В соответствии с новым законодательством
единый социальный налог полностью заменен на
обязательные взносы во внебюджетные
фонды. Изменен существующий при ЕСН порядок
уплаты страховых платежей, предусматривающий
трехступенчатую регрессивную шкалу.
Введена для всех плательщиков верхняя
планка заработной платы для начисления
страховых взносов в размере 415 000 руб.в
год, выше которой они не взимаются. Именно
такую форму платежей применяет большинство
стран мира.
В соответствии с новыми законами
контроль за исчислением и
уплатой взносов с 2010 г. Осуществляют:
- Пенсионный фонд РФ – в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование;
- Фонд социального страхования РФ – в отношении взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, продолжая при этом выполнять расходования работодателями средств обязательного социального страхования на выплату пособий своим работникам и администрирование взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
По замыслу законодателей, нововведения
должны помочь страховщикам эффективнее
исполнять свои функции. Тем
более что они располагают
необходимой инфраструктурой, информационной базой о страхователях
– работодателях, персонифицированным
учетом всех застрахованных работников.
В рамках новых правоотношений
не только установлена ответственность
работодателей за правильность
исчисления, полноту и своевременность
перечисления страховых взносов в фонды, но и повышена ответственность
фондов перед страхователями. Например,
за излишне взысканные с работодателей
страховые взносы, пени и штрафы фонды
выплачивают страхователю проценты на
сумму излишне взысканных платежей. С
2010 г. Повышаются ставки платежей в Пенсионный
фонд РФ, фонд обязательного медицинского
страхования и территориальные фонды
обязательного медицинского страхования
– 26, 2,1 и 3% соответственно. В целом налоговая
нагрузка на плательщиков, в том числе
применяемых упрощенную систему налогообложения(УСН)
или единый налог на временный доход (ЕНВД),
с 2011 г. Составит 34 вместо 26% по ЕСН,
установленных с 2005 г. (табл.1.).
Для организаций, которые применяют
специальные налоговые режимы, такие
как упрощенная система налогообложения (УСНО), единый налог на временный доход
(ЕНВД), единый сельскохозяйственный налог,
на 2010 г. был сохранен действующий до этого
года механизм налогообложения. Для некоторых
категорий страхователей на переходной
период 2011-2014 гг. установлены пониженные
тарифы – 1,9 и 2,4% от налогооблагаемой базы
(табл.2).
Таблица 1
Отчисления
в страховые внебюджетные фонды
в 2010-2011гг. для организаций, применяющих
обычную систему налогообложения,
%
Наименование |
2010 |
2011 |
Пенсионный фонд РФ |
20 |
26 |
Фонд социального страхования
РФ |
2,9 |
2,9 |
Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования |
1,1 |
2,1 |
Территориальный фонд обязательного
медицинского страхования |
2 |
2 |
Итого |
26 |
34 |
Вместе с тем в новом законодательстве
имеются недостатки. Которые негативным
образом могут сказаться на работе Фонда социального
страхования РФ.
- Как уже было отмечено, в 2010 г. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН или уплачивающие ЕНВД, а также лица имеющие труд инвалидов, платят страховой взнос только в Пенсионный фонд РФ по ставке 14%
- Установлены разные сроки подачи расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам плательщиками, производящими выплату физическим лицам:
- по взносам на обязательное медицинское страхование расчеты представляются до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом;
- по взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством до 15-го числа календарного месяца, следующего за истекшим кварталом.
Это будет «путать» страхователей и приводить
к снижению показателей сдачи отчетности
в ФСС РФ.
- Введено требование совместного поведения проверок Пенсионного фонда РФ и ФСС РФ, что может быть затруднено в связи с разным объемом проверяемых материалов.
- Невозможен зачет излишне уплаченных взносов в бюджет одного фонда в счет платежей в бюджет другого фонда.
- Не упростилась процедура возврата ФСС РФ излишне перечисленных страхователями взносов.
Новые проблемы могут возникнуть в работе
Фонда социального страхования РФ с введением
в действие с 01.01.2014 г ст 148 БКРФ. Данная
статья предполагает введение кассового
исполнения бюджета ФСС РФ органами Федерального
казначейства. Введение кассового исполнения
на тех принципах, на которых осуществляется
кассовое исполнение всех бюджетных организаций,
разрушает действующую зачетную систему
обязательного социального страхования.
В целом прогрессивное с позиции
социального страхования решение
о возврате к уплате страховых
взносов во внебюджетные фонды
связано, с одной стороны, с уменьшение доходов
Фондов социального страхования РФ из-за
отсутствия в 2010 г. Компенсации со стороны
государства выпадающих доходов, с другой
– с увеличением общей нагрузки по уплате
страховых взносов на страхователей с
2011 г. Это может привести к ещё большему
сокрытию плательщиками страховых взносов
налогооблагаемой базы. Увеличение размеров
основных пособий по обязательному социальному
страхованию при страховании прежнего
тарифа 2,9% с учетом новой волны «серых
схем» при выплате заработной платы приведет
к той же проблеме несоответствия доходов
и расходов ФСС РФ и поиску новых путей
её решения.
Таблица 2
Тариф отчислений
в Фонд социального страхования
РФ
на 2010-2015 гг
%
Наименование |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
По основной категории плательщиков
страховых взносов и в организациях, осуществляющих
деятельность в области информационных
технологий |
2,9 |
Для сельскохозяйственных организаций |
1,9 |
2,4 |
2,9 |
В организациях, имеющих статус резидента
технико-внедренческой особой экономической
зоны |
- |
1,9 |
2,4 |
2,9 |
В организациях, использующий труд инвалидов |
- |
1,9 |
2,4 |
2,9 |
В организациях, применяющих специальные
налоговые режимы
В том числе:
Единый налог,
взимаемый в связи с применением
упрощенной системы налогообложения
Единый налог на
временный доход для отдельных видов деятельности
Единый сельскохозяйственный
налог
|
|
|
|
|
- |
2,9 |
- |
2,9 |
- |
1,9 |
2,4 |
2,9 |
Библиографический
список
- Внебюджетные фонды. Т.Ф. Романова, О.Ю.Богданова «РИНХ» Ростов-на-Дону, 2007
- Постановление
Правительства РФ от 24.11.2011 N 974 "О предельной
величине базы для начисления страховых
взносов в государственные внебюджетные
фонды с 1 января 2012 г."
- Постановление Правительства РФ от 29.12.2009 №1010 (ред от 6.04.2011г) «О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов Государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период».
- Решение Ростовской-нА-Дону Городской Думы от 22.02.2011 г №68 «О работе МУ Департамента социальной защиты населения города Ростова-на-Дону по выполнению рекомендаций Госсовета при президенте РФ по поддержке граждан пожилого возраста и повышения их качества жизни»
- ФЗ от 29.11.2010 №326-ФЗ (ред от 03.12.2011г) «Об обязательном медицинском страховании в РФ»
- ФЗ от 24.07.2009г №212-ФЗ (ред от 03.12.2011г) «О страховых взносах в Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования в РФ, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования».
- Медицинское право №1, 2011 г ст 15-19
- Проблемы теории и практики управления №12, 2011г ст 110-116
- Пенсия №3,2011г ст 30
- Социальное пенсионное право №4, 2011г
- Финансовый вестник финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет №5, 2011 г ст 57-61
- Финансовый вестник в государственные внебюджетные фонды №2,2011г
- Финансы и кредит №2. 2011 г ст 7-11.
- Постановление Правительства РФ от 24.11.2011 № 974 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2012 г.»
- Федеральный закон «О государственной социальной помощи»
- Областной закон от 22.04.2008 № 11-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате расходов на газификацию жилья отдельным категориям граждан».
- Указ Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»
- Федеральный закон от 30.11.2011 № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на
2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»
1
Бюджетный Кодекс Российской Федерации,
ст 144 п 2, 2011 год.
2
Составлено автором.
3
Составлено автором