Вопросы совершенствования бюджетного регулирования в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ процесса бюджетного регулирования, его формы и методы в России на современном этапе экономического развития, а также способы его осуществления, достоинства и недостатки данного процесса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3

Глава 1. Бюджетное регулирование как основа межбюджетных отношений государства
1.1. Понятие и принципы построения межбюджетных отношений …………...4
1.2. Основные формы и методы бюджетного регулирования,
их роль и значение…………………………………………………………..6
Глава 2. Анализ практики выделения финансовой помощи регионам
2.1. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета субъектам РФ..11
2.2. Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ……………....18
Глава 3. Вопросы совершенствования бюджетного регулирования в Российской Федерации
2.1. Основные проблемы межбюджетных отношений в РФ ………………...24
2.2. Перспективы совершенствования бюджетного
регулирования в РФ......................................................................................26
Заключение………………………………………………………………….………....28
Список использованной литературы…………………………………………...….29

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 57.16 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………3  

 

Глава 1. Бюджетное регулирование  как основа межбюджетных отношений государства      

1.1. Понятие и  принципы построения межбюджетных  отношений …………...4      

1.2. Основные  формы и методы бюджетного  регулирования,               

 их роль  и значение…………………………………………………………..6 

Глава 2.  Анализ практики выделения финансовой помощи регионам       

2.1. Межбюджетные  трансферты из федерального бюджета  субъектам РФ..11       

2.2. Межбюджетные  трансферты из бюджетов субъектов  РФ……………....18 

Глава 3.  Вопросы совершенствования бюджетного регулирования в Российской Федерации       

2.1. Основные  проблемы межбюджетных отношений  в РФ ………………...24       

2.2. Перспективы  совершенствования бюджетного                  

 регулирования  в РФ......................................................................................26 

Заключение………………………………………………………………….………....28 

Список  использованной литературы…………………………………………...….29  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
      

Введение        

Формирование  механизма эффективного бюджетного регулирования в России представляет собой сложный процесс, связанный с преодолением юридических, социально-экономических, организационных, психологических и иных трудностей. На современном этапе реформирования бюджетной сферы требуется дальнейшая теоретическая разработка стадий бюджетного процесса, в то же время необходимы практические рекомендации по его совершенствованию и оптимизации.     

В последние годы субъекты Российской Федерации получают все больше полномочий, в первую очередь в сфере социальной политики, однако этот положительный процесс не сопровождается соответствующим расширением финансовых возможностей. Переданные в ведение региональных властей права не реализуются полностью, что в свою очередь обостряет социальную напряженность, усиливает противоречия между федеральными и региональными структурами власти, поддерживает региональный сепаратизм.     

С другой стороны отсутствие эффективных  стимулов повышения доходности территориальных  бюджетов привело к появлению  большого числа хронически дотационных  территорий. Плановое выравнивание территориальных (в том числе республиканских) бюджетов за счет дотаций и субвенций создало у региональных органов власти иждивенческие настроения и не способствует развитию их хозяйственной инициативы.     

Целью данной работы является анализ процесса бюджетного регулирования, его формы и методы в России на современном этапе  экономического развития, а также  способы его осуществления, достоинства  и недостатки данного процесса.     

Объектом  исследования выступили сами межбюджетные отношения государства, а предметом исследования - теоретические и практические аспекты формирования распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ. На основе анализа были разработаны рекомендации по совершенствованию законодательства в части совершенствования бюджетного регулирования в Российской Федерации.

Глава 1. Бюджетное регулирование  как основа межбюджетных отношений государства

    1. Понятие и принципы построения межбюджетных отношений
 

  
     

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование - перераспределение средств с целью обеспечения территориальным бюджетом минимально необходимого уровня доходов, направляемых на экономическое и социальное развитие территорий.     

По  действующему законодательству под  межбюджетными отношениями (перераспределением финансовых ресурсов) подразумеваются взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по вопросам регулирования межбюджетных правоотношений, организации и осуществление бюджетного процесса.     

Межбюджетные  отношения действуют в основном в связи с оказанием территориальным  бюджетам финансовой помощи. Финансовая помощь территориальным бюджетам из бюджетов других уровней осуществляется в целях выполнения территориальными органами власти возложенных на них функций и в целях выполнения ими полномочий, переданных им органами других уровней.     

Межбюджетные  отношения базируются на следующих основных принципах:     

- сочетание интересов  всех участников такого рода  отношений;     

- четкое законодательное разграничение  расходных полномочий между органами  власти разных уровней и соответствующих  им расходов, а также доходных  источников (полностью или частично) между звеньями бюджетной системы;      

- сокращение дотационности и количества дотационных бюджетов за счет оптимизации встречных финансовых потоков и наращивания налогового потенциала на соответствующих территориях;     

- применение в межбюджетных отношениях  субъектов Федерации, а внутри  каждого из них для всех муниципальных образований единых методологии и критериев, учитывающих их индивидуальные и групповые особенности;     

- наличие достоверной  информации о финансовой обеспеченности  территориальных образований, нуждающихся  в финансовой поддержке из  бюджета другого уровня;     

- прозрачность и гласность межбюджетных  отношений, простота расчетов, понятная  не только специалистам в этой  сфере, но и политикам, принимающим  бюджет.     

Для понимания сущности бюджетного регулирования  необходимо раскрыть значение таких  категорий, как «профицит бюджета» и «дефицит бюджета»:      

Профицит  бюджета – это превышение доходов бюджета над его расходами, рассматривается как положительное явление, поскольку оно свидетельствует о финансовом благополучии государства и нормальной организации бюджетного планирования.     

Дефицит бюджета – это превышение расходов бюджета над его доходами, рассматривается как отрицательный фактор.     

Смысл бюджетного регулирования заключается  в том, что при разработке бюджетов на очередной год, на всех уровнях бюджетной системы производится подсчет ожидаемых доходов и планируемых расходов каждого из бюджетов и при возникновении ситуации, когда в бюджетах субъектов Российской Федерации или местных бюджетах заведомо не хватает средств для покрытия их расходов происходит разграничение доходов и расходов между федеральным бюджетом, бюджетом субъекта Российской Федерации  и местным бюджетом. Возможности же по увеличению собственных доходов у этих бюджетов весьма невелики.   

Поэтому включается «в работу» механизм бюджетного регулирования, который заключается в том, что каждый вышестоящий бюджет передает часть своих доходов нижестоящему бюджету, обеспечивая тем самым его сбалансированность.

    1. Основные формы и методы бюджетного регулирования, их роль

и значение      

Начиная анализ форм и методов бюджетного регулирования, прежде всего выделим методы государственного воздействия на экономику, которые, как полагают специалисты, можно сгруппировать следующим образом1:

  1. косвенные методы финансового и денежно-кредитного регулирования, включающие:
 

       - налоговую политику (установление налоговых ставок  и предоставление налоговых льгот);         

- амортизационную политику (установление  норма амортизации, индексация  амортизационных отчислений, ускоренная  амортизация);       

- кредитную политику (регулирование  учетной ставки, осуществляемое Центральным банком; установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в Центральном банке и т.п.);       

- таможенную политику (установление  экспортно-импортных таможенных  пошлин).   

2) прямое государственное финансовое регулирование - распределение бюджетных инвестиций, дотации(плановой передачи средств из вышестоящих бюджетов абсолютной сумме), субвенций (целевая передачи средств) исубсидий (предоставление средств другому бюджету на условиях долевого финансирования целевых расходов) в случаях, когда на территориях не имеется достаточного налогового потенциала и поэтому не имеется возможности отрегулировать территориальные бюджеты за счет отчислений от налогов,      

3) методы регулирования производственной деятельности - заказы на поставки продукции и выполнение работ для государственных нужд, квотирование и лицензирование.     

4) государственное предпринимательство - участие в управлении предприятиями смешанной формы собственности с долей акций, принадлежащих государству. Для эффективной реализации экономической политики важно обеспечить комплексность и взаимоувязанность всех мер государственного воздействия на экономику. Они должны формироваться и обобщаться в едином пакете документов, отражающих социально-экономическую стратегию государства.     

Бюджетное регулирование осуществляется как  в правовой, так и неправовой форме.     

Правовая  форма заключается в мобилизации, распределении и использовании  финансовых ресурсов. Для реализации этой формы государство использует финансово-правовые акты.     

Методами  бюджетного регулирования являются:      

а) распределение расходов между отдельными видами бюджетов, входящих в бюджетную  систему;     

б) установление собственных (постоянно  закрепленных) доходов для каждого звена бюджетной системы;      

в) установление налогов, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие  в целях сбалансирования последних. Данные налоги принято именовать  «регулирующие налоги»;      

г) сбалансирование нижестоящего бюджета  путем оказания ему финансовой помощи из вышестоящего бюджета на основе безвозвратного предоставления денежных средств (дотация, субвенция, субсидия);      

д) межбюджетное кредитование в виде бюджетного кредита или бюджетной ссуды;      

е) сокращение бюджетных расходов, включая  секвестирование.     

Основным  методом бюджетного регулирования  является установление твердо закрепленных и регулирующих доходов.      

Закрепленные  доходы - это доходы, которые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе (не менее пяти лет) поступают в соответствующий бюджет. Перечень налогов и приравненных к ним платежей, закрепленных за бюджетами разных уровней, предусмотрен в главах 7,8 и 9 БК РФ.     

Регулирующие  доходы бюджетов  - это доходы, которые передаются в бюджет в целях сбалансированности его доходов и расходов, в виде процентных отчислений от налогов и других платежей по нормативам, определяемым при утверждении бюджета на предстоящий финансовый год (ст. ст. 48, 63 БК РФ).     

Так, федеральный  бюджет уступает бюджету право на зачисление денежных сумм, собранных  на территории данного региона в  результате уплаты налогов, отнесенных к федеральным. В этом случае федеральный налог становится регулирующим доходом бюджета субъекта Российской Федерации. Отметим, что практика бюджетной деятельности «подсказала» какие из видов федеральных налогов наиболее удобно использовать в качестве регулирующих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, т. е. наработаны определенные стандарты при использовании налогов в роли методов бюджетного регулирования.

Аналогичным образом осуществляется бюджетное  регулирование в связке «бюджет субъекта Российской Федерации - местный бюджет»: бюджет субъекта Российской Федерации уступает местному бюджету право на зачисление денежных сумм, собранных на территории данного муниципалитета в результате уплаты налогов, отнесенных к налогов субъектов Российской Федерации. В этом случае налог субъекта Российской Федерации становится регулирующим доходом местного бюджета. Кроме того, бюджет субъекта Российской Федерации может передать местному бюджету доходы, которые получит от федеральных налогов, переданные бюджету субъекта Российской Федерации в качестве регулирующего дохода. В результате будет иметь место вторичное перераспределение федеральных налогов, с преобразованием их из регулирующего дохода бюджета субъекта Российской Федерации в регулирующий доход местного бюджета.     

Информация о работе Вопросы совершенствования бюджетного регулирования в Российской Федерации