Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2012 в 15:45, курсовая работа
Целью исследовании является комплексный анализ такой юридической категории, как местные финансы в свете принципа федерализма и организации местного самоуправления, учитывая политическую и экономическую роль местных финансов в обеспечении жизнедеятельности членов местного сообщества и всего государства в целом.
Введение ………….………………………………………………………………………………………………….3
Глава 1.Содержание и роль местных финансов……………………………………………… 4
§1.1 содержание и роль местных финансов
Глава 2. Местные бюджеты……………………………………………………………………………….9
§2.1 Местные бюджеты………………………………………………………………………………………9
§2.2Состав доходов местных финансов……………………………………………………………14
§2.3 Состав расходов местных финансов………………………………………………………….19
Глава 3. Местные внебюджетные фонды..........................................................2
Глава 4. Современные проблемы финансов органов местного
самоуправления……………………………………………………………………29
§4.1 . Современные проблемы финансов органов местного
Самоуправления……………………………………………………………………29
Заключение …………………………………………………………………………32
Список используемой литературы………………………………………………..34
Приложение …………………………………………………………………………35
32
Оглавление
Введение ………….…………………………………………………………………
Глава 1.Содержание и роль местных финансов……………………………………………… 4
§1.1 содержание и роль местных финансов
Глава 2. Местные бюджеты……………………………………………………………
§2.1 Местные бюджеты……………………………………………………………
§2.2Состав доходов местных финансов…………………………………………………………
§2.3 Состав расходов местных финансов…………………………………………………………
Глава 3. Местные внебюджетные фонды.........................
Глава 4. Современные проблемы финансов органов местного
самоуправления…………………………………………
§4.1 . Современные проблемы финансов органов местного
Самоуправления…………………………………………
Заключение …………………………………………………………………………32
Список используемой литературы………………………………………………..
Приложение …………………………………………………………………………35
Введение.
Понятие « местные финансы» неразрывно связанно с понятием «местного самоуправления» поскольку оно занимает особое место в государственном устройстве. Место и роль местного самоуправления в развитии гражданского общества обусловили финансовую самостоятельность муниципальных образований. Финансовые основы, обеспечивая хозяйственную самостоятельность местного самоуправления, служат, прежде всего, удовлетворению потребностей населения муниципальных образований, созданию условий его жизнедеятельности.
В сфере хозяйствования именно благодаря финансам обеспечивается удовлетворение постоянно возрастающих и изменяющихся воспроизводственных потребностей. Финансы применимы потому, что позволяют приспособить (трансформировать) пропорции производства к нуждам потребления.
Сущность местных финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями местного самоуправления.
Следовательно, комплексное исследование всех сторон финансовых правоотношений на муниципальном уровне, а также особенностей правового регулирования отношений в данной сфере имеет несомненно важное теоретическое и практическое значение. Имеется назревшая острая необходимость комплексного исследования местных финансов, что обусловлено их местом и ролью в процессе общественного воспроизводства, наличием принципа федерализма и организации местного самоуправления в государственном устройстве и финансовой деятельности России.
Целью исследовании является комплексный анализ такой юридической категории, как местные финансы в свете принципа федерализма и организации местного самоуправления, учитывая политическую и экономическую роль местных финансов в обеспечении жизнедеятельности членов местного сообщества и всего государства в целом.
Практическое значение курсовой определяется его направленностью на решение актуальных проблем правового регулирования местных финансов и рекомендаций в процессе дальнейшего становления местного самоуправления, при разработке нового законодательства и практики финансовой деятельности муниципальных образований.
Глава 1.Содержание и роль местных финансов
§ 1.1 Понятие и содержание местных финансов.
Муниципальные или местные финансы - совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения.[1]
Эти отношения складываются между органами местного самоуправления и населением, живущим на территории данного муниципального образования, а также хозяйствующими субъектами.
Экономическая основа местных финансов:
Имущество, находящееся в муниципальной собственности:
Имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения;
Имущество, предназначенное для осуществления переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий;
Имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий, учреждений.
Средства местных бюджетов;
Имущественные права муниципальных образований.
К примеру в состав муниципальной собственности города Челябинска входят:
- городские земли и другие природные ресурсы, приобретенные или переданные в муниципальную собственность;
- имущество органов городского самоуправления;
- средства бюджета города, внебюджетных и валютных фондов, ценные бумаги и другие финансовые активы;
- рекламное пространство города;
- муниципальные банки и другие финансово-кредитные учреждения;
- муниципальный жилищный фонд, нежилые помещения, в том числе в зданиях иного жилищного фонда, объекты инженерной инфраструктуры и другие объекты, непосредственно осуществляющие обслуживание населения и находящиеся в муниципальной собственности;
- муниципальные унитарные предприятия;
- муниципальные учреждения образования, культуры и спорта, здравоохранения, коммунально-бытового и социально-культурного назначения;
- имущество, приобретенное в результате предпринимательской деятельности предприятиями, организациями и учреждениями, входящими в состав муниципальной собственности;
- имущество, переданное городу безвозмездно на основе соглашений и договоров, а также односторонних актов передачи имущества;
- другое движимое и недвижимое имущество, а также объекты интеллектуальной собственности.
Имущество, признанное бесхозным на территории города, включается в установленном порядке в состав муниципальной собственности.
Администрация города ведет Реестр муниципальной собственности, который публикуется в средствах массовой информации.
Муниципальная собственность города Челябинска формируется за счет:
- имеющейся муниципальной собственности ;
- передачи городу объектов государственной собственности в соответствии с законодательством;
- создания и приобретения объектов (в том числе муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, имущественных комплексов, ценных бумаг, долей, финансовых активов, жилых и нежилых зданий, строений, помещений, объектов незавершенного строительства, объектов и сооружений инженерной инфраструктуры) за счет муниципальных средств;
- коммерческой и некоммерческой деятельности муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, а также организаций смешанной формы собственности;
- иных способов приобретения собственности, не запрещенных законодательством.
Финансово-экономические основы местного самоуправления закрепляются федеральными законами « О финансовых основах местного самоуправления» и « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Эти законы устанавливают:
Основные принципы организации местных финансов;
Источники формирования и направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления;
Основы бюджетного процесса муниципальных образований;
Взаимоотношение органов местного самоуправления с финансовыми институтами;
Гарантии финансовых прав органов местного самоуправления.
Муниципальные финансы включают:
средства местного бюджета;
муниципальные внебюджетные фонды;
государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления;
другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности.
Муниципальные финансы основываются на принципах:
· самостоятельности;
· государственной финансовой поддержки;
· гласности.
Например, в городе Челябинске экономическую базу городского самоуправления составляют муниципальная городская собственность, городские финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам городского самоуправления, а также иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.
Владение, пользование, распоряжение природными ресурсами, находящимися на территории города и в пригородной зоне, не могут осуществляться в ущерб интересам нынешних и будущих поколений жителей Челябинска.
Права собственника в отношении местных финансов осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования:
От имени населения муниципального органами муниципального образования;
Непосредственно населением муниципального образования.
Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации содействуют развитию местных финансов:
регулируют отношения между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами, а также между федеральным бюджетом и местными бюджетами — в рамках федеральных целевых программ;
участвуют в решении вопросов местного значения путем выполнения федеральных целевых программ и региональных программ;
распределяют средства, выделяемые для финансирования федеральных целевых программ и региональных программ и иных мероприятий, между муниципальными образованиями, осуществляют контроль за эффективным и целевым использованием этих средств;
разрабатывают государственные минимальные социальные стандарты, устанавливают социальные нормы;
оказывают методическую помощь органам местного самоуправления в работе по формированию и исполнению местных бюджетов;
осуществляют контроль над соблюдением органами местного самоуправления налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации. [2]
Государство предоставляет органам местного самоуправления определенные финансовые гарантии, необходимые для обеспечения эффективной деятельности. В целом, содержанием финансовых гарантий органам местного самоуправления является процесс формирования доходов муниципальных образований, порядок их распределения и контроль над использованием. Важнейшей гарантией является гарантия финансовой самостоятельности, проистекающая из распределения власти и полномочий в государстве.
Гарантия финансовой самостоятельности в вопросах местных органов власти включает в себя наличие собственных источников доходов и независимое ведение бюджета под правовым контролем вышестоящих уровней власти. [3]
Глава 2. Местные бюджеты
§2.1 Местные бюджеты
Бюджет города - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций городского самоуправления.
Местные бюджеты являются составной частью финансовой системы муниципального образования на местном уровне. Они представляют собой основанную на совокупности экономических отношений и юридических норм «форму образования и расходования денежных средств»[4], предназначенных для финансирования функций органов местного самоуправления.
Устройство муниципального бюджета — это организация и основные принципы его построения.
К местным бюджетам в Российской Федерации относят районные, городские, сельские, поселковые бюджеты и районные бюджеты в городах.
В Челябинске органы городского самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют бюджет в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, законами Челябинской области, Уставом города Челябинска и Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, утверждаемом городской думой.
Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района.[5] (приложение №1)
В городе Челябинске формируется и утверждается единый бюджет города, включающий:
- городской бюджет;
- сметы доходов и расходов районов в городе, включая сметы поселков, сельсоветов (Город Челябинск состоит из семи районов в городе: Калининский, Куpчатовский, Ленинский, Металлургический, Советский, Тракторозаводский, Центральный. В границах территории города находятся два поселка городского типа: Новосинеглазовский и Федоровка (Советский район), три сельсовета: Смолинский (Советский район), Сосновский и Шершневский (Центральный район)).
Становление и функционирование системы местных бюджетов в Российской Федерации регулируется четырьмя основными законодательными актами:
Конституцией Российской Федерации,
Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,
Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»
Бюджетным кодексом РФ.[6]
Органы государственной власти гарантируют:
право представительных органов местного самоуправления самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов;
право представительных органов местного самоуправления самостоятельно распоряжаться свободными остатками средств местных бюджетов, образовавшимися в конце финансового года в результате увеличения поступления доходов или уменьшения расходов;