Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 13:45, доклад
Привлекаемые государственные и муниципальные заимствования формируют государственный и муниципальный долг. К увеличению долговых обязательств приводит также предоставление органами власти и органами местного самоуправления гарантий по обязательствам других заемщиков. Поэтому государственный и муниципальный долг представляет собой долговые обязательства, вытекающие из заимствований и гарантий, предоставленных органами власти и органами местного самоуправления по обязательствам других лиц.
2. Российская Федерация
не несет ответственности по
долговым обязательствам
3. Субъект Российской
Федерации не несет
4. Муниципальное образование
не несет ответственности по
долговым обязательствам
Статья 98.
Формы государственного долга Российской
Федерации
1. Долговые обязательства Российской
Федерации могут существовать в форме:
кредитных соглашений и договоров, заключенных
от имени Российской Федерации, как заемщика,
с кредитными организациями, иностранными
государствами и международными финансовыми
организациями;
государственных займов, осуществленных
путем выпуска ценных бумаг от имени Российской
Федерации;
договоров и соглашений о получении Российской
Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов
других уровней бюджетной системы Российской
Федерации;
договоров о предоставлении Российской
Федерацией государственных гарантий;
соглашений и договоров, в том числе международных,
заключенных от имени Российской Федерации,
о пролонгации и реструктуризации долговых
обязательств Российской Федерации прошлых
лет.
2. Долговые обязательства Российской
Федерации могут быть краткосрочными
(до одного года), среднесрочными (свыше
одного года до пяти лет) и долгосрочными
(свыше пяти лет до 30 лет).
Долговые обязательства Российской Федерации
погашаются в сроки, которые определяются
конкретными условиями займа и не могут
превышать 30 лет.
Изменение условий выпущенного в обращение
государственного займа, в том числе сроков
выплаты и размера процентных платежей,
срока обращения, не допускается.
3. В объем государственного внутреннего
долга Российской Федерации включаются:
основная номинальная сумма долга по государственным
ценным бумагам Российской Федерации;
объем основного долга по кредитам, полученным
Российской Федерацией;
объем основного долга по бюджетным кредитам,
полученным Российской Федерацией от
бюджетов других уровней;
объем обязательств по государственным
гарантиям, предоставленным Российской
Федерацией.
4. В объем государственного внешнего долга
Российской Федерации включаются:
объем обязательств по государственным
гарантиям, предоставленным Российской
Федерацией;
объем основного долга по полученным Российской
Федерацией кредитам правительств иностранных
государств, кредитных организаций, фирм
и международных финансовых организаций.
См. статью 98 настоящего
Кодекса с комментариями
§ 1. Понятие и значение государственного
и муниципального кредита.
Формы государственного кредита
Одним из институтов финансовой системы России является
кредит, в том числе государственный и муниципальный кредит.
Последний в процессе воспроизводства на стадии обмена обеспе-
чивает финансовые потребности государства и муниципальных
образований на условиях возвратности * срочности и платности.
Кредитные отношения возникают по поводу получения или
предоставления денежных средств. Государственный и муници-
пальный кредит обеспечивает аккумуляцию временно свободных
денежных средств граждан и организаций. В отличие от общест-
венных отношений, возникающих при банковском кредитовании
и регулируемых нормами гражданского права, общественные от-
ношения, складывающиеся в процессе государственного (муни-
ципального) кредита, являются в значительной мере предметом
правового
регулирования финансового
Ранее справедливо отмечалось, что основным источником до-
ходной части бюджета страны выступают налоги. Наряду с нало-
гами важнейшим инструментом привлечения дополнительных
денежных ресурсов в бюджет государством является государст-
венный (муниципальный) кредит. В юридической и экономичес-
кой литературе принято отмечать различие этих двух видов ис-
448 Глава
22. Правовой режим
точников доходов для бюджета. Это различие заключается в том,
что государственный кредит носит добровольный и договорный
характер, а налог — односторонний и принудительный характер.
Если уплата налога влечет за собой уменьшение собственных
средств налогоплательщика, то при предоставлении средств взай-
мы государству такого уменьшения не происходит, поскольку у
кредитора остается документ, подтверждающий его право требо-
вать возврата данных средств у государства. Полученный государ-
ством налог не влечет за собой каких-либо обременении для него,
встречного требования1. Следовательно, использование государст-
вом займов в дальнейшем требует от последнего принятия соот-
ветствующих мер для возврата привлеченных таким образом
средств. Привлекаемые средства, как отмечалось ранее, направ-
ляются для погашения бюджетного дефицита, соответственно и
средства бюджетаслужат источником погашения государствен-
ной задолженности. Следовательно, государство должно будет в
дальнейшем повышать налоги, служащие основным источником
доходов бюджета страны. Таким образом, ≪заем — средство воз-
ложить государственные расходы на будущее поколение≫2. В этой
связи представляется, что проведение государственных займов
предпочтительнее,
чем использование таких
вышение налогов или эмиссия. Вместе с тем, необходимо иметь в
виду, что успех финансовой политики государства заключается в
умелом сочетании этих двух инструментов для пополнения доход-
ной части бюджета. М.Ф. Орлов справедливо подчеркивал, что
≪вся наука финансов состоит в том, чтобы оба сии средства... по-
ставить в совершенное равновесие таким образом, чтоб налоги не
вредили кредиту, а кредит облегчал налоги≫3.
Государственный (муниципальный) кредит может быть оха-
рактеризован как экономическая и правовая категории.
Государственный (муниципальный) кредит как экономичес-
кая категория представляет собой систему денежных отношений,
возникающих в связи с привлечением государством на доброволь-
ных основах для использования временно свободных денежных
средств
граждан и хозяйствующих
(муниципальный) кредит как правовая категория — это самосто-
ятельный институт финансового права, представляющий собой
1 См.: Орлов М.Ф. О государственном кредите // У истоков финансового
права, М., 1998. С. 303—304; ГодмеП. Финансовое право. М., 1978. С. 346.
2 Годме П. Указ. соч. С. 347.
! Орлов М.Ф. Указ. соч. С. 304.
§ 1. Понятие и значение государственного и муниципального кредита 449
совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общест-
венные отношения, складывающиеся в процессе привлечения го-
сударством и муниципальными образованиями временно свобод-
ных денежных
средств юридических и
виях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в
целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денеж-
ного обращения.
Государство и муниципальные образования используют дан-
ный кредит для обеспечения постоянного процесса финансирова-
ния своих потребностей. Полученные таким образом средства по-
ступают в распоряжение органов государственной и муниципаль-
ной власти, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы.
Они направляются на покрытие бюджетного дефицита. В после-
дующем источником погашения государственных и муниципаль-
ных займов и выплат процентов по ним выступают средства бюд-
жета.
Как экономическая категория, государственный кредит нахо-
дится на стыке двух видов денежных отношений — финансов и
кредита и, как следствие, несет в себе основные черты и финан-
сов, и кредита. В качестве звена финансовой системы с помощью
государственного кредита государство формирует и использует
централизованные денежные фонды государства.
Как один из видов кредита, государственный кредит имеет ряд
специфических черт, к которым можно отнести: 1) добровольный
характер этих отношений; 2) возвратный и платный характер;
3) в
отличие от банковского
выступают материальные ценности, при заимствовании средств
государством обеспечением кредита служит все имущество, нахо-
дящееся в его собственности; 4) привлекаемые в результате госу-
дарственного кредита средства имеют специфический целевой ха-
рактер — они направляются на погашение бюджетного дефицита.
В то же время, на уровне субъекта РФ илимуниципального обра-
зования привлекаемые таким образом средства могут иметь четко
выраженную целевую направленность; 5) государственный кре-
дит носит срочный характер. В БК РФ оговорено, что государст-
венные и муниципальные долговые обязательства не могут пре-
вышать соответственно 30 и 10 лет.
Важностью возникающих в процессе функционирования госу-
дарственного (муниципального) кредита общественных отноше-
ний обусловлено их правовое регулирование.
Правовой основой государственного кредита, в первую оче-
редь, является Конституция РФ, где в ч. 3 ст. 104 говорится, что
450 Глава
22. Правовой режим
≪законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от
их уплаты,
о выпуске государственных
Информация о работе Государственный и муниципальный долг, его классификация