Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:02, курсовая работа
Целью курсовой работы является теоретическое изучение казначейского исполнения региональных и местных бюджетов как эффективной технологии управления финансовыми ресурсами
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…….3
Глава 1. Сущность и значение системы казначейского исполнения
бюджета
1.1 Понятие межбюджетных отношений и необходимость
вертикально-горизонтального контроля……………………………………..6
1.2 Федеральное казначейство в системе федеральных
органов исполнительной власти……………………………………………...9
1.3 Правовое регулирование казначейского исполнения
бюджетов в РФ……………………………………………….……………….14
Глава 2. Принципы организации казначейской системы
исполнения региональных и местных бюджетов
2.1 Система региональных органов казначейства:
основные задачи, функции, полномочия и права………………………….19
2.2 Особенности казначейского исполнения бюджета
муниципального образования……………………………………………….26
Глава 3. Перспективы развития казначейской системы исполнения
бюджета на региональном и муниципальном уровне: основные
проблемы и пути их решения ……………………………………………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....33
Библиографический список…………………………………………………35
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. Сущность и значение системы казначейского исполнения
бюджета
1.1 Понятие межбюджетных отношений и необходимость
вертикально-горизонтального контроля……………………………………..6
1.2 Федеральное казначейство в системе федеральных
органов исполнительной власти……………………………………………...9
1.3 Правовое регулирование казначейского исполнения
бюджетов в РФ……………………………………………….……………….14
Глава 2. Принципы организации казначейской системы
исполнения региональных и местных бюджетов
2.1 Система региональных органов казначейства:
основные задачи, функции, полномочия и права………………………….19
2.2 Особенности казначейского исполнения бюджета
муниципального образования……………………………………………….
Глава 3. Перспективы развития казначейской системы исполнения
бюджета на региональном и муниципальном уровне: основные
проблемы и пути их решения ……………………………………………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………35
ВВЕДЕНИЕ
В системе управления государственными финансовыми ресурсами любой страны очень важная роль отводится организационной структуре, обеспечивающей реализацию на практике той или иной модели бюджетного регулирования. В круг ее основных задач входит, прежде всего, планирование и прогнозирование бюджетного процесса, формирование рациональной структуры межбюджетных отношений, осуществление операций с бюджетными средствами, контроль за их целевым расходованием, финансирование социальных программ, консолидация и учет всех видов государственных финансов и др. В качестве такой организационной структуры за рубежом традиционно выступает институт казначейства, который за многолетний период своего развития превратился в действенный инструмент проведения государственной финансовой политики в бюджетной сфере.
В России органы федерального казначейства были образованы сравнительно недавно, около двадцати лет назад. Однако их развитие шло достаточно высокими темпами, именно казначейские технологии позволили отладить стадии бюджетного процесса, обеспечить целевой характер использования бюджетных средств. Вместе с тем в настоящее время в РФ еще не созданы организационно-экономические условия для повышения эффективности использования казначейской системы исполнения бюджетов.
Это обусловлено тем, что полномочия органов казначейства, установленные в период их образования, практически не видоизменились в связи с новыми задачами и условиями социально-экономического развития общества. Как показывает практика, правовое и нормативное регулирование организации и функционирования органов казначейства отстает от тех темпов, которыми развивается эта структура. Проблемы дальнейшего развития казначейства в части организационных и методологических вопросов могут быть решены только на основе внесения соответствующих изменений в законодательство и Бюджетный кодекс РФ.
В последние годы опубликовано немало научных работ о казначейской системе, посвященных в основном путям совершенствования бюджетного процесса органами федерального казначейства. При этом большинство ученых придерживаются традиционных, устаревших к настоящему времени воззрений по поводу их роли в управлении государственными финансами. Но современные наука и зарубежная практика расширяют представление о сущности казначейской системы исполнения бюджетов и наделяют ее более разноплановыми функциями, определяющими социально-экономическую сущность государственного регулирования бюджета.
Целью курсовой работы является теоретическое изучение казначейского исполнения региональных и местных бюджетов как эффективной технологии управления финансовыми ресурсами.
Цель исследования потребовала решения следующих задач:
– определить понятие межбюджетных отношений и выявить необходимость вертикально-горизонтального контроля;
– изучить принципы работы органов федерального казначейства;
– рассмотреть основы правового регулирования казначейского исполнения бюджетов;
– позиционировать казначейское исполнение региональных бюджетов и бюджетов муниципальных образований в современном устройстве бюджетной системы Российской Федерации;
– выявить проблемы, влияющие на эффективность казначейского исполнения бюджетов регионального и муниципального уровней, определить направления повышения его эффективности.
Объектом работы определено казначейское исполнение регионального бюджета и бюджета муниципальных образований Российской Федерации как участников бюджетного процесса.
Предметом работы стали механизмы организации, функционирования и совершенствования казначейской системы исполнения региональных бюджетов и бюджетов муниципальных образований.
Методологическая основа проведенного состоит в системном подходе к анализу функционирования среднего и нижнего звена бюджетной системы – региональных бюджетов и бюджетов муниципальных образований.
Теоретической основой работы стали труды экономистов по теории государственных и муниципальных финансов, организации бюджетного процесса, финансового контроля, казначейского исполнения бюджетов всех уровней.
Эмпирической базой работы послужили законодательные и нормативные документы органов государственной власти и местного самоуправления. Также в работе использовались факты, опубликованные в периодических изданиях, справочниках, сети Internet.
Курсовая работа имеет следующую структуру: введение, три главы основной части, заключение, библиографический список.
Глава 1. Сущность и значение системы казначейского исполнения бюджета
1.1 Понятие межбюджетных отношений и необходимость вертикально-горизонтального контроля
Межбюджетные отношения представляют собой совокупность отношений между органами власти и управления всех уровней по поводу разграничения и закрепления бюджетных правомочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности органов власти в области составления, утверждения и исполнения бюджетов и бюджетного процесса. Совокупность их основывается на бюджетном федерализме.
Под бюджетным федерализмом понимается система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Конкретные воплощения концепции бюджетного федерализма опираются на определенное сочетание двух взаимодополняющих тенденций: конкуренции между региональными органами власти на рынке социальных услуг и выравнивания условий этой конкуренции и обеспечения на всей территории страны общенациональных минимальных стандартов. Модель бюджетного федерализма включает три составляющие:
– полномочия по расходам уровней власти разграничены;
– наделение уровней власти достаточными фискальными ресурсами для осуществления полномочий;
– территориальные дисбалансы сглаживаются бюджетными трансфертами (общими и целевыми), обеспечивающими стандарт государственных услуг.
В мировой практике используются два типа моделей бюджетного федерализма.
Децентрализованная модель характеризуется финансовой независимостью и самостоятельностью региональных властей; полномочия по налогам разделяются так: федеральный бюджет формируется за счет налогов на прибыль и доходы физических лиц, акцизов и таможенных пошлин; субнациональные бюджеты – налоги на товары и услуги, имущество и землю; дисбалансы сглаживаются путем предоставления целевых трансфертов нуждающимся категориям населения. В чистом виде данная модель используется в США, Канаде, Австралии, Великобритании и др. странах.
Кооперативная модель бюджетного федерализма характеризуется более широким участием региональных властей в перераспределении национального дохода и макроэкономической стабилизации; большой ролью регионов в распределении налоговых доходов; активным горизонтальным бюджетным выравниванием, в основном, за счет общих трансфертов. Такую модель используют Скандинавские страны, Франция, Греция Испания и др. страны Европы.
В РФ применяется прагматическая модель межбюджетных отношений кооперативного типа[1].
Финансовая помощь из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ предоставляется в форме дотаций или субвенций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности; субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов.
Межбюджетные отношения базируются на следующих принципах:
– распределение и закрепление расходов бюджетов по уровням бюджетной системы;
– разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы;
– равенство бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований;
– выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований;
– равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.
Центральное место в процессе выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ занимает Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ. Фонд регионального развития аккумулирует средства для финансирования федеральных и региональных программ, программ и проектов отраслевого финансирования и других капиталовложений. Фонд развития региональных финансов создан для финансового оздоровления бюджетов субъектов РФ, содействия реформированию бюджетной сферы, стимулирования экономических реформ. Фонд компенсаций и Фонд софинансирования социальных расходов поддерживают федеральные и региональные социальные программы и федеральные мандаты. Фонды консолидированы с бюджетом и формируются за счет его доходов.
Необходимость межбюджетного выравнивания обусловлена двумя главными мотивами:
1) несбалансированностью бюджетов «по вертикали» в связи с тем, что объем функций, возлагаемых на субфедеральные органы власти, как правило, превышает их возможности по финансированию необходимых расходов за счет закрепленных доходных источников. Вертикальная несбалансированность потенциально заложена в любой модели бюджетной системы федеративного государства вследствие различия функций, выполняемых разными уровнями.
2) несбалансированностью бюджетов «по горизонтали», связанной с неравномерностью экономического развития территорий, соответственно дифференциацией их доходных (налоговых) потенциалов. В данном контексте можно указать на различия доходных возможностей крупных и малых городов, урбанизированных и сельских районов и т.п. Указанные различия в той или иной мере объективно обусловлены, т.е. возникают в силу не зависящих от самих территорий причин (отсутствия природных ресурсов, неблагоприятной демографической структуры населения и т. д.) [2].
Отсюда следует, что каждому мотиву несбалансированности соответствует определенный механизм выравнивания с определенным набором инструментов.
1.2 Федеральное казначейство в системе федеральных органов исполнительной власти
В Российской Федерации функционирует единая централизованная система органов федерального казначейства, включающая Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненных ему территориальных органов федерального казначейства по субъектам РФ, городам, кроме городов районного подчинения, районам и районам в городах.
Действуют органы Федерального казначейства на основании Положения о федеральном казначействе Российской Федерации, утвержденного постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 27 августа 1993 г. № 864. Дальнейшее развитие органов Федерального казначейства регламентировалось Федеральной целевой программой развития органов федерального казначейства на 2000-2004 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от 23 июня 1999 г. № 677.
Основные функции Федерального казначейства в бюджетном процессе государства:
– организация исполнения федерального бюджета;
– контроль за его исполнением;
– управление бюджетными доходами и расходами;
– регулирование межбюджетных отношений;
– финансовое исполнение внебюджетных фондов;
– управление и обслуживание государственного внешнего и внутреннего долгов Российской Федерации;
– осуществление учета и отчетности по движению средств федерального бюджета [3].
Согласно положению о федеральном казначействе РФ, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 703, единая централизованная система органов федерального казначейства состоит из Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и подчиненных ему территориальных органов федерального казначейства по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах.
Информация о работе Казначейское исполнение бюджета: понятие, задачи, особенности