Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 18:02, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение налоговых правоотношений. Для достижения поставленной цели, авторам необходимо решить следующие задачи:
1.рассмотреть основные понятия о налоговых правоотношениях;
2.изучить участников налоговых правоотношений (обратив особое внимание на их права и обязанности);
3.привести примеры судебной практики реализации налоговых правоотношений;
4.сделать определенные выводы.
ВВЕДЕНИЕ 3 - 4
ГЛАВА I. Общие понятия о налоговых правоотношениях 5 - 12
1.1 Налоговые правоотношения: понятия и виды 5 – 8
1.2. Структура налоговых правоотношений 8 – 10
1.3 Возникновение, изменение и прекращение налоговых
правоотношений 10 - 12
ГЛАВА II. Участники налоговых правоотношений 13 - 24
2.1 Участники налоговых правоотношений: обзорная
характеристика 13 - 16
2.2 Основные права и обязанности участников налоговых
правоотношений 16 - 23
ГЛАВА III. Судебная практика 24 - 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 - 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ
АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 30 - 32
Министерство образования и науки Российской Федерации
Иркутский
государственный технический
Факультет права, социологии и СМИ
Кафедра
специальных юридических
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ФИНАНСОВОМУ ПРАВУ
НА ТЕМУ:
«НАЛОГОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ»
ВЫПОЛНИЛ:
ст. гр. Юр-09-1
Кучерявенко
Владимир Андреевич
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
Власова
Елена Львовна
Иркутск 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
3 - 4
ГЛАВА I. Общие понятия о налоговых правоотношениях 5 - 12
1.1 Налоговые правоотношения: понятия и виды 5 – 8
1.2. Структура налоговых
1.3
Возникновение, изменение и
правоотношений
10 - 12
ГЛАВА II. Участники налоговых правоотношений 13 - 24
2.1 Участники налоговых
характеристика 13 - 16
2.2 Основные права и обязанности участников налоговых
правоотношений 16
- 23
ГЛАВА
III. Судебная практика 24 - 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
27 - 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ
АКТОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ 30 - 32
ВВЕДЕНИЕ
Налоговое право занимает особе место в налоговой системе, поскольку, с одной стороны, законодательное оформление необходимо как для определения перечня и методов построения налогов, образующих налоговую систему, так и для организации управления налогообложением. С другой стороны, налоговое право зависит от сложившихся налоговых отношений касательно распределения бремени публичных расходов. Налоговые правоотношения очень важны, поскольку именно в них субъекты налогового права реализуют свои права и обязанности, теоретические нормы воплощаются в жизнь.
Тема «Налоговые правоотношения» для проведения исследования была выбрана неслучайно. Во-первых, она представляет особый интерес для авторов настоящей работы, во-вторых, данная тема привлекательна своей практической ценностью. Об актуальности выбранной темы можно сказать следующее: налоговые правоотношения окружают человека каждый день, каждый из нас в той или иной степени является участником налоговых правоотношений. И чем больше люди будут знать о налоговых правоотношениях (а именно о правах и обязанностях их участников), возможно, будет меньше нарушений требований закона.
В процессе написания настоящей работы были использованы следующие нормативные правовые акты: Конституция Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Арбитражный Процессуальный кодекс Российской Федерации и другие.
Особую помощь при написании данной работы оказали труды таких авторов, как Е. Ю. Грачева, А. П. Киреенко, М. В. Карасева, И. А. Цинделиани.
Предметом настоящего исследования являются налоговые правоотношения как форма реализации субъектами налогового права своих прав и обязанностей. Объектом настоящего исследования являются объект, субъект и содержание налоговых правоотношений.
Целью настоящей работы является изучение налоговых правоотношений. Для достижения поставленной цели, авторам необходимо решить следующие задачи:
Настоящая работа состоит из введения, трех глав, которые содержат деление на параграфы, заключения и списка использованных нормативных правовых актов и литературы.
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ
Настоящая курсовая работа посвящена исследованию налоговых правоотношений, и в целях наиболее полного раскрытия заявленной темы, предлагается определить содержание понятия «правоотношения», а также основных понятий, которые будут использоваться в процессе написания настоящей курсовой работы.
Следует помнить о том, что в юриспруденции не существует единого, законодательно закрепленного определения рассматриваемого понятия, что обусловливает их множественность.
Правоотношение – это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого наделены субъективными, гарантированными государством правами и юридическими обязанностями. Правоотношение представляет особой определенный вид общественных отношений, обладающих определенными признаками [23, С. 115].
Любое правоотношение возникает, изменяется или прекращается на основе правовых норм. Правоотношение имеет всегда волевой характер, поскольку выявление и функционирование правоотношений связано с волеизъявлением его участников. Правоотношения находятся под государственной охраной нормы права, будучи установленными и (или) санкционированными государством в рамках правоотношений и подлежат государственной защите [10, С. 207].
Налоговые правоотношения – форма реализации субъектами налогового права своих прав и обязанностей. Налоговые правоотношения являются регулируемыми нормами налогового права общественными отношениями, возникающими в процессе функционирования налоговой системы государства, а равно при установлении, введении и уплате налогов и (или) сборов. Налоговые правоотношения представляют собой разновидность финансовых правоотношений, поскольку нормы налогового права являются разновидностью финансово-правовых норм, а в целом налоговое право является подотраслью финансового права [23, С. 116].
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) [3, СТ. 8].
Особенности налоговых правоотношений:
Налоговые правоотношения – это результат одностороннего установления государства, так как налог устанавливается государством в одностороннем порядке. Налоговые правоотношения возникают и функционируют в сфере формирования финансовых ресурсов государства и муниципальных образований, т.е. охватывают только определенную часть финансовой деятельности государства и муниципальных образований [23, С. 116].
Суть взаимоотношений участников налоговых отношений состоит не в подчинении налогоплательщиков налоговым органам (субординации), а в подчинении обеих сторон закону. Природой налоговых правоотношений обусловлен и метод их регулирования – метод властных предписаний [20, С. 200].
Налоговые правоотношения имеют имущественный (денежный) характер. Имущественный характер проявляется в том, что являющиеся объектами налоговых правоотношений материальные блага переходят от одних субъектов (налогоплательщиков) к государству и муниципальным образованиям. При этом следует отметить, что налоговые правоотношения имеют не только имущественный характер [23, С. 116].
Итак, перейдем к рассмотрению видов налоговых правоотношений:
Многообразие налоговых правоотношений позволяет провести определенную классификацию. В юридической литературе приводятся различные основания для классификации.
М. В. Карасева по характеру налогово-правовых норм выделяет материальные и процессуальные правоотношений. По объектам налоговых правоотношений – имущественные и неимущественные. По структуре юридического содержания налоговых правоотношений – сложные и простые правоотношения. Н. П. Кучерявенко предлагает налоговые правоотношения разделить на: а) общерегулятивные; б) конкретно-регулятивные; в) комплексные; г) охранительные. А. И Худяков выделяет материальные и организационные правоотношения, а также налоговые правоотношения активного типа и пассивного типа в зависимости от характера обязанности субъекта. В. А. Яговкина по субъектному составу выделяет две группы налоговых правоотношений: 1) отношения, возникающие между Российской Федерацией и субъектами российской Федерации, между Российской Федерацией и муниципальными образованиями, а также между субъектами России и муниципальными образованиями по поводу установления и введения налогов и сборов; 2) отношения между государством в лице его органов и налогоплательщиков и иными участниками налоговых отношений.
В правовом механизме регулирования налогообложения основу составляют регулятивные налоговые правоотношения. В теории регулятивные налоговые правоотношения подразделяются по степени индивидуализации субъектов отношений на абсолютные и относительные налоговые правоотношения. В рамках регулятивных налоговых правоотношений путем установления прав и обязанностей субъектов осуществляется программирование поведения участников правоотношений. В свою очередь, охранительные налоговые правоотношения имеют производный характер от регулятивных. В рамках охранительных налоговых правоотношений реализуется охранительная функция налогового права, которая соответственно заключается в применении мер государственного воздействия на участников правоотношений в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей [23, С. 120-121].
Итак,
рассмотрев понятие «налоговых правоотношений»,
а также их виды, предлагается перейти
к рассмотрению структуры налогового
правоотношения.
1.2. Структура налоговых правоотношений
Правоотношения как сложный элемент обладают собственной структурой. В теории права в состав правоотношений включают субъект, объект и содержание правоотношения, которое представляет собой субъективные юридические права и обязанности.
В юридической литературе нет единого мнения о том, что является объектом правоотношения [17]. Также наблюдается достаточно широкий разброс мнений имеется и по поводу определения объекта налогового правоотношения.
М. В. Карасева отмечает, что объекты налоговых правоотношений разнообразны и подразделяются на две группы: отделимые и неотделимые. К отделимым объектам налоговых правоотношений относятся: налоги, сборы, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит, штрафы, недоимки и пени и др. К неотделимым объектам относится налоговый контроль. А. В. Брызгалин определяет в качестве объекта налоговых правоотношений сам налог, как обязательный взнос в бюджет, поскольку он выступает материальным благом, предоставлением и использование которого удовлетворяются интересы правомочной стороны налогового правоотношения – государства. Таким образом, объектом налогового правоотношения (материальных (имущественных) налоговых правоотношений), следует признать денежные средства, которые подлежат уплате обязанными субъектами в соответствующие бюджеты, а объектом организационных (процедурных) правоотношений следует признать такое нематериальное благо, как правопорядок в сфере налогообложения, а также других обязанностей, установленных законодательством [23, С. 118].
Некоторые авторы предлагают в качестве объектов налоговых правоотношений рассматривать: 1) реализацию товаров (работ и услуг); 2) имущество; 3) прибыль; 4) доход [18].
В юридической литературе неоднозначен подход к вопросу определения субъектов налоговых правоотношений. Субъектом налогового правоотношения признается субъект налогового права, который реализовал свою правосубъектность. При этом, когда субъектом налогового права является Российская Федерация или ее субъект, реальным участником конкретного налогового правоотношения является Российская Федерация или субъект РФ в лице соответствующего государственного органа. А. И. Худяков справедливо отмечает, что в большинстве работ в качестве субъекта рассматриваемых правоотношений не указывается государство. По мнению И. А. Цинделиани, это не совсем верно. Поскольку государство осуществляет установление, введение и взимание налогов, само государство выступает полноправным участником налоговых правоотношений [23, С. 18].