Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 19:06, курсовая работа
Целью данной работы является анализ процесса бюджетного регулирования, его формы и методы в России на современном этапе экономического развития, а также способы его осуществления, достоинства и недостатки данного процесса.
Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Бюджетное регулирование как основа межбюджетных отношений государства
1.1. Понятие и принципы построения межбюджетных отношений …………...4
1.2. Основные формы и методы бюджетного регулирования,
их роль и значение…………………………………………………………..6
Глава 2. Анализ практики выделения финансовой помощи регионам
2.1. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета субъектам РФ..11
2.2. Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ……………....18
Глава 3. Вопросы совершенствования бюджетного регулирования в Российской Федерации
2.1. Основные проблемы межбюджетных отношений в РФ ………………...24
2.2. Перспективы совершенствования бюджетного
регулирования в РФ......................................................................................26
Заключение………………………………………………………………….………....28
Список использованной литературы…………………………………………...….29
- субвенции из Федерального
- собственных
доходов и источников
Средства РФК предоставляются местным
бюджетам в форме субвенций. Органы местного
самоуправления несут ответственность
за использование переданных им полномочий
только в пределах субвенций, предоставленных
им из РФК.
Глава 3. Вопросы совершенствования бюджетного регулирования в Российской Федерации
3.1. Основные проблемы межбюджетных отношений в РФ
В последние годы субъекты Российской Федерации получают все больше полномочий, в первую очередь в сфере социальной политики, однако этот положительный процесс не сопровождается соответствующим расширением финансовых возможностей. Вследствие этого переданные в ведение региональных властей права не реализуются полностью, что в свою очередь обостряет социальную напряженность, усиливает противоречия между федеральными и региональными структурами власти, поддерживает региональный сепаратизм. В конечном счете, это опасно для федеративного государства. Поэтому упорядочение финансовой поддержки субъектов РФ и межбюджетных отношений в целом является важным условием дальнейшего углубления экономических реформ и укрепления российской государственности на основе принципов демократии и федерализма.
В качестве основных проблем бюджетного регулирования можно выделить следующие:
Решение основных проблем бюджетного федерализма и, в частности, межбюджетных отношений зависит, прежде всего, от своевременного перечисления в регионы трансфертов из федерального бюджета. Причина такой зависимости – финансовая слабость предприятий, их пораженность экономическим кризисом. Достаточно сказать, что объемы просроченной задолженности по платежам в бюджет сегодня больше, чем суммарный объем налоговых доходов консолидированного бюджета. В отдельных республиках (Алтай, Саха, Бурятия) более половины предприятий являются убыточными, причем в большинстве случаев не осуществляется их банкротство.
Жесткие меры по стабилизации финансовой системы страны привели к снижению уровня реальных доходов населения. В силу известных причин фактически раздельно функционируют финансовый сектор экономики и производство, которое работает на основе бартера и взаиморасчетов.
Отсутствие эффективных стимулов повышения доходности территориальных бюджетов привело к появлению большого числа хронически дотационных территорий. С другой стороны, плановое выравнивание территориальных (в том числе республиканских) бюджетов за счет дотаций и субвенций создало у региональных органов власти иждивенческие настроения и не способствует развитию их хозяйственной инициативы.
Негативное влияние имеет преимущественное
финансирование отраслевых приоритетов
по сравнению с приоритетами территориальными.
Оно ведет к усугублению
Наконец, свою лепту внесло и многолетнее командное перераспределение национального дохода между регионами, что усугубило неравенство территорий по уровню и динамике бюджетной обеспеченности населения. К тому же существующая методика расчетов и оценок здесь такова, что бюджетная обеспеченность формально оказывается высокой в регионах с низкими экономическим потенциалом и уровнем социально-экономического развития. Примером могут служить такие республики, как Калмыкия, Бурятия, Алтай, Тува.
Другая группа проблем связана с так называемым вертикальным и горизонтальным выравниванием.
Вертикальное выравнивание – это устранение несоответствий между расходными функциями региональных бюджетов и поступлениями, закрепленными за данным бюджетным уровнем. Этим должно заниматься федеральное правительство, располагающее соответствующими правами экономического регулирования и необходимыми объемами налоговых поступлений.
Горизонтальное выравнивание означает пропорциональное распределение налогов между субъектами РФ для устранения или снижения неравенства в налоговых возможностях территорий.
При этом, как показывает
практика, должный эффект может дать только
разумное сочетание вертикального и
3.2. Перспективы совершенствования бюджетного регулирования в РФ
Из анализа текущей финансово-
В условиях экономического роста можно будет сделать меньший упор на выравнивание межрегиональных различий, что само по себе имеет позитивный потенциал:
По-другому можно будет строить и
Во-первых, она должна стать более независимой от селективной отраслевой политики. Во-вторых, представляется целесообразным выделение в приоритет территорий:
Что касается регионов
с наиболее низкими уровнем собственных доходов
и налоговым потенциалом, то по каждому
из них нужно определить пути для поэтапного
их повышения, а также размеры помощи со
стороны федерального центра и действия
региональных властей. Для таких регионов
может быть применим метод особых бюджетных
режимов, если только это не станет массовым
явлением. Но и при этом в первую очередь
основной упор должен быть сделан на создании
условий для повышения заинтересованности
на местах в увеличении доли собственных
доходов и усилении бюджетной самостоятельности
по мере достижения позитивных результатов
в экономическом развитии.
Заключение
Существующие
межбюджетные отношения в России
сформировались в условиях коренных
политических и экономических реформ
и под влиянием глубокого экономического
кризиса. В переходный период они
в целом выполняли свое предназначение,
способствовали становлению и сохранению
бюджетного федерализма. В то же время
они содержат в себе элементы прежних,
характерных для командно-
Для того чтобы в новых условиях в полной мере служить интересам укрепления федеративной государственности, способствовать энергичному экономическому росту Федерации и ее субъектов, межбюджетные отношения должны целенаправленно и планомерно реформироваться на основе принципов демократии, рыночной экономики, бюджетного федерализма.
Реформирование межбюджетных отношений должно осуществляться на основе последовательного совершенствования законодательной базы, как на федеральном, так и на региональном уровнях при безусловном соответствии принимаемых законов и иных нормативно-правовых актов Конституции РФ.
Магистральным
направлением улучшения межбюджетных
отношений должен стать постепенный
переход от их приоритетной направленности
на дотационное выравнивание бюджетной
обеспеченности регионов к преимущественному
созданию условий для укрепления
бюджетной самостоятельности
В механизмах финансовой
поддержки регионов должен быть осуществлен переход
от господства уравнительных и нормативно-
Список использованной литературы
Информация о работе Вопросы совершенствования бюджетного регулирования в Российской Федерации