Внешнеторговые отношения Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

В первой части выделены сущность, цели, а также участники внешнеторговой политики РФ. Особым образом освещены проблемы государственного регулирования внешнеторговой политики.
Во второй части показано развитие внешнеторговых связей с учетом динамики в структуре экспорта и импорта, а также особенностей сложившегося на сегодня организационно – правового механизма обеспечения международной торговли. Прежде всего, анализируется торговля с европейскими государствами. Рассматриваются взаимоотношения с Японией. Описываются связи со странами СНГ. Отдельно рассматриваются внешнеторговые отношения России с США, а также со странами Южной Америки.
В третьей части описаны предложения по улучшению ВТП России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1.Внешнеторговая политика РФ……………………………………..5
1.1Цели внешнеторговой политики РФ……………………………………………8
1.2 Участники внешнеторговой деятельности…………………………………….11
1.3 Методы государственного регулирования внешнеторговой политики…….12
1.4 Стимулирование внешнеторговой политики………………………………...17
2. Динамика и структура внешней торговли России……………..19
3. Развитие внешнеторговых связей РФ……………………………22
3.1 Торговые связи России и стран ЕС……………………………………………23
3.2 Торговые связи с Японией……………………………………………………..30
3.3. Торговые отношения России со странами СНГ……………………………...31
3.4. Развитие торговых отношений с США……………………………………….32
3.5. Перспективы сотрудничества России со странами Южной Америки….......33
4. Предложения и рекомендации……………………………………..37
Заключение…………………………………………………………………………..46
Список литературы……………………………………………………………….....49

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 224.50 Кб (Скачать)

Таможенные  пошлины – традиционный инструмент регулирования внешней торговли. Проводя долгосрочную экономическую политику их необходимо рассматривать, как инструмент воздействия на торговые потоки.

Как средства регулирования экспорта таможенная пошлина имеет по сравнению с  квотой существенные недостатки. Прежде она делает менее выгодным весь экспорт. В результате вывоз данного товара может упасть ниже оптимального уровня. Поэтому экспортный тариф является для России временной мерой. В то же время импортный тариф – важная составная часть механизма регулирования внешней торговли.

Импортный тариф должен отличаться высокой  степенью дифференциации. Ввоз ряда товаров, необходимых стране и не производимых в ней в достаточных количествах, как правило, не облагается пошлинами. Защита производства определенных товаров  от иностранной конкуренции осуществляется строго избирательно. 

Цели  внешнеторговой политики Российской Федерации 

К важнейшим  целям внешнеторговой политики РФ следует  отнести:

  • целенаправленное содействие структурной перестройки экономики страны;
  • изменение характера присутствия РФ в мировой экономике, как по линии товарной специализации, так и в отношении договорно-правовых и политических условий;
  • обеспечение экономической безопасности РФ.

Достижение  этих целей предполагает:

    1. Формирование обновленной структуры экспорта, в первую очередь за счет значительного повышения в нем удельного веса и объема продукции перерабатывающей промышленности, машиностроения, а также через развитие ориентированной на экспорт сферы услуг;
    2. Выявление и целенаправленное освоение наиболее перспективных для российского экспорта товарно-страховых ниш на мировом рынке, последующая концентрация основных усилий на закреплении и развитии рыночного успеха на избранных направлениях, углубление производственной кооперации с зарубежными партнерами;
    3. Достижение наиболее благоприятного торгового режима в отношениях с внешнеэкономическими партнерами, снятие любых дискриминационных ограничений на торговлю с РФ, недопущение возникновения новых ограничений;
    4. Обеспечение доступа российских предприятий на мировые рынки капитала, машин и оборудования, технологии и информации, минерально-сырьевых ресурсов, а также к глобальным транспортным коммуникациям в качестве экспортеров и импортеров. Здесь очень важную роль должна сыграть продуманная политическая, финансовая и информационная государственная поддержка процессов продвижения российских товаров и услуг на рынки с наиболее высокой степенью монополизации. Вместе с тем в течение какого-то периода будет необходима и определенная поддержка импорта тех товаров, которые в существующих экономических условиях имеют для населения РФ жизненно важное значение;
    5. Долгосрочное урегулирование валютно-финансовых проблем во взаимоотношениях как со странами и международными организациями-кредиторами, так и с должниками РФ;
    6. Создание эффективной системы защиты внешнеэкономических интересов РФ путем расширения экспортного, валютного, таможенного контроля.

В числе  наиболее важных задач во внешнеторговой политики РФ выделены:

  •   Продолжение курса на либерализацию внешней торговли и интеграцию, российской экономики в мировое хозяйство;
  •   Поддержка отечественных производителей посредством регулирования иностранной конкуренции на внутреннем рынке;
  •   Обеспечение наиболее благоприятных для РФ условий погашения внешнего долга и его обслуживания;
  •   Содействие размещению иностранных заказов на отечественных предприятиях;
  •   Укрепление государственного контроля за внешнеторговыми и валютными операциями;
  •   Защита интересов отечественных экспортеров на внешних рынках;

Для решения  этих задач намечены следующие меры:

    1. Последовательное сокращение круга квотируемых и лицензируемых товаров, переход к распределению сохраняющихся квот через тендеры;
    2. Пересмотр льгот во внешнеторговой деятельности и введение более жесткой системы предоставления таких льгот;
    3. Завершение разработки программы стимулирования промышленного экспорта РФ.
    4. Создание в сжатые сроки международно-признанной системы сертификации и контроля качества экспортируемой продукции;
    5. Достижение соглашений о благоприятном торговом режиме со странами – торговыми партнерами РФ в целях устранения дискриминации российских экспортеров, присоединения РФ к международным торговым организациям;
    6. Сокращение роли государства как торгового импортера, последовательное снижение импортных закупок зерна, других видов продовольствия, спрос на которые может быть покрыт отечественными производителями, ограничение и последующая полная ликвидация субсидирования импорта;
    7. Совершенствование системы тарифного регулирования внешнеторговой деятельности для превращения экспортных и импортных тарифов в действенный инструмент структурной политики, призванный обеспечить оптимальный уровень иностранной конкуренции на внутреннем рынке, нейтрализовать преимущества зарубежных фирм, и сделать присутствие иностранных товаров в РФ важным фактором борьбы с отечественным монополизмом.
    8. Усиление контроля за экспортом стратегически важных товаров, включая соблюдение экспортерами установленных правил и процедур.
    9. Создание надежной системы валютного контроля, последовательное формирование экономических и иных условий для прекращения утечки капитала за рубеж, поворота его потока в РФ, валютные ограничения для импортеров, ограничения на обмен валюты;
    10. Продолжение переговоров с иностранными кредиторами по вопросам реструктуризации внешнего долга с целью смягчения его для российской экономики на ближайшие годы;
    11. Привлечение в РФ на взаимовыгодных условиях иностранные инвестиции, обеспечение привлекательности для них российского рынка;
    12. Нормализация хозяйственных связей со странами СНГ, углубление экономической интеграции с ними, формирование в рамках СНГ единого экономического пространства;
    13. Активизирование работы по поддержанию жизненно важных для РФ традиционных товаропотоков, а также укрепление экономической безопасности РФ;
    14. Последовательное устранение существующих во взаимной торговли тарифных и нетарифных ограничений;

    В связи  с этим предполагается полностью  прекратить квотирование и лицензирование экспортных поставок, снизить экспортные пошлины на энергетические товары и  ликвидировать централизованный экспорт, отменить льготы по освобождению предприятий, отраслей и регионов от продажи своей экспортной выручки, отказаться от практики установления дотационных коэффициентов для централизованного импорта.  
     

Участники внешнеторговой деятельности. 

Участниками внешнеторговой деятельности являются российские и иностранные юридические и физические лица.

С началом  процесса либерализации внешнеторговой деятельности возникла необходимость  в разграничении субъектов рыночных отношений на резидентов и не резидентов.

Под категорию резидентов попадают следующие субъекты внешнеторговых связей:

  • физические лица, имеющие постоянное место жительство в РФ, в том числе временно находящиеся за пределами РФ;
  • юридические лица, с местонахождением в РФ;
  • предприятия и организации;
  • дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами РФ;

Не резидентами  являются:

  • физические лица, имеющие постоянное место жительство в РФ, в том числе временно находящиеся в РФ;
  • юридические лица, с местонахождением за пределами РФ;
  • предприятия и организации с местонахождением за пределами РФ;
  • дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся  в РФ;

И резиденты, и не резиденты осуществляют в  процессе внешней торговли экспортные и импортные операции. При этом источником спроса на иностранную валюту является импорт, источником ее поступления на национальный внутренний рынок – экспорт. 
 

Методы  государственного регулирования  внешнеторговой

политики  РФ 

Государственная внешнеторговая политика осуществляется, посредством таможенно -  тарифного регулирования, то есть применения импортного и экспортного таможенных тарифов, с помощью методов нетарифного регулирования – путем квотирования и лицензирования внешнеторговой деятельности, а также запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью и мерами экономического и административного характера, способствующих развитию ВТД.

Методы  государственного регулирования внешнеторговой политики представляют собой набор  следующих пошлин:

  1. Сезонные пошлины, применяются для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Правительством РФ, причем ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом не применяются. Срок действия сезонных пошлин не может превышать 6 месяцев в году;
  2. Специальные пошлины, применяются в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную границу России в количестве и на условиях, наносящих ущерб отечественным производителям конкурирующих товаров, или используются в качестве ответной меры на дискриминационные действия, ущемляющие интересы РФ со стороны других государств;
  3. Антидемпинговые пошлины, применяемые в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза; если такой ввоз наносит материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства  таких товаров в России;
  4. Компенсационные пошлины, применяемые в случаях ввоза на таможенную территорию  РФ товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии;

Нетарифное  регулирование внешней торговли товарами может осуществляться в следующих случаях:

  1. путем установления Правительством РФ количественных ограничений, таких как:
  • временные ограничения экспорта товаров для предотвращения критического недостатка на внутреннем рынке РФ продовольственных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка РФ;
  • ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в РФ в любом виде, если необходимо:

    - сократить  производство или продажу аналогичного  товара российского происхождения.

    - сократить  производство или продажу товара  российского происхождения, который  может быть непосредственно заменен  импортным товаром.

При принятии решения о введение квоты Правительство РФ определяет метод распределения квоты и в соответствующем случае устанавливает порядок проведения конкурса или аукциона. Распределение квоты основывается на равноправии участников ВТД их недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации.

  1. Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях:
  • введения временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;
  • реализации разрешительного порядка экспорта и импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц и т.д.
  • предоставления исключительного права на экспорт и импорт отдельных видов товаров.
  • выполнение РФ взятых международных обязательств.

Внешняя торговля товарами, услугами и интеллектуальной собственностью может быть ограничена мерами, принятие, которых необходимо для участия России в международных санкциях в соответствие с Уставом ООН, а также в целях защиты внешнего финансового положения и подержания равновесия платежного баланса РФ.

Меры  ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственности, необходимы для эффективной защиты экономических интересов РФ.

Правительство РФ осуществляет в  соответствие с международными договорами, законодательством  РФ меры экономического и административного  характера, содействующие развитию ВТД:

  1. официальное опубликование статистических данных о внешней торговле РФ, в том числе торговые балансы РФ;
  2. создание благоприятных условий для доступа российских лиц на рынке иностранных государств, заключение международных договоров, а также участие в создание международных организаций  призванных содействовать развитию внешнеэкономических связей РФ.

Большое значение в системе государственного регулирования внешнеторговой политики отводится определению таможенной стоимости товара.

Таможенная  стоимость товара – стоимость  товара, определяемая для обложения  того или иного товара пошлиной, а также для применения иных мер государственного регулирования торгово-экономических соглашений, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок. Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, производиться:

  • по цене сделки с ввозимыми товарами – цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной границы РФ, т.е  до порта или иного места ввоза.
  • по цене сделки с идентичными товарами. Под идентичными понимаются товары, сопоставимые во всех отношениях с оцениваемыми товарами, в т.ч по следующим признакам:

Информация о работе Внешнеторговые отношения Российской Федерации