Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 23:53, реферат
Налоги и государство - явления взаимосвязанные: государство не может существовать без системы налогообложения, в то же время существование налогов без государства также является невозможным. Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат - чиновники, армия, суды. Появление налогов связано с самыми первыми общественными потребностями, так как государству всегда необходимы денежные средства: для ликвидации стихийных бедствий, строительства дорог, поддержания общественного порядка. И именно налоги являются инструментом мобилизации денежных средств для возможности выполнения государством лежащих перед ним задач.
Законодательство устанавливает, что в случае, предусмотренном НК, ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица. При этом физическое лицо, согласно статье 107 НК РФ, может быть привлечено к налоговой ответственности лишь с шестнадцатилетнего возраста. Касательно выводов налоговых органов о привлечении к ответственности лиц, виновных в совершении налоговых правонарушений, надлежит отметить следующие моменты:
Юридически небесспорной
Вина является одним из существенных признаков налогового правонарушения и обязательным элементом его юридического состава. При производстве по делу о налоговом правонарушении подлежат доказыванию как сам факт совершения правонарушения, так и степень вины налогоплательщика.
Вина – отношение лица к совершенному им деянию, запрещенному законодательством о налогах и сборах.
Согласно ст. 109 НК РФ налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности при отсутствии вины.
Вина является одним из существенных признаков налогового правонарушения и обязательным элементом его юридического состава. При производстве по делу о налоговом правонарушении подлежат доказыванию как сам факт совершения правонарушения, так и степень вины налогоплательщика.
Вина – отношение лица к совершенному им деянию, запрещенному законодательством о налогах и сборах.
Согласно ст. 109 НК РФ налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности при отсутствии вины.
Согласно Российскому законодательству (статья 110 НК) виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
Таким образом, законодательно установлены две формы вины, то есть и ответственность за одно и то же правонарушение.
Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).
Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.
Необходимо учитывать, что организация не может действовать самостоятельно, поэтому вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины её должностных лиц либо её представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.
Если должностное лицо
Выделение форм вины имеет значение для правильной квалификации деяния в качестве налогового правонарушения. От формы вины непосредственно зависит и размер налоговой санкции.
В соответствии с п. 2 ст. 110 НК РФ налоговое правонарушение признается совершенным умышленно при наличии следующих условий:
– лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия);
–
лицо желало либо сознательно допускало
наступление вредных
Налоговые правонарушения, совершенные умышленно, представляют собой большую общественную опасность, поэтому НК РФ устанавливает повышенные размеры санкций именно за умышленные правонарушения.
В соответствии с п. 3 ст. 110 НК РФ налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности при наличии следующих условий:
–
лицо, его совершившее, не осознавало
противоправного характера
– лицо должно было и могло это осознавать.
Пункт 4 ст. 110 НК РФ устанавливает правило определения формы вины организации в совершении налогового правонарушения. Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.
Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является налоговая санкция. Сущность налоговых санкций пояснено в статье 114 НК. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных соответствующими статьями НК. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным за совершение данного налогового правонарушения. При наличии обстоятельства, отягощающего вину налогоплательщика, размер штрафа увеличивается на 100%. При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.
Сумма штрафа, присужденного
НК РФ ввел также понятия
состава налоговых
Статья 117 НК ужесточает ответственность за уклонение от налогового учета и вводит прогрессивную систему штрафных санкций (в зависимости от срока деятельности плательщика, осуществленной без постановки на учет). Согласно ст. 117 НК РФ, ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени, но не менее двадцати тысяч рублей. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев влечет взыскание штрафа в размере 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней.
Поскольку ст. 117 не классифицирует слово «деятельность», следовательно, в данном случае имеется в виду любая (т. е. не только предпринимательская деятельность, форма активности организации (предпринимателя)). Таким образом, исчисление срока, в течение которого субъект предпринимательства уклонялся от постановки на налоговый учет, начинается с момента совершения первого активного действия в качестве организации или предпринимателя и заканчивается датой постановки на налоговый учет; аналогичное правило подсчета срока применяется, если в промежутке между вышеуказанными датами налоговый орган самостоятельно обнаруживает нарушение правил постановки на налоговый учет и документально фиксирует их.
Для оценки доходов,
Важно отметить, что до введения в действие второй части НК ст. 119 не дает однозначного ответа о базе, к которой возможно применение вышеупомянутых штрафных санкций, поскольку в статье применено понятие «доход», не имеющее однозначной трактовки ни в Гражданском Кодексе, ни в действующем законодательстве. В силу неоднозначности данного понятия оно может быть применено как в значении прибыли (как чистого дохода), так и в значении выручки (как валового дохода). Возможность обоих подходов следует из ст. 41 и 42, регламентирующих принципы определения доходов в Росси и за её пределами.
При обнаружении факта
В соответствии с п.2 ст. 23 НК
РФ, налогоплательщики обязаны
Статья 119 НК регламентирует сущность
правонарушения, выражающегося в
непредставлении налоговой