Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 08:15, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение вопросов, касающихся определения понятия финансового контроля, раскрытии его сущности, определение функций.
Эти вопросы очень подробно исследованы и освещены в специальной литературе многими авторами, в частности Ю.А.Данилевским, Л.Н.Овсянниковым, О.Н.Горбуновым, В.В. Бурцевым, Н.И.Химичевым и др.
Введение … . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава I. Понятие, сущность и элементы финансового контроля . . . . . . .
Глава II. Классификация финансового контроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
§ 1. Классификация финансового контроля по формам, по времени и по органам государственной власти . . . . . . . .
§ 2. Классификация финансового контроля по сфере деятельности . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1) оптимальное соотношение между затратами и полезным эффектом; 2) отсутствие ненужных затрат; 3) достижение определенной цели с минимальными затратами или достижение наилучшего результата с помощью строго определенного объема ресурсов. Принцип эффективности предусматривает разработку альтернативных вариантов решений и отбор из них наиболее приемлемого. Все принципы взаимосвязаны и границы между ними в практике контроля условны6.
Более конкретно целью финансового контроля является:
1)
выявление фактов нарушения
2)
выявление виновных и
3)
устранение нарушений
Достижение цели государственного финансового контроля обеспечивается реализацией следующих основных задач:
1)
обеспечение соблюдения
2)
содействие правильной
3)
обеспечение законного,
4)
содействие полному и
5)
устранение и предупреждение
нарушения финансовой
В
результате реализации задач финансового
контроля укрепляется финансовая дисциплина,
выражающая одну из сторон законности.
Финансовая дисциплина - это четкое
соблюдение установленных предписаний
и порядка формирования, распределения
и использования
Средствами обеспечения исполнения финансового законодательства и соблюдения финансовой дисциплины выступает прежде всего привлечение правонарушителя к установленной юридической ответственности.
Обычно в качестве мер, применяемых к нарушителя финансового законодательства выступают: а) официальное предостережение нарушителя о неправомерности его поведения и необходимости устранения нарушения закона; б) блокирование расходов, что обычно приобретает форму ареста банковского счета или приостановление расходных операций по этому счету; в) ограничение в распоряжении имущества; г) арест имущества; д) изъятие бюджетных средств; е) приостановление кредитования; ж) применение финансово-правовых санкций.
Финансовые
санкции могут быть: а) установлены
государством в одностороннем порядке
и предусматриваться
Финансовые
санкции различаются в
Наиболее
типичными финансовыми
а) финансово-правовой штраф;
б) финансово-правовая пеня.
Теперь рассмотрим последний элемент финансового контроля - метод.
Под методом финансового контроля понимается конкретные приемы и способы его осуществления.
Контроль - это всегда проверка или наблюдение с целью проверки.
Осуществление контроля состоит из трех стадий:
1)
сбор информации; 2) оценка информации;
3) реагирование на собранную
В процессе сбора информации субъект контроля должен получить сведения о состоянии дел на проверяемом объекте. Далее, получив эти сведения, проверяющий должен проанализировать их и на базе оценки информации сделать вывод о характере поведения объекта контроля - законно оно или незаконно, правильно или неправильно и т.п. Вывод о характере поведения, определяет форму реагирования - наказать или поощрять, либо принимать иные меры.
Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: от правового положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта и цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др.
Используются следующие методы финансового контроля:
1) проверка расчетов финансовых планов; 2) проверка первичных денежных документов; 3) инвентаризация денежных средств и товарно-материальных ценностей; 4) официальные запросы в банковские и другие расчетные учреждения; 5) ревизия и др. Проведение их как правило планируется. Однако они могут осуществляться и вне плана, в связи с возникшей необходимостью.
Одним из основных и наиболее эффективных методов финансового контроля является ревизия. Ревизии проводят разные контролирующие органы, прежде всего финансовые, а также органы государственного управления в отношении подведомственных организаций. Ревизии могут быть проведены как по плану этих органов, так и по указанию других компетентных органов, в том числе правоохранительных7.
Худяков А.И. дает следующее понятие: «Ревизия - это проверка, основанная на изучении первичных документов и бухгалтерских записей, финансово-хозяйственной деятельности предприятий и учреждений на предмет ее законности и целесообразности».
Обычно в процессе проведения ревизии сочетаются несколько методов финансового контроля.
По полноте охвата ревизии бывают: а) полные, когда проводится сплошная проверка комплексного характера; б) частичные, когда проводится выборочная проверка по определяемой тематике.
По объекту проверки ревизии подразделяются на: а) документальные, когда проверяется лишь документация; б) фактические, когда в дополнение исследования документов проводится инвентаризация.
По организационному признаку ревизии делятся на: а) плановые, то есть те, которые проводятся по заранее утвержденному плану; б) внеплановые. Как плановые, так и неплановые ревизии для проверяемого обычно носят характер внезапной проверки. К числу внеплановых ревизий относятся ревизии, проводимые по требованию судебно-следственных органов, в случае поступления внушающих доверие жалоб и заявлений граждан, а также получения других сигналов о злоупотреблениях и грубых нарушениях финансовой дисциплины, требующих проверки и прекращения нарушения финансового законодательства.
Результаты
ревизии оформляются актом
В
акте ревизии отражаются достоверные,
документально подтвержденные данные,
характеризующие финансово-
К акту ревизии также прилагаются все необходимые справки, сводные таблицы, подлинные документы или их копии и др.
Акт ревизии служит основанием для:
а) привлечения виновных лиц к дисциплинарной и материальной ответственности в соответствии с нормами трудового законодательства;
б) предъявление гражданского иска к физическим и юридическим лицам;
в) возбуждение уголовного дела, если ревизией выявлены факты злоупотреблений, хищений и преступного разбазаривания государственных денежных средств. В этом случае акт ревизии направляется в следственные органы;
г) принятие решений, направленных на устранение нарушений законодательства и финансовой дисциплины, ликвидацию причин и условий, порождающих эти нарушения и недостатки, на обеспечение законного и эффективного использования государственных денежных средств, возмещение причиненного государству ущерба8.
Необходимо отметить, что контроль является финансовым только при наличии всех присущих ему элементов. Например, если предметом выступает исполнение финансового обязательства перед государством, но проверку проводит не орган государственного финансового контроля, то такой контроль нельзя считать государственным финансовым контролем, т.к. в данном случае в системе контроля отсутствует субъект финансового контроля, а именно орган государственного финансового контроля.
Следует отметить так же, что предметом государственного финансового контроля выступают не деньги и не хозяйственная деятельность объектов контроля, а выполнение ими своих финансовых обязательств перед государством.
На основании вышесказанного государственный финансовый контроль можно определить как действие государственных органов по проверке выполнения участниками финансовой деятельности государства своих финансовых обязанностей перед ним.
Но среди ученых нет единства в трактовках понятия государственного финансового контроля. Существуют самые разные точки зрения.
Так,
И.А.Белобжецкий дает такое определение:
«Под финансово-хозяйственным
У Ю.А.Данилевского определение финансового контроля выражено так: «Финансовый контроль, являясь одной из важнейших функций и неотъемлемой составной частью общего механизма управления экономикой, производством, охватывает финансовые, кредитные и производственные показатели. В сферу контроля включается производство, распределение, обращение и потребление товарно-материальных ценностей в денежном выражении». Так же Ю.А.Данилевский считает, что финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения проводимой государством финансовой политики и реализуется через систему организационных, административных, правоохранительных и других мер, соответствующих современным условиям и перспективе развития экономики и государства. Кроме того, он определяет сущность контроля в различных аспектах: контроль определяется, во-первых, как специфический вид и неотъемлемая часть управленческой деятельности, во-вторых, как источник информационного обеспечения нужд управления в процессе принятия управленческих решений, в-третьих, как система проверки фактического состояния хозяйствующего субъекта с целью подтверждения правомерности его деятельности, в-четвертых, как механизм обратной связи, посредством которого можно получить необходимую информацию об исполнении управленческих решений.
Ю.М.Иткин отмечает: «Деятельность органов государственного контроля должна быть направлена на проверку исполнения, прежде всего, законов государства, законности, правильности и целесообразности направления выделенных бюджетных средств, эффективности деятельности правительственных органов, эффективного и экономного расходования государственных средств на всех уровнях управления финансовыми и материальными ресурсами».
П.В.Черноморд считает, что «финансовый контроль сосредотачивает внимание на фактическом осуществлении финансовой, бюджетной, налоговой, кредитной, денежной политики, политики цен, вопросах развития валютно-финансового аспекта внешнеполитического курса и внешнеэкономических связях государства». Кроме того, П.В.Черноморд полагает, что «при переходе к рыночным отношениям в условиях экономического кризиса значительно возрастает роль и значение высокопрофессионального финансово-экономического контроля за формированием и исполнением бюджетов, эффективным использованием финансовых ресурсов из всех источников».
Н.Д.Пагосян определяет, что «государственный финансовый контроль, не будучи самоцелью и средством окончательного решения выявленных проблем, тем не менее является государственно-правовым институтом в силу того, что он в единой системе государственных органов выступает в качестве самостоятельного структурно-функционального звена, легитимированного, обособленного в организационно-правовом отношении и владеющего в своей деятельности особым набором приемов, характерным для публичных структур».