в результате применения налоговых санкций [23, С. 119].
Итак,
рассмотрев структуру налоговых
правоотношений, предлагается перейти
к рассмотрению возникновения, изменения
и прекращения налоговых правоотношений,
для того чтобы наиболее полно раскрыть
основные понятия о налоговых правоотношениях.
правоотношений
Возникновение, изменение и прекращение налоговых правоотношений связано с определенными жизненными обстоятельствами, которые именуются юридическими фактами. Юридические факты представляют собой обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение и прекращение правоотношений.
По характеру правовых последствий выделяют правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие юридические факты. Правоотношения как сложный элемент могут возникать не только на основе одного юридического факта, а нескольких, что образует так называемый фактический состав [12, С. 252-271].
В основе возникновения налоговых правоотношений могут лежать как юридические факты действия, так и события. Например, возникновение налоговых правоотношений может быть связано с появлением у субъекта определенного законом объекта налогообложения, в связи, с чем он становится налогоплательщиком по тому или иному налогу. Возникновение налоговых правоотношений может быть связано с определенными событиями. В частности, получение дивидендов по ценным бумагам может послужить основанием для возникновения правоотношений по уплате налога на доходы физических лиц.
Основанием
для изменения налоговых
Основанием
для прекращения налоговых
Итак, рассмотрев понятие и виды налоговых правоотношений, структуру, а также возникновение, изменение и прекращение налоговых правоотношений, авторы настоящей курсовой работы считают необходимым подвести некоторые итоги, сделав следующие выводы:
Рассмотрев наиболее общие, основные понятия о налоговых правоотношениях, предлагается перейти к рассмотрению участников налоговых правоотношений, их правам и обязанностям, поскольку реализуются налоговые правоотношения именно их субъектами в процессе реализации своих прав и обязанностей, составляющих содержание налоговых правоотношений.
ГЛАВА II. УЧАСТНИКИ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ.
2.1 Участники налоговых правоотношений: обзорная характеристика
Участники (субъекты) налоговых правоотношений – это субъекты налогового права, которые реализуют (осуществляют) права и обязанности, закрепленные за ними в законодательстве о налогах и сборах, а также в иных правовых актах, путем участия в налоговых правоотношениях [13].
Субъекты налоговых правоотношений наделены налоговой правосубъектностью, которая характеризуется налоговой правоспособностью и налоговой дееспособностью. Налоговая правоспособность – это способность иметь права и обязанности, установленные нормами налогового права (у организаций налоговая правоспособность возникает с момента создания, у физических лиц – с момента рождения). Налоговая дееспособность – это способность самостоятельно осуществлять права и обязанности, установленные нормами налогового права (дееспособными с точки зрения налогового права юридические лица также становятся с момента создания, для физических лиц момент возникновения дееспособности можно определить моментом возникновения деликтоспособности) [16]. В соответствии с пунктом 2 статьи 107 Налогового кодекса РФ [3, П. 2 СТ. 107], физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налоговых правонарушений с шестнадцатилетнего возраста. Можно сделать вывод, что в рамках налогового права, дееспособным физическое лицо становится с 16 лет.
Налоговый кодекс Российской Федерации [3, СТ. 9] определяет, что участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются: 1) организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками или плательщиками сборов; 2) организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами; 3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы); 4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации).
Думается, что обоснованным будет определить содержание используемых нами понятий.
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с законодательством, возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
Индивидуальные предприниматели - это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты [8, С. 33].
Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с законодательством [3, СТ. 19-34].
Однако существует мнение, что круг участников налоговых правоотношений намного шире, чем определенный Налоговым кодексом Российской Федерации. Так И. А. Цинделиани считает, что в налоговых правоотношениях участвуют финансовые органы, органы внутренних дел, другие органы власти, банки, иные кредитные организации и другие субъекты.
Учитывая схожесть правового статуса, участников налоговых правоотношений можно разделить на три группы:
I. налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты, а также представители указанных лиц в налоговых правоотношениях;
II. налоговые органы, таможенные органы;
III. иные участники налоговых правоотношений, которые в зависимости от цели создания делятся на:
а) органы власти (должностные лица) (финансовые органы; органы внутренних дел; Правительство Российской Федерации; органы, уполномоченные принимать решения о предоставлении отсрочек и рассрочек в уплате налогов; органы, предоставляющие информацию, необходимую для осуществления налогового контроля);
б) лица, наделенные частной правосубъектностью (юридические и физические лица, которые не имеют статуса органа власти (должностного лица) – банки; физические и юридические лица, предоставляющие информацию, необходимую для осуществления налогового контроля [23, с. 124-125].
Некоторые авторы выделяют таких участников налоговых правоотношений, как государство (Российскую Федерацию), субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Эти субъекты участвуют в правоотношениях преимущественно посредством соответствующих уполномоченных органов. Однако в некоторые налоговые правоотношения они выступают непосредственно – отношения по установлению и введению налогов и сборов, так как право устанавливать и вводить на своей территории налоги, сборы принадлежат именно государству (его субъектам, муниципальным образованиям). Авторы настоящего исследования придерживаются следующего мнения относительно выделения Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в качестве участников налоговых правоотношений: нецелесообразно признавать государство в качестве участника налоговых правоотношений, поскольку оно всегда действует через свои органы, через должностных лиц. И даже если определенное решение выносится от имени Российской Федерации, тем не менее, принимают, реализуют его органы государственной власти, органы местного самоуправления.
Итак,
рассмотрев общую характеристику участников
налоговых правоотношения, предлагается
перейти к рассмотрению прав и обязанностей
каждой из вышеперечисленных групп участников.
2.2 Основные права и обязанности участников
налоговых правоотношений
Основой
правового статуса
Права налогоплательщиков – это гарантии правильной, точной реализации налогового законодательства. Поэтому в ряде стран вопрос о правах налогоплательщиков поднят на особую высоту. Так, во Франции, Канаде, США приняты декларации прав налогоплательщиков, в обобщенном виде перечисляющие и раскрывающие важнейшие правила взаимоотношений плательщиков налогов и налоговых органов.