Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:27, реферат
Вхождение экономики Казахстана в рынок - сложный и противоречивый процесс. В современных условиях, когда налаживанию экономических связей между предприятиями часто препятствует отсутствие доверия партнеров друг к другу, особо остро проявляется потребность в достоверной экономической информации, в которой заинтересованы все без исключения участники хозяйственного оборота независимо от форм собственности.
Введение 3
Внутренний банковский контроль 5
Классификация внутреннего контроля в банке 7
Субъекты и объекты внутреннего контроля 11
Принципы внутреннего контроля в банке 13
Предварительный контроль 14
Заключение 15
Список использованной литературы 17
Административный контроль включает в себя контроль за: ходом выполнения стратегических и текущих планов; обеспечением полноты, уровня и своевременности разработки правил, инструкций, процедур, раскрывающих алгоритмы проведения операций, а также положений, регламентирующих деятельность органов управления банка; обеспечением стандартизации внутрибанковских процессов; правильностью и целесообразностью действий руководителей всех уровней и органов управления банка; координацией действий внутренних подразделений банка; состоянием его технического уровня, экономической и информационной безопасности; совершенствованием взаимоотношений с клиентами; качеством предлагаемых услуг.
Бухгалтерский контроль, в первую очередь, должен обеспечивать контроль за: сохранностью привлеченных средств банка, его активов и имущества; полнотой и достоверностью учетной информации и отчетности; соблюдением учетной политики, правильностью оценки активов в соответствии с ее принципами; обоснованностью производимых затрат банка, совершением клиентских и банковских платежей; выполнением нормативных требований Национального банка и налоговых органов.
В условиях усиления конкуренции в банковской сфере контроль за затратами банка становится одной из актуальных задач бухгалтерского контроля. При его осуществлении важно помнить о делении затрат (расходов) на операционные и неоперационные. Операционные расходы во многом определяются текущей ликвидностью банка, конъюнктурой финансового рынка, размером учетной ставки Национального банка и носят переменный характер. Неоперационные расходы регламентируются сферой обслуживания финансово-хозяйственной деятельности и носят условно-постоянный характер.
Финансовый контроль представляет собой контроль за: выполнением финансовой политики банка; качеством управления его финансовыми потоками; образованием, распределением и использованием ресурсов всеми подразделениями банка; соблюдением установленных лимитов; эффективным управлением ликвидностью, банковскими рисками; проведением комплексного экономического и финансового анализа деятельности банка, его подразделений; организацией и эффективностью внутрибанковского хозрасчета; формированием и корректировкой бюджетов; созданием и использованием резервов; соблюдением финансовых нормативов.
Поскольку
банк по своей сути является финансово-кредитным
учреждением, то применительно к
нему финансовый контроль имеет особое
значение и приобретает специфическую
роль. Она состоит в повышении
эффективности управления доходами
и расходами, бюджетным процессом
банка, а также его ликвидностью.
Уровень организации
Важным
участком финансового контроля в
банке является оценка эффективности
деятельности его внутренних подразделений.
В этой связи для осуществления
качественного внутреннего
В организации внутреннего хозрасчета особое внимание должно уделяться: установлению уровня оперативной самостоятельности подразделений банка; определению порядка взаимодействия его подразделений; контролю окупаемости подразделений; разработке отчетности подразделений банка; разработке системы стимулирования инновационных внедрений; определению страхового фонда ликвидности банка и порядка отчисления средств в фонд; установлению материальной ответственности подразделений банка и их руководителей; организации бюджетного планирования, оперативного учета и экономического анализа; разработке комплексной системы экономического анализа деятельности подразделений банка; программному обеспечению.
Применительно
к банкам использование внутреннего
хозрасчета позволяет наиболее полно
реализовать контрольные
К сожалению, следует отметить, что отсутствие эффективно работающей системы внутреннего хозрасчета в филиальной сети многих банков приводит к тому, что использование процедур внутреннего контроля при проверке деятельности филиалов оказывается неэффективным, а иногда просто бессмысленным, поскольку многие совершаемые ими действия каким-либо образом просто не зарегламентированы.
Правовой контроль служит инструментом надзора за законностью всех проводимых банком операций и заключаемых сделок, правовым обеспечением деятельности банка в целом, ведением на должном правовом уровне судебных, арбитражных дел.
Технологический контроль предполагает осуществление контрольных функций за четким соблюдением технологии осуществления всех банковских операций, процедур выполнения работ, должностных инструкций.
Управленческий
контроль представляет собой систему
оперативных мер за правильностью
и целесообразностью действий руководителей
всех уровней и органов управления
банка; осуществляет при этом контроль
со стороны менеджеров за деятельностью
руководимых ими подразделений
банка и деятельностью
Каждый вид контроля использует свои специфические приемы и процедуры. В частности, предварительный контроль широко использует такие процедуры, как анализ, юридическую оценку и логический контроль; текущий контроль - мониторинг, анализ, юридическую оценку, формальную и арифметическую проверку, логический контроль и визуальное наблюдение; а последующий контроль - ревизию, аудит, анализ, встречную проверку, инвентаризацию и экспертизу.
При этом
аудит рассматривается как один
из важнейших методов контроля. Кроме
того, аудит рассматривается и
в качестве субъекта контроля - самостоятельного
специализированного
Относительно новым понятием в области банковского контроля является мониторинг. Под мониторингом понимается особая процедура реализации контроля, при которой осуществляется постоянное наблюдение за происходящими процессами и немедленное реагирование на них. С позиции процесса управления это означает непосредственное и непрерывное осуществление процесса обратной связи, с целью принятия корректирующих решений по ходу осуществления процесса управления. В практической деятельности осуществление мониторинга непростая задача, решение которой невозможно без использования современных информационных систем.
Субъекты внутреннего контроля в коммерческом банке можно классифицировать следующим образом:
представительные органы собственников банка (совет директоров или наблюдательный совет, ревизионная комиссия);
высшие коллегиальные органы управления (правление, комитеты, в т. ч. кредитный комитет, комитет по управлению активами и пассивами);
высшие менеджеры банка (председатель правления или президент, его заместители);
специальные службы банка, осуществляющие контрольные функции (служба внутреннего контроля, внутреннего аудита, безопасности и др.);
специальные комиссии, создаваемые, как правило, на временной основе, для проведения инвентаризаций, ревизий, тематических проверок, служебных расследований;
менеджеры и рядовые сотрудники банка (например, управляющие, специалисты, контролеры), осуществляющие контрольные функции в соответствии с их должностными обязанностями и полномочиями.
Уже сам
перечень субъектов внутреннего
контроля свидетельствует о том,
что контроль должен осуществляться
на всех уровнях иерархической пирамиды
- от рядовых служащих до высших менеджеров
- и возглавляться
Важнейшими субъектами внутреннего контроля являются специальные службы, осуществляющие контрольные функции, в частности, служба внутреннего контроля и служба внутреннего аудита. Рассмотрим, в чем должна проявляться на практике необходимость в наличии таких специальных служб.
Исследование места и роли внутреннего контроля в управлении коммерческим банком позволяет сделать вывод о том, что внутренний контроль объективно необходим на всех стадиях и уровнях управления и должен реализовываться, прежде всего, в ходе процесса управления непосредственно самими структурными подразделениями банка. Вместе с тем, уровень внутреннего контроля, осуществляемого самими подразделениями банка, по ряду объективных и субъективных причин достаточным в полной мере быть не может, прежде всего, исходя из следующих обстоятельств.
Во-первых, менеджеры не всегда досконально владеют всеми тонкостями технологии и организации проведения комплекса совершаемых в конкретных подразделениях банка операций, поскольку на те или иные участки работы нередко назначаются руководители, которые ранее не были в полной мере знакомы со спецификой работы этих подразделений. С другой стороны, динамичность развития банковских продуктов, а также оперативная текучка приводят зачастую к тому, что даже опытные менеджеры утрачивают знание всех тонкостей технологии и организации работ в руководимых ими подразделениях.
Во-вторых,
реализация контрольных функций
менеджерами на их участках работ
вскрывает недостатки и упущения
в их непосредственной деятельности,
что сказывается на оценке качества
управления, а значит и на оценке
результатов их труда. Давать же в
этом случае объективную оценку своей
негативной деятельности менеджеры, естественно,
не хотят. Именно в этом причина одного
из основных противоречий, возникающих
между менеджерами и
В-третьих,
в системе внутреннего контроля
всегда остаются незакрытыми так
называемые "стыки" в местах взаимодействия
отдельных структурных
Что касается
объектов внутреннего контроля, то
под ними понимается вся совокупность
элементов системы
финансово-хозяйственная деятельность банка, его дочерних структур;
деятельность
структурных подразделений
отдельные банковские продукты, операции и сделки, выполняемые банком;
финансовые и информационные потоки;
деятельность отдельных менеджеров и рядовых сотрудников банка.
Эффективность
системы внутреннего контроля в
банке в существенной мере зависит
от того, насколько полно в банке
руководствуются существующими
принципами внутреннего контроля. Им
отводится особая роль в функционировании
системы внутреннего контроля. К
числу важнейших принципов
Принцип ответственности заключается в том, что каждый служащий банка должен нести экономическую, административную и дисциплинарную ответственность за ненадлежащее исполнение своих функций. При этом ответственность должна быть установлена за выполнение каждой конкретной функции и закреплена за конкретным служащим банка.
Принцип
сбалансированности предполагает, что
при определении обязанностей каждого
субъекта контроля ему должен быть
предписан соответствующий
Принцип интеграции, взаимодействия и координации рассматривает контроль в тесной взаимосвязи со всеми элементами системы управления и предполагает четкое взаимодействие всех подразделений и служб банка.
Информация о работе Внутрибанковский контроль. Субъекты осуществляющие его