Внешнеторговые отношения Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

В первой части выделены сущность, цели, а также участники внешнеторговой политики РФ. Особым образом освещены проблемы государственного регулирования внешнеторговой политики.
Во второй части показано развитие внешнеторговых связей с учетом динамики в структуре экспорта и импорта, а также особенностей сложившегося на сегодня организационно – правового механизма обеспечения международной торговли. Прежде всего, анализируется торговля с европейскими государствами. Рассматриваются взаимоотношения с Японией. Описываются связи со странами СНГ. Отдельно рассматриваются внешнеторговые отношения России с США, а также со странами Южной Америки.
В третьей части описаны предложения по улучшению ВТП России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1.Внешнеторговая политика РФ……………………………………..5
1.1Цели внешнеторговой политики РФ……………………………………………8
1.2 Участники внешнеторговой деятельности…………………………………….11
1.3 Методы государственного регулирования внешнеторговой политики…….12
1.4 Стимулирование внешнеторговой политики………………………………...17
2. Динамика и структура внешней торговли России……………..19
3. Развитие внешнеторговых связей РФ……………………………22
3.1 Торговые связи России и стран ЕС……………………………………………23
3.2 Торговые связи с Японией……………………………………………………..30
3.3. Торговые отношения России со странами СНГ……………………………...31
3.4. Развитие торговых отношений с США……………………………………….32
3.5. Перспективы сотрудничества России со странами Южной Америки….......33
4. Предложения и рекомендации……………………………………..37
Заключение…………………………………………………………………………..46
Список литературы……………………………………………………………….....49

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 224.50 Кб (Скачать)

Особым  регионом  сотрудничества  между  Россией и южноамериканскими  странами может стать тихоокеанский  регион. Восточные районы России имеют возможность налаживания прямых торговых потоков со странами Южной Америки,  имеющими выход на Тихоокеанское побережье. Существуют объективные условия для установления долгосрочных связей (стабильный рынок для продовольствия и  многих  тропических культур в районах Сибири и Дальнего Востока, потребности в импорте машинно-технической продукции и ряде сырьевых  товаров  в южноамериканских странах Тихоокеанского побережья).  Есть предпосылки и для создания совместных судоходных линий для обслуживания этого товаропотока.

Очевидно, что главными торговыми партнерами России в Южной Америке будут  по-прежнему Аргентина и Бразилия, занимающие особое место не только в Южной Америке, но и во всем развивающемся мире.

В перспективе  Южная Америка, располагающая крупными минерально-сырьевыми и энергетическими ресурсами и уже солидным промышленным и научно-техническим потенциалом, могла бы стать одним из важных направлений более полного включения экономики России в международное разделение труда на взаимовыгодной коммерческой Основе. Успешное решение этой задачи во многом зависит от государственной поддержки выхода российских предпринимателей на географически крайне отдаленный от нашей страны латиноамериканский рынок. 
 
 

Предложения и рекомендации 

       Я считаю, что у России есть все необходимые предпосылки для достижения уровня внешней торговли, который соответствует ее потенциалу, то есть емкий внутренний рынок, сырьевые ресурсы, способность удовлетворить не только внутренние нужды, но и потребность крупнейших стран мира, достаточно высокий технический уровень по ряду отраслей промышленности (авиастроение, космические технологии, энергетическое машиностроение и др.). Однако для достижения этого уровня необходимо принять ряд определенных мер.

       1) Совершенствование института финансового посредничества является первостепенной задачей государственной политики в направлении улучшения инвестиционного климата. Финансовый рынок должен отвечать требованиям максимальной прозрачности и надежности осуществления операций. Во внешнеторговой политике особое значение должно предаваться созданию благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций. Наша страна должна принимать меры, чтобы стать более предсказуемой для внешнего инвестирования. Для этого необходима политика усиления рубля. Она направлена на снижение инфляции, рост инвестиций, на активизацию процесса интеграции России в мировой рынок капитала, на привлечение иностранного капитала сильным рублем. Конечный эффект укрепления курса для экономического роста зависит от эластичности импорта к укреплению реального курса, от взаимосвязи курса и инфляции и увеличения склонности отечественного бизнеса к инвестированию во внутренние активы. В этой части Минэкономразвития России должно провести координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам привлечения в экономику Российской Федерации прямых иностранных инвестиций, сотрудничества с международными экономическими и финансовыми организациями в инвестиционной сфере, а также государственную экспертизу предложений в области международного инвестиционного сотрудничества. Министерство осуществляет реализацию государственной политики и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам размещения российского капитала за рубежом, а также регулирование и контроль вывоза российского капитала за рубеж с целью осуществления предпринимательской деятельности.

       Финансовый  рынок должен иметь достаточную  емкость для распределения большого потока иностранных инвестиций и  увеличивающегося потока финансовых средств из накопительной пенсионной системы и системы страхования.

         В арсенале правительства также  должны быть меры, которые позволят  поддержать темпы экономического  роста как в случае изменения  настроений экономических агентов,  так и падения цены на нефть.

       2)В  области экспорта приоритетным  направлением должна стать поддержка высокотехнологичного и наукоемкого экспорта. А также:

    • выявление барьеров в доступе на рынки иностранных государств, устранение которых приведет к увеличению экспорта товаров и услуг.
    • упрощение законодательно установленной процедуры возврата НДС при экспорте, в первую очередь для "добросовестных" экспортеров,
    • информационно-консультационная помощь. Из информационных мер можно отметить предусмотренное введение в эксплуатацию информационно-поисковой системы "Экспортные возможности России". Система предоставит потребителям возможности: 1. Эффективного маркетинга и рекламы на внутреннем и внешних рынках, с возможностью самостоятельного обновления содержания и выбора целевой аудитории; 2. Введения нового типа услуг на основе эффективного стандарта обмена информацией 3. Решения программно-технических вопросов, обеспечивающих реальное сокращение маркетинговых расходов при решении задач поиска контрагента 4. Анализ конъюнктуры внутреннего и международного рынков товаров и услуг 5. Анализ базы спроса и предложений для дальнейшей разработки рекомендаций по развитию экспортного потенциала России.
    • промоционные меры, то есть меры содействия в продвижении экспорта и установлении деловых контактов. К числу важнейших промоционных мер относится организация экспортоориентированных выставок на территории Российской Федерации;
    • целях увеличения конкурентоспособности российской экономики и увеличения объемов внутреннего производства готовой продукции проведено снижение ввозных пошлин на технологическое оборудование, не производящееся в России;
    • усиление государственного контроля за вывозом за границу стратегически важных сырьевых товаров, путем введения, например, особой регистрации фирм и предприятий, занимающихся этой формой деятельности, установления для них особого режима работы или даже частичного восстановления государственной монополии на экспорт некоторых из таких товаров.
    • стимулирование экспорта машинотехнической продукции и вообще изделий обрабатывающей промышленности, расширение сбыта которых ослабит зависимость экономики России от неустойчивых сырьевых рынков.

       Одним из важных направлений внешнеэкономического взаимодействия России с развивающимися странами является сотрудничество в  области техсодействия, которое способствует расширению экспорта российской машинно-технической продукции, поставок комплектного оборудования, технологий, строительных и других услуг.

       3) Необходимо обеспечить приток ресурсов в обрабатывающую промышленность. Этого можно добиться выборочным квотированием ввоза продукции машиностроения.

       4) Регулирование импорта должно  осуществятся только тарифными  методами с постепенной либерализацией. Нужно уменьшить зависимость страны от импортного продовольствия, то есть увеличить производство АПК России.

       Необходима  разработка системы защиты наиболее уязвимых частей национальной экономики, прежде всего сельского хозяйства, которое, как показывает весь мировой  опыт, не может нормально развиваться  в режиме открытого рынка. В настоящее время меры по защите АПК применяются только спорадически, причем они, по существу, никак не увязаны с общей стратегией регулирования отечественного сельскохозяйственного рынка (а определенные наработки в этой области в Минсельхозпроде есть, хотя они и не реализуются практически).

       Большие приложения усилий понадобятся на мой  взгляд в дальнейшем усовершенствовании таможенного тарифа - основного инструмента  регулирования импорта. На сегодняшний  день ставки таможенных пошлин настолько  высоки, что заставляют импортеров искать обходные пути таможенного оформления.

       В соответствии с основной задачей  реформирования таможенной системы, которая заключается в стимулировании интеграции российской экономики в систему мировых хозяйственных связей, содействии ее структурной перестройке, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации должны быть разработаны предложения, предусматривающие упрощение и рационализацию структуры импортного таможенного тарифа за счет отказа от использования запретительных уровней ставок импортных пошлин, унификации ставок импортных таможенных пошлин на однородные группы товаров, повышения эффективности системы таможенного администрирования. Это поставит заслон злоупотреблениям, связанным с неверным декларированием ввозимых товаров, что, в свою очередь, будет способствовать росту таможенных поступлений в бюджет.

       Гарантии  импортера должны обеспечить использование  предмета контракта или любых  воспроизведенных его копий в  заявленных целях, не связанных с  любой деятельностью по созданию ядерных взрывных устройств или деятельностью по созданию ядерного топливного цикла, не находящихся под гарантиями МАГАТЭ, а также возможность реэкспорта только при получении письменного разрешения экспортера, согласованного в обязательном порядке с КЭК России;

       При заключении контракта обязательным является наличие в его тексте информации о цели использования, конечно  пользователе, обязательствах импортера.

       5) Необходима дальнейшая либерализация сферы валютного регулирования. Сроки возврата валютной выручки должны увеличиться, а нормативы по обязательной продаже валюты снизиться. Кроме того, необходим законопроект, который устраняет монополию ММВБ на осуществление операций купли-продажи обязательной для продажи части валютной выручки. В целях либерализации валютного законодательства и создания максимально благоприятных условий для осуществления резидентами внешнеэкономической деятельности и привлечения иностранного капитала в Российскую Федерацию в основе подхода к регулированию порядка осуществления валютных операций движения капитала должен быть заложен общеправовой принцип "разрешено все, что не запрещено"

       6) Кроме этого, Россия должна получить доступ к механизму урегулирования торговых споров. Он дает возможность не только оспаривать и отменять необоснованные ограничения, во и играет важную роль, удерживания страны от произвольных односторонних действий.

       Необходимо  наконец приступить к защите внутреннего  рынка от недобросовестной торговой практики и безусловному соблюдению принципа взаимности в торговых отношениях - в тех рамках, которые допускаются правилами ВТО.

       7) Россия должна стать членом  Всемирной Торговой Организации  (ВТО), чтобы получить возможность  продвижения своих интересов  через участие в качестве полноправного  партнера, в формировании международного торгового режима, который охватывает все новые сферы и в перспективе может распространиться так же на взаимосвязь торговли и экологии, социальные стандарты, электронную торговлю.

      Для осуществления этого необходимы следующие меры, связанные с развитием науки и стимулирования инноваций:

    • поддержка фундаментальных исследований - основы развития науки, технологий и техники, оптимальное сочетание государственной поддержки естественных и гуманитарных научных исследований;
    • содействие интеграции науки и высшей школы;
    • создание системы экономических и организационных стимулов, обеспечивающих диверсификацию экономики, стимулирующих инновационную активность, коммерциализацию научно-технических результатов и развитие науки в корпорациях;
    • обеспечение эффективного взаимодействия организаций частного и государственного секторов науки, самостоятельно и во взаимодействии друг с другом осуществляющих все стадии инновационной деятельности;
    • создание целостной национальной инновационной системы, включающей как инфраструктуру производства знаний (научные, учебные организации), сеть организаций, в том числе региональных (инновационные центры, центры передачи технологий, фонды венчурного финансирования и др.), так и систему экономических и организационных мер, стимулирующих инновационную высокотехнологичную экономику;
    • переход к системе государственного заказа в сфере научных исследований и разработок, создание соответствующей нормативной правовой базы, сокращение годовых государственных контрактов, заключение их, как правило, на весь срок реализации проектов;
    • оптимизация структуры и состава государственного сектора науки с учетом изменений в отраслевых приоритетах науки и развития наиболее перспективных направлений научных исследований (нанотехнология, биотехнология и др.);
    • обеспечение эффективного функционирования государственного сектора науки, его акционирование и приватизация. Ликвидация государственных научных организаций, утративших научный профиль или не имеющих достаточных кадровых и материально-технических ресурсов;
    • поддержка ведущих научных школ, обеспечение эффективного воспроизводства кадрового потенциала науки;
    • подготовка кадров для инновационной сферы, в том числе обеспечение подготовки студентов научных и технических специальностей по основам инновационного предпринимательства;
    • модернизация приборной базы науки с использованием средств федерального бюджета (институциональных грантов);
    • содействие международному научно-техническому сотрудничеству, привлечение иностранных партнеров и инвесторов к выполнению национальных программ и проектов;
    • совершенствование нормативной правовой базы научной и инновационной деятельности, в том числе ее гармонизация с международными нормами и правилами в данной области, правовое регулирование государственных, негосударственных и смешанных форм финансирования научных исследований и разработок, введение в коммерческий оборот результатов научно-технической деятельности, включая объекты интеллектуальной собственности, создание которых полностью или частично финансируется за счет бюджетных средств.

Также не менее маловажным является развитие информационно–коммуникационных технологий. Для решения данной проблемы целесообразны  следующие меры:

    • обеспечение комплексного характера государственных программ информатизации за счет формирования эффективной системы их планирования, реализации и контроля в бюджетных учреждениях, на отраслевом и надведомственном уровнях, включение в них положений, касающихся разработки и поддержки специального программного обеспечения и обучения пользователей;
    • инвентаризация государственных информационных ресурсов и разработка технологических решений, позволяющих формировать их как единую систему, доступную в режиме реального времени для разных уровней управленческой иерархии, а также для граждан и бизнеса;
    • информатизация государственных органов, в частности создание электронной сети органов государственной власти, переход на электронный документооборот, электронную обработку и анализ информации, разработка и внедрение электронных административных регламентов и завершение создания системы правительственных порталов с доступом к открытой части таких регламентов, согласование программ информатизации органов государственного управления с задачами и приоритетами административной реформы;
    • завершение перехода к формированию и предоставлению официальной статистической информации на основе общероссийского классификатора видов экономической деятельности, соответствующей международным классификациям;
    • внедрение технологий электронной коммерции в систему государственных закупок;
    • обеспечение учреждений общего и профессионального образования материально-технической базой, интеллектуальной и финансовой поддержкой для достижения всеобщей компьютерной грамотности и кардинального улучшения качества информационного обеспечения учебного процесса (в том числе на основе организации взаимодействия государства и делового сообщества);
    • дальнейшая модернизация учебных программ для школ, средних и высших профессиональных учебных заведений с учетом перехода к информационному обществу (в том числе введение новых специальностей в сфере бизнес-информатики и информационного права);
    • поддержка библиотек, создание на их базе общественных центров информации и повышения компьютерной грамотности;
    • создание на базе организаций высшего и среднего профессионального образования системы подготовки и переподготовки кадров для работы в информационных и коммуникационных системах нового поколения;
    • развитие системы общественного доступа к сети Интернет за счет использования инфраструктуры бюджетных организаций: учебных заведений, библиотек, а также организаций федеральной почтовой связи;
    • внедрение технологий дистанционного образования, развитие общедоступных справочных и образовательных порталов, электронных библиотек;
    • совершенствование законодательства об электронной подписи;
    • формирование системы показателей и получение статистической информации, характеризующей развитие в Российской Федерации отраслей экономики, основанных на современных информационно-коммуникационных технологиях;
    • внедрение системы национальных счетов на основе создания объединенных государственных информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, адаптированных к международным стандартам финансовой отчетности.

Информация о работе Внешнеторговые отношения Российской Федерации