Внешнеторговые отношения Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

В первой части выделены сущность, цели, а также участники внешнеторговой политики РФ. Особым образом освещены проблемы государственного регулирования внешнеторговой политики.
Во второй части показано развитие внешнеторговых связей с учетом динамики в структуре экспорта и импорта, а также особенностей сложившегося на сегодня организационно – правового механизма обеспечения международной торговли. Прежде всего, анализируется торговля с европейскими государствами. Рассматриваются взаимоотношения с Японией. Описываются связи со странами СНГ. Отдельно рассматриваются внешнеторговые отношения России с США, а также со странами Южной Америки.
В третьей части описаны предложения по улучшению ВТП России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1.Внешнеторговая политика РФ……………………………………..5
1.1Цели внешнеторговой политики РФ……………………………………………8
1.2 Участники внешнеторговой деятельности…………………………………….11
1.3 Методы государственного регулирования внешнеторговой политики…….12
1.4 Стимулирование внешнеторговой политики………………………………...17
2. Динамика и структура внешней торговли России……………..19
3. Развитие внешнеторговых связей РФ……………………………22
3.1 Торговые связи России и стран ЕС……………………………………………23
3.2 Торговые связи с Японией……………………………………………………..30
3.3. Торговые отношения России со странами СНГ……………………………...31
3.4. Развитие торговых отношений с США……………………………………….32
3.5. Перспективы сотрудничества России со странами Южной Америки….......33
4. Предложения и рекомендации……………………………………..37
Заключение…………………………………………………………………………..46
Список литературы……………………………………………………………….....49

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 224.50 Кб (Скачать)

      - физические  характеристики;

      - качество  и репутация на рынке;

      - страна  происхождения;

      - производитель;

Таможенная  стоимость, определяемая по цене сделки и идентичными товарами, должна быть скорректирована с учетом расходов аналогичных при методе по цене сделки с ввозимыми товарами.

  • по цене сделки с однородными товарами. Под однородными понимаются товары, которые имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, а также коммерчески взаимозаменяемы.
  • путем вычитания стоимости. При использовании данного метода основой для определения таможенной стоимости товара принимается цена единицы товара, по которой оцениваемые товары продаются наибольшей партией на территории РФ не позднее 90 дней с даты ввоза оцениваемых товаров участнику сделки, не являющемуся взаимозависимым с продавцом лицом.
  • путем сложения стоимости:

    - стоимость  материалов и издержек, понесенных  изготовителем в связи с производством оцениваемого товара;

    - общих  затрат, характерных для продажи  в РФ из страны вывоза товара, в т.ч расходов транспортировку,  погрузочные и разгрузочные работы  и т.д.

    - прибыли,  обычно получаемой экспортером  в результате поставки в РФ товаров.

  • путем использования так называемого резервного метода. В качестве основы для определения таможенной стоимости товара по этому методу могут быть   использованы:

    - цена товара на внутреннем  рынке РФ;

    - произвольно установленная цена  товара;

    - цена товара поставляемого в третьи страны;

Большое значение для выбора методов регулирования  является также определение страны происхождения товара.

Страна  происхождения товара определяется с целью осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования  ввоза и вывоза товара на таможенную территорию РФ.

Страной происхождения товара считается  страна, в которой был произведен товар либо подвергнут достаточной  переработке в соответствие с  критериями, установленными российским законодательством. 
 
 
 
 

Стимулирование внешнеторговой политики РФ 

Органами  государственного управления РФ осуществляются следующие мероприятия по стимулированию  внешнеторговой политики:

    1. Формирование  программы развития внешнеторговой  политики. Речь идет о том, чтобы  в целях стимулирования роста национальной экономики Правительство РФ  способствовало бы развитию внешней торговли, в том числе через осуществление федеральных и региональных программ развития внешнеторговой деятельности.

    2. Информационное  обеспечение внешнеторговой политики. В целях повышения эффективности внешнеторговой политики на территории РФ действует система внешнеторговой информации, управляемая федеральным органом исполнительной власти.

В этой информации содержатся сведения:

    -о  российских и иностранных лицах,  осуществляющих внешнеторговую деятельность на российском рынке;

    -о  российских и иностранных лицах,  получивших квоты и лицензии;

    -о  российском и иностранном законодательстве  в сфере внешнеторговой деятельности;

    -о  деятельности торговых представительств  РФ за рубежом;

    -о  перечне товаров, запрещенных  для ввоза на территорию РФ  и вывоза ее с территории;

  1. Правительство РФ осуществляет в соответствие с международными обязательствами РФ меры по развитию внешнеторговой деятельности:
  • обеспечение кредитования участников внешнеторговой деятельности;
  • организацию торговых выставок и ярмарок;
  • проведение рекламных компаний по развитию экспорта товаров и услуг;

Государство в целях стимулирования экспорта может участвовать в системе  страхования экспортных кредитов.

  1. Объединения, содействующие развитию внешнеторговой деятельности.   Объединения российских юридических лиц – участников внешнеторговой деятельности создаются для обеспечения защиты интересов членов объединений, повышение эффективности и упорядочения экспорта и импорта, избежания недобросовестной конкуренции, развитие и укрепления внешнеторговых связей с иностранными лицами.

Объединения, содействующие развитию внешней  торговли, могут создаваться по нескольким классификационным признакам:

  • по направлениям торговли: экспортные, импортные, реэкспортные (иностранные товары вывозятся с таможенной территории РФ без взимания или с возвратом ввозных таможенных пошлин и налогов), реимпортные (российские товары, вывезенные с территории РФ ввозятся обратно без взимания таможенных пошлин);
  • в отношение торговли состязательного типа: аукцион, международные торги, биржевая торговля;
  • в отношение торговли научно-техническими достижениями и оказания услуг: купля-продажа лицензий, «ноу-хау», факторинг, инжиниринг, аренды, лизинга, туризма;
  • товарообменная торговля: встречные закупки, бартер,  выкуп устаревшей продукции;
  • в области торгово-посреднической деятельности: консигнационные, комиссионные, агентские, брокерские;

      5.  Межгосударственные отношения в  сфере внешнеторговой деятельности

       включают представительства  РФ по торгово-экономическим вопросам в   иностранных государствах, и, представительства иностранных государств  по торгово-экономическим вопросам в нашей стране.

    Торговые  представительства иностранных  государств учреждаются в РФ на базе международных договоров. В случае принятия иностранным государством мер, нарушающих экономические интересы РФ, а также в случае невыполнения этим государством принятых им обязательств перед РФ, Правительство РФ вправе вводить ответные меры в области внешнеторговой деятельности.

Регулирование ВТП государством означает не только поддержку и стимулирование, но и контроль за соблюдением национальных интересов, обеспечение экономической безопасности. В этих целях в числе других мер следует отметить необходимость усиления контроля за соблюдением российскими экспортерами правил международной торговли, например, связанных с ценообразованием.

Государственное регулирование ВТП во всех странах  направлено на обеспечение, в первую очередь, национальной экономической безопасности, под которой понимается защищенность экономики от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые нарушают нормальное функционирование процесса внутреннего воспроизводства, снижают жизненный уровень, порождая неблагоприятные социальные последствия. 

Динамика  и структура внешней  торговли России 

Экономика России пережила состояние глубокого  экономического кризиса, связанного с  переходом экономики на рыночные принципы, что не могло не отразиться на состоянии внешнеэкономического комплекса страны. Подъем российской экономики, начавшийся с середины 1999 г., во многом связан с ростом торгового баланса страны вследствие благоприятной внешнеторговой конъюнктуры и эффекта девальвации российского рубля. В настоящее время Россия находится во втором десятке среди стран-экспортеров мира. На РФ приходится примерно 1,5% мирового экспорта. В 2000 г. стоимость экспорта России превысила 100 млрд. долл.

Внешнеторговый  оборот России в 2001 году, по данным Банка  России, составил 156,5 млрд. долларов и  достиг наивысшего уровня за последние 10 лет. Экспорт Российских товаров в 2001 г. достиг 103,1 млрд. долларов (снижение на 2,3%), импорт – 53,4 млрд. долларов (рост на 18,9%).

Валютные  доходы от продажи топливно-энергетических ресурсов отличаются значительной неустойчивостью из-за колебаний экспортных цен в зависимости от конъюнктуры мирового рынка нефти и газа.

Если  рост ВВП России в 2000 г. определялся  повышением нефтяных цен, то в 2001 г. подъем экономики страны  был связан с увеличением внутреннего спроса. В 2002 г. ВВП РФ увеличился на 4%, и вклад нефтяного фактора составил 2%.

Рациональность  структуры экспорта, является важной характеристикой во внешнеторговой политике страны. С точки зрения структура российского экспорта лучше, чем у стран ОПЕК, но хуже, чем у стран Латинской Америки. Основную составляющую представляют сырье  и материалы (80%), в то время как доля машин и оборудования незначительна (9-10%), хотя отмечается тенденция к ее стабилизации.

Доля  топливных ресурсов в стоимостном  экспорте превышает 50%, при этом значительная часть доходов от продажи энергоносителей  приходится на нефть -23%, газ-20% и нефтепродукты - 9-10%.

Начиная с 1992 г., стало активно развиваться  такое направление международной  специализации России как поставки за рубеж черных и цветных металлов, особенно в страны Западной Европы. В западной Европе, США и других странах мира к российским поставщикам часто применяют антидемпинговые меры. В 1999 г. России пришлось добровольно ограничить экспорт стали в США, что явилось довольно сильным ударом по экономике.

Другими важными статьями российского экспорта являются необработанный лес и пиломатериалы, минеральные удобрения, синтетический каучук, золото и драгоценные металлы и камни. На металлы и драгоценные камни приходится четверть валютных поступлений России от экспорта. При этом половину доходов от экспорта цветных металлов обеспечивает вывоз за рубеж алюминия. Далее по значимости следуют никель и медь. При этом 90% российской меди и никеля покупают Нидерланды. На черные металлы приходится 7-8% стоимости экспорта страны, последние годы эта доля уменьшалась. Экспорт химической промышленности представлен преимущественно продукцией основной химии и составляет 7,2% в суммарном экспорте страны, 40% экспортируемых удобрений направляется в Китай. На объемы экспорта древесины и целлюлозно-бумажных товаров негативно влияет низкая конкурентоспособность этих товаров, что вынуждает экспортеров продавать их по ценам на 20-30% ниже мировых. Половину экспорта составляет необработанная древесина, а 70% вывоза приходится лишь на две страны мира – Финляндию и Японию.

Сырьевая  направленность российского экспорта, особенно в торговле со странами дальнего зарубежья, на данном этапе является одной из наиболее острых проблем национальной экономики. Продукция гражданского машиностроения составляет в структуре российского экспорта очень незначительную долю – 8-10%.

Одним из конкурентоспособных товаров  России является вооружение и военная  техника. Сейчас Россия находится на четвертом месте в мире по экспорту вооружений и военной техники  и занимает примерно 5% мирового рынка  оружия.

Можно заключить, что стоимостные показатели российского экспорта по-прежнему остаются жёстко  привязанными к конъюнктуре сырьевых рынков и изменяются вслед за ценами на энергоносители и металлы.

В структуре  импорта можно выделить три группы товаров, составляющих значительную долю в российском импорте, это машины, оборудование и транспортные средства (не менее 1/3  общего объема), поставки продуктов питания и товаров народного потребления (1/4).

Важное  место в импортных поставках  продовольствия занимают закупки мяса, птицы, сахара, масла как в странах дальнего, так и ближнего зарубежья. Закупки сырья постоянно уменьшаются. Сокращение поголовья скота в с/х  уменьшило потребность в импортном зерне, которое было в прошлом одной из основных статей ввоза.

Импорт  одежды, обуви, других товаров народного потребления осуществляется из западных, развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Значительный вклад в потребительский импорт вносят «челноки» (1/3 импорта). Продукция легкой промышленности РФ  остается неконкурентоспособной, и с 2000 г. спрос переориентировался с отечественных товаров на импортные.

Российские  станки экспортируются в 57 стран мира, среди которых Япония, Германия, Англия и другие промышленные гиганты. Крупным партнером становится Китай. По его заказам изготавливаются 150 обрабатывающих центров и автоматические линии для автомобилестроительных заводов.

Россия  традиционно имеет свою нишу на мировом  рынке, производя и поставляя, прежде всего, тяжелые и уникальные станки. Например, тяжелые токарные, карусельные, расточные станки, мощные гидропрессы и т.п. всегда продавались в Японию, США, Канаду, Англию, Францию и другие развитые страны.  

Развитие  внешнеторговых связей РФ 

Основными внешнеторговыми партнерами России являются промышленно развитые страны, в основном это страны Западной Европы. Доля промышленно развитых стран во внешней торговле России превышает 50%. Бывшие страны СЭВ (Совет Экономической Взаимопомощи) – доля этой группы стран во внешнеторговом обороте нашей страны составляет около 10% по сравнению с 40-50% в годы советского периода.

Информация о работе Внешнеторговые отношения Российской Федерации