Таможенные
пошлины – традиционный инструмент
регулирования внешней торговли. Проводя
долгосрочную экономическую политику
их необходимо рассматривать, как инструмент
воздействия на торговые потоки.
Как средства
регулирования экспорта таможенная
пошлина имеет по сравнению с
квотой существенные недостатки. Прежде
она делает менее выгодным весь экспорт.
В результате вывоз данного товара может
упасть ниже оптимального уровня. Поэтому
экспортный тариф является для России
временной мерой. В то же время импортный
тариф – важная составная часть механизма
регулирования внешней торговли.
Импортный
тариф должен отличаться высокой
степенью дифференциации. Ввоз ряда товаров,
необходимых стране и не производимых
в ней в достаточных количествах,
как правило, не облагается пошлинами.
Защита производства определенных товаров
от иностранной конкуренции осуществляется
строго избирательно.
Цели
внешнеторговой политики
Российской Федерации
К важнейшим
целям внешнеторговой политики РФ следует
отнести:
- целенаправленное
содействие структурной перестройки экономики
страны;
- изменение
характера присутствия РФ в мировой экономике,
как по линии товарной специализации,
так и в отношении договорно-правовых
и политических условий;
- обеспечение
экономической безопасности РФ.
Достижение
этих целей предполагает:
- Формирование
обновленной структуры экспорта, в первую
очередь за счет значительного повышения
в нем удельного веса и объема продукции
перерабатывающей промышленности, машиностроения,
а также через развитие ориентированной
на экспорт сферы услуг;
- Выявление
и целенаправленное освоение наиболее
перспективных для российского экспорта
товарно-страховых ниш на мировом рынке,
последующая концентрация основных усилий
на закреплении и развитии рыночного успеха
на избранных направлениях, углубление
производственной кооперации с зарубежными
партнерами;
- Достижение
наиболее благоприятного торгового режима
в отношениях с внешнеэкономическими
партнерами, снятие любых дискриминационных
ограничений на торговлю с РФ, недопущение
возникновения новых ограничений;
- Обеспечение
доступа российских предприятий на мировые
рынки капитала, машин и оборудования,
технологии и информации, минерально-сырьевых
ресурсов, а также к глобальным транспортным
коммуникациям в качестве экспортеров
и импортеров. Здесь очень важную роль
должна сыграть продуманная политическая,
финансовая и информационная государственная
поддержка процессов продвижения российских
товаров и услуг на рынки с наиболее высокой
степенью монополизации. Вместе с тем
в течение какого-то периода будет необходима
и определенная поддержка импорта тех
товаров, которые в существующих экономических
условиях имеют для населения РФ жизненно
важное значение;
- Долгосрочное
урегулирование валютно-финансовых проблем
во взаимоотношениях как со странами и
международными организациями-кредиторами,
так и с должниками РФ;
- Создание
эффективной системы защиты внешнеэкономических
интересов РФ путем расширения экспортного,
валютного, таможенного контроля.
В числе
наиболее важных задач во внешнеторговой
политики РФ выделены:
- Продолжение
курса на либерализацию внешней торговли
и интеграцию, российской экономики в
мировое хозяйство;
- Поддержка
отечественных производителей посредством
регулирования иностранной конкуренции
на внутреннем рынке;
- Обеспечение
наиболее благоприятных для РФ условий
погашения внешнего долга и его обслуживания;
- Содействие
размещению иностранных заказов на отечественных
предприятиях;
- Укрепление
государственного контроля за внешнеторговыми
и валютными операциями;
- Защита
интересов отечественных экспортеров
на внешних рынках;
Для решения
этих задач намечены следующие меры:
- Последовательное
сокращение круга квотируемых и лицензируемых
товаров, переход к распределению сохраняющихся
квот через тендеры;
- Пересмотр
льгот во внешнеторговой деятельности
и введение более жесткой системы предоставления
таких льгот;
- Завершение
разработки программы стимулирования
промышленного экспорта РФ.
- Создание
в сжатые сроки международно-признанной
системы сертификации и контроля качества
экспортируемой продукции;
- Достижение
соглашений о благоприятном торговом
режиме со странами – торговыми партнерами
РФ в целях устранения дискриминации российских
экспортеров, присоединения РФ к международным
торговым организациям;
- Сокращение
роли государства как торгового импортера,
последовательное снижение импортных
закупок зерна, других видов продовольствия,
спрос на которые может быть покрыт отечественными
производителями, ограничение и последующая
полная ликвидация субсидирования импорта;
- Совершенствование
системы тарифного регулирования внешнеторговой
деятельности для превращения экспортных
и импортных тарифов в действенный инструмент
структурной политики, призванный обеспечить
оптимальный уровень иностранной конкуренции
на внутреннем рынке, нейтрализовать преимущества
зарубежных фирм, и сделать присутствие
иностранных товаров в РФ важным фактором
борьбы с отечественным монополизмом.
- Усиление
контроля за экспортом стратегически
важных товаров, включая соблюдение экспортерами
установленных правил и процедур.
- Создание
надежной системы валютного контроля,
последовательное формирование экономических
и иных условий для прекращения утечки
капитала за рубеж, поворота его потока
в РФ, валютные ограничения для импортеров,
ограничения на обмен валюты;
- Продолжение
переговоров с иностранными кредиторами
по вопросам реструктуризации внешнего
долга с целью смягчения его для российской
экономики на ближайшие годы;
- Привлечение
в РФ на взаимовыгодных условиях иностранные
инвестиции, обеспечение привлекательности
для них российского рынка;
- Нормализация
хозяйственных связей со странами СНГ,
углубление экономической интеграции
с ними, формирование в рамках СНГ единого
экономического пространства;
- Активизирование
работы по поддержанию жизненно важных
для РФ традиционных товаропотоков, а
также укрепление экономической безопасности
РФ;
- Последовательное
устранение существующих во взаимной
торговли тарифных и нетарифных ограничений;
В связи
с этим предполагается полностью
прекратить квотирование и лицензирование
экспортных поставок, снизить экспортные
пошлины на энергетические товары и
ликвидировать централизованный экспорт,
отменить льготы по освобождению предприятий,
отраслей и регионов от продажи своей
экспортной выручки, отказаться от практики
установления дотационных коэффициентов
для централизованного импорта.
Участники
внешнеторговой деятельности.
Участниками
внешнеторговой деятельности являются
российские и иностранные юридические
и физические лица.
С началом
процесса либерализации внешнеторговой
деятельности возникла необходимость
в разграничении субъектов рыночных
отношений на резидентов и не резидентов.
Под категорию
резидентов попадают следующие субъекты
внешнеторговых связей:
- физические
лица, имеющие постоянное место жительство
в РФ, в том числе временно находящиеся
за пределами РФ;
- юридические
лица, с местонахождением в РФ;
- предприятия
и организации;
- дипломатические
и иные официальные представительства
РФ, находящиеся за пределами РФ;
Не резидентами
являются:
- физические
лица, имеющие постоянное место жительство
в РФ, в том числе временно находящиеся
в РФ;
- юридические
лица, с местонахождением за пределами
РФ;
- предприятия
и организации с местонахождением за пределами
РФ;
- дипломатические
и иные официальные представительства
РФ, находящиеся в РФ;
И резиденты,
и не резиденты осуществляют в
процессе внешней торговли экспортные
и импортные операции. При этом
источником спроса на иностранную валюту
является импорт, источником ее поступления
на национальный внутренний рынок – экспорт.
Методы
государственного регулирования
внешнеторговой
политики
РФ
Государственная
внешнеторговая политика осуществляется,
посредством таможенно - тарифного
регулирования, то есть применения импортного
и экспортного таможенных тарифов, с помощью
методов нетарифного регулирования –
путем квотирования и лицензирования
внешнеторговой деятельности, а также
запретов и ограничений внешней торговли
услугами и интеллектуальной собственностью
и мерами экономического и административного
характера, способствующих развитию ВТД.
Методы
государственного регулирования внешнеторговой
политики представляют собой набор
следующих пошлин:
- Сезонные
пошлины, применяются для оперативного
регулирования ввоза и вывоза товаров
Правительством РФ, причем ставки таможенных
пошлин, предусмотренные таможенным тарифом
не применяются. Срок действия сезонных
пошлин не может превышать 6 месяцев в
году;
- Специальные
пошлины, применяются в качестве защитной
меры, если товары ввозятся на таможенную
границу России в количестве и на условиях,
наносящих ущерб отечественным производителям
конкурирующих товаров, или используются
в качестве ответной меры на дискриминационные
действия, ущемляющие интересы РФ со стороны
других государств;
- Антидемпинговые
пошлины, применяемые в случаях ввоза
на таможенную территорию РФ товаров по
цене более низкой, чем их нормальная стоимость
в стране вывоза; если такой ввоз наносит
материальный ущерб отечественным производителям
подобных товаров либо препятствует организации
или расширению производства таких
товаров в России;
- Компенсационные
пошлины, применяемые в случаях ввоза
на таможенную территорию РФ товаров,
при производстве или вывозе которых прямо
или косвенно использовались субсидии;
Нетарифное
регулирование внешней торговли товарами
может осуществляться в следующих случаях:
- путем установления
Правительством РФ количественных ограничений,
таких как:
- временные
ограничения экспорта товаров для предотвращения
критического недостатка на внутреннем
рынке РФ продовольственных товаров, которые
являются существенно важными для внутреннего
рынка РФ;
- ограничения
импорта сельскохозяйственных товаров
или водных биологических ресурсов, ввозимых
в РФ в любом виде, если необходимо:
- сократить
производство или продажу товара
российского происхождения, который
может быть непосредственно заменен
импортным товаром.
При принятии
решения о введение квоты Правительство
РФ определяет метод распределения квоты
и в соответствующем случае устанавливает
порядок проведения конкурса или аукциона.
Распределение квоты основывается на
равноправии участников ВТД их недискриминации
по признакам формы собственности, места
регистрации.
- Лицензирование
в сфере внешней торговли товарами устанавливается
в следующих случаях:
- введения
временных количественных ограничений
экспорта или импорта отдельных видов
товаров;
- реализации
разрешительного порядка экспорта и импорта
отдельных видов товаров, которые могут
оказать неблагоприятное воздействие
на безопасность государства, жизнь или
здоровье граждан, имущество физических
или юридических лиц и т.д.
- предоставления
исключительного права на экспорт и импорт
отдельных видов товаров.
- выполнение
РФ взятых международных обязательств.
Внешняя
торговля товарами,
услугами и интеллектуальной
собственностью может быть ограничена
мерами, принятие, которых необходимо
для участия России в международных санкциях
в соответствие с Уставом ООН, а также
в целях защиты внешнего финансового положения
и подержания равновесия платежного баланса
РФ.
Меры
ограничения внешней торговли товарами,
услугами и интеллектуальной собственности,
необходимы для эффективной защиты
экономических интересов РФ.
Правительство
РФ осуществляет в
соответствие с международными
договорами, законодательством
РФ меры экономического
и административного
характера, содействующие развитию
ВТД:
- официальное
опубликование статистических данных
о внешней торговле РФ, в том числе торговые
балансы РФ;
- создание
благоприятных условий для доступа российских
лиц на рынке иностранных государств,
заключение международных договоров,
а также участие в создание международных
организаций призванных содействовать
развитию внешнеэкономических связей
РФ.
Большое
значение в системе государственного
регулирования внешнеторговой политики
отводится определению таможенной
стоимости товара.
Таможенная
стоимость товара – стоимость
товара, определяемая для обложения
того или иного товара пошлиной,
а также для применения иных мер государственного
регулирования торгово-экономических
соглашений, связанных со стоимостью товаров,
включая осуществление валютного контроля
внешнеторговых сделок. Определение таможенной
стоимости товаров, ввозимых на таможенную
территорию РФ, производиться:
- по цене сделки
с ввозимыми товарами – цена, фактически
уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый
товар на момент пересечения им таможенной
границы РФ, т.е до порта или иного места
ввоза.
- по цене сделки
с идентичными товарами. Под идентичными
понимаются товары, сопоставимые во всех
отношениях с оцениваемыми товарами, в
т.ч по следующим признакам: