Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 08:15, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение вопросов, касающихся определения понятия финансового контроля, раскрытии его сущности, определение функций.
Эти вопросы очень подробно исследованы и освещены в специальной литературе многими авторами, в частности Ю.А.Данилевским, Л.Н.Овсянниковым, О.Н.Горбуновым, В.В. Бурцевым, Н.И.Химичевым и др.
Введение … . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава I. Понятие, сущность и элементы финансового контроля . . . . . . .
Глава II. Классификация финансового контроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
§ 1. Классификация финансового контроля по формам, по времени и по органам государственной власти . . . . . . . .
§ 2. Классификация финансового контроля по сфере деятельности . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Учитывая все вышеизложенное, можно более полно раскрыть сущность этой функции государственного управления.
Итак, государственный финансовый контроль в широком смысле - это установленная законодательством деятельность государственных органов по выявлению, предупреждению и пресечению:
1)
ошибок и злоупотреблений в
управлении государственными
2)
несоблюдение финансового, в
3)
недостатков в организации
Сущность государственного финансового контроля выражается в следующем: 1) выявление ошибок и злоупотреблений; 2) обеспечение их устранения; 3) анализ факторов их возникновения и разработка мер по их предотвращению в будущем (профилактика и т.д.).
Следует
признать, что действенный
Л.Н.Овсянников считает, что определяющая идея государственного финансового контроля в том, что он позволяет реализовать право государства законными путями обеспечивать свои финансовые интересы.
Значение наиболее полно раскрывается в функциях финансового контроля. К основным функциям государственного финансового контроля следует отнести информативную, оперативную, защитную и превентивную. При этом особое место в современных подходах занимает превентивная функция.
Предварительный
контроль предупреждает нежелательные
отклонения, обеспечивает устранение
самой возможности появления
неблагоприятных явлений и
Ключевым условием достижения целей и задач государственного финансового контроля является соблюдение принципов, которые являются основными правилами, охватывающими контрольную деятельность в целом.
Это следующие принципы: 1) принцип независимости; 2) принцип гласности; 3) принцип законности; 4) принцип объективности; 5) принцип ответственности; 6) принцип сбалансированности; 7) принцип системности.
1. Принцип независимости
Органы финансового контроля должны обладать организационной, функциональной, материальной и иного характера независимостью от юридических или физических лиц, чью деятельность они проверяют, а так же от лица, тем или иным образом связанных с проверяемыми. Независимость должна быть формально закреплена в законодательстве, регулирующем деятельность органов финансового контроля.
Независимость
также характеризуется
Фактором независимости являются также, и источники финансирования органов финансового контроля: финансирование системы должно быть бюджетным и выделяться отдельной строкой.
Такой точки зрения придерживается большинство специалистов. Так, Л.Н.Овсянников, в связи с этим подчеркивает; «Государственный контрольный орган должен безусловно получать из государственного бюджета целевым назначением финансовые средства, необходимые и достаточные для выполнения возложенных на него задач и иметь право самостоятельно использовать выделенные ему средства»9.
Среди специалистов распространена точка зрения, что суть независимости органа финансового контроля выражена в его праве самостоятельно определять: а) предмет своей контрольной деятельности; б) методы контроля; в) содержание и формы отчетов. При этом не исключена возможность запросов на проведение контроля со стороны других органов.
Наконец, необходимо упомянуть, что, как отмечает Н.Д.Погосян, всякая независимость - организационная, функциональная, персональная, финансовая и т.д. - невозможна без связи с общественностью. Но данный аспект затрагивается уже в следующем принципе государственного финансового контроля.
2. Принцип гласности
Гласность
финансового контроля - необходимый
атрибут современного демократического
общества, так как контроль информирует
общественность о реальном положении
дел в государственном
3. Принцип законности
Свои исходные начала государственный финансовый контроль берет из законодательства Республики Казахстан. То есть деятельность органов финансового контроля должна строго соответствовать законам и иным нормативно-правовым актам и не допускать какого-то ни было произвола в отношении контролируемых.
Принцип законности предусматривает следующее:
-
качество нормативно-
-
соблюдение норм права
В целом законность государственного финансового контроля понятие системное, охватывающее как государственных контролеров, так и контролируемых.
4. Принцип объективности.
Выводы контролеров, а также их подхода к планированию и проведению проверок должны исключать какую бы то ни было предвзятость или предрасположенность. Так, планирование контрольных мероприятий и их проведение должны исключать какую-либо предубежденность об изначальном наличии негативных аспектов в деятельности проверяемых объектов.
Выводы по результатам проверок также должны быть беспристрастны, обоснованы и подтверждены соответствующими данными, материалами, содержащими качественную информацию.
При этом о качестве информации можно судить по следующим критериям: необходимость, достаточность, истинность, своевременность, аналитичность, организованность.
5. Принцип ответственности
Этот
принцип можно рассмотреть в
двух аспектах: а) ответственность контролеров;
б) ответственность
- Ответственность контролеров.
Каждый субъект за ненадлежащее выполнение возложенных на него контрольных функций и задач должен нести ответственность (административную, дисциплинарную и т.д.). Ответственность должна быть установлена за выполнение каждой контрольной функции, ясно очерченной и официально закрепленной за конкретным субъектом. Иначе субъект не будет в должной мере осуществлять контроль.
Ответственность
государственных контролеров
- Ответственность контролируемых
Должны
быть установлены виновники
6. Принцип сбалансированности
Этот принцип неразрывно связан с принципом ответственности. Сбалансированность означает, что субъекту контроля нельзя предписывать контрольные функции, не обеспеченные средствами для их выполнения. Точно также не должно быть средств, не связанных той или иной функцией. Или другими словами, при определении обязанностей субъекта контроля должен быть определен соответствующий объем прав и возможностей, и наоборот.
7. Принцип системности
Предполагает
наличие системы органов
Все принципы взаимосвязаны, порядок их сочетания зависит от конкретных обстоятельств.
В процессе осуществления финансового контроля возникает особая разновидность финансовых правоотношений - финансово-контрольных.
Сторонами этого правоотношения выступают субъект контроля и объект контроля. Субъект контроля - это финансово-контрольный орган, представляющий в этом правоотношении государство. Наиболее типичными субъектами контроля являются специализированные органы финансового контроля. В качестве объекта контроля выступают государственные органы, юридические лица, граждане.
Глава II. Классификация финансового контроля
§1. Классификация финансового контроля по формам, времени
и
по органам государственной
власти
Финансовый контроль можно классифицировать по различным основаниям. Но наиболее часто классифицируют по формам и видам.
Под
формой финансового контроля понимают
способы конкретного выражения
и организаций контрольных
Формы финансового контроля следующие: 1) непосредственный контроль; 2) опосредованный контроль.
Непосредственный контроль характеризуется тем, что проверка ведется на самом объекте контроля, и проверяющие лица изучают и анализируют первичную документацию, производят перерасчет денег, товарно-материальных ценностей, осуществляют осмотр помещений и территорий. В общем, имеют непосредственный контакт субъекта и объекта контроля.
Эта
форма контроля наблюдается при
таких методах его
Опосредованный контроль характеризуется тем, что субъект находится вне границ объекта контроля, и проверяющие лица имеют дело с отчетной или плановой финансовой документацией11.
На практике такой контроль называют «камеральная финансовая проверка».
Эти формы финансового контроля взаимосвязаны между собой. Материалы, полученные в процессе одной формы финансовой проверки, могут использоваться для другой формы контроля.
Классификация финансового контроля по видам может производиться по различным основанием.