Банковская система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 01:09, курсовая работа

Описание работы

Целью и изучению моей работы является:

- охарактеризовать структуру банковской системы,

- функции ее отдельных компонентов и исключительную роль в нормальном развитии экономики стран.

- обозначить актуальные проблемы.

В России при переходе к рынку сложилась новая банковская система, естественно, она имеет некоторые особенности, свои собственные сложности и пути их разрешения. Вся система в данный момент находится в стадии становления, и не может избежать кризисов и потрясений. Задачей исследования информации в данной работе является определить понятие банков как элемента банковской системы, провести анализ структуры банковской системы, изучить деятельность центрального банка и коммерческих банков, а также других организаций, входящих в эту систему.

Содержание

Введение 3-5

1.Понятие и структура Банковской системы РФ 6-11

1.1.Актуальные вопросы развития Банковской системы и Банковского законодательства РФ 12-14

1.2.Некоторые проблемы структурного состава Банковской системы РФ 14-17

1.3.Роль Банковской системы в стимулировании экономической деятельности…………………………………………………………………….17-19

2.Законодательная база и инструменты управления Банковской системой РФ..........................................................................................................................20-22

3.Публичность в правовом регулирование Банковской деятельности 23-25

4.Конституционно-правовые аспекты функционирования Банковской системы РФ………………………………………………………………………………..26-27

Заключение 28-29

Список используемой литературы 30-32

Работа содержит 1 файл

Реферат Банковская система РФ новый.docx

— 77.11 Кб (Скачать)

     Кроме того, внедрение принципа публичности  банковской деятельности в механизм ее правового регулирования предопределяет обновленное понимание самого государственного влияния на эту социально –  экономическую сферу деятельности.

     Существует  несколько доводов, позволяющих  ставить вопрос о необходимости  закрепления на законодательном  уровне и введение в правовое регулирование  банковской деятельности принципа публичности  банковской деятельности.

     Бюджет  любого государства, представляющий общем  виде основной денежный фонд государства, обеспечивается налоговыми поступлениями. Аккумуляция, перераспределение и  использование этих средств происходит через банковскую систему.

     Осуществление финансовой деятельности государства  через банки придает банковской деятельности публичный характер. В  результате ответственность за своевременное  поступление денежных средств из фонда государства в реальный сектор экономики страны, целевое  использование хозяйствующими субъектами возлагается, в том числе и  на банки. Обычная роль банка как  финансового посредника дополняется  функцией финансового агента государства, что требует предельной открытости этой деятельности и влечет регулирование  отношений нормами публичных  отраслей права, прежде всего, финансового.

     Вместе  с тем значительность объемов  денежных вливаний в экономику повышает ответственность государства перед  налогоплательщиками за эффективность  используемых финансовых ресурсов, что  требует от него совершенно специфического правового регулирования. При этом существует опасность усиления государственного вмешательства в экономические  отношения, представляющая собой возможность  возврата к их административному  регулированию.

     Принцип публичности как принцип правового  регулирования банковской деятельности способен, на взгляд ученых, гарантировать  недопущение развития тоталитарных элементов в государственном  регулировании банковской деятельности.

     Другой  публичный аспект правового регулирования  банковской деятельности связан с ее двуединой природой, т.е. присутствием в ней одновременно как гражданско-правовых, так и публично-правовых начал. Современное  развитие правового регулирования  банковской деятельности позволяет  утверждать о наличии устойчивой тенденции взаимопроникновения  объектов публично-правового регулирования  в частноправовые и наоборот.

     На  современно этапе развития банковской деятельности регулирование осуществляется в рамках банковского законодательства в области как финансовой деятельности государства, так и движения денежных средств, связанного с гражданским оборотом. Банковское право до настоящего времени не сформировалось в самостоятельную отрасль права.

     Отсутствие  в действующем законодательстве нормы, закрепляющей принцип публичности  банковской деятельности как принцип  права и принцип правового  регулирования, препятствует оптимизации  государственного управления и эффективного правового регулирования. 
 
 
 
 
 
 

4. Конституционно-правовые аспекты функционирования

Банковской  системы Российской Федерации 

     В настоящее время подходят к концу  сложные и продолжительные переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию. Важную роль в процессе успешной адаптации отраслей национальной экономики на мировом рынке играет состояние  правовых основ регулирования их функционирования и развития.

     Право как универсальный регулятор  общественных отношений позволяет  относительно быстро и гибко внедрять в общественную практику новые правила  и нормы, приспосабливая социально-экономическую  систему, сложившуюся на территории страны, к меняющимся условиям. В  некоторых случаях, рассматривая практические по совершенствованию отечественного законодательства, можно вести речь о трансформации конституционно-правовых основ функционирования и развития экономики, если повышение эффективности  и обеспечение конкурентоспособности  требует системного осмысления и  системного же изменения федерального законодательства или даже Конституции  РФ.

     Банковский  сектор экономики относиться к тем  отраслям, в отношении которых  выработка мер конституционно-правового  характера может иметь принципиальное значение, так как деятельность системообразующего элемента банковской системы РФ –  ЦБ – на прямую регулируется отдельными положениями Конституции РФ9.

     Центральный Банк РФ выполняет основные регулятивные функции в отношении банковского  сектора, являясь стержневым управляющим  элементом кредитно-финансовой системы  страны. Согласно ст. 3 ФЗ «О ЦБ РФ» в  своей деятельности Банк России руководствуется целями защиты и обеспечения устойчивости рубля; развития и укрепления банковской системы и т.д10.

     В достижении этих целей Банк России выполняет значительные по объему функции, которые позволяют обоснованно говорить об абсолютной власти ЦБ в отношении кредитно-финансовой системы страны. ЦБ сам издает законы, а потом сам их исполняет, а потом сам оценивает результаты своей деятельности. Таким образом. Можно утверждать, что реформирование банковской системы России с целью повышения ее эффективности должно означать, прежде всего, изменение конституционно-правового статуса ЦБ как центрального управляющего элементами всей системы и его места в регулировании банковского сектора экономики. Между тем, в наиболее стабильных и эффективных банковских системах мира помимо центрального банка присутствуют иные полномочные органы (например, в Германии).

     Отечественные банки представляются у нас как  универсальные, ориентированные на осуществление сразу всего спектра  банковских услуг.

     Зарубежный  опыт демонстрирует неэффективность  предельного управленческого централизма  в организации банковской системы  в условиях, когда в стране достаточно активен иностранный капитал, а  национальные коммерческие банки интегрированы  в международную финансовую систему.

     В процессе регулирования, полномочия ЦБ можно передать системе государственных  органов, независимых от Центробанка  и реализующих свои полномочия в  рамках общей политики Правительства  страны, находясь под парламентским  контролем.

     Следующая группа мер может быть направлена на придание системе необходимого разнообразия и гибкости, которые будут способствовать более эффективному приспособлению банковского сектора к мировой  банковской системе. Это группа мер  направлена на приближение банковского  сектора в нуждам и потребностям клиентов, прежде всего – физических лиц. 

Заключение 

     В данной работе было проведено исследование банковской системы Российской Федерации. На основе изложенной информации можно судить о том, что роль банковской системы в экономике любой страны чрезвычайно велика. Строгое «разделение властей», то есть, определение четких границ полномочий и разделение сфер влияния между Центральным банком и коммерческими банками способно значительно повысить эффективность работы банковской системы, что поможет развитию экономики страны.

      Банковская  система является важнейшей составной  частью рыночной экономики. Это включенная в экономическую систему страны единая и целостная (взаимодействующая) совокупность кредитных организаций, каждая из которых выполняет свою особую функцию, проводит свой перечень денежных операций/сделок, в результате чего весь объем потребностей общества в банковских продуктах (услугах) удовлетворяется в полной мере и с максимальной возможной степенью эффективности.

     Можно сделать выводы о довольно грамотном  функционировании банковской системы  на данном этапе в двухуровневой  форме. Именно данная форма банковской системы позволяет наиболее рационально, рентабельно и стабильно функционировать  банкам разных стран и в частности  в Российской Федерации. Двухуровневая  система состоит из вышестоящего яруса – Центрального банка страны и нижестоящего яруса – коммерческих банков и других финансово-кредитных  учреждений. Так же не стоит забывать о том, что в банковскую систему  входят предприятия осуществляющие обслуживание банковской деятельности.

     В данной работе довольно четко рассмотрены  особенности деятельности Банка  России, как самого главного «ядра» всей банковской системы России в целом.

     В работе была затронута так же тема законодательства в области банковской системы и констуционно-правовые аспекты функционирования банковской системы РФ. Все это доказывает что государство должно обратить серьезное внимание на банковскую систему страны, т.к не улучшив её войти в цивилизованный рынок не возможно.

      Выявленные  проблемы предопределяют выбор главного направления развития банковского  сектора России – количественный и качественный рост, усиление концентрации капитала и на этой основе повышение  уровня эффективности банковской деятельности. Однако для этого требуется разработка и реализация стратегии, позволяющей  максимально адаптировать российскую банковскую систему к современным  тенденциям и состоянию мировой  финансовой системы.

     Современной банковской системе России необходимо «импортировать» опыт западных банков в области обслуживания клиентов, привлечения денежных средств, чтобы  выдержать конкуренцию на мировом  рынке банковских услуг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы: 
 

     1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

     2.Гражданский кодекс РФ// СЗ РФ.1994.

     3.Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке

     Российской  Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 28.

     4.Федеральный закон от 28 октября 2008 г. № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 г.» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 44

     5.Федеральный закон Российской Федерации от 2 декабря 1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности»//СЗ РФ, 05.02.1996. №6.

     6.Банковская система под напряжение. А.Федоров, Ж. Лубенец. «Финанс». №40.02-08.11.2009. с. 34-36.

     7.Конституционно-правовые аспекты функционирования  банковской системы Российской Федерации и проблема  адаптации к вступлению в ВТО /И. Н. Добрынин. //Государство и право. -2008. - № 2. - с. 101 – 107.

     8.Банковская система России и направления ее реформирования. Саркисянц, А. Г. //Финансы. -2001. - № 2. - с. 12 – 15.

     9.Агарков М.М. Основы банковского права. Учение о ценных бумагах – М.: Юристъ, 2002. – 654 с.

     10.Костерина Т.М. Банковское дело: Учебно-практическое пособие. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2009. – 360 с.

     11.Грачева Е.Ю, Ивлиева М.Ф, Соколова Э.Д. Финансовое право: в вопросах и ответах. Учебное пособие. Проспект, 2009.- 193 с.

     12.Свиридов О. Ю. Банковское дело: 100 экзаменационных ответов / О. Ю. Свиридов. — Издание 3-е, исправленное и дополненное. — Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2010. — 256 с.

     13.Публичность в правовом регулировании банковской  деятельности. Е. В. Черникова. //Государство и право. -2009. - № 6. - с. 85 – 87.

     14.Экономические реформы и банковская система: С.В.Соловьева. //Финансы. -2002. - № 9. - с. 78 – 79.

     15. Проблемы формирования банковского права. Финансовое право № 8. 2008. с.11-16.

     16.Финансово-правовая наука о статусе Банка России: современное состояние и перспективы развития. Е.Н. Пастушенко. Финансовое право № 2. 2009. с.24-26

     17. Деньги. Кредит. Банки: Учебник. / Под ред. Г. Н. Белоглазовой Белоглазова Г. Н. – М.: Высшее образование, 2009. – 392 с.

     18. Банковское дело. Экспресс-курс : учебное пособие / кол. авторов; под ред. О.И. Лаврушина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : КНОРУС, 2009. — 352 с.

     19.Проблемы и перспективы развития банковской системы банковской системы России. Ю.В.Неляпина. Финансовое право № 4. 2009.с. 20-22.

Информация о работе Банковская система РФ