Внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 09:31, курсовая работа

Описание работы

Фонд социального страхования (ФСС) был создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ДОХОДАМ.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

Глава 1  ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ  ФОНДЫ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

        Внебюджетные фонды представляют собой механизм перераспределения национального дохода с целью защиты интересов отдельных социальных групп населения решение конкретных задач экономического характера.

         БК РФ включает в число государственных внебюджетных фондов РФ1:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР);
  • Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС);
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования(ФОМС);

Пенсионный  фонд РФ (ПФР) был создан в целях  государственного управления финансами  пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитными учреждением.

Фонд социального  страхования (ФСС) был создан в целях  обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ.

Фонд обязательного  медицинского страхования (ФОМС) предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного  медицинского страхования. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства - форма использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов. Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных средств. Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение и решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения.


 

 

 

 

Рис 1.1. Виды государственных внебюджетных фондов и их понятия. 2

Пенсионный фонд, фонды обязательного  медицинского страхования и социального  страхования населения, с одной  стороны, являются финансовыми сегментами, выделенными из бюджета для самостоятельного, более эффективного функционирования, с другой - приняли форму страховых фондов. Фонд социального страхования изначально был - и по форме, и по сути - страховым фондом под патронажем профсоюзов.

Область перераспределения  бюджетных средств гораздо шире, чем внебюджетных фондов, рамки перераспределения которых ограничены целевым назначением фонда. Такая ограниченность в перераспределительной функции этого сегмента государственных финансов в отдельных случаях имеет ряд преимуществ перед бюджетной формой перераспределения финансовых ресурсов. При выделении во внебюджетный фонд части финансовых средств легче просматривается соразмерность централизуемых источников и потребностей, оперативнее решаются вопросы управления данной частью финансовых ресурсов, устраняется неизбежность дефицита по этим фондам, что невозможно достигнуть в бюджетах в условиях экономического кризиса.

 Но условий для  экономической самостоятельности  они лишены. Поэтому государственные  социальные внебюджетные фонды  лишь по форме, а не по  содержанию являются фондами взаимного страхования населения. И дело вовсе не в том, что плательщиками страховых взносов в подавляющей части являются работодатели, а не работники. Экономическая природа средств, зачисляемых в указанные внебюджетные фонды, есть не что иное, как часть стоимости воспроизводства рабочей силы. Порядок же уплаты взносов является формой проявления этой сущности. Ничто не мешает органам власти государства установить минимальный уровень оплаты труда (который является нижним уровнем для любого работодателя), включающий как прожиточный минимум, так и долю платежей во внебюджетные фонды, переложив обязанность вносить страховые платежи с работодателей на работников. Однако действующий порядок более прост и привычен для менталитета нашего государства и населения. В других странах страховые взносы распределены более равномерно между работниками и работодателями, а в отдельных государствах подавляющую часть взносов уплачивают работники.

         Страховая природа средств внебюджетных социальных фондов является решающей причиной выделения их из бюджета и принципиальным отличием от целевых бюджетных фондов.

 Рис 1.2.  Создание внебюджетных фондов 3

Внебюджетные  фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом  особенностей:

- запланированы  органами власти и управления  и имеют строгую целевую направленность;

- денежные средства  фондов используются для финансирования  государственных расходов, не включенных  в бюджет;

- формируются  в основном за счет обязательных  отчислений юридических и физических лиц;

- страховые  взносы в фонды и взаимоотношения,  возникающие при их уплате, имеют  налоговую природу, тарифы взносов  устанавливаются государством и  являются обязательными;

- на отношения,  связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ»;

- денежные ресурсы  фонда находятся в государственной  собственности, они не входят  в состав бюджетов, а также  других фондов и не подлежат  изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

- расходование  средств из фондов осуществляется  по распоряжению Правительства  или специально уполномоченного  на то органа (Правление фонда).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ РФ

        Социальная политика города Ростова-на-Дону направлено на оказание помощи социально - незащищенных слоев населения и реализуется через действующую систему мер социальной поддержки с использованием программно-целевого подхода.

   В 2010 году в городе действовали городская целевая программа «Ветераны и старшее поколение города Ростова-на-Дону» и ведомственная целевая программа «Социальная защита населения города Ростова-на-Дону на 2010 год».

   В целях дальнейшего обеспечения комплексного подхода решения социальных вопросов в рамках бюджетного планирования, ориентированного на результат, утверждена долгосрочная городская целевая программа «Социальная защита населения города Ростова-на-Дону на 2011-2015 годы». Эта программа концентрирует организационные, экономические, финансовые возможности заинтересованных городских структур и негосударственных организаций, обеспечивает межотраслевое взаимодействие по реализации  социальных вопросов.

  На реализацию мероприятий по социальной защите граждан в 2010 году за счет бюджетов всех уровней с учетом ежемесячных денежных выплат через территориальные отделения Пенсионного фонда РФ направлено 5,8 млрд. рублей, что на 13,7% больше чем в 2009 году (5,1 млрд. рублей).  В т.ч. для достижения целей в области качества Администрации города Ростова-на-Дону на 2010 год, утвержденных постановлением Администрации города от 24.10.2010г. № 718, на обеспечение мер социальной поддержки, установленных решениями Ростовской-на-Дону городской Думы, в 2010 году направлено 3 250, 6 млн. рублей, что составляет 100 % от плановых показателей.

          В 2010 году через действующую систему мер социальной поддержки помощь получили 407 тыс. ростовчан, из них 260 тысяч - льготники федерального и областного регистров.

  Меры социальной поддержки предоставлялись по 22 нормативным актам, принятым на федеральном, региональном и местном уровне.   

Все меры социальной поддержки жителям  города предоставляются адресно, в  первую очередь ветеранам ВОВ, нетрудоспособным и малоимущим гражданам – инвалидам, пенсионерам, семьям с детьми, сиротам.

   Численность пенсионеров в городе составляет 305,8 тыс. чел., в том числе состоящих на учете в отделениях Пенсионного фонда РФ по городу Ростову-на-Дону – 282,4 тыс. чел.

   За 2010 год на выплату пенсий через отделения Пенсионного фонда РФ по городу Ростову-на-Дону направлено 23,8 млрд. руб.

    С 1 января 2010 года прибавка к страховой части пенсии для тех, кто достиг пенсионного возраста раньше 2002 года, в среднем составила 10% или 500 рублей.  Кроме того, увеличилась страховая часть трудовой пенсии на 1 % за каждый год советского трудового стажа до 1991 года, при этом средняя прибавка к пенсии составила 1500 рублей. Особенно значимо это увеличение для тех, кто работал в сельском хозяйстве и не имел высоких заработков. С 1 апреля 2010 года пенсия увеличена на 6,3%.

  Федеральным законом «О государственной социальной помощи» с 1 января 2010 года предусмотрена социальная доплата к пенсии пенсионеру, с учётом денежных выплат и предоставляемых мер социальной поддержки, до величины прожиточного минимума в виде денежной суммы. Величина прожиточного минимума пенсионера в Ростовской области на 2010 год для данной выплаты установлена Областным законом от 29.09.2009 № 299-ЗС в размере 4531 руб. в месяц. Таким образом, среднемесячный доход всех пенсионеров доведен до установленной величины прожиточного минимума.

  По состоянию на 01.01.2011 года средний размер пенсии по возрасту составляет 7481 рубль, что на 73,8% превышает прожиточный минимум пенсионера (4304 рубля).

        По состоянию на 01.01.2011 года в городе проживает 4024 инвалида и участника Великой Отечественной войны. Из них, 976 инвалидов ВОВ, 2651 – участников ВОВ - инвалидов общего заболевания и 387 участников ВОВ.

  В связи с празднованием 65-й годовщины Победы за счет средств городского бюджета произведена выплата материальной помощи 4169 инвалидам и участникам ВОВ, принимавшим непосредственное участие в боевых действиях (по 800 руб.) и 14348 труженикам тыла (по 600 руб.) на сумму 12,1 млн. руб.

  В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» участникам Великой Отечественной войны гарантируется получение благоустроенного жилья. При этом принимаемые руководством страны дополнительные меры обеспечат квартирами всех ветеранов независимо от того, когда они подали заявление на улучшение жилищных условий. Размер субсидии сегодня составляет- 982,8 тыс. руб.

        Инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, в случае проведения ремонта предусмотрена денежная компенсация за приобретенные строительные материалы в размере понесенных затрат на строительные материалы, но не выше 20 тыс. рублей. Указанную компенсацию получили 1702 чел. на общую сумму 31,8 млн.руб.

  Для одиноких граждан пожилого возраста и инвалидов в городе действует специализированный жилищный фонд на 245 квартир со всеми удобствами. В 2010 году на его содержание направлено 2,2 млн. руб. В специализированном жилищном фонде предусмотрены помещения для осуществления культурно-бытовой помощи пожилым гражданам.

  В городе проживает 414 тысяч семей. В целях создания достойных условий жизнедеятельности семьи первостепенное внимание уделяется вопросам материнства и детства, помощи многодетным, неполным и другим категориям семей, нуждающимся в поддержке государства.

 Численность несовершеннолетних детей из малообеспеченных семей, состоящих на учете в МУ УСЗН районов, и по которым по состоянию на 01.01.2011 года документально подтверждено право на получение пособия составляет – 33,5 тыс. чел. Пособия выплачены на сумму 143,2 млн.руб. Весь период сохранялся адресный принцип предоставления ежемесячного пособия на ребенка, обеспечивающий поддержку наиболее нуждающимся семьям с детьми.

  В рамках реализации мероприятий семейной политики производится ежегодное поэтапное увеличение размера ежемесячного пособия на ребенка, с 1 января 2010 года базовый размер пособия увеличен в среднем на 10% и составил 255 руб.

  Кроме того, размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет гражданам, не подлежащим социальному страхованию (неработающим), проиндексирован на 13% и составил: на первого ребенка – 2060,41 руб., на второго и последующих детей – 4120,82 руб.

        В 2010 году пособие назначено на 3892 человека на общую сумму выплат 168,1 млн. руб.

        На 14% увеличены суммы пособий женам военнослужащих, проходящим военную службу по призыву, размер единовременного пособия по беременности составил 17402 руб. и ежемесячного пособия на ребенка до 3-х лет 7458 руб. В 2010 году выплаты произведены на сумму 4,4 млн. руб.

 Реализация мер, направленных на улучшение качества жизни ростовчан, в первую очередь нуждающихся в социальной защите, является главным направлением работы органов соцзащиты.

  Одной из мер социальной поддержки, направленной на улучшение благосостояния жителей города, являются льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, которые в соответствии с областным законодательством предоставляются льготникам федерального и областного регистров в форме денежной компенсации.

Информация о работе Внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы Российской Федерации