Налоговая ответственность

Автор: Камиль Ялшев, 23 Ноября 2010 в 08:25, курсовая работа

Описание работы

Правовая система государства не может функционировать без института ответственности. Юридическая ответственность неразрывно связана с государством, нормами права, обязанностью и противоправным поведением. Государство, издавая нормы, которые содержат права и обязанности налогоплательщиков, определяет юридическую ответственность субъектов независимо от их воли и желания, т.е. юридическая ответственность носит государственно-принудительный характер. Неисполнение установленных предписаний приобретает публично-правовой характер, так как нарушает интересы общества в целом. Поэтому государство реагирует на совершенное правонарушение в сфере налогообложения с целью защиты своих имущественных интересов и прибегает к институту налоговой ответственности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
1. Понятие, содержание и сущность ответственности за налоговые
правонарушения. К вопросу об административно-правовой природе
налоговой ответственности ..................................................................................4
2. Отграничение налоговой ответственности от других видов
юридической ответственности............................................................................17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………....................................................................29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………................................31

Работа содержит 1 файл

курс ФП Нал отв.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

    Если  в результате административного правонарушения затрагиваются имущественные интересы стороны, то имеют место деликтные гражданские правоотношения (как и в случае с уголовным преступлением). При этом помимо административной возникает еще и гражданско-правовая ответственность. Для применения мер принуждения и восстановления нарушенной имущественной сферы, принудительного восстановления сторона должна обратиться в суд. Именно в силу того, что данная ответственность за нарушение имущественной сферы носит гражданско-правовой характер, у лица есть не обязанность, а право на обращение в суд, которое реализуется им по собственному усмотрению.

    Налоговые правоотношения в силу своей природы  имеют имущественный характер, поэтому  правонарушения в данной сфере всегда наносят определенный имущественный вред государству и всему обществу в целом. Восстановление нарушенной сферы осуществляется при помощи специальных налогово-правовых санкций (например, пеней), и восстановление имущественной сферы может быть осуществлено и во внесудебном порядке. Следует также отметить, что нарушитель может и добровольно восстановить нарушенную сферу, уплатив самостоятельно пени за просрочку выполнения обязанности по уплате налога. Поэтому взыскиваемые государством пени не случайно рассчитываются исходя из действующей ставки ЦБ РФ, поскольку основным назначением подобных санкций является прежде всего не наказание правонарушителя, а восстановление финансовых потерь государства.

    Таким образом, налоговая ответственность  отличается от административной и уголовной прежде всего по цели, так как у двух последних отсутствует правовосстановительная цель.

    3. Исходя из сказанного выше, различаются  и применяемые санкции в административной и налоговой ответственности. Так, например, не использует в качестве санкций пени (правовосстановительная санкция) ст. 3.2 КоАП РФ. В то же время и ст. 114 НК РФ предусматривает в качестве санкции применение пеней. Следует отметить, что ряд мер воздействия не применяется в налоговом праве.

    Например, предусмотренные ст. 3.2 КоАП РФ - возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; административный арест; административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; дисквалификация.

    Санкции за нарушение норм представляют собой  неблагоприятные последствия в имущественной и личной сфере для лица, совершившего правонарушение. В силу имущественного характера налоговых правоотношений в конструкции налоговой ответственности преобладают санкции, связанные с лишениями в основном имущественного характера (штраф, пени). В то время как в административной ответственности, и это было видно из приведенного перечня санкций, существенное место занимают личные лишения.

    Как отмечалось выше, налоговая ответственность преследует цель не только восстановления нарушенной имущественной сферы, но и наказания. В связи с этим возникает необходимость учета факта предыдущего привлечения к налоговой ответственности (аналогично любой другой публично-правовой ответственности). Однако в силу различной правовой природы неблагоприятные последствия привлечения к ответственности будут различными. Например, применяются различные способы исчисления, а соответственно сроки учета повторности привлечения к налоговой и административной ответственности. Статья 4.6 КоАП РФ предусматривает, что лицо считается подвергнутым наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Например, с момента выплаты штрафа, когда будет закончена его выплата. В то же время ст. 112 НК РФ считает лицом, ранее совершившим налоговое правонарушение, то, которое ранее (в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции) привлекалось к ответственности за аналогичное правонарушение.

    Кроме того, при привлечении к административной ответственности существуют особенности, касающиеся лиц от 16 до 18 лет. Например, согласно ст. 2.3 КоАП РФ возраст привлечения к ответственности - 16 лет (аналогичный порог существует и в налоговой ответственности) к моменту совершения административного правонарушения. Кроме того, предусматривается возможность освобождения от административной ответственности с применением к лицу в возрасте от 16 до 18 лет мер воздействия, предусмотренных федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.

    Следует отметить, что при совпадении ряда составов, закрепленных как в КоАП РФ, так и в НК РФ, имеет место противоречие между этими двумя кодифицированными актами. Размер штрафа, установленный КоАП РФ, ниже предусмотренного НК РФ: 5 - 10 МРОТ и 5 тыс. и 10 тыс. рублей; 20 - 30 МРОТ и не менее 20000 рублей; 10 - 20 МРОТ и 5000 рублей. Таким образом, данный факт может приводить к уменьшению или освобождению от ответственности за ряд налоговых правонарушений.

    Законодательно  закреплены и различные сроки  давности привлечения к налоговой  и административной ответственности. Статья 4.5 КоАП РФ устанавливает общий срок давности - два месяца со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства о налогах и сборах - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. В то же время ст. 113 НК РФ закрепляет срок привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения в три года. Таким образом, здесь тоже имеют место противоречия, обусловленные опять-таки различной правовой природой этих видов ответственности и ошибочным закреплением составов налоговых правонарушений в КоАП РФ.

    4. Сама процедура привлечения к  ответственности также различна  в случае налоговой и административной  ответственности. Порядок привлечения  к административной ответственности жестко регламентирован в настоящий момент разд. IV "Производство по делам об административных правонарушениях" КоАП РФ, где, в частности, оказались и особенности судебного рассмотрения подобной категории дел. Привлечение к ответственности за финансовые правонарушения осуществляется соответствующими налоговыми органами самостоятельно или через суд.

    5. Существуют различия и по источнику  закрепления налоговой и административной ответственности. Как отмечалось выше, санкции, которые установлены за финансовые правонарушения, полностью закреплены в налоговом законодательстве.

    Если  проанализировать законодательное  закрепление налоговой ответственности в НК РФ и в КоАП РФ, то можно выявить следующие недостатки законодательного регулирования:

    1. Существуют различия по давности  исполнения наказаний. В НК РФ она отсутствует. Статья 31.9 КоАП РФ освобождает от исполнения постановления о назначении административного наказания, если оно не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу.

    2. Согласно ст. 114 НК РФ налоговые  санкции (штрафы) взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке. Статья 31.3 КоАП РФ предусматривает возможность обращения постановления по делу об административном правонарушении к исполнению лицом, вынесшим постановление.

    3. Прекращение исполнения постановления о назначении административного наказания имеет место в связи с изданием акта амнистии, с отменой или признанием утратившим силу закона или его положения, устанавливающих ответственность за содеянное, со смертью лица, с истечением сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания, с отменой постановления. В НК РФ подобные основания отсутствуют.

    4. Различаются и смягчающие и  отягчающие налоговую и административную ответственность обстоятельства. В административной сфере это шесть отягчающих и пять смягчающих обстоятельств, в налоговом праве этот перечень никогда не совпадает с административным. Например, единственным отягчающим обстоятельством НК РФ, как отмечалось выше, признает повторность привлечения к ответственности лица, среди смягчающих обстоятельств, перечисленных в ст. 112 НК РФ, совпадает только совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных обстоятельств, остальные пункты не совпадают с перечнем ст. 4.2 КоАП РФ. Если придерживаться перечня КоАП РФ, то установление факта непредставления налоговой декларации в срок в связи с тем, что гражданин находился несколько недель в состоянии сильного алкогольного опьянения, должно повлечь увеличение наказания, так же как и нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах. Хотя ст. 4.3 КоАП РФ и делает отягчающие обстоятельства оценочными, вводя возможность непризнания их органом, должностным лицом или судом в качестве таковых, но в результате порождает дополнительные возможности для злоупотреблений. 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    В заключение хотелось бы отметить следующее.

    Из  анализа действующего законодательства Российской Федерации следует вывод о том, что финансовая (налоговая) и административная ответственность - это два самостоятельных вида ответственности в системе юридической ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах. Налоговая ответственность как разновидность понятия "финансовая ответственность" обладает специфическими целью и функциями, характером и порядком реализации санкций и иных мер государственного принуждения, субъектным составом правонарушений, процессуальным механизмом привлечения к ответственности и другими элементами, которые обусловливаются объективными особенностями налоговых правоотношений.

    Налоговая ответственность является по своей юридической природе финансово-правовой ответственностью и характеризуется следующими признаками:

    - данная ответственность установлена непосредственно налоговым законодательством (а конкретнее - Налоговым кодексом);

    - к ответственности привлекается  субъект или участник налогового  правоотношения, а также иные лица, на которых налоговым законодательством возложены определенные обязанности в сфере налогообложения;

    - ответственность предусматривает  применение мер наказания к  лицу, виновному в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством;

    - в основании ответственности лежит налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом;

    - налоговая ответственность состоит  в применении налоговых санкций,  которые устанавливаются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных Налоговым кодексом;

    - привлечение к налоговой ответственности производят налоговые органы государства в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом;

    - применение мер налоговой ответственности  (наложение взысканий) производит суд;

    - налоговая ответственность является  средством обеспечения надлежащего исполнения требований налогового законодательства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (Российская газета, 1993, 25 декабря).
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 14, ст. 1649)
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1).
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954).
  5. Гражданский кодекс РФ. Часть 1 от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301.
  6. Определение Конституционного Суда РФ от 5 июля 2001 г. N 130-О  // Вестник КС РФ. 2002. N 1.
  7. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" // Вестник ВАС РФ. 2001. N 7.
 

Научная и учебная литература:

  1. Вострикова Л.Г. Финансовое право. Учебник для вузов (издание третье, переработанное и дополненное)
  2. Демин А.В. Налоговое право России. Учебное пособие // РУМЦ ЮО, 2006.
  3. Емельянов А.С. Охранительная функция финансового права и механизм ее реализации: Монография. Тюмень: Тюменский юридический институт МВД России, 2005.
  4. Журавлева О.О. Финансовая ответственность в системе юридической ответственности // Финансовое право. 2004. N 4;
  5. Карасева М.В., Крохина Ю.А. Финансовое право / Под ред. М.В. Карасевой. М.: Норма, 2001.
  6. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный, расширенный) / Рук. авт. кол., отв. ред. А.В. Брызгалин. М.: Налоги и финансовое право, Аналитика-Пресс, 2002.
  7. Кролис Л.Ю. Административная ответственность за нарушение налогового законодательства. Вып. 1. М.: ИГПАН, 1996.
  8. Кучеров И.И., Шереметьев И.И. Административная ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах. М.: ИД "Юриспруденция", 2006.
  9. Липинский Д.А. О системе права и видах юридической ответственности // Известия вузов. Правоведение. 2003.
  10. Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. ред. Ю.А. Крохина. М., 2003.
  11. Смирнов А.В. Финансовые санкции за нарушения налогового законодательства. М., 1998.
  12. Стрельников В.В. Правовой режим пени в налоговом праве: Автореф. дис. ... к.ю.н. Воронеж: ВГУ, 2003.
  13. Петрова Г.В. Ответственность за нарушение налогового законодательства. М.: Инфра-М, 2005.
  14. Финансовое право: Учебник /Отв. ред. Н.И. Химичева. — Ф59  3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2004.
  15. Чибинев В.М. Проблемы отграничения налоговой ответственности от других видов юридической ответственности // Юрист. 2006. N 4.

Информация о работе Налоговая ответственность