Местные финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2012 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Целью исследовании является комплексный анализ такой юридической категории, как местные финансы в свете принципа федерализма и организации местного самоуправления, учитывая политическую и экономическую роль местных финансов в обеспечении жизнедеятельности членов местного сообщества и всего государства в целом.

Содержание

Введение ………….………………………………………………………………………………………………….3
Глава 1.Содержание и роль местных финансов……………………………………………… 4
§1.1 содержание и роль местных финансов
Глава 2. Местные бюджеты……………………………………………………………………………….9
§2.1 Местные бюджеты………………………………………………………………………………………9
§2.2Состав доходов местных финансов……………………………………………………………14
§2.3 Состав расходов местных финансов………………………………………………………….19
Глава 3. Местные внебюджетные фонды..........................................................2
Глава 4. Современные проблемы финансов органов местного
самоуправления……………………………………………………………………29
§4.1 . Современные проблемы финансов органов местного
Самоуправления……………………………………………………………………29
Заключение …………………………………………………………………………32
Список используемой литературы………………………………………………..34
Приложение …………………………………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 640.00 Кб (Скачать)


32

 

Оглавление

Введение ………….………………………………………………………………………………………………….3

Глава 1.Содержание  и роль местных финансов……………………………………………… 4

§1.1 содержание и роль местных финансов

Глава 2. Местные  бюджеты……………………………………………………………………………….9

§2.1 Местные бюджеты………………………………………………………………………………………9

§2.2Состав доходов местных финансов……………………………………………………………14

§2.3 Состав расходов местных финансов………………………………………………………….19

Глава 3. Местные внебюджетные фонды..........................................................2

Глава 4. Современные проблемы  финансов органов  местного

самоуправления……………………………………………………………………29

§4.1 . Современные проблемы  финансов органов  местного

Самоуправления……………………………………………………………………29

Заключение …………………………………………………………………………32

Список используемой литературы………………………………………………..34

Приложение …………………………………………………………………………35

 

 

 

 

Введение.

Понятие « местные финансы» неразрывно связанно с понятием «местного самоуправления» поскольку  оно занимает особое место в государственном устройстве. Место и роль местного самоуправления в развитии гражданского общества обусловили финансовую самостоятельность муниципальных образований. Финансовые основы, обеспечивая хозяйственную самостоятельность местного самоуправления, служат, прежде всего, удовлетворению потребностей населения муниципальных образований, созданию условий его жизнедеятельности.

В сфере хозяйствования именно благодаря финансам обеспечивается удовлетворение постоянно возрастающих и изменяющихся воспроизводственных потребностей. Финансы применимы потому, что позволяют приспособить (трансформировать) пропорции производства к нуждам потребления.
Сущность местных финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями местного самоуправления.
Следовательно, комплексное исследование всех сторон финансовых правоотношений на муниципальном уровне, а также особенностей правового регулирования отношений в данной сфере имеет несомненно важное теоретическое и практическое значение. Имеется назревшая острая необходимость комплексного исследования местных финансов, что обусловлено их местом и ролью в процессе общественного воспроизводства, наличием принципа федерализма и организации местного самоуправления в государственном устройстве и финансовой деятельности России.

Целью исследовании является комплексный анализ такой юридической категории, как местные финансы в свете принципа федерализма и организации местного самоуправления, учитывая политическую и экономическую роль местных финансов в обеспечении жизнедеятельности членов местного сообщества и всего государства в целом.

Практическое значение курсовой определяется его направленностью на решение актуальных проблем правового регулирования местных финансов и рекомендаций в процессе дальнейшего становления местного самоуправления, при разработке нового законодательства и практики финансовой деятельности муниципальных образований.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Глава 1.Содержание  и роль местных финансов

§ 1.1 Понятие и содержание местных финансов.

  Муниципальные или местные финансы - совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения.[1]

Эти отношения складываются между органами местного самоуправления и населением, живущим на территории данного муниципального образования, а также хозяйствующими субъектами.

Экономическая основа местных финансов:

      Имущество, находящееся в муниципальной собственности:

      Имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения;

      Имущество, предназначенное для осуществления переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий;

      Имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления, муниципальных служащих, работников  муниципальных предприятий, учреждений.

      Средства местных бюджетов;

      Имущественные права муниципальных образований.

К примеру в состав муниципальной собственности города Челябинска входят:
- городские земли и другие природные ресурсы, приобретенные или переданные в муниципальную собственность;
- имущество органов городского самоуправления;
- средства бюджета города, внебюджетных и валютных фондов, ценные бумаги и другие финансовые активы;
- рекламное пространство города;
- муниципальные банки и другие финансово-кредитные учреждения;
- муниципальный жилищный фонд, нежилые помещения, в том числе в зданиях иного жилищного фонда, объекты инженерной инфраструктуры и другие объекты, непосредственно осуществляющие обслуживание населения и находящиеся в муниципальной собственности;
- муниципальные унитарные предприятия;
- муниципальные учреждения образования, культуры и спорта, здравоохранения, коммунально-бытового и социально-культурного назначения;
- имущество, приобретенное в результате предпринимательской деятельности предприятиями, организациями и учреждениями, входящими в состав муниципальной собственности;
- имущество, переданное городу безвозмездно на основе соглашений и договоров, а также односторонних актов передачи имущества;
- другое движимое и недвижимое имущество, а также объекты интеллектуальной собственности.

Имущество, признанное бесхозным на территории города, включается в установленном порядке в состав муниципальной собственности.

Администрация города ведет Реестр муниципальной собственности, который публикуется в средствах массовой информации.

Муниципальная собственность города Челябинска  формируется за счет:
- имеющейся муниципальной собственности ;
- передачи городу объектов государственной собственности в соответствии с законодательством;
- создания и приобретения объектов (в том числе муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, имущественных комплексов, ценных бумаг, долей, финансовых активов, жилых и нежилых зданий, строений, помещений, объектов незавершенного строительства, объектов и сооружений инженерной инфраструктуры) за счет муниципальных средств;
- коммерческой и некоммерческой деятельности муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, а также организаций смешанной формы собственности;
- иных способов приобретения собственности, не запрещенных законодательством.

Финансово-экономические основы местного самоуправления закрепляются федеральными законами « О финансовых основах местного самоуправления» и    « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Эти законы устанавливают:

      Основные принципы организации местных финансов;

      Источники формирования и направления использования финансовых  ресурсов местного самоуправления;

      Основы бюджетного процесса муниципальных образований;

      Взаимоотношение органов местного самоуправления с финансовыми институтами;

      Гарантии финансовых прав органов местного самоуправления.

 

Муниципальные финансы включают:

      средства местного бюджета;

      муниципальные внебюджетные фонды;

      государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления;

      другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности.

 

Муниципальные финансы основываются на принципах:

    · самостоятельности;

    · государственной финансовой поддержки;

    · гласности.

Например,  в городе Челябинске экономическую базу городского самоуправления составляют муниципальная городская собственность, городские финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам городского самоуправления, а также иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

Владение, пользование, распоряжение природными ресурсами, находящимися на территории города и в пригородной зоне, не могут осуществляться в ущерб интересам нынешних и будущих поколений жителей Челябинска.

Права собственника в отношении местных финансов осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования:

      От  имени населения муниципального органами муниципального образования;

      Непосредственно населением муниципального образования.

Органы государственной власти Российской Федерации и ор­ганы государственной власти субъектов Российской Федерации содействуют развитию местных финансов:

      регулируют отношения между бюджетами субъектов Рос­сийской Федерации и местными бюджетами, а также между феде­ральным бюджетом и местными бюджетами — в рамках федераль­ных целевых программ;

      участвуют в решении вопросов местного значения путем выполнения федеральных целевых программ и региональных про­грамм;

      распределяют средства, выделяемые для финансирования федеральных целевых программ и региональных программ и иных мероприятий, между муниципальными образованиями, осу­ществляют контроль за эффективным и целевым использованием этих средств;

      разрабатывают государственные минимальные социальные стандарты, устанавливают социальные нормы;

      оказывают методическую помощь органам местного самоуправления в работе по формированию и исполнению местных бюджетов;

      осуществляют контроль над соблюдением органами местного самоуправления налогового и бюджетного законодательства Рос­сийской Федерации и законодательства субъектов Российской Фе­дерации. [2]

Государство предоставляет органам местного самоуправления определенные финансовые гарантии, необходимые для обеспече­ния эффективной деятельности. В целом, содержанием финансо­вых гарантий органам местного самоуправления является процесс формирования доходов муниципальных образований, порядок их распределения и контроль над использованием. Важнейшей гаран­тией является гарантия финансовой самостоятельности, происте­кающая из распределения власти и полномочий в государстве.

Гарантия финансовой самостоятельности в вопросах местных органов власти включает в себя наличие собственных источников доходов и независимое ведение бюджета под правовым контролем вышестоящих уровней власти. [3]

 

Глава 2. Местные  бюджеты

§2.1 Местные  бюджеты

Бюджет города - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций городского самоуправления.

Местные бюджеты являются составной частью финансовой системы муниципального образования на местном уровне. Они представляют собой основанную на совокупности экономических отношений и юридических норм «форму образования и расходования денежных средств»[4], предназначенных для финансирования функций органов местного самоуправления.

Устройство муниципального бюджета — это организация и основные принципы его построения.

К местным бюджетам в Российской Федерации относят районные, городские, сельские, поселковые бюджеты и районные бюджеты в городах.

В Челябинске органы городского самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют бюджет в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, законами Челябинской области, Уставом города Челябинска и Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, утверждаемом городской думой.

Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет  муниципального района.[5] (приложение №1)

В городе  Челябинске формируется и утверждается единый бюджет города, включающий:
- городской бюджет;
- сметы доходов и расходов районов в городе, включая сметы поселков, сельсоветов (Город Челябинск состоит из семи районов в городе: Калининский, Куpчатовский, Ленинский, Металлургический, Советский, Тракторозаводский, Центральный. В границах территории города находятся два поселка городского типа: Новосинеглазовский и Федоровка (Советский район), три сельсовета: Смолинский (Советский район), Сосновский и Шершневский (Центральный район)). 

Становление и функционирование системы местных бюджетов в Российской Федерации регулируется четырьмя основными законодательными актами:

      Конституцией Российской Федерации,

      Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,

      Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»

      Бюджетным кодексом РФ.[6]

Органы государственной власти гарантируют:

      право представительных органов местного самоуправления самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов;

      право представительных органов местного самоуправления самостоятельно распоряжаться свободными остатками средств ме­стных бюджетов, образовавшимися в конце финансового года в результате увеличения поступления доходов или уменьшения рас­ходов;

Информация о работе Местные финансы