Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:09, лекция
Финансовое право входит в систему российского права и является одной из активно развивающихся отраслей. Название данной отрасли тесно связано с финансами. Для того чтобы разобраться в финансовом праве необходимо иметь представление о том, что же такое финансы. В финансах проявляется одна из сторон экономических отношений общества, их существование обусловлено товарно-денежными отношениями и деятельностью государства, которое использует механизм финансов для выполнения своих задач. Государство не может реализовать свою внутреннюю и внешнюю политику, обеспечить выполнение социально-экономических программ, функций обороны и безопасности страны, если не располагает для этого необходимыми финансовыми ресурсами. Посредством использования финансового механизма государство имеет возможность активного воздействия на все эти явления.
В РФ установлена единая
для бюджетов всех уровней классификация
доходов и расходов, что обеспечивает
сопоставимость их показателей. Подобная
классификация обусловлена
Бюджетная классификация – это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней по однородным признакам с присвоением объектам классификации группировочных кодов.
Доходы бюджетов. Все предусмотренные законодательством доходы по социально-экономическому признаку можно подразделить на несколько групп:
– доходы от предприятий и других организаций разных форм собственности;
– доходы от государственного и муниципального имущества;
– доходы от государственной внешнеэкономической и другой деятельности;
– поступления от личных доходов граждан.
Указанная классификация имеет значение для характеристики материального содержания доходной части бюджета, связи ее с экономикой страны. Каждая из групп доходов представляет совокупность отдельных видов платежей и поступлений. Важнейшая роль принадлежит налогам, взимаемым с организаций и физических лиц.
Федеральный Закон от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации РФ» и БК РФ делят доходы бюджета на:
– налоговые с выделением их видов;
– неналоговые (доходы от использования государственного и муниципального имущества, от его продажи, от внешнеэкономической деятельности и др.).
Такая группировка имеет важное значение для анализа источников доходов, их объема, перспектив использования. Исходя из этого, БК РФ определяет виды доходов бюджетов всех уровней.
Вместе с тем важное
значение для характеристики правового
статуса субъектов бюджетного права
имеет группировка доходов
В зависимости от порядка зачисления в бюджет различают доходы: закрепленные за бюджетом каждого уровня, и регулирующие.
Закрепленные доходыбюджетов – это доходы, которые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (процентах) на постоянной основе закреплены соответствующим бюджетом. БК РФ отождествляет их с собственными доходами (что не вполне тождественно).
Перечень налогов и приравненных к ним платежей, закрепленных за бюджетами разных уровней, предусмотрен НК РФ; общий перечень разных видов и доходных источников, закрепленных за бюджетами, содержится в БК РФ. ФЗ от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» определяет виды доходов, закрепленных за местными бюджетами. ФЗ от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» также содержит указания о закреплении доходов от этого процесса за бюджета разных уровней.
Законодательство субъектов
РФ закрепляет доходные источники, находящиеся
в их распоряжении, за местными бюджетами.
В отдельных случаях
25. Доходы собственные и регулирующие, их распределение между бюджетами
Регулирующие доходы бюджета – это виды доходов, которые сдаются в бюджет субъекта РФ или муниципального образования в целях сбалансирования его доходов и расходов, в виде процентных отчислений от них на основании решений вышестоящих органов власти по нормативам, определяемым при утверждении бюджета на очередной финансовый год. Нормативы могут быть и долговременными – не менее чем на три года.
Нормативы отчислений по бюджетам
разных уровней утверждает соответственно
вышестоящий орган
Кроме процентных отчислений от сумм каких-либо видов доходов для регулирования бюджета, применяется и иной метод: оказание прямой финансовой поддержки из бюджета другого уровня в форме фиксированной денежной суммы на безвозмездной основе. В настоящее время она предоставляется в следующих формах: дотации, субвенции и субсидии, создания фондов финансовой поддержки субъектов РФ и муниципальных образований, а также бюджетного кредита и бюджетной ссуды.
Продолжая характеристику доходной
части бюджета, отметить что в
ней в зависимости от права
собственности имеются
К собственнымдоходам бюджетов отнесены:
– налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством РФ;
– неналоговые доходы предусмотренные БК РФ;
– безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, а также безвозмездные перечисления по взаимным расчетам.
Однако впоследствии законодательство отождествило собственные доходы бюджетов с закрепленными. ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» именно в таком аспекте определил понятие собственных доходов местных бюджетов, рассматривая их как «налоговые и неналоговые доходы, закрепленные за местными бюджетами».
Подобный подход к данным понятиям и в БК РФ. Вряд ли целесообразно рассматривать характеристики «собственные» и «закрепленные» как однозначные. Ведь поступившие и бюджет отчисления от регулирующих доходов по утвержденным в законном порядке нормативам становятся казной, т. е. собственностью субъекта РФ или муниципального образования, самостоятельно расходуются ими и не подлежат возврату.
Заемные средства в доходной
части бюджета используются при
недостаточности бюджетных
Источниками заемных средств, используемых для пополнения бюджета, могут быть:
– получение органами процентных или беспроцентных ссуд из иных бюджетов;
– выпуск государственных или местных займов на инвестиционные цели;
– получение кредита в банке.
Регулируя межбюджетные отношения, БК РФ определяет формы выделения заемных средств бюджетам субъектов Федерации и муниципальных образований их бюджета другого уровня, а именно – бюджетный кредит и бюджетную ссуду.
Под бюджетным кредитом понимается предоставление средств другому бюджету для финансирования бюджетных расходов на возвратной и возмездной основах. В отличии от этого, бюджетная ссуда, согласно БК РФ, – это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок более шести месяцев в пределах временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета.
26. Расходы бюджетов, их классификация
Состав расходов бюджетной системы значительно изменился в связи с проведением экономических реформ в стране. Нацеленность на переход к рыночным отношениям и приватизация большого числа предприятий обусловили снижение уровня бюджетного финансирования отраслей экономики. Ассигнования на социально-культурные мероприятия и науку хотя и занимают заметный удельный вес в расходах бюджетной системы, однако в условиях кризисных явлений в экономике они не только не обеспечили необходимой финансовой базы в этой сфере, но и проявили тенденцию к отставанию по темпам роста от других расходов. Между тем возросли расходы бюджетной системы на содержание государственного аппарата.
Расходная часть бюджетной системы включает следующие основные направления. Это расходы на: содержание органов государственной власти и местного самоуправления, судов и правоохранительных органов; оборону и безопасность страны; финансирование отраслей экономики; охрану окружающей природной среды; социально-культурную сферу; науку; международную деятельность.
Конкретизация видов расходов бюджетной системы определена в нормах БК РФ и ФЗ «О бюджетной классификации», в соответствии с которыми ежегодно утверждаются представительными органами государственной власти и местного самоуправления суммы расходов каждого из бюджетов.
В Законе выделяются функциональная, экономическая, ведомственная и другие классификации расходов бюджетов.
В функциональной классификации содержатся группы расходов на государственное управление и местное самоуправление, на судебную власть, национальную оборону, образование, здравоохранение и т. д., отражающие функции государства.
Экономическая классификация – это группировка бюджетных расходов по их экономическому содержанию. В ней выделяются текущие расходы и капитальные расходы.
К текущим относятся расходы, обеспечивающие текущее финансирование органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отраслям экономики в форме дотаций и субвенций на текущее финансирование, а также другие расходы, не включенные в капитальные расходы в соответствии бюджетной классификацией.
Капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность, расширенное воспроизводство, проведение капитального (восстановительного) ремонта. При осуществлении этих расходов создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности РФ, ее субъектов или муниципальных образований.
В составе капитальных расходов бюджета может быть сформирован бюджет развития, порядок формирования и использования которого регулируются особым ФЗ. Впервые бюджет развития был принят в составе федерального бюджета на 1999 г. Его доходы сформированы за счет иностранных кредиторов и инвестиционных кредиторов Международного банка реконструкции и развития, частично – за счет бюджетных доходов. Средства бюджета развития направлены на поддержку экспорта высокотехнологической продукции по программам конверсии оборонного производства, на формирование уставного капитала Российского банка развития и другие инвестиционные проекты.
Наиболее объемная по содержанию – ведомственная структура бюджетных расходов. В неё включается перечень прямых получателей средств из бюджета, распределение расходов по целевым статьям и видам расходов по прямым получателям и др. Ведомственная классификация расходов установлена применительно лишь к федеральному бюджету. Для остальных бюджетов такая классификация утверждается представительными органами субъекта РФ или местного самоуправления.
27. Виды расходов и распределение расходов между бюджетами
К расходам бюджетов относятся:
– государственная поддержка экономики: промышленность, энергетика и строительство, сельское хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство, связь, жилищно-коммунальное хозяйство, фундаментальные научные исследования и научно-технический прогресс;
– финансовое обеспечение расходов на образование и культуру;
– финансовое обеспечение здравоохранения;
– расходы на обеспечение социальной политики;
– расходы на управление;
– расходы на судебную власть, национальную оборону, обеспечение правоохранительной деятельности и безопасности государства.
Исключительно из федерального
бюджета финансируются функцион
Совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов финансируются функциональные виды расходов (например: обеспечение правоохранительной деятельности; обеспечение противопожарной безопасности; научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечение социальной защиты населения и прочие).
Распределение и закрепление между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ расходов, указанных в БК РФ, производятся по согласованию соответственно органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ и утверждаются соответствующими законами о бюджетах либо по согласованию органа государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта РФ.
В законодательных или
иных правовых актах, устанавливающих
бюджетные обязательства, реализация
которых обеспечивается из средств
бюджетов различных уровней, устанавливается
разграничение расходных
Объекты государственной собственности субъектов РФ и муниципальной собственности могут быть включены в федеральную адресную инвестиционную программу, федеральные целевые программы на стадии составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета на очередной финансовый год.
Исключительно из бюджетов субъектов РФ финансируются функциональные виды расходов (например: обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ; обеспечение реализации региональных целевых программ; формирование государственной собственности субъектов РФ и прочие).
Исключительно из местных бюджетов финансируются функциональные виды расходов. Например:
– содержание органов местного самоуправления;
– формирование муниципальной собственности и управление ею;
– организация, содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
– содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
– организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
– муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;