Казначейское исполнение бюджета: понятие, задачи, особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является теоретическое изучение казначейского исполнения региональных и местных бюджетов как эффективной технологии управления финансовыми ресурсами

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…….3

Глава 1. Сущность и значение системы казначейского исполнения

бюджета

1.1 Понятие межбюджетных отношений и необходимость

вертикально-горизонтального контроля……………………………………..6

1.2 Федеральное казначейство в системе федеральных

органов исполнительной власти……………………………………………...9

1.3 Правовое регулирование казначейского исполнения

бюджетов в РФ……………………………………………….……………….14

Глава 2. Принципы организации казначейской системы

исполнения региональных и местных бюджетов

2.1 Система региональных органов казначейства:

основные задачи, функции, полномочия и права………………………….19

2.2 Особенности казначейского исполнения бюджета

муниципального образования……………………………………………….26

Глава 3. Перспективы развития казначейской системы исполнения

бюджета на региональном и муниципальном уровне: основные

проблемы и пути их решения ……………………………………………...29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....33

Библиографический список…………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

Финансовое право.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

Для организации казначейского исполнения бюджета муниципальных образований предложен унифицированный алгоритм, состоящий из трех этапов. Первый этап – подготовительный. На втором этапе создается технологическая схема исполнения смешанного типа, состоящая из пяти фаз: доведение контрольных цифр лимитов бюджетных обязательств, принятие лимитов бюджетных обязательств в рамках сметы расходов, принятие обязательств местного бюджета, финансирование принятых обязательств, возможность изменения лимитов бюджетных обязательств для непредвиденных расходов. Третий этап предусматривает выбор альтернативы: создание небанковской кредитной организации, либо небанковского типа казначейства.

На эффективность казначейского исполнения бюджетов муниципальных образований влияют объективные условия и субъективные факторы, формирующие «культуру бюджетного управления». Под «культурой бюджетного управления» понимается способность профессиональной и экономически обоснованной разработки и принятия бюджета, удовлетворяющего местные потребности, в соответствии с имеющимися ресурсами и ожидаемой помощью вышестоящих бюджетов на определенный период. При высоком уровне «культуры бюджетного управления» казначейское исполнение происходит при минимальном количестве (или даже при полном отсутствии) поправок первоначальной сметы расходов[12].

Эффективность казначейского исполнения местных бюджетов повышает дополнительный инструментарий, не относящийся к базовой технологической схеме. Единые методические рекомендации возможны для введения единого казначейского счета, лицевых счетов, регистрации и учета договоров, использования лимита бюджетных обязательств в качестве оперативного финансового плана, а также для контрольно-экономической и финансовой работы казначейства. Процесс автоматизации казначейского исполнения бюджета может иметь специфические черты, зависящие от выбора информационной системы, однако тоже может быть унифицирован.

При переходе в полном объеме на казначейскую технологию исполнения местного бюджета и ведении финансовыми органами различных уровней лицевых счетов бюджетных учреждений, расчетный счет финансового органа, открытый в банке, играет роль «корреспондентского счета». Для обеспечения единых правил работы с лицевыми счетами, исключения дублирования на разных уровнях бюджетов и рационализации автоматической обработки данных, необходимо ввести в существующую форму платежного поручения новые информационные поля, содержащие данные о владельцах лицевых счетов.


Глава 3. Перспективы развития казначейской системы исполнения бюджета на региональном и муниципальном уровне: основные проблемы и пути их решения

 

Приоритетным направлением совершенствования бюджетной политики как государства в целом, так и субъектов Федерации является повышение прозрачности региональных и муниципальных финансов. Представление прозрачной и достоверной информации о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления является необходимым условием обеспечения эффективного и устойчивого управления государственными и муниципальными финансами. Основой процесса достижения этой цели должны стать требования к публичному раскрытию информации о планах, условиях и результатах деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Прозрачность облегчает контроль со стороны общества за эффективностью управления государственными и муниципальными финансами, повышает ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за принятые решения, содействует укреплению внутренней дисциплины в государственных и муниципальных учреждениях.

Открытая информация о финансовом состоянии субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, планах и результатах управления государственными и муниципальными финансами должна быть достоверной, прозрачной, своевременной и полной. В получении указанной информации заинтересованы не только органы, осуществляющие управление государственными и муниципальными финансами, но и граждане, инвесторы, кредиторы, другие субъекты хозяйственной деятельности[13].

В настоящее время в открытом доступе на регулярной основе публикуются отдельные элементы статистической информации о состоянии региональных и муниципальных финансов, в числе которых присутствует отчетность об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Вместе с тем отсутствует полная картина функционирования секторов общественных финансов на региональном и муниципальном уровнях, равно как и единая методологическая основа для сбора, обработки и предоставления такого рода информации.

Особенно эта проблема актуальна на муниципальном уровне в условиях ограниченного набора данных в отношении муниципальных образований не только поселенческого, но и районного уровня.

Очевидно, что для эффективного использования полномочий по формированию и распределению межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям необходим определенный перечень показателей по всем муниципалитетам, характеризующий уровень развития экономики, демографические, климатические, половозрастные и другие особенности конкретной территории. Целесообразно расширить возможности использования и повысить качество и полноту налоговой отчетности, формируя ее по каждому муниципальному образованию.

В связи с проведением работы в области разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в Бюджетном кодексе РФ, предусмотрена норма об обязательном ведении реестров расходных обязательств на всех уровнях системы, с представлением реестров субъектов Российской Федерации и сводов реестров муниципальных образований в Министерство финансов Российской Федерации.

Исходя из этого, Министерство Финансов Российской Федерации разрабатывает порядок формирования, ведения и распространения единой информационной базы, характеризующей состояние и качество управления бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами, обеспечит свободный доступ к этой базе через сеть Интернет.

Кроме того, будут разработаны единые принципы составления статистической информации на всех уровнях государственной власти в целях составления региональных и муниципальных показателей их социально-экономического развития по одинаковой методологии и достижения их согласованности с показателями федерального уровня.

Государство может достигнуть максимальной эффективности или уровня развития, когда оно будет основано на принципах демократии и отвечающей запросам времени разумной централизации и децентрализации власти, что дает эффективная вертикаль власти и развитое местное самоуправление.

Органами Федерального казначейства ведется постоянная напряженная работа, направленная на решение возникающих проблем, на совершенствование взаимодействия с финансовыми органами с целью обеспечения качественного исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

В части основных проблем, затрудняющих процесс кассового обслуживания исполнения регионального бюджета и бюджетов муниципальных образований, в настоящее время можно выделить следующие:

–        нарушение принципа подведомственности при распределении бюджетных средств и как следствие включение получателя средств соответствующего бюджета в Сводный реестр распорядителей и получателей средств бюджета дважды, а то и трижды как подведомственное учреждение разных распорядителей средств бюджета. Ведение Сводного реестра распорядителей и получателей средств соответствующего бюджета для финансовых органов пока не является инструментом для приведения в актуальное состояние сведений, содержащихся в реестре.

–        отсутствие порядка предоставления и использования средств регионального бюджета и бюджетов муниципальных образований, выделенных распорядителям и получателям средств соответствующих бюджетов в соответствии со сводной росписью в форме субсидий и субвенции.

–        остается проблемой отнесение расходов на соответствующие статьи и подстатьи экономической классификации расходов бюджетов РФ исходя из их экономического содержания. Указанные проблемы необходимо решать уже сегодня, чтобы учесть их при составлении проектов соответствующих бюджетов на следующий финансовый год.

В связи с тем, что в настоящее время все уровни бюджетной системы РФ в основном охвачены казначейским контролем, главным перспективным направлением в области управления общественными финансами, позволяющим обеспечить комплексный подход к решению поставленных целей и задач должно стать создание такой ситуации, при которой органы федерального казначейства будут выступать в качестве ведущего института, на основе которого могут быть сконцентрированы все направления управления бюджетными потоками[14].

Таким образом, казначейская система является одним из важнейших инструментов управления бюджетным процессом. Он позволяет планомерно, осмысленно и законно использовать средства регионального и местного бюджетов, объективно оценивать состояние финансовой системы в каждый момент.

 

 

                                       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В процессе курсовой работы была изучена система казначейского исполнения регионального и местного бюджета. Были найдены ответы на основные поставленные в начале работы вопросы. Вследствие чего было выяснено, что в условиях рыночной экономики казначейская система исполнения бюджета на сегодняшний день наиболее эффективна, и альтернативы такой системе не существует. Контроль, осуществляемый органами федерального казначейства, позволяет не только выявить нарушителей финансовой дисциплины, но и предотвратить эти нарушения. Казначейство является одним из главных инструментов экономической безопасности страны.

Федеральному казначейству как субъекту управления бюджетной собственностью принадлежит ключевая роль в финансовой системе страны, что позволит сосредоточить на его основе основные рычаги по регламентации бюджетных пропорций в государстве.

С целью обеспечения комплексного подхода к управлению государственными финансами, они должны быть полностью сосредоточены в одном месте, т.е. в системе органов федерального казначейства, включая не только бюджетные средства, но и внебюджетные фонды, все внебюджетные средства государственных организаций и учреждений, таможенные платежи и средства государственных бюджетных фондов.

Казначейская система исполнения бюджетов позволяет: повысить эффективность использования бюджетных средств путем обеспечения целевой направленности, своевременности и рациональности их расходования; ускорить оборачиваемость бюджетных средств за счет сокращения пробега средств от распорядителя до конечных получателей.

Принимая во внимание ведущую роль бюджета в экономической и социальной жизни общества, требуется существенно повысить роль федерального казначейства в исполнении бюджета. Поэтому необходимо расширить функции его территориальных органов, сделав их главными проводниками средств федерального и территориальных бюджетов.

К числу важнейших стратегических задач развития российской казначейской системы следует отнести:

–        совершенствование законодательной и нормативной базы функционирования казначейской системы РФ;

–        существенное расширение выполняемых функций органами федерального казначейства по управлению бюджетом, регулированию долговых отношений и активов, финансированию капитальных расходов, федеральных целевых программ, участию в банковско-кредитной сфере, на фондовом рынке.

Стабилизирующая роль органов казначейства в регионах и на местах значительно возрастает. УФК создают ту систему норм и правил, рычагов и инструментов, которая заставляет финансовые и налоговые органы стремиться к стандартам казначейства как общенационального рыночного института, к ритмичности и точности исполнения доходной составляющей государственного бюджета России. Органы казначейства эффективно решают задачи, для реализации которых они и были созданы. На настоящий момент казначейская система достигла реального экономического влияния на территории регионов и муниципальных образований.

 


                                 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

I. Нормативно правовые акты:

1.      Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993.) (с учетом поправок внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 №6- Федеральный Конституционный Закон от 30.12.2008 №7- Федерального Конституционного Закона // Российская Газета №7 от 21.01.2011).

2.      Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 06.04.2011).

3.      Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.07.2011).

4.      Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 (ред. от 24.03.2011) "О Федеральном казначействе".

5.      Указ Президента РФ от 23.02.2005 N 202 (ред. от 26.05.2008) "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации и признании утратившим силу Указа Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 г. N 1556 "О Федеральном казначействе"

 

II. Специальная литература:

 

1.      Финансовое право России. Учебник / Ю.А. Крохина. - М.: Норма, 2010. – 691 с.

Информация о работе Казначейское исполнение бюджета: понятие, задачи, особенности