Валютный рынок РФ: современное состояние, организация и управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

Расширяющиеся международные связи, возрастающая интернационализация хозяйственной жизни нашей страны вызывает объективную необходимость становления и развития надежного, эффективно функционирующего валютного рынка. Без развитого валютного рынка невозможно становление высокоэффективной российской экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы валютного рынка…………………………….4
1.1 Сущность, функции, основные понятия валютного рынка….4
1.2. Классификация валютных рынков……………………………7
1.3. Виды валютных операций…………………………………….10
1.4. Валютный курс………………………………………………...12
Глава II. Современный валютный рынок России…………………………….15
2.1 Организация валютного рынка………………………………….15
2.2 Современное состояние валютного рынка……………………..18
2.3 Валютное регулирование и валютный контроль………………25
Глава III. Совершенствование регулирования валютного рынка в России…28
3.1 Проблемы регулирования валютного рынка……………………28
3.2 Совершенствование регулирования валютного рынка………... 30
Заключение………………………………………………………………………33
Список литературы……………………………………………………………...35

Работа содержит 1 файл

Копия финансы курсач.docx

— 291.73 Кб (Скачать)

2. Узостью  внутреннего финансового рынка  рублевых инструментов. Особенность  финансового рынка России после  кризиса состоит в том, что  подавляющую часть расчетов коммерческие  банки осуществляют не между  собой, а через Банк России, соответственно значительно возросла  роль корреспондентских счетов  коммерческих банков в Банке  России. В последние дни, когда  осуществляется значительная часть  расчетов, связанных с налоговыми  платежами и погашением кредитов, как самими банками, так и  их клиентами, возрастает потребность  банков в рублевых инструментах  рынка. Дефицит рублей вынуждает  банки продавать валюту, а Банк  России – предоставлять финансовую  помощь банкам в виде краткосрочных  кредитов для обеспечения бесперебойности  платежей. Снижение потребности  в рублях в начале каждого  месяца ведет к образованию  временного избытка рублевых  средств у коммерческих банков. На эти средства банки покупают  валюту для того, чтобы при  следующем наступлении срока  погашения полученных от Банка  России кредитов подать валютные  активы. Такая операция приносит  определенную выгоду банкам, так  как валюта реализуется по  более высокому курсу;

3. Возросшими  объемами операций на валютном  рынке после либерализации валютного  рынка и введения единой торговой  сессии, в результате чего возросла  нагрузка на Банк России по  сглаживанию колебаний курса  на валютном рынке. В результате  либерализации исчезла разница  в курсах доллара на единой  торговой сессии и на дневной,  возросли масштабы перетока капитала  между двумя торговыми сессиями, и Банк России оказался вынужден  либо проводить интервенции как  на единой, так и на дневной  торговой сессии, либо смириться  с колебаниями курса.

Другая  проблема - это вывоз капитала из России, который исчисляется миллионами долларов. Возврат из-за рубежа незаконно  вывезенных из России валютных средств  в современных экономических  и политических условиях представляет собой первоочередную государственную  задачу. Особая важность решения проблемы заключается в том, что масштабы утечки капитала, возрастающие из года в год, послужили одной из причин дестабилизации экономики. Вывоз и  не возврат валютных средств принял угрожающие размеры, как при совершении внешнеэкономических сделок (экспортно-импортных  операций), так и на внутреннем валютном рынке, связанном с конвертацией рублей, обналичиванием и вывозом  валюты физическими лицами, отмыванием средств, полученных в результате преступной деятельности.

 

3.2 Совершенствование механизмов регулирования  валютного рынка России

Проблемы регулирования валютного рынка не могут решаться одной страной, поскольку необходимо участие комплексного характера всех стран, чтобы данные проблемы регулирования валютного рынка действительно нашли свое решение. Одной из таких проблем регулирования валютного рынка является его либерализация. Либерализация валютного рынка диктуется современными условиями ведения международных экономических отношений. Еще одной проблемой регулирования валютного рынка является его непрозрачность, поскольку все страны стремятся вести скрытую политику установления валютного режима, что мешает комплексному развитию международных валютных отношений. Прозрачность курсов валют будет способствовать укреплению валютного рынка, как отдельных стран, так и экономических отношений между ними в целом. 

Кроме этого, проблемы регулирования валютного рынка должны постоянно обсуждаться на международных встречах лидеров всех стран. Это будет способствовать укреплению взаимоотношений международного характера и действительно поможет найти результативные решения проблем регулирования валютного рынка без нанесения вреда курсу валют отдельных стран. Также стоит обратить внимание, что такие встречи международного уровня  должны включать обсуждение таких проблем регулирования валютного рынка как спекуляция валютами, которая в современном мире имеет уже глобальные масштабы, и решение этой проблемы является первоочередным для достижения порядка в области валютных отношений.

Для сдержания  утечки капитала из экономики необходимо разработать стратегическую программу  и тактику действий, сделать "бегство" капитала экономически невыгодным. Прежде всего, необходимо обеспечить социально-экономическую  и политическую стабильность в России и защиту прав собственности. В России полезно использовать мировой опыт сочетания уголовно-правовых норм, направленных на сдержание "бегства" капитала, с мерами административного  и финансового контроля за валютными  операциями, переводами и инвестициями за рубежом. Необходимо преодолеть трудности, связанные с тем, что каждое перемещение  денежного капитала удаляет его  от нелегального источника происхождения, а несколько операций на зарубежных финансовых рынках затрудняет выявление  этого источника.

Специалисты в области валютного регулирования  предполагают, что для сдержания "бегства" капитала и стимулирования его репатриации должен быть правовой режим гарантий для страхования  коммерческих и политических рисков, непредвиденных действий государства. Программа противодействия утечке капитала и стимулирования хотя бы частичной его репатриации требует  проведения специальных мер воздействия  на этот процесс. В их числе: неуклонное соблюдение созданной единой цепочки  российских субъектов экспортной сделки (экспортер - таможня - банк), унификация форм отчетности. Важное место в  этой сфере принадлежит контролю за валютно-финансовыми условиями  внешнеэкономических сделок в целях  сужения питательной среды "бегства" капитала.

Не менее  важен контроль за авансовыми платежами  по российскому экспорту, которые  нередко используются как форма "бегства" капитала, если после  перевода предварительной оплаты за рубеж импортер аннулирует фиктивный  контракт как несостоявшийся.

Необходим контроль за бартерными контрактами, так  как российский экспорт по товарообменным сделкам по стоимости в несколько  раз (от двух до пяти-шести, по некоторым  оценкам) превышает встречные поставки из-за рубежа, а договорные цены отклоняются  от среднемировых. Разница "уплывает" за рубеж в пользу бизнесменов. Требуются  меры для сдерживания "бегства" капитала в офшорные зоны и зарегистрированные за границей совместные предприятия.

 

 

Заключение

В процессе создания эффективно работающего  и подконтрольного внутреннего  валютного рынка Центробанк РФ исходит  из следующих основных принципов.

Во-первых, с одной стороны, валютное регулирование осуществляемых операций, являясь частью денежно-кредитной  политики государства, должно своими методами способствовать (пусть косвенно, опосредованно) достижению целей экономической  стабилизации. С другой стороны, очевидно, использование средств и методов  валютного регулирования не может  служить панацеей от всех бед, поскольку  оно подчиняется макроэкономическим ориентирам, определяется общей стратегией и целями экономической политики государства.

Во-вторых, валютная политика, оказывающая  весьма масштабное влияние на экономическую  жизнь общества, должна отличаться последовательностью, логичностью, стабильностью, взвешенностью. Любые непродуманные, неосторожные действия в этой сфере, "шарахания" из стороны в сторону  могут, как показывает мировой опыт, привести к разрушительным последствиям.

Поведение субъектов хозяйственной  деятельности очень чутко реагирует  на любые, даже самые незначительные, казалось бы, меры в области валютного  регулирования.

В-третьих, валютное законодательство в Российской Федерации еще далеко от полного своего становления. Оно  объективно ограничено, не полностью  систематизировано, отрывочно, зачастую противоречиво, и, в целом, достаточно сложно (даже для -специалистов, а не только работников предприятий и  банков). Поэтому чем меньше будет  изъятий и исключений из единых правил и норм валютного регулирования, которые в последние годы часто  делались в пользу, регионов, отраслей и даже отдельных предприятий, тем  эффективнее будет валютная политика государства. Тем более, что, как  показала практика, предоставление многочисленных льгот не только существенно усложняло  работу банковской системы, "запутывало" законодательство, делало невозможным  применение универсальных санкций  за нарушение единых норм, не сопровождалось мерами особого контроля за фактическим  использованием уже предоставленных  льгот, но и создавало необоснованные преимущества одних участников перед  другими, стимулируя иждивенческие  настроения у претендентов на льготы. Предоставление индивидуальных льгот, прежде всего и опасно тем, что  оно нарушает целостный, единообразный  механизм государственного регулирования  и контроля, - делает практически  невозможным строгий анализ экономических  последствий подобных мер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник – М.: Юристъ, 2007.- 368 с
  2. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы: Учебник – М.: ИД ПРЕСС, 2000. – 760с.
  3. В.Н. Лиховидов “Фундаментальный анализ мировых валютных рынков: методы прогнозирования и принятия решений”
  4. Валютный курс // Википедия URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E0%EB%FE%F2%ED%FB%E9_%EA%F3%F0%F1 (дата обращения: 13.11.2011).
  5. Денежный и валютный рынок // URL: http://www.pkb.ru/press/analytics/publication/money_market (дата обращения: 13.11.2011).
  6. М.К. Бункина «Валютный рынок» М.: АО «ДИС», 2005
  7. Медведева М.Б. Валютная биржа-организатор торговли на рынке негосударственных ценных бумаг.// Финансы и кредит-2008.
  8. Российская Федерация. Законы. О валютном регулировании и валютном контроле.- федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ
  9. Соколова О.В. Финансы, деньги, кредит. Учебник – М. Юристъ, 2000. – 784с.
  10. Состояние финансового рынка России в условиях кризиса // Экономика современного предприятия URL: http://www.pkb.ru/press/analytics/publication/money_market (дата обращения: 13.11.2011).
  11. Субъекты и объекты валютного рынка // Экономика БГЭУ URL: http://www.economy-web.org/?p=262 (дата обращения: 13.11.2011).
  12. Тосунян Г.А. Банковское дело и банковское законодательство в России. -М.: "Дело Лтд" -2003. 
  13. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / -М. Дело ЛТД -2009

15.Щеголева Н.Г. Валютный рынок и валютные операции. М.: МФПА, 2005. 175 с.


Информация о работе Валютный рынок РФ: современное состояние, организация и управление